Слайд 3Жизнь и труды
Дж. Беркли (1685-1753) крупнейший английский философ, создатель нового направления
в философии – субъективного идеализма.
Беркли родился в Ирландии в дворянской семье. Закончил колледж Святой Троицы в Дублине в 1704 и получает степень бакалавра искусств.
В 1709 году был рукоположен в сан священника. Занимается философией. В этом же году выходит первое философское произведение «Новая теория зрения», посвященная психологии человеческого восприятия.
Основной философский труд Беркли был написан в 1710 году, это был «Трактат о принципах человеческого знания», где была сформулирована его новая философская концепция.
Слайд 4Борьба с материализмом
Вся деятельность Беркли как философа, ученого, священника была подчинена
одной цели – борьбе с неверием.
Так как главной опорой неверия и безбожья был материализм, - то искоренить его стало главной задачей философии Беркли.
В работах «Три диалога между Гиласом и Филонусом», «Аналитик» и др. Беркли пишет о необходимости создания новых форм и методов защиты религиозного мировоззрения.
Против Беркли выступили как его откровенные враги –материалисты, так и те философы, чьи интересы по существу совпадали с его собственными.
Слайд 5Критика абстрактных идей
Стержень всех философских рассуждений Беркли – критика абстрактных идей.
«Все,
что существует, существует единично». Отсюда следует, что все соответствующее действительности, должно быть единичным.
Абстрактные понятия суть ложные и невозможные понятия. Это такие понятия как протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро и пр.
Нельзя образовать отчетливое абстрактное представление о движении или протяжении без конкретных чувственных качеств, таких как быстрое или медленное, большое или малое и т.д.
Общее, согласно Беркли, - не отражение реального единства вещей, а искусственное творение человеческого разума.
Слайд 7Идеи и вещи
Нет такой вещи, которую мы не в состоянии были
бы представить: возможность представления (восприятия) определяет возможность бытия.
Ощущение отождествляется им с качеством вещи и получает название «идея».
«Чувственные объекты, будучи вещами, непосредственно воспринимаемыми, иначе называются идеями».
Идея первична, а вещь вторична, так как вещь есть сочетание или комплекс идей.
Слайд 8Существовать значит быть воспринимаемым
Вещей видеть нельзя, а можно лишь видеть цвета,
фигуры, величины.
Вещь разлагается без остатки на идеи – значит формула «качества принадлежат вещам» приобретает смысл «качества принадлежат сознанию».
Таким образом, в идеи происходит слияние ощущающего и ощущаемого.
Поэтому основным тезисом Беркли (субъективного идеализма) является: «существовать значит быть воспринимаемым».
Слайд 9Материя
Существование идеи состоит в ее воспринимаемости.
«Я говорю: стол, на котором
я пишу, существует, - это значит, что я вижу его, осязаю, обоняю….»
Существует ли материя? Определение материи состоит из одних отрицаний: ни то, ни другое, ни третье (ничего конкретно воспринимаемого). Остается беспредметное слово, равнозначное «подпорке», «носителю», но не имеющее внутреннего конкретного содержания. Остается пустое беспредметное слово.
Если же материя не может быть воспринята, то на каком основании мы можем утверждать, что она существует?
Слайд 10Дух
Однако, Беркли ограничивается только отрицанием материальной субстанции, стремясь сохранить субстанцию духовную.
Если
Беркли был бы до конца последователен, то пришел бы к выводу, что духовная субстанция исчезает вместе с материальной.
«Я отрицаю, что существует какой-либо не мыслящий субстрат чувственных объектов и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной субстанции».
«Не существует телесной или материальной субстанции, остаётся, стало быть, признать, что причина идей есть бестелесная, деятельная субстанция, то есть дух». Это по сути говоря предательство логики субъективного идеализма и переход на позиции объективного идеализма.
Слайд 11Солипсизм
Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм, представляющий окружающий нас мир как
игру человеческого воображения, не устраивает Беркли.
Чтобы избежать солипсизма (мир есть комплекс моих ощущений) Беркли полагает, что «Бог должен существовать независимо от чьего-либо сознания или идеи».
Поэтому Беркли вводит 2 рода бытия : бытие Бога, воспринимающего не только обычные вещи, но и мыслящие вещи (людей) и бытие людей, воспринимающих вещи.
Между этими родами бытия в качестве посредников расположены ангелы и архангелы.
