Презентация на тему Человек, как продукт биологической и культурной эволюции

Презентация на тему Презентация на тему Человек, как продукт биологической и культурной эволюции, предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 44 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Человек

.


Слайд 2
Текст слайда:

Содержание

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Различные подходы к вопросу о происхождении человека
Человек в его истории
Мыслители прошлого об обществе и человеке
Индивид, индивидуальность, личность
Социализация и личность. Свобода и ответственность


Слайд 3
Текст слайда:

Что же это за химера – человек? Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной. Кто распутает этот клубок?
Блез Паскаль


Слайд 4
Текст слайда:

1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции


Слайд 5
Текст слайда:

Гипотезы распространения человека

Внетропическая (1870)
Мультирегиональная (1938)
Африканская


Слайд 6
Текст слайда:

Африканская гипотеза

Биологически современный человек появился около 400-250 тыс. лет назад в восточной Африке.
Митохондриальная Ева жила ок. 200 тыс. лет назад


Слайд 7
Текст слайда:

2. Различные подходы к вопросу о происхождении человека


Слайд 8
Текст слайда:

(1)Креационизм (гипотеза творения)

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыскающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Бытие 1:26,27)


Слайд 9
Текст слайда:

(2) Гипотеза внеземного происхождения (палеовизит)

Люди – прямые потомки инопланетян
Скрещивание инопланетян с животными предками людей
Порождение человека разумного методами генной инженерии
Создание первых людей гомункулярным способом (в пробирке)
Непосредственное управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума
Эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом


Слайд 10
Текст слайда:

(3) Теория эволюции

1735г. К.Линней «Система Природы» - отнес человека к животному миру
1871г. Ч.Дарвин «Происхождение человека и Половой отбор». 2 важнейших положения:
Животное происхождение человека
У человека и ныне живущих обезьян общие предки


Слайд 11
Текст слайда:

http://antropogenez.ru/tree/

Эволюция гоминид



Слайд 12
Текст слайда:

ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ?

Биологические науки:
Биология человека - анатомия, морфология, физиология, церебрология, палеонтология человека, антропометрия;
приматология – палеонтология приматов, современная приматология, этология приматов;
палеонтология – палеонтология позвоночных, палеоботаника;
общая биология – эмбриология, генетика, молекулярная биология, сравнительная анатомия, сравнительная этология, биометрия.
Физико-химико-математические науки:
геология – геоморфология, геофизика, стратиграфия, геохронология;
химия;
тафономия (наука о захоронении ископаемых остатков);
методы датирования – абсолютные: торий-урановый, радиоуглеродный, термолюминесцентный, относительные: стратиграфический, сравнительно-флористический и сравнительно-фаунистический.
статистика;
Социальные науки:
археология – археология палеолита, археология позднейших времен; этноархеология; сравнительная этнология (этнография);
лингвистика;
психология.


Слайд 13
Текст слайда:

Гоминидные триады

Антропологическая (морфологическая) триада:
Прямохождение
Свободные верхние конечности, приспособленные для труда
Развитый головной мозг
Психосоциальная триада:
Абстрактное мышление
Вторая сигнальная система (речь)
Сознательная и направленная трудовая деятельность


Слайд 14
Текст слайда:

(4) Трудовая гипотеза

1896г. Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».


Слайд 15
Текст слайда:

Труд не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека, но и средство (становления) изменения самого человека.
Причем не просто труд, а орудийный.
И не просто использование подвернувшихся предметов в качестве орудий (к этому способны и животные), а целенаправленное изготовление орудий труда.
Орудийный труд сильно усложнил отношения человека с внешней средой, стимулируя развитие важных отделов мозга.


Слайд 16
Текст слайда:

3. Человек в его истории


Слайд 17
Текст слайда:

Древняя Индия

Человек – соединение смертного тела и бессмертной души
После смерти душа переселяется по закону кармы
Цель жизни – прекратить сансару и достичь нирваны


Слайд 18
Текст слайда:

Древний китай

Даосизм
Лао-Цзы, Чжуан-Цзы (V-IV вв до н.э.)
Дао (Путь) – естественный ход вещей, который невозможно нарушить.
Недеяние – запрет совершать ненеобходимые действия.
Кун-Фу-Цзы (Конфуций) (551-469)
Истинный человек – человек добродетельный
Честность
Человеколюбие
Лояльность
Мудрость
Приличие



Слайд 19
Текст слайда:

Древняя Греция


Слайд 20
Текст слайда:

Начало философии Космоцентризм

Человек во всем подобен вселенной; микрокосмос, подобный макрокосмосу
Фалес (VI в. до н.э.)– первый философ
Пифагор (философия, метемпсихоз)
Демокрит (атомизм)



Слайд 21
Текст слайда:

Софисты

Протагор:
«Человек есть мера всех вещей: существующих –что они существуют, несуществующих – что они не существуют»
Нет объективной истины
Антропоцентризм


Слайд 22
Текст слайда:

Классический период

Сократ:
Познать себя легче, чем Космос. Начни с себя.
Платон:
Душа делает тело живым и способным к мышлению
Аристотель:
Человек - «зоон политикон» (животное общественное, полисное) = животное разумное, т.е. подчиняющееся закону.


Слайд 23
Текст слайда:

Европейское средневековье (V – XV вв н.э.)




Человек – творение Бога, Созданное по Его Образу и Подобию
Человек – раб божий
Человек – бессмертная душа и смертное тело
После смерти – Страшный Суд


Слайд 24
Текст слайда:




Слайд 25
Текст слайда:

Возрождение (XIV-XVI вв)

Человек создан по образу и подобию Бога, а значит способен творить
Гуманизм
Антропоцентризм


Слайд 26
Текст слайда:

Новое время (XVII-XVIII вв)

Рене Декарт (1596-1650)
Дуализм
Тело – механическая машина
Душа – мышление
Cogito ego sum
Томас Гоббс (1588-1679)
Все люди от природы равны
Война всех против всех


Слайд 27
Текст слайда:

Мыслители просвещения

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)
Естественное состояние человека – гармония с природой
Вольтер (1694-1778)
Человек – общественное существо, наделенное страстями, чтобы действовать и разумом, чтобы управлять поступками


Слайд 28
Текст слайда:

Немецкая классическая философия

И. Кант (1724-1804)
«Что такое человек?» – главный вопрос философии
Человек – существо моральное
Человек может быть только целью, но не средством


Слайд 29
Текст слайда:

4. Мыслители прошлого об обществе и человеке


Слайд 30
Текст слайда:

1.1 Социальность, разумность

Аристотель (384-322): «Человек вне общества – или бог, или зверь».
Человек есть «зоон политикон» (животное общественное, полисное) = животное разумное, т.е. подчиняющееся закону. Все, что вне общества несоизмеримо с человеком. У человека и общества – одна мера, общая размерность.


Слайд 31
Текст слайда:

1.2 Асоциальность, иррациональность

А. Шопенгауэр (1788-1860):
«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так – все ночи напролет»
«Государство – не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера».
Ф.Ницше (1844-1900):
«В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой».
«Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх».
«Если ты недоволен действительностью, значит, ты сам – неудачная действительность».


Слайд 32
Текст слайда:

2.1 Самосознание, самореализация, самоутверждение

Б.Паскаль (1623-1662):
«Человек — единственное животное, способное сознавать себя и то, что с ним происходит. Он ощущает себя субъектом перед лицом объективной реальности. На монолитном теле Космоса появляется трещина, раскол, нечто иное по отношению к этому Космосу, превосходящее его».
«Человек — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но эта тростинка мыслящая. […] Но пусть вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. Итак, все наше достоинство заключено в мысли, а не в пространстве и времени, которых мы не можем заполнить».
Э.Фромм (1900-1980):
“Человека можно определить как живое существо, которое сможет сказать “Я”, которое может осознать самого себя как самостоятельную величину”.
Ж.-П.Сартр (1905-1980):
«Человек есть лишь то, что он сам из себя делает», он «обречен быть свободным»


Слайд 33
Текст слайда:

2.2 Самоотрицание, самоопределение


А.Камю (1913-1960):
единственный подлинный вопрос Ф. — вопрос о самоубийстве. Человек — единственное животное, способное на самоубийство. Это говорит о высокой степени свободы и достоинства. Жизнь, которая сама решает, стоит или не стоит ей жить, по определению выше любой другой, потому что является причиной самой себя. Таким образом, в лице человека природа имеет нечто, что порождено ею, но превосходит ее, поскольку причина этого нечто — не в окружающем мире, а в нем самом.
В. Соловьев (1853-1900):
Человек — единственное животное, способное стыдиться. […] я стыжусь своей животности, следовательно я существую как человек, я стыжусь, следовательно, существую не физически только, но и нравственно.
Н.А. Бердяев (1874-1948):
«Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать».
М.Шелер (1874-1922):
«то, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще».


Слайд 34
Текст слайда:

Понимание человека в экзистенциализме

Ж.-П. Сартр (1905-1980):
в отличие от вещей внешнего мира, для человека существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции).
“Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы его задумал”.
Человек просто есть, он рождается без всякой сущности, но с задачей эту сущность найти, и поэтому с самого первого момента обречен выбирать себя.
“Экзистенциализм отдает человеку во владение его бытие”.
Единственным серьезным пороком, в котором можно обвинить человека, является “ложная вера”. “Ложная вера” — это попытка избежать выбора и ответственности за него, это форма лжи самому себе. Точнее, это форма невежества, самообман.


Слайд 35
Текст слайда:

Еще несколько определений человека

“Человек — это бесперое двуногое существо (с плоскими ногтями)”. — Платон.
“Человек — это животное, способное обещать” — Ницше.
“Человек в своей бытийно-исторической сути есть сущее, чье бытие, будучи экзистенцией, заключается в обитании бытия. Человек — сосед бытия.” — М.Хайдеггер.
“Человек — существо, которое верит в бессмертие”. — Л. Фейербах.
“Человек — существо, способное к обману и постоянно обманывающее себя и других”. — Ж.Кардан.
“Человек — это животное, способное смеяться”. — Аль-Фараби.
«… и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним». – Поль Валери.
“Человек есть лишь то, что он сам из себя делает”. — Ж.-П.Сартр.


Слайд 36
Текст слайда:

5. Индивид, индивидуальность, личность


Слайд 37
Текст слайда:

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. Ч. Имеет двойственную, биосоциальную природу.
Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens
«Один из людей»
Индивид=особь=атом


Слайд 38
Текст слайда:

Личность – единичный человек как система устойчивых качеств и свойств, приобретаемых в процессе социализации и реализуемых в социальной жизни. Л. – это человек как социальное существо
Индивидуальность – это:
Единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
Морфологическая (физические особенности)
Психическая (темперамент, характер, познавательные способности, интеллект)
Социальная (интересы, знания, навыки, убеждения)
Высшая стадия развития личности


Слайд 39
Текст слайда:

Социализация и личность

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Процесс усвоения культуры
Результат социализации – формирование личности.


Слайд 40
Текст слайда:

Основные понятия

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Родители, друзья, коллеги
Институты социализации — устойчивые типы социальных связей, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Семья, школа, армия


Слайд 41
Текст слайда:

Подсистемы:
Познавательная (восприятия, представления, понятия)
Эмоциональная (чувства, аффекты, страсти)
Волевая (мотивы, побуждения, потребности)





+ Самосознание («Я»)


Структура человеческой личности


Слайд 42
Текст слайда:

СВОЙСТВА «Я»

Единство (различных аспектов)
Постоянство (во времени)
Пребывание в теле (образ тела)
Личностность (квалиа)
Социальность (связь с другими)
Свободная воля (выбор)
Самосознание


Слайд 43
Текст слайда:

З.Фрейд (1856-1939) о личности

три уровня личности: «Сверх-Я», «Я» и «Оно».
«Оно» (Id): самая древняя часть психики, здесь коренятся бессознательные, неуправляемые и агрессивные животные импульсы.
«Сверх-Я» (Super-Ego): психологическая проекция общества, культуры. Противостоит «Оно». «Сверх-Я» есть инстанция контроля, совести. Оно складывается независимо от воли индивида – прежде всего, под влиянием образа родителей.
«Я» (Ego): располагается между двумя этими мощными и древними силами, как между молотом и наковальней. «Я» раздирают две силы – влечение и принуждение. Поэтому в жизни «Я» сталкиваются два плохо согласуемых принципа – «принцип удовольствия» и «принцип реальности». Конфликт между ними неизбежен.


Слайд 44

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика