Человек, как продукт биологической и культурной эволюции презентация

Содержание

Содержание Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Различные подходы к вопросу о происхождении человека Человек в его истории Мыслители прошлого об обществе и человеке Индивид, индивидуальность, личность Социализация

Слайд 1Человек
.


Слайд 2Содержание
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Различные подходы к вопросу

о происхождении человека
Человек в его истории
Мыслители прошлого об обществе и человеке
Индивид, индивидуальность, личность
Социализация и личность. Свобода и ответственность

Слайд 3Что же это за химера – человек? Какая невидаль, какое чудовище,

какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной. Кто распутает этот клубок?
Блез Паскаль

Слайд 41. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции


Слайд 5Гипотезы распространения человека
Внетропическая (1870)
Мультирегиональная (1938)
Африканская


Слайд 6Африканская гипотеза
Биологически современный человек появился около 400-250 тыс. лет назад в

восточной Африке.
Митохондриальная Ева жила ок. 200 тыс. лет назад


Слайд 72. Различные подходы к вопросу о происхождении человека


Слайд 8(1)Креационизм (гипотеза творения)
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и

по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыскающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Бытие 1:26,27)

Слайд 9(2) Гипотеза внеземного происхождения (палеовизит)
Люди – прямые потомки инопланетян
Скрещивание инопланетян с

животными предками людей
Порождение человека разумного методами генной инженерии
Создание первых людей гомункулярным способом (в пробирке)
Непосредственное управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума
Эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом

Слайд 10(3) Теория эволюции
1735г. К.Линней «Система Природы» - отнес человека к животному

миру
1871г. Ч.Дарвин «Происхождение человека и Половой отбор». 2 важнейших положения:
Животное происхождение человека
У человека и ныне живущих обезьян общие предки

Слайд 11http://antropogenez.ru/tree/
Эволюция гоминид


Слайд 12ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ?
Биологические науки:
Биология человека - анатомия, морфология, физиология,

церебрология, палеонтология человека, антропометрия;
приматология – палеонтология приматов, современная приматология, этология приматов;
палеонтология – палеонтология позвоночных, палеоботаника;
общая биология – эмбриология, генетика, молекулярная биология, сравнительная анатомия, сравнительная этология, биометрия.
Физико-химико-математические науки:
геология – геоморфология, геофизика, стратиграфия, геохронология;
химия;
тафономия (наука о захоронении ископаемых остатков);
методы датирования – абсолютные: торий-урановый, радиоуглеродный, термолюминесцентный, относительные: стратиграфический, сравнительно-флористический и сравнительно-фаунистический.
статистика;
Социальные науки:
археология – археология палеолита, археология позднейших времен; этноархеология; сравнительная этнология (этнография);
лингвистика;
психология.


Слайд 13Гоминидные триады
Антропологическая (морфологическая) триада:
Прямохождение
Свободные верхние конечности, приспособленные для труда
Развитый головной мозг
Психосоциальная

триада:
Абстрактное мышление
Вторая сигнальная система (речь)
Сознательная и направленная трудовая деятельность

Слайд 14(4) Трудовая гипотеза
1896г. Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в

человека»
«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».

Слайд 15Труд не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека,

но и средство (становления) изменения самого человека.
Причем не просто труд, а орудийный.
И не просто использование подвернувшихся предметов в качестве орудий (к этому способны и животные), а целенаправленное изготовление орудий труда.
Орудийный труд сильно усложнил отношения человека с внешней средой, стимулируя развитие важных отделов мозга.

Слайд 163. Человек в его истории


Слайд 17Древняя Индия
Человек – соединение смертного тела и бессмертной души
После смерти душа

переселяется по закону кармы
Цель жизни – прекратить сансару и достичь нирваны

Слайд 18Древний китай
Даосизм
Лао-Цзы, Чжуан-Цзы (V-IV вв до н.э.)
Дао (Путь) – естественный ход

вещей, который невозможно нарушить.
Недеяние – запрет совершать ненеобходимые действия.
Кун-Фу-Цзы (Конфуций) (551-469)
Истинный человек – человек добродетельный
Честность
Человеколюбие
Лояльность
Мудрость
Приличие



Слайд 19Древняя Греция


Слайд 20Начало философии Космоцентризм
Человек во всем подобен вселенной; микрокосмос, подобный макрокосмосу
Фалес (VI

в. до н.э.)– первый философ
Пифагор (философия, метемпсихоз)
Демокрит (атомизм)



Слайд 21Софисты
Протагор:
«Человек есть мера всех вещей: существующих –что они существуют, несуществующих –

что они не существуют»
Нет объективной истины
Антропоцентризм

Слайд 22Классический период
Сократ:
Познать себя легче, чем Космос. Начни с себя.
Платон:
Душа

делает тело живым и способным к мышлению
Аристотель:
Человек - «зоон политикон» (животное общественное, полисное) = животное разумное, т.е. подчиняющееся закону.

Слайд 23Европейское средневековье (V – XV вв н.э.)



Человек – творение Бога, Созданное

по Его Образу и Подобию
Человек – раб божий
Человек – бессмертная душа и смертное тело
После смерти – Страшный Суд


Слайд 25Возрождение (XIV-XVI вв)
Человек создан по образу и подобию Бога, а значит

способен творить
Гуманизм
Антропоцентризм

Слайд 26Новое время (XVII-XVIII вв)
Рене Декарт (1596-1650)
Дуализм
Тело – механическая машина
Душа –

мышление
Cogito ego sum
Томас Гоббс (1588-1679)
Все люди от природы равны
Война всех против всех


Слайд 27Мыслители просвещения
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)
Естественное состояние человека – гармония с природой
Вольтер (1694-1778)
Человек

– общественное существо, наделенное страстями, чтобы действовать и разумом, чтобы управлять поступками

Слайд 28Немецкая классическая философия
И. Кант (1724-1804)
«Что такое человек?» – главный вопрос философии
Человек

– существо моральное
Человек может быть только целью, но не средством

Слайд 294. Мыслители прошлого об обществе и человеке


Слайд 301.1 Социальность, разумность
Аристотель (384-322): «Человек вне общества – или бог, или

зверь».
Человек есть «зоон политикон» (животное общественное, полисное) = животное разумное, т.е. подчиняющееся закону. Все, что вне общества несоизмеримо с человеком. У человека и общества – одна мера, общая размерность.

Слайд 311.2 Асоциальность, иррациональность
А. Шопенгауэр (1788-1860):
«Когда люди вступают в тесное общение

между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так – все ночи напролет»
«Государство – не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера».
Ф.Ницше (1844-1900):
«В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой».
«Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх».
«Если ты недоволен действительностью, значит, ты сам – неудачная действительность».

Слайд 322.1 Самосознание, самореализация, самоутверждение
Б.Паскаль (1623-1662):
«Человек — единственное животное, способное сознавать

себя и то, что с ним происходит. Он ощущает себя субъектом перед лицом объективной реальности. На монолитном теле Космоса появляется трещина, раскол, нечто иное по отношению к этому Космосу, превосходящее его».
«Человек — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но эта тростинка мыслящая. […] Но пусть вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. Итак, все наше достоинство заключено в мысли, а не в пространстве и времени, которых мы не можем заполнить».
Э.Фромм (1900-1980):
“Человека можно определить как живое существо, которое сможет сказать “Я”, которое может осознать самого себя как самостоятельную величину”.
Ж.-П.Сартр (1905-1980):
«Человек есть лишь то, что он сам из себя делает», он «обречен быть свободным»

Слайд 332.2 Самоотрицание, самоопределение

А.Камю (1913-1960):
единственный подлинный вопрос Ф. — вопрос о

самоубийстве. Человек — единственное животное, способное на самоубийство. Это говорит о высокой степени свободы и достоинства. Жизнь, которая сама решает, стоит или не стоит ей жить, по определению выше любой другой, потому что является причиной самой себя. Таким образом, в лице человека природа имеет нечто, что порождено ею, но превосходит ее, поскольку причина этого нечто — не в окружающем мире, а в нем самом.
В. Соловьев (1853-1900):
Человек — единственное животное, способное стыдиться. […] я стыжусь своей животности, следовательно я существую как человек, я стыжусь, следовательно, существую не физически только, но и нравственно.
Н.А. Бердяев (1874-1948):
«Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать».
М.Шелер (1874-1922):
«то, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще».

Слайд 34Понимание человека в экзистенциализме
Ж.-П. Сартр (1905-1980):
в отличие от вещей внешнего

мира, для человека существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции).
“Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы его задумал”.
Человек просто есть, он рождается без всякой сущности, но с задачей эту сущность найти, и поэтому с самого первого момента обречен выбирать себя.
“Экзистенциализм отдает человеку во владение его бытие”.
Единственным серьезным пороком, в котором можно обвинить человека, является “ложная вера”. “Ложная вера” — это попытка избежать выбора и ответственности за него, это форма лжи самому себе. Точнее, это форма невежества, самообман.

Слайд 35Еще несколько определений человека
“Человек — это бесперое двуногое существо (с плоскими

ногтями)”. — Платон.
“Человек — это животное, способное обещать” — Ницше.
“Человек в своей бытийно-исторической сути есть сущее, чье бытие, будучи экзистенцией, заключается в обитании бытия. Человек — сосед бытия.” — М.Хайдеггер.
“Человек — существо, которое верит в бессмертие”. — Л. Фейербах.
“Человек — существо, способное к обману и постоянно обманывающее себя и других”. — Ж.Кардан.
“Человек — это животное, способное смеяться”. — Аль-Фараби.
«… и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним». – Поль Валери.
“Человек есть лишь то, что он сам из себя делает”. — Ж.-П.Сартр.

Слайд 365. Индивид, индивидуальность, личность


Слайд 37Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей

степени развития живой природы - к человеческому роду. Ч. Имеет двойственную, биосоциальную природу.
Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens
«Один из людей»
Индивид=особь=атом

Слайд 38Личность – единичный человек как система устойчивых качеств и свойств, приобретаемых

в процессе социализации и реализуемых в социальной жизни. Л. – это человек как социальное существо
Индивидуальность – это:
Единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
Морфологическая (физические особенности)
Психическая (темперамент, характер, познавательные способности, интеллект)
Социальная (интересы, знания, навыки, убеждения)
Высшая стадия развития личности


Слайд 39Социализация и личность
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих

ему успешно функционировать в обществе.
Процесс усвоения культуры
Результат социализации – формирование личности.

Слайд 40Основные понятия
Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам

и освоение социальных ролей.
Родители, друзья, коллеги
Институты социализации — устойчивые типы социальных связей, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Семья, школа, армия


Слайд 41Подсистемы:
Познавательная (восприятия, представления, понятия)
Эмоциональная (чувства, аффекты, страсти)
Волевая (мотивы, побуждения, потребности)




+ Самосознание

(«Я»)


Структура человеческой личности


Слайд 42СВОЙСТВА «Я»
Единство (различных аспектов)
Постоянство (во времени)
Пребывание в теле (образ тела)
Личностность (квалиа)
Социальность

(связь с другими)
Свободная воля (выбор)
Самосознание


Слайд 43З.Фрейд (1856-1939) о личности
три уровня личности: «Сверх-Я», «Я» и «Оно».
«Оно»

(Id): самая древняя часть психики, здесь коренятся бессознательные, неуправляемые и агрессивные животные импульсы.
«Сверх-Я» (Super-Ego): психологическая проекция общества, культуры. Противостоит «Оно». «Сверх-Я» есть инстанция контроля, совести. Оно складывается независимо от воли индивида – прежде всего, под влиянием образа родителей.
«Я» (Ego): располагается между двумя этими мощными и древними силами, как между молотом и наковальней. «Я» раздирают две силы – влечение и принуждение. Поэтому в жизни «Я» сталкиваются два плохо согласуемых принципа – «принцип удовольствия» и «принцип реальности». Конфликт между ними неизбежен.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика