Философия средних веков презентация

Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Этапы развития и характерные черты средневековой философии. Патристика. Философия Августина Аврелия. Схоластика. Учение Фомы Аквинского. Учение об универсалиях: номинализм и реализм.

Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии, психологии и педагогики


Лекция 3. Часть 1.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
Автор – Е.К. Овсянникова,
доцент кафедры философии


Слайд 2

Условия формирования западноевропейской философии в Средние века.
Этапы развития и характерные

черты средневековой философии.
Патристика. Философия Августина Аврелия.
Схоластика. Учение Фомы Аквинского.
Учение об универсалиях: номинализм и реализм.

План лекции.


Слайд 3Средние века V в.(распад Римской империи)– XIV- нач.XV в.
В социально-экономическом

отношении это период господства феодальных отношений. Характерные черты феодализма:
частная собственность на землю, преобладание натурального хозяйства;
закрепощение крестьян;
иерархическая структура общества;
монархическая форма правления;
медленные темпы социального развития.

Слайд 4Отличительная особенность Средних веков – господство религиозных убеждений и становление институтов

религиозной власти.


Философия развивалась в рамках теологии,
была «служанкой богословия» (Ф.Энгельс).

Теология (богословие) – изложение учения о Боге, а также комплекс правил и норм жизни верующих.


Слайд 5Этапы развития средневековой философии.
1) Апологетика (II – IV вв.)
(апологеты –

защитники христианства).
Тертуллиан, Тит Флавий, Ориген и др.
2) Патристика (V – IX вв.)
(лат. pater – отец)
Григорий Нисский, Августин Аврелий.
3) Схоластика (X – XV вв.)
(с лат. «школьная философия»)
Пьер Абеляр, Альберт Великий,
Фома Аквинский.

Слайд 6Характерные черты средневековой философии.

теоцентризм;
умозрительный характер;
креационизм;
идея откровения;
дидактизм;

экзегетика.

Слайд 7Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430 гг.). Главные труды: «Исповедь», «О граде

Божьем».

Учение о Боге и мире.
Учение о познании.
Учение о душе.
Проблема свободы воли.
Взгляды на общественную жизнь.


Слайд 8Схоластика («школьная философия»)
Стремилась сделать христианское вероучение популярным и доступным для широких

слоев населения.
Философское мышление здесь рассматривалось как средство для доказательства истинности религиозной веры.

Слайд 9Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)
Монах родом из Италии, католический теолог,

профессор богословского факультета Парижского университета.
Главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».
В основе учения Ф.Аквинского – религиозная интерпретация идей Аристотеля.
Его учение – томизм – официальная доктрина католической церкви.


Слайд 10Вопрос о соотношении веры и разума:


«знать, чтобы верить»


Слайд 11Система доказательств существования Бога.
все, что движется, имеет источник движения , значит,

существует первоисточник движения – Бог;
каждое явление имеет причину, следовательно, существует первопричина всех явлений – Бог;
все случайное зависит от необходимого, значит, существует первая необходимость – Бог;
во всем существуют степени качеств, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;
все в мире имеет цель, значит, существует нечто, направляющее все вещи к цели – Бог.

Слайд 12 Спор об универсалиях в философии Средних веков:
ОБЛАДАЮТ ЛИ ОБЩИЕ

ПОНЯТИЯ

(УНИВЕРСАЛИИ)
РЕАЛЬНЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ?

Слайд 13РЕАЛИЗМ (лат. realis – реальный)
В основе – учение Платона.
Первоначальное, подлинное

бытие – мир общих понятий.
Универсалии содержатся в божественном разуме, Бог по универсалиям (образцам) творит мир.

Слайд 14РЕАЛИЗМ:

крайний – подлинной реальностью обладают только общие понятия, существующие до единичных

вещей и независимо от сознания и материального мира;
умеренный – общие понятия существуют реально, но проявляются только в конкретных вещах.
Ф.Аквинский: универсалии существуют «до вещей» (в божественном разуме), «в вещах» (как конкретное проявление общих понятий), «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстрактного мышления).





Слайд 15НОМИНАЛИЗМ (лат. nomina – имя)
Реально существуют только единичные вещи, а общие понятия

– это наименования, обозначающие вещи (они создаются человеческим умом и существуют в языке).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика