Слайд 1Философия Древней Индии: особенности, школы и представители
-
Работу выполнила студентка 1 курса
филологического факультета Гуманитарного института филиала Северного Арктического Федерального Университета
Хандусь Наталия
Слайд 2Периоды развития философии Древней Индии
ведический ;
- классический,
или брахмано-буддийский ;
- послеклассический.
Слайд 3Философские учения Древней Индии
ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед - астика):
веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;
неортодоксальные (не признающие авторитет Вед - настика): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.
Слайд 4Развитие индийской философии
Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады- содержат идеи, во многом определившие
все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).
Слайд 5Характерные понятия индийской философии:
- сансара - философское учение о перевоплощении души
в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;
- карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;
- мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;
- ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему
Слайд 6Ортодоксальные школы
Ньяя и вайшешика;
Санкхья и йога;
Миманса;
Веданта.
Слайд 7Ньяя и вайшешика
Ньяя и вайшешика, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в
одну школу. Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д.
Основатель Ньяя– Акшапада Готама.
Основатель Вайшешика – Канада.
Слайд 8Санкхья и йога
Санкхья представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа
(пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити — с телом. Основатель – Капила.
Школа йога на основе представлений, сформированных в школе санкхья, стремилась разработать практические принципы поведения человека. Спасение человека состоит в осознании того факта, что пуруши полностью не зависит от пракрити. Основатель – Патанджали.
Слайд 9Миманса
Представители этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело.
Сторонники школы миманса разработали особую теорию познания. По их мнению, любое познание опирается на такие источники: восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие. Под невосприятием сторонники школы понимают отсутствие того, что ожидается. Основатель – Джаймини.
Слайд 10Веданта
Космология веданты соответствует идеям Вед (Атман, Брахман…). Интересной составляющей является
анализ индивидуальной души, «Я», в частности соотношения реального и иллюзорного мира в учении о 4-х состояниях психики человека. Основатель –Бадараяна.
Слайд 11Неортодоксальные школы
Локоята;
Джайнизм;
Буддизм.
Слайд 12Локаята
В отличие от шести выше описанных даршан, чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в
жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. По мнению ее представителей, смысл жизни и мира заключается в счастье и удовольствиях.
Слайд 13Джайнизм
Согласно учению джайнистов, совершается вечный, не управляемый никаким Богом мировой
процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимается в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности.
Слайд 15Источники информации
https://studfiles.net/preview/5634272/page:11/
http://studopedia.ru/3_209944_filosofiya-drevney-indii.html