«Если действительное существование не мыслящих вещей состоит в их воспринимаемости, то существование мыслящей вещи в этом не состоит».
Беркли признает существование других людей (других мыслящих Я).
Слайд 12Существует ли не существующее
Существуют ли вещи, если они не воспринимаются как
мной, так и другими людьми, если они не являются идеями ни для меня, ни для других? К примеру, отдаленные не видимые звезды, глубоководные еще не обнаруженные рыбы и т.п.
Существуют, но только по тому, что, если они действительно существуют, то воспринимаются ангелами и в конечном счете Богом.
Беркли полагает бытие в действительности (реализованное бытие) и бытие в возможности (еще не реализованное).
Быть означает быть воспринимаемым или возможность быть воспринимаемым.
Слайд 13Почему существуют вещи
Если вещи ни кем не воспринимаются ни в действительности,
ни в возможности, то они непрерывно творятся и воспринимаются ангелами и Богом.
Сами вещи не могли бы существовать, если бы не поддерживались волей и восприятием Бога.
А что же, с точки зрения Беркли, представляет собой сам Бог?
Согласно берклианской логике, Бог, чтобы существовать для нас, должен представлять собой совокупность восприятий. Мы должны были бы его видеть, слышать, ощущать, как и любую другую материальную вещь. Но по отношению к Богу никто из нас такого сказать не может.
Слайд 14Почему существует Бог
Если Бог все-таки существует, то нам придется предположить, что
существует некоторая сущность более высокая, чем Бог и Бог для нее является результатом восприятия. Но почему существует эта сущность? Кто ее воспринимает? Нам придется предположить еще более высокую сущность и т.д. до бесконечности.
Таким образом, Беркли попадает в ловушку дурной бесконечности, из которой можно выбраться только «разорвав» логику субъективного идеализма и перейдя на позиции идеализма объективного, то есть просто бездоказательно постулируя существование Бога как первоосновы, субстанции.
Слайд 15Доказательство бытия Бога
Беркли не устраивали имеющиеся доказательства бытия Бога, и он
предложил свое.
Поскольку большая часть воспринимаемых нами идей не произведена человеческими волями и не зависит от них, должен существовать некоторый Дух, их производящий.
Поэтому каждое ощущение возникает извне, то есть независимо от моей воли, но причиной идей может быть только духовное начало и ли Бог.
Слайд 16Что порождает наши идеи
Таким образом, то, в чем мы можем быть
уверены – это наши идеи (= ощущения). Но что вызывает их к жизни?
Для материалиста очевидно, что вещи, материя. Беркли считал, что этого никто не доказал и доказать не сможет.
Идеи духовны (нематериальны), а потому субстанцией (первоосновой) их порождающей должен быть дух или Бог, который дает нам истинное представление, позволяющее нам хорошо адаптироваться в жизни.
Если я заявлю, что сижу на стуле (мои ощущения вызваны материальным предметом вне меня), то Беркли скажет, что он «сидит на комплексе ощущений», для которого придумали общее название «стул».
Слайд 17Как возможно познание
Совместима ли вещь в моем восприятии с восприятием ее
другим человеком?
Согласно Беркли, такой совместимости не существует.
Мы не можем одинаково и адекватно познавать мир. Но почему же мы понимаем друг друга?
Мы пользуемся одинаковыми знаками, метками, именами для обозначения более менее схожих комплексов ощущений. Пример с вишней.
«Но кто же не видит, что весь этот спор ведется из-за слова, а именно, можно ли к тому, что воспринимается разными лицами, прилагать тем не менее термин «тоже самое»».
Слайд 18Возможна ли наука
Наши общие представления, которые могут быть представлены образно, есть
возможные восприятия.
Физика, математика могут быть такими возможными восприятиями, если им в соответствие можно поставить опыт.
Наше знание является гипотетическим и мы вынуждены строить воображаемый образ, а это, в конечном счете, может привести к заблуждению.
Чем абстрактнее (недоступнее опыту) факты той или иной науки, чем дальше они от нашего восприятия, тем меньше мы можем говорить о познании.
Слайд 19Заключение
Нерешенные проблемы Беркли были подхвачены и развиты Д.Юмом.
От Беркли тянутся
нити к ряду современных философских направлений (позитивизм, прагматизм и др.)
К.Поппер писал: «Родословная Э.Маха, Б.Рассела, Ф.Франка, М.Шлика, В.Гейзенберга и многих других ведет к Дж.Беркли».