Философия и место России в истории и современном мире презентация

Содержание

Эссенциальный vs Aкцидентальный В логике свойство P для носителя A эссенциально (= сущностно, первично) если A без P не может быть в своей истинной сути. Если P есть свойство носителя A

Слайд 1ФИЛОСОФИЯ И МЕСТО РОССИИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


Слайд 2Эссенциальный vs Aкцидентальный
В логике свойство P для носителя A эссенциально (=

сущностно, первично) если A без P не может быть в своей истинной сути.
Если P есть свойство носителя A und A может без P быть в своей истинной сути, то P для A акцидентально (= вторично по своей значимости).


Слайд 4Академия и Философия
Платон (427 – 347 д.н.э)


Слайд 7Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)
1. Я знаю, что я...

ничего не знаю. (Херэфонт у Пифии в Дельфийском храме: Сократ – мудрейший из греков)
2. В ожидании казни: «Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти», - а он спокойно ответил: «А их к смерти...осудила природа».
3. Его последние слова на суде: «Но уже пора идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а что из этого лучше,... никому не ведомо, кроме Бога».
4. Я ем, чтобы жить, а многие люди... живут, чтобы есть.


Слайд 8
5. Загадка в поведении людей, которую Сократ так и не смог

разгадать: «Благое вижу, хвалю, но... к дурному влекусь»
6. В жизни Сократа две женщины Ксантиппа (у нее от него 3 детей) и Мирто: «Женишься ты или не женишься – все равно...раскаешься».
7. Его часто обижали, и как-то в присутствии многих – пинок: «Почему ты терпишь?» - «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я на него подавать в суд?».


Слайд 9Сократ – учитель Платона
«Познай самого себя!» - над входом в Дельфийский

храм Аполлона.
Сократ об этом: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя. И смешно, по-моему, будет, если я, не зная самого себя, примусь исследовать нечто мне чуждое. Я исследую самого себя: кто я – чудовище сложное или же существо простое, и хоть скромное, но по своей природе причастное чему-то божественному?»

Слайд 10Платон и Академия
«Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость»
«Мы в

действительности ничего не знаем» (Платон)

Слайд 11Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
С 407 г. – ученик

Сократа до его смерти в 399 г.: «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ), но мне может помочь узнать мой даймон ( примерно, ангел в русс.)
В 389 – 387 гг. был у тирана Сицилии Дионисия: продан в рабство. Спасен пифагорейцем Архитом: выкуп за 30 мин.
Именно за эти деньги, который отказался принять после освобождения Платона Архит, был выкуплен сад, носивший имя афинского героя Академа. В нем – школа Платона. Именно в этой традиции – название Академия.

Слайд 12Создание Академии (388 – 387 д.н.э)
«Да не войдет сюда не-геометр» (!!!)
Математика

+ геометрия + диалектика (гр. искусство диалога???): диалог Земли и Неба (= эйдетической вечности и земной временности) – АРХИТЕКТУРА МИРА
«Диалоги» Платона: Сократ и …
Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю»???
5. Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже»: субъективная диалектика


Слайд 13О сущности вещей
Сущность вещей (= «то, что вещает») обусловлена их эталонными

первообразами (= греч. «эйдосами»: вечные идеи). Идеи пребывают в природе в виде матричных образцов всех вещей, которые, однако, для познающего человека только «тени» идей.
Познание вещи, т.е. движение от «тени» к ее пределу в идее, возможно только через анамнесис (= «припоминание») души, которая рождена в мире вечных идей: это – т.н. эйдетическая память души, включающая всю полноту космоса.

Слайд 14Отношение идей к вещам
Это отношение определяется тремя понятиями: подражание, причастность, присутствие.
Вещи

возникают, «подражая» идее, стремясь к ней как цели.
Возникнув, вещь становится причастной идее.
Наконец, чувственные вещи становятся сходными с идеями только тогда, когда идеи «присутствуют» в них.

Слайд 19Любовь как присутствие
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в

Боге, а Бог в нем»
(1 Ин 4: 16)


Слайд 20Любовь и АП???
Антропный принцип: Вселенная есть, потому что мы есть !!!



Слайд 21
Две формулировки антропного принципа:
Понятие физической реальности включает как характеристики исследуемого объекта,

так и условия наблюдения, а также самого наблюдателя.
Свойства Вселенной таковы, что в ней могли появиться жизнь и разум («наблюдатели») = «Тонкая настройка» Вселенной


Слайд 22В. Паули «Физические очерки»
В микрофизике характер законов природы таков, что за

любое знание, полученное в результате измерения, приходится расплачиваться утратой другого, дополнительного знания. Поэтому каждое наблюдение представляет собой неконтролируемое возмущение как средства наблюдения, так и наблюдаемой системы, и нарушает причинную связь, предшествовавших ему явлений с явлениями, следующими за ним… Такое наблюдение, существенно отличающееся от событий, происходящих автоматически, можно сравнить с актом творения в микрокосме или с превращением, правда, с заранее непредсказуемым и не зависящим от внешних воздействий результатом… Обратное действие познаваемого на познающего выходит за пределы естествознания, так как оно принадлежит совокупности всех переживаний, с необходимостью испытываемых познающим.

Слайд 23О платонической любви
Тело не есть надежный предмет для любовного влечения. Оно

– бренно.
Душа – более надежный предмет, но она неустойчива и нуждается в воспитании.
Произведения души и ума – искусство и наука – более достойны любви, но они тоже временны.
Лучше любить вечное и неизменное, т.е. то, что бессмертно и небесно.

Слайд 24О душе
Если человек настоящий философ, его заботы обращены не на тело,

но почти целиком на душу.
Каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, одушевлено, потому что такова природа души. То, что движет само себя, есть не что иное, как душа.
Душа существовала до того, как мы родились.
То, что видит душа, умопостигаемо и безвидно (!!!).
Душа бессмертна и неуничтожима. Душа умершего продолжает существовать и обладает способностью мыслить.
Душа всякий раз обманывается по вине тела.
Уподобим душу слитой воедино силе упряжки крылатых коней и возничего. Из коней один хорош, а другой нет. Один масти белой, любит честь, но при этом воздержан и совестлив, его не надо погонять бичом. А другой черной масти, друг наглости и похвальбы, глух к совести, он с трудом повинуется бичу.

Слайд 25Символ пещеры


Слайд 27О государстве
Государствам до тех пор не избавиться от бед, пока не

будут в них править философы, хотя большинство считают их бесполезными для государства.
Философ похож на лучшего кормчего на корабле, причастного искусству управления, но среди моряков идет распря из-за кормила, т.к. каждый считает, что именно он должен править в убеждении, что для этого не надобно искусства знания высших идей.
И если даже корабль плывет неверным курсом, моряки назовут болтуном и никудышником именно того, кто подлинно способен управлять.

Слайд 29Диоген (400 – 323 гг. до н.э.)
ученик Антисфена, основателя школы киников

(от греч. сyon – собака) = цинизм
1. По Платону, человек – двуногое животное, лишенное крыльев. Диоген ощипал петуха, и принеся его в Академию, объявил: «Вот человек Платона».
2. На вопрос, что дала ему философия, он ответил: «По крайней мере, готовность ... ко всякому повороту судьбы».
3. Человеку, сказавшему «Мне нет дела до философии!», он возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы...хорошо жить?»


Слайд 30Cемь мудрецов Древней Эллады
В каноне, составленном в 4 в. до

н.э. Деметрием Фалерским:
1. Клеобул из Линда: «Мера – лучше всего».
2. Солон Афинский: «Ничего слишком».
3. Фалес из Милета: «Вода есть наилучшее» или «Поручись – и беда тут как тут» или «Блаженство для тела – здоровье, блаженство для ума – знание.
4. Питтак из Митилены: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам».
5. Биант из Приены: «Большинство людей – дурны».
6. Периандр из Коринфа: «Наслаждения смертны, добродетели бессмертны».
7. Хилон из Лакедемона: «Познай самого себя».
Но есть и другие списки, где, например, - Мисон Хинейский: «Надо исследовать не дела по словам, но слова по делам, ибо не дела совершаются ради слов, а слова ради дел».

