Слайд 1деятельность воспитателя по познавательному развитию детей с ЗПР, ОНР и легкой
формой умственной отсталости
Слайд 2Цель
овладение детьми разнообразными знаниями об окружающем мире, развитие наблюдательности и
опыта практического обучения, формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими
Слайд 3Основные подходы к организации образовательной деятельности
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка,
пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, применение наглядности, наводящих вопросов, аналогий
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с овз
Индивидуальный подход
Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий, использование многократных указаний, упражнений
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы
Проявление большого такта со стороны воспитателя
Слайд 4Условия
динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка
обсуждение результатов наблюдений не
менее 1 раза в три месяца на консилиумах
охрана и укреплению соматического и нервно-психического здоровья
концентрический принцип обучения (содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами)
интеграция содержания
Слайд 5Организационно-педагогические требования в работе с детьми с нарушением в развитии (Ульенкова
У.В.)
обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-то делать), детей между собой и педагогами;
обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности
на начальном этапе работы по умственному развитию детей разбудить у них элементарное любопытство по отношению к окружающему, а на последующих этапах организовывать и проводить каждодневную и изобретательную работу по формированию любознательности, наблюдательности
Слайд 6Организационно-педагогические требования в работе с детьми с нарушением в развитии (Ульенкова
У.В.)
широкое использование на занятиях с детьми (особенно в первой половине года и на тех занятиях, где дети испытывают большие затруднения) игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получению заданного результата;
планирование от занятия к занятию для каждого ребенка постепенное усложнение заданий
постоянная дифференциация и усложнение умственной работы
организовывать наблюдения, создавать проблемные ситуации, опыты, проводить экскурсии
развивать мелкую моторику рук
Слайд 7Содержание работы по познавательному развитию с детьми с ЗПР и
ТНР определяется
Целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется в три этапа
Содержанием образовательных областей в соответствии с ФГОС
деятельностью по квалифицированной коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 8Содержание коррекционной работы должно
быть направлено на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и
(или)
психическом развитии различных категорий
детей с ОВЗ и оказание помощи детям в
освоении Программы
Слайд 9На первом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель: совершенствование психофизических механизмов развития детей с задержкой психического развития, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.
Второй этап посвящен работе с детьми среднего дошкольного возраста
Цель: коррекция физического и психоречевого развития детей, формирование и совершенствование элементарных навыков игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.
На третьем этапе начинается целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР.
Цель: совершенствование усвоенных детьми игровых, бытовых и других умений и навыков; коррекция речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.
Слайд 10Для реализации дифференцированного подхода к процессу воспитания и обучения дошкольников с
ЗПР каждый этап обучения (в рамках ряда направлений коррекционно-развивающей работы) делится на три периода.
Периоды коррекционно-развивающей работы на каждом этапе могут варьироваться от одного до трех и более месяцев. Они определяются для каждого ребенка индивидуально.
Слайд 11ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Младший дошкольный возраст
Социально-коммуникативное развитие
Формирование социально-личностных представлений и
коммуникативных навыков
Познавательное развитие
Конструирование
Сенсорно-перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды
Формирование элементарных математических представлений
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков
Развитие речи и профилактика речевых нарушений
Слайд 12
ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Средний дошкольный возраст (ориентировочно 4,5 года – 5,5 лет)
Социально-коммуникативное развитие
Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков
Познавательное развитие
Сенсорно-перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды
Формирование элементарных математических представлений
Речевое развитие
Развитие речи и профилактика речевых нарушений
формирование коммуникативных навыков
Слайд 13ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Старший дошкольный возраст (ориентировочно 5,5 – 6,5 лет)
Социально-коммуникативное
развитие
Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений
Профилактика дискалькулии
Речевое развитие
Развитие речи, коррекция речевых нарушений и профилактика затруднений в овладении чтением и письмом
Слайд 14
Интеграция образовательных и коррекционных
задач в образовательном процессе ДОУ
познавательное и речевое развитие
Образовательные
задачи
Коррекционные задачи
Развитие у детей познавательных
интересов, интеллектуальное
развитие :
• сенсорное развитие
• развитие познавательно-исследовательской и
продуктивной (конструктивной)
деятельности;
• формирование элементарных
математических представлений;
• формирование целостной
картины мира, расширение
кругозора детей;
• развитие свободного общения
со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов
устной речи детей
Развивать наглядно-образное мышление;
Расширять понимание смысла
обращенной к ребенку речи;
Целенаправленное формирование
функций речи;
Формировать произвольное внимание;
Обогащать чувственный опыт;
Формировать общие способы умственных
действий: анализ, сравнение, обобщение;
Развивать анализирующее наблюдение
при сравнении предметов и выделении
существенных опознавательных
признаков;
Развитие и коррекция базовых
психических функций: внимание, память,
восприятие;
Слайд 15Интеграция образовательных и коррекционных
задач в образовательном процессе ДОУ
социально-личностное развитие
Образовательные задачи
Коррекционные задачи
Предполагает
включение детей в
систему социальных отношений
через:
• развитие игровой деятельности
детей;
• приобщение к элементарным
общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том
числе моральным);
• формирование гендерной,
семейной, гражданской
принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к
мировому сообществу.
Развитие и тренировка механизмов,
обеспечивающих адаптацию ребенка
к новым социальным условиям;
Развитие и коррекция эмоциональноволевой сферы и негативных качеств
личности;
Развитие социальных эмоций;
Развитие и коррекция компонентов
деятельности;
Формирование способности к
волевым усилиям, произвольной
регуляции поведения;
Развитие и коррекция игровой
деятельности.
Формирование толерантного
отношения к детям с ОВЗ
Слайд 16Формирование математических представлений у детей с ЗПР
математика является важнейшим средством коррекции
и компенсации недостатков интеллектуального развития самого разного происхождения
Слайд 17методические положения
Математическое содержание занятия должно стать средством коррекции и компенсации недостатков
развития у ребенка
Коррекция осуществляется в образовательном процессе на математическом содержании , а не только в процессе отдельно проводимых коррекционно-развивающих занятий.
Новые знания должны быть не самоцелью занятия, а играть корррекционно-развивающую роль и стать базой для обучения обобщенным способам действия с математическими объектами и общими приемами умственной деятельности.
При построении системы коррекционно-развивающих занятий по математике для дошкольников н/д главный акцент сделать на задания, которые требуют от детей активных самостоятельных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификаций.
Создание условий для проявления самостоятельности.
Слайд 18
При определении коррекционно-развивающего содержания по математике для детей с ЗПР значимость
приобретает
Использование вещественных моделей, с которыми ребенок может работать собственными руками, а не только наблюдать за действиями педагога.
Использование собственной моделирующей деятельности ребенка с изучаемыми понятиями и отношениями.
Постепенное включение более абстрактных (но чувственно воспринимаемых) способов моделирования _ схематических, графических (символическое моделирование)
Обучение детей с ЗПР в первую очередь должен носить геометрический, а не арифметический характер.
Слайд 19Цель и задачи коррекционно-развивающей развивающей работы
Развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно
и на слух.
Задачи: развивать умения аналитического характера (выделять существенные признаки; отделять главное от второстепенного; выделять закономерности; распределять по выделенным признакам (классификация); обобщать результаты деятельности (в предметно-практической или вербальной форме)
Формирование элементов учебно-познавательной деятельности
Задачи: учить воспринимать задачу; учить самостоятельно в соответствии с задачей выбирать нужные средства деятельности,; учить планированию деятельности и самоанализу (умению находить ошибки и исправлять их); стимулировать учебно- познавательную деятельность и мотивацию; развивать познавательный интерес и учебную самостоятельность
Развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов
Задачи: развитие мелкой моторики, кинестетической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе «глаз-рука»; сенсорная интеграция
Слайд 20На практике существует 2 методических подхода
Для эффективной коррекционной работы необходимо опираться
на сильные стороны ребенка, то есть его развитие строиться с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (они становятся базовыми), а задача развития словесно-логического мышления сопутствующей
Упор делается на развитие словесно-логического мышления, что выливается в методику многократных воспроизведений и речевых образцов
??? Что эффективнее??