Слайд 1Древнерусская философская мысль
Философские идеи на Руси XI-XV веков.
Философское мировоззрение XV-XVI веков.
Философские
идеи XVII века.
Слайд 21. Философские идеи на Руси XI-XV веков.
Для философии
раннего средневекового периода Древней Руси необходимы были источники мудрости, на которые бы опирались мыслители, в условиях отсутствия античной традиции. Такими источниками являлись: «Источник знания» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского.
В «Источнике знания», например, Дамаскин отмечает необходимость философии для обоснования религиозной веры, он дал шесть различных определений философии. Исследуя проблемы отношения Бога и мира (Бог - не только Творец, но и Разум мира), соотношения разумной и чувственной души, Дамаскин рационально осмысливал наследие патристики.
Слайд 3
В XI веке появляются летопись «Повесть временных лет»,
«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Из работ XII столетия следует отметить «Поучение» Владимира Мономаха, творения Кирилла Туровского. У митрополита Илариона представлена своеобразная философия истории. Он выделяет два периода: закона и благодати, первый подготовительный, второй – эпоха свободы. Принявшая христианство Русь стала «народом Божьим», перед которым – великое будущее.
Слайд 4
В «Словах» и «Проповедях» Кирилла Туровского поднимается проблема познания.
В аллегорических образах души и тела автором признаются два вида познания: чувственное и разумное. Однако ни одно из двух видов не достигает истины (они ущербны – душа слепа, а тело увечно). Познанием, стремящимся к истине, обладает только бесприкословное и неумолимое следование божественным заповедям и постулатам.
Слайд 5
В «Поучении» Владимира Мономаха ставятся этические и управленческие вопросы.
Этика царствующей особы сводится к милостивому обхождению с подчиненным народом, помощи обездоленным и благодарному воздаянию молитв богу. Образец правителя – мудрый, покровительствующий просвещению и церкви князь, а также способный вести войны и знающий быт.
Слайд 6
Большое значение имело развитие традиции составления «Соборников»,
представлявших собой оригинальные по композиционному замыслу компиляции переводных фрагментов из богословских, философских, научных текстов античности и средневековья. Наиболее известным и репрезентативным является «Соборник» Кирилла Белозерского. Огромное место в нем занимают разделы, посвященные мировоззренческой и догматической полемике с различными еретическими учениями (несколько десятков), католицизмом, иудаизмом, язычеством, ранними критиками христианства. Также в нем содержатся объяснения атмосферных и литосферных явлений, лунный календарь, изложение пасхалии (основа византийской хронологии) и некоторые другие статьи научного характера.
Слайд 72. Философское мировоззрение XV-XVI веков.
Делится на:
1) мистико-аскетическое направление, концентрировавшееся
вокруг северных монастырей и авторитетных старцев (Нил Сорский) и опиравшееся на философско-практическую систему византийского исихазма;
2) аллегорический рационализм, также преимущественно развивавшийся в монашеской среде (Иосиф Волоцкий, Даниил Рязанец, старец Филофей, Зиновий Оттенский), основывавшийся на традиции христианской экзегезы, то есть многоуровневого символического толкования священных текстов;
3) рационалистические ереси (стригольники, жидовствующие, тверские антитринитарии, феодосиане), отрицавшие догматику и культ православной церкви исходя из систематизации здравого смысла и повседневного опыта;
4) социально-политическая мысль ренессансного типа (Федор Курицын, Федор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм, Иван Грозный).
5) исихазм.
Слайд 8
Нил Сорский (1433-1508) был автором крупнейшего до знаменитых «Четий-Миней»
(середина XVI века) сборника житий святых, причем исключительно греческих, а также большого трактата о монашестве, обычно называемого просто «11 глав», нескольких посланий. «Соборник» Нила Сорского уникален тем, что его автор впервые в истории русской культуры применил, пусть и простейшую, текстологическую критику при сличении списков житий. Это было особенно значимо, т.к. сличал он греческие тексты, будучи на тот момент одним из немногих русских, владевших этим языком в совершенстве. Под его руководством работал целый цех переводчиков и переписчиков, надолго ставший ориентиром для образованных людей своего времени.
Слайд 9
Развитие аллегорического рационализма происходило в первую очередь исходя из
нужд борьбы с ересями (так появились «Просветитель» Иосифа Волоцкого и «Послание многословное» Зиновия Отенского) или за влияние на великокняжескую власть («Слова» митрополита Даниила). В сочинениях Иосифа и Даниила огромное место занимает проблема обоснования самодержавия.
В философском плане наиболее интересны работы Зиновия Отенского, развивавшегося в сторону схоластики. Он – единственный русский мыслитель, выдвинувший рациональные доказательства бытия бога, коих было три, причем одно из них не было известно в европейской традиции.
Слайд 10
Наиболее богатой и близкой западноевропейскому Возрождению была социально-политическая мысль
Московской Руси. В русле аристотелевского учения о государстве работали Федор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм. Эти мыслители создали специфическую терминологию, включавшую такие политические категории как «правда», «гроза», «милость» и выступили идеологами монархии переходного от сословно-представительского к абсолютистскому типа. Ермолай-Еразм даже разрабатывал проекты конкретных реформ, порою очень наивные. Особняком стоит фигура дипломата и еретика Федора Курицына (конец XV века), автора «Сказания о Дракуле» - аллегорического трактата о власти истинного абсолютного монарха в духе макиавеллизма.
Слайд 11
На историю русской мысли больше повлияли послания старца Филофея,
в которых получила оригинальное развитие древняя мистическая концепция «блуждающего царства». Филофей – автор идеи «Москва – третий Рим» (1520-е годы). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва – третий и последний Рим, который станет последним приютом верующих перед и во время пришествия антихриста. Отсюда следует мессианская роль Москвы, вовсе, однако, не обещающая ей никаких выгод или политических успехов. Так или иначе, полноценная теория русского самодержавия была выработана митрополитом Макарием и отражена в саркастичной публицистике Ивана Грозного.
Слайд 123. Философские идеи XVII века.
В ХVII веке западноевропейское влияние
на русскую философскую культуру стало пересиливать византийскую традицию. Решающую роль в этом сыграл процесс институциализации образования и науки, начавшийся на Украине открытием в 1632-м году коллегиума Петра Могилы, построенного по образцу иезуитских учебных заведений. Вскоре коллегиум стал знаменитой Киево-Могилянской академией – проводником схоластической философии на русских землях. В течение более ста лет большинство иерархов православной церкви были выпускниками академии, в которой читались систематические курсы лекций по философии в целом, а также по отдельным философским дисциплинам, логике в первую очередь.
Слайд 13
Кроме того, в XVII веке появляются на свет
традиционные в духе православного мировоззрения произведения: «Повесть о Горе и Злочастии» – поднимается вопрос о свободе воли человека и приходу к вере и всепрощению через покаяние.
Знаменуется этот век появлением социальной сатиры: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фроле Скобееве».