Слайд 31ФИЛОСОФИЯ
форма (?) общественного сознания (?);
учение об общих принципах (?) бытия (?)

и познания (?), об отношении человека к миру;
наука (!!!) о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Слайд 32НО!!!
Философия = греч. Philosophia: philo = люблю + sophia = мудрость

!!!

Вера – Надежда – Любовь???

Слайд 33«Бог есть любовь. И пребывающий в любви пребывает в Боге, а

Бог в нем» (1 Иоанн 4: 16)



Слайд 35«Смысл любви» (1892 – 1894)
«Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом

человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Любовь больше, чем разумное сознание, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность».

Слайд 36
«Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву

эгоизма… Ложь и зло эгоизма состоят вовсе не в том, что этот человек слишком высоко себя ценит, придает себе безусловное значение и бесконечное достоинство: в этом он прав, потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, - всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое…»

Слайд 37
«Истинная индивидуальность есть некоторый определенный образ всеединства, некоторый определенный способ восприятия

и усвоения себе всего другого. Утверждая себя вне всего другого, человек тем самым лишает смысла свое собственное существование, отнимает у себя истинное содержание жизни и превращает свою индивидуальность в пустую форму. Таким образом, эгоизм никак не есть самосознание и самоутверждение индивидуальности, а напротив – самоотрицание и гибель».
!!!

Слайд 38Любовь к мудрости и Разум
???


Слайд 39Ф.И. Тютчев (1803 – 1873)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У

ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

28 ноября 1866

Слайд 41Основной вопрос философии
это вопрос об ЭССЕНЦИАЛЬНОМ =
о первопринципе, то есть

о первоначале, задающем все виды движения в Природе, Истории, жизни всего человечества и каждого человека.

Слайд 42 Философия и проблема истины
Проблема Истины – это проблема Начал, т.е. Принципов


Слайд 43Тайны, тайны…??? (Что есть в Принципе, то есть что – в Начале

всего?)



Слайд 44Что движет миром или Кто?
гравитация?
Бог?
Человек?


Слайд 50Судьба Вселенной
Ускоряющееся расширение Вселенной началось приблизительно 5 миллиардов лет назад. До

этого расширение замедлялось благодаря гравитационному действию тёмной материи и барионной материи.
Со временем темная энергия начинает преобладать при уменьшении массы барионной материи – гравитационной, масса темной энергии остается практически такой же.
Гравитационные силы под воздействием темной энергии могут быть полностью разорваны в результате чего галактики выйдут за горизонт.
Любая форма коммуникации далее пределов горизонта событий становится невозможной, и всякий контакт между объектами теряется. Земля, Солнечная система, наша Галактика, и наше Сверхскопление будут видны друг другу и в принципе достижимы путём космических полётов, в то время как вся остальная Вселенная исчезнет вдали.



Слайд 52Бела Тарр «Туринская лошадь» (2011)
Стратегия последнего фильма?


Слайд 58«Меланхолия» Ларса фон Триера
«Конец света – это прежде всего состояние сознания»


Слайд 61Человек и темная энергия?


Слайд 62Человек и темная энергия
Каждый человек является частью Вселенной, при этом являясь

самостоятельной Вселенной.
Темная энергия действует по принципу темных сил, темных мыслей. Темная энергия способная отталкивать планеты, галактики друг от друга, как и растущая темная энергия в человеке отдаляет его от других людей, от мира, от света.
Темная энергия как Сатана – в христианстве, Мара – в буддизме, Хаос – у древних греков действует с целью разрушения. Задача Человечества – остановить это разрушение, прежде всего – разрушение духа в самом себе.
Постоянство и сила темной энергии – результат скопления и разрастающейся тьмы внутри человека – его темной энергии, которую он посылает Вселенной.



Слайд 63Философия и Христианство
Философия – служанка богословия


Слайд 70Из работы Канта«Основоположения метафизики нравов» (1785)
«Поступай так, как если бы максима

твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы…
…ясно, что природа, если бы ее законом было уничтожить жизнь посредством того же ощущения (!), назначение которого – побуждать к поддержанию жизни, противоречила бы самой себе и, следовательно, не могла бы существовать как природа».

Слайд 80Основной вопрос философии
- это вопрос о первопринципе, то есть о первоначале,

задающем все виды движения в Природе, Истории, жизни всего человечества и каждого человека.

Слайд 81Основной вопрос философии
- это вопрос о соотношении мышления и материи, сознания

и природного мира, духовного и материального. Это – вопрос, от решения которого зависят все виды движения в Пространстве и Времени, в истории человеческого общества, в судьбе всего человечества и каждого человека. Это – вопрос о Тебе!

Слайд 82Философия и идеи
Философия отвечает за регулирующие жизнь идеи.
- Философия выполняет идеологические,

политические, организаторские и другие функции, характер и цели которых зависят от доминирующих в общественном сознании идей.
Идея - ???
форма постижения в мысли явлений объективной реальности?
синтез энергии и формы, в котором уже предзаданы цели и проекции движения к ним?
объективная сущность?
субъективная сущность?
диалогическая сущность?


Слайд 85Конец истории
Понятие «конец истории»(engl.: End of History) было введено политологом и философом

Френсисом Фукуямой в журнальной статье, идеи которой он затем развил в одноименной книге, ставшей бестселлером (The End of History and the Last Man, 1992).
Фукуяма сформулировал тезис о том, что после развала СССР и социалистического сообщества в будущем везде и окончательно основой государственно-политической организации статут принципы либерализма в форме демократии и рыночной экономики. Позже, однако, он допустил вероятность того, что в исламском мире могут действовать иные культурно-политические динамики.

Слайд 86Из статьи Френсиса Фукуямы «Конец истории?», вышедшей в свет в 1989

г. в журнале «National interest»

«То, чему мы свидетели,- не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Это не означает, что в дальнейшем никаких событий происходить не будет…,- ведь либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко. Однако имеются серьезные основания считать, что именно этот идеальный мир и определит в конечном счете мир материальный».


Слайд 87Гегель: «битва при Йене означала конец истории»
Гегель был первым, кто провозгласил

(после поражения, нанесенного Наполеоном Прусской монархии в 1806 г. при Йене), что история подходит к концу в смысле победы идеалов Французской революции и перспективы универсализации государства, воплотившего принципы свободы и равенства. «Для Гегеля противоречия, движущие историей, существуют прежде всего в сфере человеческого сознания, т.е. на уровне идей…как широких объединяющих картин мира…В конце концов эта сфера сознания с необходимостью воплощается в материальном мире, даже – творит этот материальный мир по своему образу и подобию. Сознание – причина, а не следствие».

Слайд 91«Русская идея – это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем

спасении»

Из книги А.В. Гулыги «Русская идея и ее творцы»


Слайд 92Три смерти в философии постмодернизма

«Смерть автора» - основополагающая фигура постмодернистской философии

текста, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения. Текст рассматривается не как продукт сознательной деятельности субъекта-автора, но как результат имманентной процессуальности языка. Смысл текста трактуется в качестве не привнесенного субъектом, но автохтонного, самопричинного, обусловленного самодвижением языка. По замечанию Р. Барта, в тексте «говорит не автор, а язык как таковой».

Слайд 94«Смерть Бога» - фундаментальная метафора постмодернистской философии, восходящая к постулату Ницше

«Бог умер» и отражающая в своем содержании парадигмальную установку на отказ от идеи внешней принудительной причинности. Этот отказ констатирует уход из человеческой жизни трансцендентного измерения и приоритет установки на осмысление имманентности.


Слайд 95«Смерть субъекта» - метафорический термин французского философа М. Фуко, фиксирующий отказ

постмодернистского мышления от презумпции традиционного понимания субъекта как носителя чистой когнитивной рациональности. Если модернизм, следуя классической философии, провозглашал идею ценности субъекта, то постмодернизм идею его расщепления. Критика концепции «трансцендентального субъекта», бывшего основой классической парадигмы культурно-цивилизационной рациональности, становится фундаментом формулировки основополагающей для философской парадигмы постмодерна программной презумпции «смерти человека».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика