Слайд 1
Казахский агротехнический университет
имени Сакена Сейфуллина
Кафедра философии (ауд. 2708)
ФИЛОСОФИЯ
курс
лекций для студентов энергетического факультета
Лектор: Абдина А.К. – доктор философских наук,
и.о.профессора
Астана 2017
Слайд 2
Тема 2.2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Цель лекции: ознакомление с философией Древнего Китая
и анализ ее основных категорий.
Слайд 3
План:
1. Источники древнекитайской философии
2. Основные категории древнекитайской философии
3. Философские школы Древнего
Китая
Слайд 4Основные понятия
Дао
Инь-ян
Ци
Дэ
Жэнь
Цзюньцзы
Сяо
У-вэй
Ли
Фа
Слайд 5Источники
У-Цзин (Пятикнижие) – общее название пяти конфуцианских книг:
И-Цзин (Книга перемен)
Ши-Цзин (Книга песен)
Шу-Цзин (Книга истории)
Ли-Цзи (Книга ритуалов)
Чунь-Цю (Летопись княжества Лу)
Слайд 6И-Цзин
«Книга перемен» или «Каноны перемен» состоит из 64 символов-гексаграмм, каждая из
которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения ее постепенного развития.
Слайд 8Ши-Цзин
Книга песен – один из древнейших китайских литературных памятников.
В 2010 году Ши-Цзин был удостоен звания «Самая прекрасная книга в мире» (Лейпциг, 634 книги из 32 стран).
Слайд 9Шу-Цзин
В Книге истории отражены мировоззренческие, религиозные и протофилософские
представления. Здесь говорится о пяти элементах (у син – вода, огонь, дерево, металл, земля) – на протяжении долгих лет истории китайцы убедились, что всё в этом мире создано из этих пяти первоисточников.
Слайд 10Ли-Цзи
В Книге ритуалов отражены ценностно-нормативные аспекты традиционной китайской культуры,
государственного устройства и общественной жизни, а также сформулированы социально-космологические и этико-гносеологические концепции.
Слайд 11Чунь-Цю
Текст летописи «Весны и осени» представляет собой фиксацию фактов и не
содержит каких-либо оценок.
Чунь-Цю - это также период в истории Китая с 722 по 481 годы до н.э., соответствующий летописи.
Слайд 12Источники
Дао-Дэ-Цзин – Книга пути и благодати
(В трактате излагаются
основы даосизма, философии Лао-цзы).
Лунь-Юй – «Беседы и суждения»
(Главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из его диалогов).
Слайд 13Основные категории
Дао – путь, закономерность
Инь-ян – единство и борьба начал
Ци –
эфир, 5 элементов
Дэ – благодать, добродетель
Жэнь – гуманность, человеколюбие
Цзюньцзы – «благородный муж»
Сяо – сыновняя почтительность
У-вэй – принцип недеяния
Ли – этикет, ритуал
Фа - закон
Слайд 14Дао
Дао — это невидимый всеобщий естественный закон природы, общества, поведения
и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им.
Дао — пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает все; покоится и одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца...
Слайд 17Дерево
Дерево и его движение показывает приход весны. Всё живое просыпается после
зимнего сна и начинает снова двигаться. Дерево означает наступление весны, восход солнца и появление почек. Сезон этого элемента — это весна, направление движения — восток, цвет — зелёный, а вкус — кислый.
Слайд 18Огонь
Огонь и соответствующее ему движение ассоциируется с жарой, светом и
пламенем. Огонь связывают с летом, его движение направлено на юг, цвет — красный, вкус — горький.
Слайд 19Земля
Землю не относят к какому-либо времени года, но она играет
особую роль для каждого сезона (например, растениям нужна земля, чтобы расти). Этот элемент регулирует связь между четырьмя временами года. В отличие от других элементов, которым соответствуют четыре направления во вселенной, движение земли связано с центром вселенной. Иначе говоря, земля — это центр для любого движения во вселенной. Цвет знака земли жёлтый, который также расположен в центре хроматограммы. Вкус этого элемента — сладкий.
Слайд 20Металл
Осень — сезон металла — это переходная пора года между
летом и зимой, когда плоды созревают и наступает период сбора урожая. В отличие от бурного развития весной, одиночество и меланхолия осени вдохновляют людей на творчество. Металл считают концом жизни, которая, однако, порождает новую жизнь. Металлу соответствует движение на запад, цвет — белый, вкус — перчёный.
Слайд 21Вода
Вода и её движение представляет зиму — предельное состояние материи
инь. В течение этого времени животные и растения засыпают или ограничивают свою активность, прячась от холода. Элемент воды соотносится с чёрным цветом, что отражает внутренний хаос. То есть снаружи ничего не видно, но внутри происходит стремительное развитие новой жизни. Вода — это движение на север, вкус её — солёный.
Слайд 22Философские школы
Жу цзя – школа конфуцианства
Дао цзя – школа дасизма
Фа-цзя
– школа легизма
Мо цзя – школа моизма
Мин цзя – школа номинализма
Инь ян цзя – натурфилософская школа
Слайд 23Конфуций
В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30
лет я обрел прочную основу.
В 40 лет я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет я познал волю Неба.
В 60 лет я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет я стал следовать зову моего сердца и не нарушал ритуала.
Слайд 24Контрольные вопросы
Что означает У-цзин?
В чем особенность И-цзин?
Что представляют собой У-син?
Что означает
Дао?
В чем смысл принципа у-вэй?
Кто такой цзюньцзы?