Эмоционально-волевые процессы и состояния презентация

План: Психические состояния и их регуляция; Волевые действия и качества; Эмоции; Чувства.

Слайд 1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии

НВГУ, к.психол.н., доцент, член-корреспондент Балтийской Педагогической академии

Слайд 2План:

Психические состояния и их регуляция;

Волевые действия и качества;

Эмоции;

Чувства.





Слайд 31. Психические состояния и их регуляция
Функциональное состояние – характеристика уровня

функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности процесса адаптации. Достижение того или иного уровня функционирования достигается благодаря деятельности механизмов регуляции.

Функциональное состояние – это "интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности", т.е. характеризуют возможность деятельности.

















Слайд 41. Психические состояния и их регуляция классификация функциональных состояний:
релаксация -

состояние успокоения, расслабления и восстановления. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Может быть непроизвольной и произвольной.
сон – периодически возникающее функциональное состояние человека со специфи-ческими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах (значите-льная обездвиженность и отключенность от сенсорных воздействий внешнего мира).
оптимальное рабочее состояние – состояние обеспечивает наибольшую эффектив-ность деятельности. Это состояние комфорта. Однако, по своей сути это состояние противоречиво, с одной стороны оно способствует самоактуализации, но с другой – это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.
утомление – это состояние, характеризующееся временным снижением работоспо-собности под влиянием длительного воздействия нагрузки, возникает вследствие исто-щения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем организма и личности.
стресс – вид функционального состояния, характеризующийся повышенной физио-логической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неус-тойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптималь-ное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоци-ональной напряжённости (снижение работоспособности, снижение эффективности фу-нкционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов).

















Слайд 51. Психические состояния и их регуляция классификации состояний человека по

формуле “норма – патология” (основывается на принципах оценки состояния здоровья):


















Слайд 61. Психические состояния и их регуляция

















Эмоциональный стресс - неотделимая часть социальной адаптации человека. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ,
которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях (формируются в процессе всей жизни человека):




















Все выше перечисленные характеристики формируют одну интегральную характеристику: «Личностный адаптационный потенциал».















Слайд 71. Психические состояния и их регуляция

















«Личностный адаптационный потенциал»: системное свойство

личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды.

Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более жестким и суровым ус-ловиям социальной среды может приспособиться человек.
В ходе экспериментальных исследованием было установлено, что даже в условиях реальной витальной (смертельной) угрозы, люди с более высоким адаптационным по-тенциалом, не только имеют больше шансов уцелеть, но и успешно выполнить профес-сиональные обязанности. После прекращения этих условий, лица с более высоким уро-внем развития адаптационного потенциала личности имеют больше шансов восстано-вить функциональное состояние организма и вернуться к нормальной жизни, по срав-нению с другими.















Слайд 82. Волевые действия и качества

















Воля — это сознательное регулирование человеком

своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных дейс-твий и поступков.















Слайд 92. Волевые действия и качества

















Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные

условия, прежде всего, наличие препятствий и преград. Воля проявляется там, где появляются трудности на пути к цели: внешние (время, пространство, противодействие людей, физические свойства среды и др.) или внутренние (деструктивные отношения и установки, болезненные состояния, усталость, нерешительность и др.) препятствия.















Слайд 102. Волевые действия и качества

































Слайд 112. Волевые действия и качества
































ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЯВЛЕНИЙ СИЛЫ ВОЛИ
(ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВОЛИ):

Слайд 123. Эмоции
































ЭМОЦИИ – это:
психические процессы, отражающие действительность в виде непосредственных

переживаний.
психические состояния и процессы, выражающие переживание бессознательной или осознанной вероятностной оценки эффективности реализации в прошлом, насто-ящем или будущем конкретных моделей поведения.
психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности челове-ка.

ПРИЗНАКИ ЭМОЦИЙ (по С.Л. Рубинштейну):
выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (субъективность);
обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицатель-ным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. (полярность знаков).


эмоции самым непосредственным образом связаны
с регуляцией деятельности человека.

Слайд 133. Эмоции


































Слайд 143. Эмоции
































ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ:


Слайд 154. Чувства
































ЧУВСТВА – это:
Эмоциональная форма отражения действительности в виде устоявшегося отношения

человека к значимым для него явлениям внешнего и внутреннего мира. Чувства зави-сят от: 1) успешности \ не успешности удовлетворения потребностей; 2) развития поз-навательной сферы, у зрелой личности – это сплав чувства и разума; 3) способности осознавать причины, их вызывающие. Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях.

РАЗЛИЧИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ:
эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, поэтому они часто бывают не-определенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чув-ства, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как “смутное чувство” (“сму-тное терзание”), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс пере-хода от эмоциональных ощущений к чувствам.
эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства с социальной сфе-рой. Чувства человека – это чувства исторического человека.
эмоции в большей степени связаны с областью “бессознательного”, не имеют внешнего прояв-ления, а чувства максимально представлены в нашем сознании, всегда имеют определенное вне-шнее проявление.
чувства более чем эмоции, длительные устойчивые психические стояния, имеющие четко выра-женный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.

Слайд 164. Чувства

































Слайд 17ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Раскройте содержание вопроса: мотивы и потребности как

первичные причины активности человека.
2. Раскройте содержание структурных компонентов волевого акта:
побуждение к совершению действия
осмысление цели действия
принятие решения действовать и борьба мотивов
волевое усилие
3. Дайте характеристику личностным чертам проявлений силы воли.
4. Раскройте содержание вопроса «Развитие волевых качеств».
5. Раскройте содержание вопроса «Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе».
6. Дайте характеристику фундаментальным эмоциям: радость; удивление; страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд.
7. Заполните таблицу «Психологические теории эмоций»:












8. Раскройте содержание вопроса: ступени развития эмоций по С.Л. Рубинштейну.
9. Дайте характеристику чувствам: патриотизм, чувство долга, любознательность.










Слайд 18ЦИТАТА ДНЯ:

«ЧЕМ СКУДНЕЕ У ЧЕЛОВЕКА СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ТЕМ БОЛЬШЕ ЭМОЦИЙ ЕМУ

ПРИХОДИТСЯ ВКЛАДЫВАТЬ В КАЖДОЕ СЛОВО»
NN
АНЕКДОТ ДНЯ:
—Приятное чувство, когда делаешь что-то то не за деньги, а просто так.
— Нас с тобой всю жизнь будет преследо-вать это чувство. Мы гуманитарии.







Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика