Слайд 1Аттестационная работа
слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Осиповой Натальи Павловны
школа – интернат № 26 ОАО «РЖД»
г. Нижнеудинск
на тему:
«Образовательная программа внеурочной деятельности»
Слайд 2
Школа – интернат № 26
была построена для детей железнодорожников 31 августа 1962 года.
В 1993 г. был открыт лицейский технический класс. Преподавание таких предметов как математика, физика, информатика, черчение ведется по программам скоординированным с кафедрами Иркутского Государственного Университета Путей Сообщения.
На сегодняшний день в школе – интернате обучаются 320 детей. С 2011 г. реализуются ФГОС.
Ежегодно наши ученики выполняют проектные и исследовательские работы по выбранной теме. Работают над темой 2 года и защищают свои исследования на выездных сессиях при ИрГУПС.
Слайд 3Программа
курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я» (1 – 4
кл.)
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Слайд 4 Цель курса: формирование и сохранение
психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Слайд 5Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Слайд 6 Формы и методы работы: для
успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребенка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. Также на занятиях используются психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
Слайд 7
Личностные результаты освоения курса:
умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей;
умение в предложенных ситуациях делать выбор;
уверенность в себе, в своих учебных возможностях;
дружеские отношения в классе;
оценивать ситуации и поступки с позиций общепринятых этических норм общения между людьми;
объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;
правильно оценивать ситуации и поступки людей при общении;
развивать этические чувства, умения понимать и сопереживать чувствам других людей.
Слайд 8 Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
строить речевое высказывание в устной форме.
Слайд 9Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей
с помощью учителя;
учиться исследовать свои качества и свои особенности;
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
учиться наблюдать;
моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
учиться работать в паре и в группе;
выполнять различные роли;
слушать и понимать речь других ребят;
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Слайд 102 класс
Регулятивные УУД:
учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;
учиться
прогнозировать последствия своих поступков;
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
строить речевое высказывание в устной форме.
Слайд 11Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок,
фото);
делать выводы в результате совместной работы в группе;
учиться графически оформлять изучаемый материал;
моделировать различные ситуации;
усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении;
учиться договариваться и приходить к общему решению;
учиться понимать эмоции и поступки других людей;
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
Слайд 123 - 4 класс
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением
и расслаблением;
извлекать необходимую информацию из текста;
определять и формулировать цель в совместной работе;
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
соотносить результат с целью и оценивать его.
Слайд 13Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
наблюдать, сравнивать по
признакам, сопоставлять;
обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Слайд 14Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учиться контролировать свою
речь и поступки;
учиться толерантному отношению к другому мнению;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
формулировать своё собственное мнение и позицию;
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Слайд 15Литература:
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у
младших школьников – М.: Издательство ЦСПА «Генезис», 2001
Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Человекознание. Курс психологии с элементами этики и валеологии – М.: «Генезис»,1998
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – М.: «Генезис», 1998