Слайд 1Фасилитация как способ решения проблем в группе
Слайд 2План
Понятие фасилитации.
Преимущества фасилитации.
Применение фасилитации.
Слайд 3Понятие фасилитации
Слово «фасилитация» происходит от английского «facilitation» – облегчение, упрощение.
В широком
смысле оно используется для описания любой деятельности, которая облегчает, делает более удобным выполнение каких бы то ни было задач.
Слайд 4В экологии этим термином обозначаются преимущества, которые один живой организм получает
за счет присутствия другого.
Слайд 5В бизнесе и организационном управлении под фасилитацией понимается организация и проведение
эффективных совещаний и деловых встреч.
Слайд 6В социальной психологии понятие «социальная фасилитация» обозначает повышение активности индивида или
эффективности деятельности в группе, в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.
Слайд 7Педагогическая фасилитация – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и
воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счет их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.
Слайд 8Фасилитация – это метод организации группового обсуждения и решения проблем с
помощью нейтрального ведущего.
Слайд 9Цель фасилитации – решить конкретные вопросы – найти решения, проанализировать проблему,
собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия.
Слайд 10Продукт фасилитации (например, в бизнесе) – это организационные решения и предложения,
зафиксированные на бумаге и на других носителях, которые повлекут за собой организационные изменения.
Слайд 11Практическое задание 1
Описать особенности фасилитации, модерации и тренинга. Данные занести в
таблицу.
Слайд 14Фасилитация не является:
тренингом;
обучением;
лидерским управлением обсуждения;
работой один на
один;
групповой терапией.
Слайд 15Преимущества фасилитации
Использование фасилитации группового решения проблем дает неоспоримые преимущества как заказчику
(например, лидеру группы, руководителю), так и участникам обсуждения.
Слайд 16Лидеру, руководителю
фасилитация дает возможность:
1. Избежать долгих, неструктурированных, бесцельных прений, которые
часто сопровождают процесс принятия групповых решений.
2. Получить практический образец того, как организовать продуктивный рабочий процесс планирования и решения проблем.
Слайд 173. Активизировать скрытый потенциал и мотивировать работников.
4. Получить ценный вклад от
каждого и достичь согласованного результата на основе полноценной информации.
5. Выработать согласованный и конкретный план действий.
Слайд 186. Получить согласие и заручиться поддержкой тех, кто будет выполнять план.
7.
Включить в обсуждение всех и сделать так, чтобы все делились идеями, и каждый взял на себя ответственность.
8. Преодолеть барьеры и сопротивление в ходе обсуждения, снизить конфликтный потенциал ситуации.
Слайд 19Фасилитация обеспечивает
участникам процесса:
1. Удовлетворить потребности:
решить проблему;
продемонстрировать свою нужность и полезность
в организации или группе;
достичь целей и выполнить необходимые задачи;
реализовать свой потенциал в продуктивном взаимодействии.
Слайд 202. Способствует благоприятным изменениям:
выработать конкретные рекомендации и довести их до уровня
действия, что группе достичь самой по себе трудно;
дает возможность развивать лидерские навыки;
обеспечивает более значительную поддержку решений, принятых во время фасилитации, впоследствии.
Слайд 213. Предоставляет возможность участникам в ходе процесса:
более эффективно использовать время;
более четко
представлять прогресс, достигаемый на пути к цели;
полноценно участвовать в обсуждении;
получать удовольствие от процесса и результата планирования и решения проблем.
Слайд 22Применение фасилитации
Целью работы фасилитационной группы может быть решение любого производственного или
бизнес-вопроса, разработка стратегии деятельности компании и др.
Слайд 23Формат фасилитации необходим, когда в организации:
поднимаются острые темы, которые требуют конкретных
решений;
ситуацию важно рассмотреть комплексно, с разных сторон;
требуется организовать эффективную дискуссию, где каждый участник может высказаться, поделиться идеями и опытом.
Слайд 24Практическое задание 2
Основываясь на сравнительном анализе фасилитации, модерации и тренинга, выявите
сферы (или ситуации), в которых для разрешения проблем или противоречий предпочтительнее использовать фасилитацию.