1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ
ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Первый этап:
5-6 вв. до н. э. –
ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Третий этап
2 в. до н. э. – 7 в. н. э. –
ЭПОХА СУТР
Второй этап
6-2 вв. до н. э. –
ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
2. ТЕОЛОГИЗМ (от греч. theos - бог) – совокупность религиозных доктрин
о сущности и действии бога. Предполагает концепцию личного абсолютного бога,
сообщающего человеку знание о себе в откровении.
3. ПОЛИТЕИЗМ (от поли… и греч. theos - бог) –
многобожие, вера во многих богов.
4. АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо… и греч. morphe – форма, вид) –
уподобление человеку, наделение человеческими свойствами
(например, сознанием) предметов и явлений неживой природы,
небесных тел, животных, мифических существ.
5. Почти вся литература по индийской философии написана
НА САНСКРИТЕ .
1. РИГВЕДА (сборник гимнов); 2. ЯДЖУРВЕДА (жертвенные изречения);
3. САМАВЕДА (жертвенные песни); 4.АТХАРВАВЕДА (песни-заклинаия).
2. БРАХМАНЫ (ритуальные тексты), которые являются комментариями к
текстам Вед.
3. АРАНЬЯКИ или “лесные книги”, предназначавшиеся для аскетов-отшельников.
Главная формула УПАНИШАД – «АТМАН ЕСТЬ БРАХМАН», т.е. их совпадение.
САНСАРА – это вечный круговорот перевоплощений души
(или личности в буддизме) в цепи новых рождений
(в образе бога, человека, животного).
САНСАРА осуществляется по закону кармы.
Согласно Упанишадам, цель человеческой жизни –
это ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ САНСАРЫ.
Достигнуть освобождения человек может лишь путём АСКЕЗЫ
и праведного образа жизни, через внутреннее самосовершенствование.
КАРМА (санскрит - деяние) – основное понятие в Упанишадах,
буддизме, индуизме, джайнизме, дополняющее понятие сансары.
В широком смысле – общая сумма совершённых всяким живым
существом поступков, и их последствий, определяющая характер его
нового рождения, перевоплощения.
В узком смысле – закон воздаяния, влияние совершённых действий
на характер настоящего и последующего существования.
ОТНОШЕНИЕ К ВЕДАМ – основание для разделения
индийских философских школ на
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ и НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ.
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ концепции (вторая треть I тысячелетия до н.э.)
ОТРИЦАЛИ АВТОРИТЕТ ВЕД и
особый статус варны (сословия) брахманов
как единственных законных хранителей священного знания.
ЧАРВАКА отрицает АВТОРИТЕТ ВЕД
и проповедуемые ими принципы – существование бога-абсолюта, души и т.п.
Материя определяется как основа всего сущего,
существующая в виде четырёх первоэлементов: вода, земля, огонь и воздух.
Жизнь и сознание являются производными от них.
Чарвака провозглашает, что существует только этот мир или ЛОКА.
ДЖАЙНИЗМ (6 в. до н.э.) – основатель Махавира Вардхамана или Джина
(победитель сансары).
В центре учения – ПРОБЛЕМА БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Сущность личности двойственна – ДЖИВА (духовная) и АДЖИВА (материальная).
Соединение материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида.
Карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.
Джайнисты выделяют злую и добрую кармы.
Освобождение души из под влияния кармы и Сансары возможно
при помощи аскезы и совершения благих деяний.
В основе БУДДИЗМА лежит учение о «ЧЕТЫРЁХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНАХ»:
1.Жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным
невозможность достичь желаемого – всё это ведёт к страданию.
Страдание – состояние беспокойства, напряжённости, пульсация ДХАРМ
(Это – психофизические элементы бытия или квинтэссенция духовного бытия,
включающая понятия совести, нравственности, справедливости и пр.
Мир состоит из взаимодействующих 72 элементов-дхарм).
2. Причиной страданий является желание, ведущее через страсти к перерождению.
3. Устранение причин страдания заключается в устранении этого желания.
4. Путь ведущий к устранению страданий – «БЛАГОЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ»:
1) правильное суждение (мысль); 2) правильное решение; 3) правильная речь;
4) правильное усилие, стремление; 5) правильное действие; 6) правильное
сосредоточение. внимание; 7) правильная вера; 8) правильная жизнь.
Философское обоснование индуизма содержится в шести системах:
ВЕДАНТА, МИМАНСА, САНКХЬЯ, ЙОГА, ВАЙШЕШИКА, НЬЯЯ.
ВЕДАНТА (санскрит. буквально завершение Вед) является
завершением Вед и наиболее влиятельной системой индуизма.
Целью бытия Веданты считает «освобождение», достижение изначального
тождества атмана и брахмана.
Брахман рассматривается как абсолютная духовная сущность мира,
а индивидуальные атманы достигают слияния с брахманом через любовь
и познание Бога.
Освобождение достигается через понимание иллюзорности
материального мира и неизменности высшей реальности как брахман.
Такое понимание приходит через соблюдение нравственных норм и
практику медитации.
Важное значение придаётся духовному наставничеству учителя.
ЙОГА признаёт существование в человеке неосознаваемых сил и
возможности управления ими через
СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
на дыхательные пути и другие физиологические функции организма и
МЕДИТАЦИЮ,
ведущих к состоянию нирваны, т.е. к избавлению от земных желаний,
привязанностей, боли, страдания, удовольствия.
НЬЯЯ разработала пяти членную форму логического вывода –
СИЛЛОГИЗМ (рассуждение в котором две посылки, связывающие
субъекты(подлежащие) и предикаты (сказуемые), объединены общим
термином, обеспечивающим «замыкание» понятий в заключении
силлогизма ) или выведение логического умозаключения (дедукции).
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть