Слайд 1
Этика поведения и делового общения
Доктор психологических наук, профессор
Минькова
Елена Сергеевна
22
августа 2016
Слайд 2Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека
к своему профессиональному долгу.
Слайд 3
Деловой визит: основные требования
• не входите в кабинет, если человек,
который вас интересует, отсутствует в кабинете или занят разговором с кем-то;
• спросите о наличии времени для вас;
• никогда не садитесь, если ваш визит носит краткий характер;
• оговорите продолжительность визита, если предполагаете, что пришли надолго;
• не трогайте то, что расположено на столе;
• вешайте верхнюю одежду на общую вешалку или на спинку стула;
• держите бумаги в руках, а портфель ставьте около себя на пол, дамскую сумочку можно повесить на предложенный стул.
Слайд 4
Деловой визит: требования к одежде
дамам не рекомендуется отдавать предпочтение брючным
костюмам;
как мужчинам, так и женщинам нельзя использовать в костюме оттенки коричневого цвета, наиболее подходящие серые и синие тона. Такая одежда должна носиться со светло-синими, красно-винными, молочными или серыми сорочками, галстуками или блузками и шарфами;
белые сорочки больше не привлекают внимание, и наверно не стоит говорить о белых носках, они хороши только при презентации спортивного продукта;
одежда не должна быть мятой, порванной, с пятнами или без пуговиц одежды, а также вышедшей из моды;
ваша обувь должна быть в идеальном состоянии и блестеть.
одно-два кольца – это максимум для женской руки. Мужчины должны носить только обручальное кольцо.
Слайд 5
Психологическая культура обслуживания клиента предполагает:
• создание благоприятного климата при установлении первичного
контакта;
• высокий уровень профессионализма;
• владение навыками организационно-технологического совершенствования труда.
Слайд 6
Требования к профессиональному поведению работника контактной зоны
• внимательность, вежливость;
• выдержка,
терпение, умение владеть собой;
• хорошие манеры и культура речи;
• обходительность, любезность;
• радушие, доброжелательность;
• тактичность, сдержанность, заботу о налогоплательщике;
• самокритичность по отношению к себе;
• умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряженной смены;
• уметь успешно их разрешать конфликтные ситуации, соблюдая интересы обеих сторон.
Слайд 7Культура речи – это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие
на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей
Слайд 8
Культура речи специалиста государственной налоговой службы предполагает:
• владение терминологией данной специальности;
• умение строить выступление на профессиональную тему;
• умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
• умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
Слайд 9Скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об
импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека.
Слайд 10Громкость. Большая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной
силе), либо самодовольству; малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека.
Слайд 11Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность
в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.
Слайд 12Смех используется для снятия напряжения в коммуникации. Люди смеются по-разному. Различают
смех счастливый и искусственный, язвительный и злорадный, ироничный и безжалостный.
Слайд 13
Виды слушания :
Рефлексивное (активное) слушание: процесс расшифровки смысла сообщения;
Нерефлексивное (пассивное) слушание:
умение слушать молча;
Эмпатическое слушание: понимание и сопереживание, сочувствие клиенту.
Слайд 14
Уровни слушания и их назначение :
поддержка: дает возможность человеку выразить свою
позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе — молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное «сопровождение»;
уяснение цели: чтобы убедиться в точности понимания информации, задаются уточняющие, наводящие вопросы (парафраз);
комментирование: слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного.
Слайд 15Общение – это
“
“
сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией,
а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Слайд 16
По используемым в процессе коммуникации средствам общение может быть:
“
Непосредственное (осуществляется
с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
Опосредованное (связанно с использованием специальных средств и орудий);
Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Слайд 17Функции общения:
“
“
Перцептивная: процесс установления взаимопонимания на основе восприятия и познания партнерами
друг друга;
Коммуникативная: процесс обмена информацией между партнерами;
Интерактивная: процесс организации взаимодействия между партнерами.
Слайд 18
Виды невербального общения :
оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика);
паралингвистическая система
(качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком);
экстралингвистическая система (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех);
проксемика (нормы пространственной и временной организации общения);
«контакт глаз» частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.
Слайд 19
Нормы пространственной организации общения :
Интимная зона: менее 45 см.
Личная
зона: 45—120 см.
Зона общения с незнакомым человеком:1,2—3,5 м.
Зона публичного выступления – более 3,5 метров
Слайд 20Барьеры общения
“
“
Социальный стереотип – устойчивый образ или психологическое восприятие какого-либо явления
или человека, свойственное членам той или иной социальной группы
Слайд 21
Барьеры общения
Фрустрация: состояние подавленности, тревоги, возникающее у человека в результате
крушения надежд, невозможности осуществления целей.
Слайд 22
Психологическое влияние: воздействие на состояние, мысли, чувства и действия налогоплательщиков
с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением им права и времени отвечать на это воздействие.
Слайд 23
“
“
Социальная перцепция: восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его
личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков.
Слайд 24Деловое общение — это вид межличностного общения, направленный на достижение предметной
договоренности или определенной цели
“
“
Виды делового общения:
Деловая беседа
Деловые переговоры
Служебное совещание
Деловая дискуссия
Пресс-конференция
Публичная речь
Деловая переписка
Слайд 25Деловая беседа — межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения
определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Наиболее распространенная и чаще всего применяемая форма деловой коммуникации.
“
“
Слайд 26Деловые переговоры – это вид делового общения, целью которого является поиск
решения (выработка решения) проблем, приемлемый для всех сторон.
“
“
Слайд 27Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является
заинтересованной только в том, чтобы стороны разрешили свой конфликт максимально выгодно для всех сторон
Слайд 28Служебное совещание — один из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу
принятия решений, инструмент управления причастностью сотрудников к делам своего подразделения или организации в целом.
“
“
Слайд 29Деловая дискуссия — обмен мнениями по деловому вопросу в соответствии с
более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных её участников.
“
“
Слайд 30Пресс-конференция — встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти,
специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам.
“
“
Слайд 31Публичная речь — монологическая ораторская речь, адресованная определенной аудитории, которая произносится
с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.).
“
“
Слайд 32Деловая переписка — письменная форма взаимодействия с партнерами, заключающаяся в обмене
деловыми письмами по почте либо по электронной почте. Деловое письмо — это краткий документ, выполняющий несколько функций и касающийся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов. Применяется для связи с внешними структурами, а также внутри организации для передачи информации между физическими и юридическими лицами на расстоянии.
“
“
Слайд 33
“Первое правило эффективного общения
“
Не спешите! Дайте человеку возможность высказаться. Не
перебивайте на полуслове, что бы он ни говорил, не подгоняйте и не заканчивайте за него фразы. Задав вопрос, дождитесь ответа, а не выдвигайте собственные версии.
Слайд 34
Второе правило эффективного общения
“
Проявите заинтересованность! Смотрите на собеседника. Даже если
вы очень внимательно его слушаете, но при этом любуетесь видом из окна, ваш визави, скорее всего, расценит это как отсутствие интереса к нему. Для демонстрации понимания время от времени кивайте и вставляйте краткие реплики «да-да!», «приятно это слышать», «как любопытно!». Но не прерывайте беседу длинными лирическими отступлениями.
Слайд 35
Третье правило эффективного общени
я
“
Уточните, если сомневаетесь! Причиной многих конфликтов становится
банальное непонимание. Избавьтесь от недоразумения с помощью уточнений, которые начинаются словами: «Как я понял вас...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь...», «Другими словами...».
Слайд 36
Четвертое правило эффективного общения
“
Получив информацию, задумайтесь! Взяв паузу, якобы обдумывая
услышанное, вы сможете проверить, насколько уверен в себе ваш визави. Часто такой прием заставляет человека изменить свое предложение на более выгодное для вас.
Слайд 37
Пятое правило эффективного общения
“
Говорите негромко и спокойно. Старайтесь высказываться коротко
и весомо, избегая слов-паразитов: «как говорится», «честно сказать», «вот». Помните: ваши аргументы должны быть твердыми, а тон речи и построение фраз — мягкими.
Слайд 38
Шестое правило эффективного общения
“
Не переборщите с улыбками! Если ваш рот постоянно
растянут до ушей, возникает ощущение, что вы, либо разыгрываешь дружелюбие, либо несерьезно относишься к словам визави и обсуждаемому вопросу.
Слайд 39
Седьмое правило эффективного общения
“
Не бойтесь ошибок! Не стоит яростно доказывать человеку,
как сильно он заблуждается. Тем самым вы непрозрачно намекаете: «Я умнее вас». А кому это понравится? Лучше допустить возможность собственной ошибки: «Я думаю иначе, но, конечно, могу заблуждаться. Поправьте меня, если я в чем-то не прав».
Слайд 40
Восьмое правило эффективного общения
“
Используйте форму «да, но...». Когда мы слышим
«нет», в нашу кровь поступают гормоны норадреналина. Мы тут же настраиваемся на борьбу. И, напротив, «да» приводит к выделению гормонов удовольствия — эндорфинов. Вывод: вместо того чтобы говорить резкое «нет», лучше ответить: «Да, но я хочу, чтобы...» и высказать свои условия. Так вы сохраните доброжелательную атмосферу, и заставите собеседника искать компромисс.
Слайд 41
Критерии доверия /недоверия в деловых отношениях
доверие: «организованность» (65%), «уверенность» (60%),
«образованность» (60%), «удачливость» (55%), «неагрессивность» (55%).
недоверие: «хитрость» (70%), «непредсказуемость» (70%), «неорганизованность» (65%), «необразованность» (65%), «зависимость» (60%), «неуравновешенность» (55%), «неуверенность» (55%).
Слайд 42
Что усиливает доверие
Манера речи: речь должна быть аргументированной, говорите уверенно и
быстро, это лишает слушателей возможности найти контраргументы.
Внешний вид: опрятная строгая одежда, прямой взгляд, крепкое рукопожатие. Ярко накрашенные женщины вызывают меньше доверия.
Социальный статус, компетентность и наличие авторитета. Доверие можно вызвать открытостью, связанной с обнажением собственных недостатков. Оно также может быть основано на рекомендациях третьей стороны. Люди больше склонны доверять тем, кто на них похож, — представителям своей профессии, подразделения, психологического типа. Даже тем, кто с ними схож внешне. Неизвестность человека резко снижает доверие к нему и его делам.