Дифференциальная психология и психология индивидуальности. (Лекция 1) презентация

Содержание

Дифференциальная психология как наука. Основные понятия дифференциальной психологии Лекция 1

Слайд 1Дифференциальная психология
доц. Орлов А.В.


Слайд 2Дифференциальная психология как наука. Основные понятия дифференциальной психологии
Лекция 1


Слайд 3Основная литература по дифференциальной психологии и психологии индивидуальности
Дерманова И.Б. Дифференциальная психология:

в 2-х частях. – Часть 1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010 – 108 с. – Часть 2. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011 – 123 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. – СПб., 2005. – 412 с.
Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология. – К.: Центр учебной литературы, 2009. – 232 с.
Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. — 624 с.
Психология индивидуальных различий: Хрестоматия / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 720 с.
Психология состояний: Хрестоматия. /Под ред. А. О. Прохорова. – М., 2004. – 608 с.

Слайд 4Общего у людей только одно - все они разные
Роберт Зенд


Слайд 5ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – (от лат. differentia - различие) – раздел психологии,

изучающий индивидуальные психические различия, внутрииндивидуальную и межиндивидуальную вариативность человека

Слайд 6ВАРИАТИВНОСТЬ – это наличие у объекта нескольких или многих вариантов чего-либо,

или степень отличия одного от другого.

«Вариативность» - родовая категория для таких понятий как неоднородность, изменчивость, разнообразие, многообразие.
Противоположные понятия – единообразие, однородность, постоянство.


Слайд 7ПРИЗНАК – доступная описанию и измерению характеристика организма
В психологии, характеризуя человека,

описываем его по набору признаков, степени и особенностям их проявления.

Слайд 8ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ изучает у человека многообразие, изменчивость, степень и характер отличий

психологических признаков

Слайд 9Каждый человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то —

на некоторых, а в чем-то — ни на кого.

Г. Олпорт


Слайд 10В РАЗЛИЧИЯХ МЫ СХОДНЫ
По тем или иным признакам людей можно

отнести к определенным классам. Выделяют группы людей по типам характера, стилям поведения, ролевым репертуарам и др.

Слайд 11ФОРМЫ СХОДСТВА ЛЮДЕЙ по тем или иным признакам, а также причины

и значение этого также являются предметом исследования в дифференциальной психологии

Слайд 12КАЧЕСТВЕННЫЕ (ДИСКРЕТНЫЕ, НОМИНАТИВНЫЕ) ПРИЗНАКИ не имеют промежуточных форм проявления, встречаются в

ограниченном числе вариантов, характеризуются прерывистым рядом изменчивости, внешние условия слабо влияют на их проявление.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (КОНТИНУАЛЬНЫЕ, ИНТЕРВАЛЬНЫЕ) ПРИЗНАКИ имеют целый ряд промежуточных форм, обладают непрерывной изменчивостью и, как правило, очень вариативны.

Слайд 13В теории познания выделяются такие философские категории как общее, единичное и

особенное, обозначающие объективные связи мира и уровни их познания. Дифференциальная психология рассматривает эти явления применительно к личности человека

Общее, в данном контексте, - это сходство, как закономерность, которое составляет сущностную основу для группировки объектов в определенные классы, на основе общих свойств.
Единичное (индивидуальное, отдельное) – это категория, выражающая специфику, своеобразие того или иного явления (или группы явлений одного и того же качества), его отличие от других.
Особенное – это категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве его противоположностей: единичного и общего. Особенное выступает как опосредующее понятие между общим и единичным.
Например,
понятие «зависимость» выступает как общее по отношению каждому человеку со аддиктивным поведением, и как особенное по отношению к понятию «девиация». То есть среди девиаций есть особенные девиации – разные виды зависимости. Люди со склонностью к азартным играм – это отдельные случаи проявления зависимостей.
Понятие «девиация» выступает как общее по отношению к понятию «зависимость» и как отдельное по отношению к понятию «психическое отклонение».


Слайд 14Качественные и количественные признаки Гистограммы, отражающие распределение частот в случае прерывистой (А)

и не прерывистой (Б) изменчивости

Слайд 15Гистограмма распределения частот встречаемости признака в случае континуальной изменчивости (коэффициент интеллекта

— IQ)

Слайд 16ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств



Слайд 17Многообразие человеческой индивидуальности проявляется в
действиях и поступках,
в общении и

поведении,
в личностных свойствах и психофизиологических характеристиках,
в мыслях и чувствах,
в переживаниях и оценках,
в мировоззрении и представлении о мире и о себе и др.

Только все вместе разные формы проявления, выражения и реализации индивидуальности дают нам полное представление о человеке.


Слайд 18ТИПИЧНОСТЬ – сходство конкретного человека с определенными категориями людей по совокупности

определенных признаков

Слайд 19Штерн Вильям Льюис   (1871-1938)


Слайд 20В своей книге "Дифференциальная психология" (1900), Штерн одним из первых обратился

к систематическому изучению индивидуальных различий и заложил основы одноименной дисциплины.

Слайд 21По мнению В. Штерна, индивидуальность— это целостность и единство, и это

единство «заключает в себе бесконечное многообразие признаков — телесных, душевных и психофизиологических нейтральных, одновременных и последовательных; постоянных и изменяющихся».

Слайд 22Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый индивид это картина, нигде и никогда

больше не существующая в единичной форме

В. Штерн

Под «индивидуальностостью» мы понимаем индивида как целое в его уникальности.


Слайд 23В. Штерн, классифицируя признаки, которые должна изучать дифференциальная психология, выделял три

группы:

ЯВЛЕНИЯ (феномены) — это то, что фиксируется в данный момент времени – то есть состояния.
ДЕЙСТВИЯ — феномены, имеющие временную протяженность, например акты мышления, действия, поступки.
СКЛОННОСТИ — стоящие за поступками способности, представляющие актуальную возможность. К склонностям он относил, например, интеллект, темперамент, характер, способности. То, что мы сейчас называем свойствами личности, а он называл стабильной внутренней конституцией, которая проявляет свою естественную тенденцию в определенных формах самовыражения и саморазвития.


Слайд 24Особая роль дифференциальной психологии в структуре психологической науки определяется тем, что

в фокусе ее интересов находятся не только общие закономерности (или всеобщее), что изучают и другие разделы психологии, но и индивидуальные различия, т. е. конкретное, частное, уникальное.

Слайд 25Проблема индивидуальных различий и индивидуальности имеет большое значение как для теоретической

психологии, так и для решения многих практических задач. Её теоретическая значимость определяется тем, что все общие феномены и универсальные закономерности в психологии имеют только уникальное проявление и реально существуют лишь в разнообразных индивидуальных вариантах.

Слайд 26Практическая значимость дифференциальной психологии связана с тем, что решение многих прикладных

задач требует знания индивидуальных различий и особенностей. Понимание того, как формируются и в чем проявляются эти особенности, дает ответ и на вопрос, как можно на них влиять.

Слайд 27Согласно теории конвергенции В. Штерна, психическое развитие — это результат схождения

внутренних данных с внешними условиями развития.

Слайд 28РАЗДЕЛЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Слайд 29ЗАДАЧИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Выявление основных индивидуально-психологических характеристик и их структуры.


2. Описание конкретного человека во всем многообразии его индивидуальных характеристик (целостной индивидуальности и уникальности).
3. Изучение диапазона изменений исследуемых характеристик у конкретного испытуемого, то есть спектр психических состояний.
4. Изучение групповой вариативности исследуемых характеристик с определением статистической нормы и величины варьирования.
5. Выявление природы индивидуальных различий и изучение причин их формирования.
6. Исследование становления индивидуальных различий и их трансформации в процессе развития.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика