Деятельность воспитателя по познавательному развитию детей с ЗПР, ОНР и легкой формой умственной отсталостии презентация

Содержание

Цель овладение детьми разнообразными знаниями об окружающем мире, развитие наблюдательности и  опыта практического обучения, формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими

Слайд 1деятельность воспитателя по познавательному развитию детей с ЗПР, ОНР и легкой

формой умственной отсталости



Слайд 2Цель
овладение детьми разнообразными знаниями об окружающем мире, развитие наблюдательности и 

опыта практического обучения, формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими

Слайд 3Основные подходы к организации образовательной деятельности
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка,

пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, применение наглядности, наводящих вопросов, аналогий
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с овз
Индивидуальный подход
Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий, использование многократных указаний, упражнений
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы
Проявление большого такта со стороны воспитателя

Слайд 4Условия
динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка
обсуждение результатов наблюдений не

менее 1 раза в три месяца на консилиумах
охрана и укреплению соматического и нервно-психического здоровья
концентрический принцип обучения (содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами)
интеграция содержания

Слайд 5Организационно-педагогические требования в работе с детьми с нарушением в развитии (Ульенкова

У.В.)

обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-то делать), детей между собой и педагогами;
обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности
на начальном этапе работы по умственному развитию детей разбудить у них элементарное любопытство по отношению к окружающему, а на последующих этапах организовывать и проводить каждодневную и изобретательную работу по формированию любознательности, наблюдательности


Слайд 6Организационно-педагогические требования в работе с детьми с нарушением в развитии (Ульенкова

У.В.)

широкое использование на занятиях с детьми (особенно в первой половине года и на тех занятиях, где дети испытывают большие затруднения) игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получению заданного результата;
планирование от занятия к занятию для каждого ребенка постепенное усложнение заданий
постоянная дифференциация и усложнение умственной работы
организовывать наблюдения, создавать проблемные ситуации, опыты, проводить экскурсии
развивать мелкую моторику рук


Слайд 7Содержание работы по познавательному развитию с детьми с ЗПР и

ТНР определяется

Целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется в три этапа
Содержанием образовательных областей в соответствии с ФГОС
деятельностью по квалифицированной коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья


Слайд 8Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и

(или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи детям в освоении Программы

Слайд 9На первом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста.


Цель: совершенствование психофизических механизмов развития детей с задержкой психического развития, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире. Второй этап посвящен работе с детьми среднего дошкольного возраста
Цель: коррекция физического и психоречевого развития детей, формирование и совершенствование элементарных навыков игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности. На третьем этапе начинается целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР.
Цель: совершенствование усвоенных детьми игровых, бытовых и других умений и навыков; коррекция речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

Слайд 10Для реализации дифференцированного подхода к процессу воспитания и обучения дошкольников с

ЗПР каждый этап обучения (в рамках ряда направлений коррекционно-развивающей работы) делится на три периода. Периоды коррекционно-развивающей работы на каждом этапе могут варьироваться от одного до трех и более месяцев. Они определяются для каждого ребенка индивидуально.

Слайд 11ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ Младший дошкольный возраст
Социально-коммуникативное развитие
Формирование социально-личностных представлений и

коммуникативных навыков

Познавательное развитие

Конструирование
Сенсорно-перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды
Формирование элементарных математических представлений

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков Развитие речи и профилактика речевых нарушений  

Слайд 12 ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ Средний дошкольный возраст (ориентировочно 4,5 года – 5,5 лет)

Социально-коммуникативное развитие
Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков

Познавательное развитие

Сенсорно-перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды
Формирование элементарных математических представлений
Речевое развитие Развитие речи и профилактика речевых нарушений
формирование коммуникативных навыков

Слайд 13ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ Старший дошкольный возраст (ориентировочно 5,5 – 6,5 лет)
Социально-коммуникативное

развитие
Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков

Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений
Профилактика дискалькулии

Речевое развитие
Развитие речи, коррекция речевых нарушений и профилактика затруднений в овладении чтением и письмом
 

Слайд 14 Интеграция образовательных и коррекционных задач в образовательном процессе ДОУ познавательное и речевое развитие
Образовательные

задачи

Коррекционные задачи

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие : • сенсорное развитие • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; • формирование элементарных математических представлений; • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; • развитие свободного общения со взрослыми и детьми; • развитие всех компонентов устной речи детей

Развивать наглядно-образное мышление; Расширять понимание смысла обращенной к ребенку речи; Целенаправленное формирование функций речи; Формировать произвольное внимание; Обогащать чувственный опыт; Формировать общие способы умственных действий: анализ, сравнение, обобщение; Развивать анализирующее наблюдение при сравнении предметов и выделении существенных опознавательных признаков; Развитие и коррекция базовых психических функций: внимание, память, восприятие;


Слайд 15Интеграция образовательных и коррекционных задач в образовательном процессе ДОУ социально-личностное развитие
Образовательные задачи
Коррекционные задачи
Предполагает

включение детей в систему социальных отношений через: • развитие игровой деятельности детей; • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; Развитие и коррекция эмоциональноволевой сферы и негативных качеств личности; Развитие социальных эмоций; Развитие и коррекция компонентов деятельности; Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; Развитие и коррекция игровой деятельности. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ


Слайд 16Формирование математических представлений у детей с ЗПР
математика является важнейшим средством коррекции

и компенсации недостатков интеллектуального развития самого разного происхождения

Слайд 17методические положения
Математическое содержание занятия должно стать средством коррекции и компенсации недостатков

развития у ребенка
Коррекция осуществляется в образовательном процессе на математическом содержании , а не только в процессе отдельно проводимых коррекционно-развивающих занятий.
Новые знания должны быть не самоцелью занятия, а играть корррекционно-развивающую роль и стать базой для обучения обобщенным способам действия с математическими объектами и общими приемами умственной деятельности.
При построении системы коррекционно-развивающих занятий по математике для дошкольников н/д главный акцент сделать на задания, которые требуют от детей активных самостоятельных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификаций.
Создание условий для проявления самостоятельности.


Слайд 18 При определении коррекционно-развивающего содержания по математике для детей с ЗПР значимость

приобретает

Использование вещественных моделей, с которыми ребенок может работать собственными руками, а не только наблюдать за действиями педагога.
Использование собственной моделирующей деятельности ребенка с изучаемыми понятиями и отношениями.
Постепенное включение более абстрактных (но чувственно воспринимаемых) способов моделирования _ схематических, графических (символическое моделирование)
Обучение детей с ЗПР в первую очередь должен носить геометрический, а не арифметический характер.


Слайд 19Цель и задачи коррекционно-развивающей развивающей работы
Развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно

и на слух.
Задачи: развивать умения аналитического характера (выделять существенные признаки; отделять главное от второстепенного; выделять закономерности; распределять по выделенным признакам (классификация); обобщать результаты деятельности (в предметно-практической или вербальной форме)
Формирование элементов учебно-познавательной деятельности
Задачи: учить воспринимать задачу; учить самостоятельно в соответствии с задачей выбирать нужные средства деятельности,; учить планированию деятельности и самоанализу (умению находить ошибки и исправлять их); стимулировать учебно- познавательную деятельность и мотивацию; развивать познавательный интерес и учебную самостоятельность
Развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов
Задачи: развитие мелкой моторики, кинестетической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе «глаз-рука»; сенсорная интеграция



Слайд 20На практике существует 2 методических подхода
Для эффективной коррекционной работы необходимо опираться

на сильные стороны ребенка, то есть его развитие строиться с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (они становятся базовыми), а задача развития словесно-логического мышления сопутствующей
Упор делается на развитие словесно-логического мышления, что выливается в методику многократных воспроизведений и речевых образцов
??? Что эффективнее??


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика