Философия средних веков презентация

Содержание

Предпосылки возникновения европейской философии средних веков (V – XV вв.) Борьба с ересями и языческой философией Распространение христианского вероучения и рационально-логическое обоснование его истинности Утверждение христианства в

Слайд 1философия СРЕДНИХ ВЕКОВ


Слайд 2Предпосылки возникновения европейской философии средних веков (V – XV вв.)


Борьба с

ересями и языческой философией
Распространение христианского вероучения и рационально-логическое обоснование его истинности
Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи (325 г.)

Слайд 3Неоплатонизм (Плотин, Прокл)
Философская картина абсолютного бытия:
Единое Благо – (подлинное первосущее)>
Мировой Ум

(числа и идеи – первооснова всех вещей) >
Мировая Душа (все одушевленное) >
Материя (низшая форма бытия)


Слайд 4Филон Александрийский
Предшественник ранней христианской философии
Отождествление Бога и Логоса
Логос – высшая идея


и наместник Божий

Человек – интеллектуальное существо, следующее Логосу и уподобляющееся Богу


Слайд 5«Философия – служанка богословия» (Ф. Аквинский)


Зависимость философии от религии
Цель философии -

богопознание
Теоцентризм – принцип построения философской картины мира, где единоначалом выступает Бог
Монотеизм - единобожие



Слайд 6Основные понятия философии средних веков
Бог – сверхчувственная сущность, Абсолютный Дух,
Творец и

единое начало мира.
Теодицея – доказательство бытия Божьего

Креационизм – принцип творения мира Богом из ничего
Провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога, осуществление предусмотренного Богом плана
Эсхатологизм – христианский догмат о конечности мира и человека, о втором пришествии Христа на землю, о судном дне

«Универсалии» (лат. universales — общий) — общие понятия

Слайд 7Этапы становления и развития европейской христианской философии


Апостольский период (первая половина II

в.)
Апологетика (II - III вв.)
Патристика (IV – VII вв.)
Схоластика (IX – XV вв.) -


Слайд 8Апостольский период


Деятельность апостолов-евангелистов (Варнава, Климент Римский,

Герма и др.) обращавшихся к христианской аудитории:

Защита христианства от ересей и язычества

Разработка догматов христианского вероучения (догмат - положение, принимаемое на веру без доказательств)


Слайд 9Апологетика (от греч. apologeomai – защищающие)
Деятельность раннехристианских писателей-философов (Тертуллиан, Ориген, Аристид

и др.), обращавшихся к языческой аудитории и защищавших в своих сочинениях принципы христианства от критики языческих правителей и ученых

Основные положения трудов апологетов:

Языческие верования нелепы и предосудительны
Эллинская философия утонула в противоречиях
Христианство – единственная истинная философия
Лучшие умы античности (Платон, Сократ, стоики) близки к христианству

Слайд 10«Верую потому, что абсурдно» - Тертуллиан

Вера – мировоззренческая и психологическая установка

принятия какого-либо положения без доказательств, не допускающая сомнений
Откровение – знание, полученное иррациональным путем, имеющее божественный источник
Отрицание необходимости рационального объяснения откровения


Слайд 11Патристика
Деятельность первых христианских богословов- «отцов церкви» (Аврелий Августин, Григорий Нисский, Иоанн

Дамаскин)
Основные проблемы:
Сущность Бога и его тройственность (тринитарная проблема)
Свобода воли человека и возможность спасения его души
История - осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека

Слайд 12Августин Аврелий (Блаженный) (354 — 430)
Град Божий и Град Земной в

мире и в человеческой душе

Творец зовется творцом по отношению к своим тварям подобно тому, как господин зовется господином по отношению к своим слугам

Вера и разум едины, но вера превосходит разум

Слайд 13Схоластика
Схоластика (от греч. scholasticа, школьный, учёный) – тип религиозной философии, рационально-логическое

обоснование истинности христианского вероучения (Ф. Аквинский,
И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам и др.)
Схоластика - «школьная философия» - исходила из того, что истина заключена в текстах, и человек может постичь ее, разобравшись в Священном Писании

Основные проблемы:
Доказательства бытия Божьего
Соотношение веры и разума
Проблема универсалий

Слайд 14Фома Аквинский (1225 — 1274)

Основатель томизма – официальной философии католицизма (соединение

философии Аристотеля с христианским мировоззрением)

Два пути к Богу – вера и разум, которые не исключают, а взаимодополняют друг друга
Философия и религия имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой

Слайд 15Теодицея Ф. Аквинского
Доказательства бытия Бога:

Бог - исток всего, перводвигатель (космология);
Бог

– причина возникновения мира (космология);
Бог – высшее идеальное бытие, совершенная сущность (онтология);
Бог – первообраз, исходная основа, «форма всех форм» (онтология);
Бог – высший источник целесообразности, Творец, осуществляющий цель творения (телеология)

Слайд 16ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Течения в схоластике:
Реализм (от

лат. realis – вещественный, действительный
Номинализм (от лат.
nomen – имя, наименование)

Слайд 17Реализм
Общие понятия (универсалии) реальны, первичны, порождают вещи
(Ф. Аквинский, А. Кентенберийский)

Истинное

знание возможно лишь в богословии – «истины веры»


Слайд 18Номинализм
Реальны лишь единичные вещи, а общие понятия (универсалии) - это имена

вещей, существующие в мышлении
( И. Дунс Скотт, У. Оккам)

Истинное знание возможно и вне богословия – «истины разума»


Слайд 19Уильям Оккам (1281 — 1349)

«Идеи не существуют в божественном уме

как прообразы сущности, Бог творит вещи при помощи воли, а идеи возникают в его уме уже после того, как мир был сотворен»

«Сущности не следует умножать без необходимости» - реально лишь то, что можно проверить опытом или объяснить уже известным, проверенным

Слайд 20 Пьер Абеляр (1079 —1142)

Концептуализм
В единичных предметах существует нечто общее, на

основе чего возникает концепт, выраженный словом - концепция двойственной истины
«Понимаю, чтобы веровать»

Слайд 21Основные черты философии средних веков
Теоцентризм
Креационизм (онтология)
Сочетание мистицизма и рационализма (гносеология)
Богоуподобление (антропология)
Провиденциализм и

эсхатология (история)
Аскетизм и смирение (этика)

Слайд 22Задание
1. Специфика средневекового философского знания (3-5 примеров).
2. Проблема разума и веры

в средневековой философии
(2-3 концепции по выбору).
3. Внести записи в таблицу по теме: «Философия Средних веков».


Слайд 23
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика