Слайд 2Джайны ведут свою историю с самых отдаленных времен вечного, никем не
созданного мира , с тех пор, когда Индия называлась страной Бхарат по имени сына Ришабха-девы –первого пророка.
Джинизм (англизированно-Джайнизм ), как и буддизм, возник в Восточной Индии в VI в. до н.э. Название произошло от имени полулегендарного пророка – Джины – (“победитель кармы” ).
По преданию он родился в 599г.до н.э. и более 30 лет проповедовал свое учение.
Слайд 3Джайнизм возник как результат недовольства народа кастовой системой, особенно среди касты
кшатриев против засилья касты брахманов (жрецов).
Слайд 4Джайнизм , как и буддизм ,отверг догмат о непогрешимости вед (древнейших
сборников религиозных текстов , придающих авторитет жрецам).
Слайд 5Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том , что причинение
вреда живым существам является величайшим грехом , а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей добродетелью.
Слайд 6Обеты понимались буквально и строго. Джайнам не разрешалось заниматься сельским хозяйством,
так как оно было сопряжено с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Воду для питья надлежало процеживать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насекомых.
Слайд 7Джайнам предписывалась строгая вегетарианская диета. Они никогда не прикасаются к мясу
или к телу убитого животного, не участвуют в делах или действиях , могущих повлечь за собой насилие или убийство какой-либо жизни (будь это человек, животное, насекомое или микроб).
Слайд 8В основе джайнистского учения лежат 4 принципа:
Ахисма – ненасилие и
непротивление злу насилием ,
Сатья – правдивость мысли и речи,
Астейя – запрет воровства (“не укради”),
Апариграха (аскетизм) – отвращение от мирской суеты.
Слайд 9Главная идея джайнизма состоит в достижении нирваны, до которой необходимо пройти
путь многих земных перерождений и перевоплощений , победить и подавить все человеческие слабости и грехи, а главное – жажду власти и насилия.
Слайд 10Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит
им весьма незначительное место.
Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. Вечное существование вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период улучшения (утсарпини) и упадка (авасарпини).
Слайд 11В отличие от джайнизма главная идея последователей буддизма состоит в том
, чтобы пройти все этапы и периоды перевоплощений , в том числе и период нирваны , и наконец раствориться в небытии, т.е. прекратить всякое существование.
Слайд 12Несмотря на отказ от кастовости , джайнизм так и не стал
религией масс , хотя и был принят многими представителями военной аристократии и слоя зажиточных торговцев .Этому препятствовали суровость джайнистских принципов соблюдения “ненасилия”.
Слайд 13Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров (пророков).
Значительное место в джайнстской
ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими.