Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Сделали: Бахтияров Арман
Акбаров Олжас
Слайд 2 Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I
тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства.
Слайд 3ЭТАПЫ
В философии Индии выделяют три основных этапа:
1) ведийский период
(1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Слайд 4ВЕДЫ
Древнейший памятник индийской литературы — Веды. Они делятся на
четыре группы, или части:
Самхиты
Брахманы
Араньяки
Упанишады
Слайд 5 Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем,
или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитета Вед).
Ортодоксальные школы: Неортодоксальные школы:
Веданта; 1. Джайнизм
Миманса; 2. Буддизм
Санкхья; 3.Чарваки, или локаятики
Йога;
Ньяя;
Вайшешика;
Слайд 6Неортодоксальные школы. Учение Локаята (Чарвака)
Школы – Локаяты – считают что мировая
религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
Слайд 7Неортодоксальные школы. Буддизм
Буддизм. Четыре благородных истины Будды:
1) жизнь исполнена
страданий;
2) существует причина возникновения страданий;
3) имеется возможность прекращения страданий;
4) существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий.
Слайд 8Неортодоксальные школы. Буддизм
Цель познания — освобождение человека от
страданий. В основе этики буддизма лежит убеждение в том, что избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное значение этого слова «угашенный». Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.
Слайд 9Неортодоксальные школы. Джайнизм
Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно
в VI веке до н. э. Основатель - Вардхамана или Джина Махавира. Насчитывает примерно 8 млн приверженцев, из которых 4 млн в Индии.
Цель философии джайнизма — «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником мудрости в джайнизме считается не бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания.
Джайнизм как этическое учение опирается на особое учение о бытии. Согласно этому учению, существует множество вещей, наделенных реальностью и обладающих, с одной стороны, постоянными, или субстанциальными, с другой — случайными, или преходящими свойствами.
Слайд 10Неортодоксальные школы. Джайнизм
Объекты почитания -24 пророка .Последний - 24-й пророк (Тиртханкара).
Джайнизм
, как и буддизм ,отверг догмат о непогрешимости вед (древнейших сборников религиозных текстов , придающих авторитет жрецам).
Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том , что причинение вреда живым существам является величайшим грехом , а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей добродетелью.
Одеты джайны в белые тоги .Мужчины с непокрытой головой , женщины в белых платках .У каждого на шее белый шарф. Джайны постоянно закрывают им рот и снимают лишь во время молитвы или еды.
Слайд 11Джайнизм
В основе джайнистского учения лежат 4 принципа: Ахисма – ненасилие и
непротивление злу насилием , Сатья – правдивость мысли и речи, Астейя – запрет воровства (“не укради”) и Апариграха (аскетизм) – отвращение от мирской суеты. Джайнисты соблюдают строжайший запрет на употребление в пищу мяса. Они никогда не прикасаются к мясу или к телу убитого животного, не участвуют в делах или действиях , могущих повлечь за собой насилие или убийство какой-либо жизни (будь это человек, животное, насекомое или микроб).
Слайд 12Вывод
Весь ход экономического, политического и культурного развития древней Индии определялся существованием
сложившегося на развалинах первобытно-родового строя классового общества с его кастовым строем.
Несмотря на заявление авторов о взаимной «терпимости» школ индийской философии, из книги можно получить представление о борьбе материализма с идеализмом, о преследованиях господствующей религией древнеиндийских материалистов-чарваков, о борьбе между последователями раннего буддизма и брахманистами и т. д.
Считая современную индийскую философию наиболее всеобъемлющей, охватывающей все направления западной и восточной теоретической мысли, авторы иногда подменяют терминологию индийской философии понятиями, употребляемыми современными западными идеалистическими школами, проводят неудачные параллели между западными и индийскими системами философии, дают оценки индийским школам с позиций некоторых современных реакционных философов (так, например, школу ньяи они называют «системой логического реализма»).