Философия познания презентация

Содержание

Вопросы которые ставит теория познания: что такое знание? как мы его получаем? может ли человек получить истинное знание? могут ли наши средства получения знания быть защищены против

Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
План
Гносеология как раздел философского знания
Знание, вера

и обоснование

Слайд 2Вопросы которые ставит теория познания:
что такое знание?
как мы его

получаем?
может ли человек получить истинное знание?
могут ли наши средства получения знания быть защищены против скептического вызова?
Эти вопросы так же стары, как сама философия.

Слайд 3Гносеология, когнитология и эпистемология
Гносеология

с древнегреческого означает учение о знании

– это научное познание, только получение научного знания.

Когнитология

учение о научном знании

Эпистемология

учение о развитии науки и научного знания


Слайд 4Развитие теории познания
Источник знания
Концепция врожденных идей (Сократ, Платон)
Откровение божества (религиозно-идеалистическая философия)
Отражение

объективного мира (материализм)

Слайд 5Что такое знание?

Знание есть
обоснованная
истина
Знание есть образ внешнего мира

в голове человека

Слайд 6Две проблемы в гносеологии: 1) как определить знание; 2) как получить

его.
На 2-й вопрос отвечают две школы: рационализм – отводит роль разуму как средству познания и эмпиризм – отводит эту роль опыту.

Основой теории познания является теория отражения


Слайд 7Отражение внешнего мира должно быть адекватным (то что вижу, то и

есть в действительности)!

Однако, в XXв. поняли что объектом исследования могут выступать сложные системы (микромир, гипермикромир, мегамир). Таким образом, возник вопрос об адекватности теории отражения.

Образ – это не только фиксация данного актуального процесса, но и фиксация прошлого и будущего, его прогноза.

Отражение – это не пассивный процесс, а сложный и активный, вытекающий из активности субъекта познания!


Слайд 8В марксистской философии вели речь о материалистической и идеалистической гносеологии. Но

на современном этапе считается что жесткого разграничения не должно быть.
Деление на практику и теорию условно!
В гносеологии выделяют объект и субъект познания
Под субъектом понимается человек или группа людей, осуществляющих познавательный процесс.
Под объектом понимают предмет, на который направлено внимание человека.


Слайд 9
Проблема активности субъекта впервые
была поставлена И. Кантом


Который провозгласил:
«я совершил

каперниканский
переворот в философии!»

Слайд 10Далее идеи Канта развивал Гегель,
а Маркс
впервые поставил вопрос
о

социальной активности
субъекта, который может
преобразовать общество
и внешний мир.
11 тезис Маркса: «Философы
лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается
в том чтобы изменить его».

Слайд 11В xx веке, показали что подобная трактовка проблемы Маркса не соответствует

действительности, потому что, чрезмерная социальная активность человека оказывает пагубное влияние на него самого и окружающею природу. Потому, 11 тезис Маркса не верен, созерцательная философия представляется сегодня выходом из сложившейся ситуации: «прежде чем изменить мир, измени себя» - так гласит восточная мудрость.

Слайд 122. Знание, вера и обоснование
Знание
Можно знать людей, места, некоторые вещи. А

так же знать нечто, что имеет место на самом деле – это называется пропозиционным знанием.

Какие условия должны быть выполнены для того, чтобы правильно описать что человек знает что-то?

Слайд 13Знание часто рассматривается как единство образа и знака.
Образ – это структурное

сходство отображения с отображаемым оригиналом, объектом.
Знак – это есть такое явление, которое не имеет структурного сходства с оригиналом, а просто выступает предметом, заменяющим другой предмет.
В семиотике (учение о знаках) выделяют следующие знаки:


Слайд 14Знаки
Языковые
Неязыковые
Знаки
не живой
природы
Человеческий
язык
Язык
животных
ЭВМ


Слайд 15Проснитесь!

Напрягите извилины!

А теперь, немного формальной логики!


Слайд 16«А знает что Р» где А – познающий субъект, а Р

– суждение. Из этого следует что если А знает что Р, тогда Р должно быть истинным, а А должен иметь правильную установку к Р: А должен верить в истинность Р.
И если А верит в истинность суждения, не имея на то оснований, мы не можем говорить что А знает Р.

Обоснование и вера

Влечет ли обоснование веры в Р истинность Р?

Слайд 17Если ответить положительно, то такой взгляд будет называться «непогрешимостью»
Если ответить

отрицательно то это «фаллибилистический» взгляд.
Нужно чтобы были веры которые сами не нуждаются в обосновании, или были бы самообосновывающими, т.е. такую веру можно назвать фундаментальной – теория «фаундализма»
Что делает веру независимой? – самоочевидность, непобедимость, непоправимость. А так же перцептуальные основания (знания полученные с помощью органов чувств), но, они нуждаются в вере.
Вера обоснована если она согласуется с уже принятым множеством вер – теория «когерентности»

Слайд 18Истина
Аристотель полагал что истина – это знание которое соответствует предмету.
Как

соотносятся философская и научная истина?
В философии ставится вопрос о соотношении истины и не истины, заблуждения. Таким образом, знание может рассматриваться как единство истины и заблуждения.
Философскую истину рассматривают в единстве с нравственностью и красотой – это так называемый философский треугольник, который был предложен Сократом

Слайд 19
истина
нравственность
красота
Философский треугольник Сократа


Слайд 20До встречи на следующей лекции


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика