Философия Древнего Востока – древнеиндийская философия презентация

Содержание

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Периодизация и философские школы древнеиндийской философии. 2. Характерные черты древнеиндийской философии. 3. Философия Вед и Упанишад. 4. Специфика неортодоксальных философских школ 5. Неортодоксальные философские школы. Чарвака-

Слайд 1

ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ


ТЕМА №2
Философия Древнего Востока –
древнеиндийская философия





Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Периодизация и философские школы древнеиндийской
философии.
2. Характерные черты

древнеиндийской философии.
3. Философия Вед и Упанишад.
4. Специфика неортодоксальных философских школ
5. Неортодоксальные философские школы. Чарвака-
локаята.
5.1. Неортодоксальные философские школы. Джайнизм.
5.2. Неортодоксальные философские школы. Буддизм.
6.Ортодоксальные философские школы. Веданта.
6.1. Ортодоксальные философские школы. Миманса.
6.2. Ортодоксальные философские школы. Йога.
6.3.Ортодоксальные философские школы. Вайшешика.
6.4. Ортодоксальные философские школы. Санкхья.
6.5. Ортодоксальные философские школы. Ньяя.
7. Рекомендуемая литература.


Слайд 4 В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА: ВЕДЫ («знания») –

религиозно-философские трактаты, включающие в себя религиозные гимны («самхиты»), описание ритуалов («брахманы»), книги лесных отшельников («араньяки»), и философские комментарии к Ведам – «УПАНИШАДЫ». Источниками второго этапа являются эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». В ту эпоху появляются неортодоксальные философские школы, оппозиционные Ведам: 1. БУДДИЗМ; 2. ДЖАЙНИЗМ; 3. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА. Одновременно появляются ортодоксальные философские школы («даршан»), развивающие ведическое учение: 1. ВЕДАНТА; 2. МИМАНСА; 3. ЙОГА; 4. ВАЙШЕШИКА; 5. САНКХЬЯ. 6. НЬЯЯ. Завершает период древнеиндийской философии эпоха сутр – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «Кама-сутра»).

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ
ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ


Первый этап:
5-6 вв. до н. э. –
ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД


Третий этап
2 в. до н. э. – 7 в. н. э. –
ЭПОХА СУТР


Второй этап
6-2 вв. до н. э. –
ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД


Слайд 5 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
















1.КОСМОЛОГИЗМ - философское мировоззрение, в основе которого


располагается знание о Космосе и Представление о человеке как
«гражданине Мира», связан с астрологическими знаниями о Вселенной
и человеке, который телесно и духовно отражает в себе звездное небо.

2. ТЕОЛОГИЗМ (от греч. theos - бог) – совокупность религиозных доктрин
о сущности и действии бога. Предполагает концепцию личного абсолютного бога,
сообщающего человеку знание о себе в откровении.

3. ПОЛИТЕИЗМ (от поли… и греч. theos - бог) –
многобожие, вера во многих богов.

4. АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо… и греч. morphe – форма, вид) –
уподобление человеку, наделение человеческими свойствами
(например, сознанием) предметов и явлений неживой природы,
небесных тел, животных, мифических существ.


5. Почти вся литература по индийской философии написана
НА САНСКРИТЕ .


Слайд 7 3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД
ВЕДЫ – это священные книги,

божественное откровение, написанные
многими поколениями индийских мудрецов. Ведическая литература – это
период со 2-го тысячелетия до 6 в. до н.э.
ВЕДЫ СОСТОЯТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЧАСТЕЙ:







ВЕДЫ содержат в себе религиозные тексты, правила поведения и управления обществом, регуляцию семейно-брачных отношений, правила ведения хозяйства. Цель четырех Вед - убедить человека в том, что он является частицей вселенского организма, которая зависит от высших сил.
В Ведах закрепляется главные сословия или касты индийского общества: 1. Брахманы – священнослужители и монахи;
2. Кшатрии – воины и представители племенной власти;
3. Вайшьи – земледельцы, ремесленники и торговцы;
4. Шудры – непосредственые производители из самого низкого населения.



1. РИГВЕДА (сборник гимнов); 2. ЯДЖУРВЕДА (жертвенные изречения);
3. САМАВЕДА (жертвенные песни); 4.АТХАРВАВЕДА (песни-заклинаия).

2. БРАХМАНЫ (ритуальные тексты), которые являются комментариями к
текстам Вед.

3. АРАНЬЯКИ или “лесные книги”, предназначавшиеся для аскетов-отшельников.


Слайд 8 3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД
Заключительная часть ВЕД – УПАНИШАДЫ (8-7

вв. до н.э.). Содержит трактаты религиозно-философского характера. Упанишады (буквально «сидеть около», познание истины сидя возле учителя.) - это первые формы действительно философского мышления Древней Индии.
Ядром учения Упанишад является тождество бытия человека с универсумом.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В УПАНИШАДАХ:
1. единство всех аспектов бытия, особенно духовной стороны бытия;
2. космологическая тематика;
3. поиск причинно-следственных связей и явлений;
4. человек, его познание и нравственное совершенствование.


Атман – это Я, самосознание Брахмана. личное духовное начало, индивидуальная душа человека. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает путь человеку к высшему блаженству.
Брахман – это безличный духовный абсолют, из которого происходит всё остальное, безличное мировое начало.

Главная формула УПАНИШАД – «АТМАН ЕСТЬ БРАХМАН», т.е. их совпадение.


Слайд 93. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД














В УПАНИШАДАХ РАССМАТРИВАЮТСЯ УЧЕНИЯ О КАРМЕ

И САНСАРЕ.

САНСАРА – это вечный круговорот перевоплощений души
(или личности в буддизме) в цепи новых рождений
(в образе бога, человека, животного).
САНСАРА осуществляется по закону кармы.
Согласно Упанишадам, цель человеческой жизни –
это ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ САНСАРЫ.
Достигнуть освобождения человек может лишь путём АСКЕЗЫ
и праведного образа жизни, через внутреннее самосовершенствование.


КАРМА (санскрит - деяние) – основное понятие в Упанишадах,
буддизме, индуизме, джайнизме, дополняющее понятие сансары.
В широком смысле – общая сумма совершённых всяким живым
существом поступков, и их последствий, определяющая характер его
нового рождения, перевоплощения.
В узком смысле – закон воздаяния, влияние совершённых действий
на характер настоящего и последующего существования.


Слайд 11 4. СПЕЦИФИКА НЕОРТОДОКСАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ









В это время

появляются учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию).
Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией - индуизмом, и последующее развитие индийской философии было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами умозрения (даршанами) - ведантой, мимансой, санкхьей, йогой, ньяей и вайшешикой.

ОТНОШЕНИЕ К ВЕДАМ – основание для разделения
индийских философских школ на
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ и НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ.

НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ концепции (вторая треть I тысячелетия до н.э.)
ОТРИЦАЛИ АВТОРИТЕТ ВЕД и
особый статус варны (сословия) брахманов
как единственных законных хранителей священного знания.


Слайд 135. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА
ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА (сер. 1 тысячелетия до н.э.)

– основатель -мудрец Брихаспати; по другим источникам - мудрец Чарвака.







Теория познания Чарваки-локаяты. Основой познания является чувственное восприятие мира. Недоступное нашим органам чувств не существует. Следовательно нет ни богов, ни загробного мира, а религия всего лишь заблуждение разума.
Этика Чарваки-локаяты. Целью человеческого существования является достижение наслаждения, богатства, а главными поведенческими принципами – эгоизм, гедонизм или погоня за земными наслаждениями. Нормы морали рассматриваются как человеческие условности, через которые необходимо переступать в собственных эгоистических устремлениях.

ЧАРВАКА отрицает АВТОРИТЕТ ВЕД
и проповедуемые ими принципы – существование бога-абсолюта, души и т.п.
Материя определяется как основа всего сущего,
существующая в виде четырёх первоэлементов: вода, земля, огонь и воздух.
Жизнь и сознание являются производными от них.
Чарвака провозглашает, что существует только этот мир или ЛОКА.


Слайд 155.1. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - ДЖАЙНИЗМ
ДЖАЙНИЗМ И БУДДИЗМ ассимилировали

основные мировоззренческие категории ортодоксальной философии - сансара, карма, мокша (буддийский аналог - нирвана), и создали собственные канонические тексты, базировавшиеся на личной харизме основателя учения.








Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся торговлей.

ЭТИКА джайнистов называется «Три драгоценности» - это: правильное
понимание, правильная вера, правильное познание. Отсюда цель правильное жизни – соблюдение АХИМСЫ – непричинения вреда живым существам. Соблюдение ахимсы делает невозможным земледелие, ибо вспашка земли влечёт за собой убийство червей и насекомых.







ДЖАЙНИЗМ (6 в. до н.э.) – основатель Махавира Вардхамана или Джина
(победитель сансары).
В центре учения – ПРОБЛЕМА БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Сущность личности двойственна – ДЖИВА (духовная) и АДЖИВА (материальная).
Соединение материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида.
Карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.
Джайнисты выделяют злую и добрую кармы.
Освобождение души из под влияния кармы и Сансары возможно
при помощи аскезы и совершения благих деяний.







Слайд 165.2. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - БУДДИЗМ
БУДДИЗМ (6-5 в. до н.э.) философско-этическое

учение, отвергавшее крайности и открывающий путь просветления всем. Основатель – Сидхартха Гаутама по прозвищу БУДДА («Просветлённый») (623-544 гг. до н.э.).
Основные направления буддизма: хинаяна и махаяна.













Главный этический принцип буддизма – это непричинение вреда окружающим, в основе которого лежат совершенная удовлетворённость и доброта.
Освобождение от страдания – НИРВАНА – это состояние высшего духовного экстаза или несвязанности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.

В основе БУДДИЗМА лежит учение о «ЧЕТЫРЁХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНАХ»:
1.Жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным
невозможность достичь желаемого – всё это ведёт к страданию.
Страдание – состояние беспокойства, напряжённости, пульсация ДХАРМ
(Это – психофизические элементы бытия или квинтэссенция духовного бытия,
включающая понятия совести, нравственности, справедливости и пр.
Мир состоит из взаимодействующих 72 элементов-дхарм).
2. Причиной страданий является желание, ведущее через страсти к перерождению.
3. Устранение причин страдания заключается в устранении этого желания.
4. Путь ведущий к устранению страданий – «БЛАГОЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ»:
1) правильное суждение (мысль); 2) правильное решение; 3) правильная речь;
4) правильное усилие, стремление; 5) правильное действие; 6) правильное
сосредоточение. внимание; 7) правильная вера; 8) правильная жизнь.


Слайд 186. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ВЕДАНТА




Несмотря на имеющиеся различия, все они

заняты поиском истины, духовного спасения и освобождения от кармы и сансары.







Философское обоснование индуизма содержится в шести системах:
ВЕДАНТА, МИМАНСА, САНКХЬЯ, ЙОГА, ВАЙШЕШИКА, НЬЯЯ.


ВЕДАНТА (санскрит. буквально завершение Вед) является
завершением Вед и наиболее влиятельной системой индуизма.
Целью бытия Веданты считает «освобождение», достижение изначального
тождества атмана и брахмана.
Брахман рассматривается как абсолютная духовная сущность мира,
а индивидуальные атманы достигают слияния с брахманом через любовь
и познание Бога.
Освобождение достигается через понимание иллюзорности
материального мира и неизменности высшей реальности как брахман.
Такое понимание приходит через соблюдение нравственных норм и
практику медитации.
Важное значение придаётся духовному наставничеству учителя.


Слайд 196.1. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – МИМАНСА
МИМАНСА (санскрит. букв. исследвание) занимается объяснением

ведического ритуала и единственная даршана, не интересовавшаяся освобождением от сансары и религиозного отшельничества.
Основатель – Джаймини.
Главная цель человеческой жизни в мимансе - рождение на небесах, с которыми отождествлялся источник постоянного блаженства.
Особая роль мимансы в истории индуизма связана с созданием целостной трактовки ведийских текстов и ритуалов. Основное внимание школа уделяла эпистемологии и философии языка.
В мимансе дхарма или идея долга и жертвоприношения ведёт к постепенному искуплению от кармы и освобождению от сансары.
Миманса отрицает существование бога-творца и управителя Вселенной.
Миманса утверждала идеал сравнительно более
деятельной жизни и способствовала складыванию системы индуизма.

Слайд 206.2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – САНКХЬЯ
САНКХЬЯ (санскрит) (ок. 7 в.

до нашей эры ) основывается на независимом опыте и размышлении.
Основатель – Капилой.
В основе дуалистической концепции санкхья – противопоставление двух начал: ПРАКРИТИ или первоматерии, природы как основы всего сущего и ПУРУШИ или духа, абсолютной души, выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем, побуждающего её к созданию всего психического и материального мира.
Цель бытия – разъединение ПУРУШИ и ПРАКРИТИ, «освобождение» пуруши в форме индивидуальных духовных начал.
Через соединение пракрити и пуруши возникают материальные (вода. воздух, земля и др.) и духовные принципы мира (интеллект, сознание и др.).

Слайд 216.3. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ЙОГА
ЙОГА (санскрит. букв. - связь, соединение,

сосредоточение) направлена на практическое психологическое обучение, формирование высоконравственной личности. Основатель – Патанджали.
Цель учения – достижение «освобождения», т.е. достижение мокши или нирваны.
Основная философская идея – соотнесённость человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).







ЙОГА-ДАРШАНА разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению: 1) отказ от пяти видов неправедного поведения; 2) соблюдение пяти непреложных правил; 3) правильная поза для сосредоточения; 4) управление дыханием; 5) отвлечение органов чувств от их объектов; 6) сосредоточение внимания; 7) созерцание объекта, удерживаемого вниманием и 8) просветление.

ЙОГА признаёт существование в человеке неосознаваемых сил и
возможности управления ими через
СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
на дыхательные пути и другие физиологические функции организма и
МЕДИТАЦИЮ,
ведущих к состоянию нирваны, т.е. к избавлению от земных желаний,
привязанностей, боли, страдания, удовольствия.


Слайд 236.4. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ВАЙШЕШИКА
ВАЙШЕШИКА (санскрит «вишеша» - особенное),

- материалистическая система.
Основатель – мудрец Канадой (III - II вв. до н. э.).
Общая онтология и теория познания и логика привели к слиянию вайшешики с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).
В полемике с буддизмом вайшешика отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. Вещи состоят из атомов, которые шаровидны, вечны и никем не созданы.
Из атомов возникают одушевлённые и неодушевлённые объекты. Мир атомарен, однако Бог, действующий в соответствии с законом кармы, управляет развитием мира.
Причиной движения атома считается сверхъестественная сила - адришта (невидимое).

Слайд 246.5. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – НЬЯЯ
НЬЯЯ (санскрит) является учением о

формах мышления, которое исследует метафизические проблемы посредством логики и теории познания.
Основатель - Готама (4-5 вв.).






Реализм сближает ньяя с атомистическим учением вайшешики. Ньяя выступала против скептицзма буддистской теории познания.
В области онтологии ньяя в основном принимает точку зрения вайшешики. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.
«Освобождение» определяется в ньяя как высшая и конечная цель человеческой жизни в результате прекращения воздействия отрицательных факторов страдания.

НЬЯЯ разработала пяти членную форму логического вывода –
СИЛЛОГИЗМ (рассуждение в котором две посылки, связывающие
субъекты(подлежащие) и предикаты (сказуемые), объединены общим
термином, обеспечивающим «замыкание» понятий в заключении
силлогизма ) или выведение логического умозаключения (дедукции).


Слайд 2610. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1., Алматы, 2010.

-287 с.
2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.2., Алматы, 2010. -381 c.
3. Канке В.А. Философия для технических специальностей. Учебник. М., 2010.-500 с.
4. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ, 2008.-400
5. Кохановский В.П.Философия: Конспект лекций, Р-на-Д: Феникс, 2007.-192 с.
6. Габитов Т.Х. Философия: Учебник.-Алматы: Раритет, 2008.-400 с.
7. Философия: Учебник /под ред. А.Ф.Зотова и др./.-М.: Академический проспект, 2007.-688 с.

Слайд 2710. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Основы философии: Учебник/Кохановский В.П. и др.,-Р
на-Д: Феникс, 2007.-315

с.
2. Абишев К, Философия:Учебник для студ. и аспирант.-Алматы: Ин-т философии и политологии МНиВО РК, 2000.-250 с.
3. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебник.-М.: Гарадарики, 2002.-368 с.
4. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие.- М: Высшая школа, 2004.-207 с.
5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир - эпоха Просвещения: Сб. ст.-М.: Политиздат, 1991.-464 с.
6. Сумерки богов (Ф.Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А.Камю, Ж.-П. Сартр). – М., 1989.




Слайд 28к
о
н
е
ц


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика