Слайд 1Арт-терапевтическая среда:
содержание и границы
Слайд 2В данном сообщении рассматриваются разные содержания понятия «арт-терапевтическая среда» с точки
зрения традиционных и новых методологических подходов, включая системный (биопсихосоциальный, адаптационный) подход, психологию окружающей среды, экопсихологию и экотерапию.
Неоднозначность традиционных определений «арт-терапевтической среды» в соответствии с психоаналитической теорией и клиническими взглядами, с одной стороны, и гуманистическими представлениями, с другой стороны, обусловливает проблемный характер ее рассмотрения и определяет многообразие перспектив развития арт-терапии, объединяющей в себе клинические, психодинамические, социальные и экологические измерения творческой деятельности.
Слайд 3Арт-терапевты о среде арт-терапевтического кабинета (студии)
Арт-терапевтическая студия должна приглашать ее посетителей
включаться в процесс изобразительной деятельности (Wood, 2000).
Kramer (1994) определяет художественную студию как «среду для импровизации и открытий, для встречи с новым и принятия эксцентричности» (Р.92).
Переступая порог арт-терапевтического кабинета и реагируя на его среду, клиент формирует определенные ожидания, фантазии и предположения (Henley, 1995).
Атмосфера арт-терапевтического кабинета придает ему сходство со «святилищем» (Malchiodi, 2002).
Арт-терапевтический кабинет может восприниматься как психологическое отражение интимности (Феннер (2014).
Слайд 4Арт-терапевты о среде арт-терапевтического кабинета (студии)
Арт-терапевтический кабинет как «энергетическое пространство» (Allen,
1995) .
Арт-терапевтическая студия как «среда, в которой формируется экология взаимного влияния» (McNiff, 1995).
Moon (2002) считает, что «дух студии присутствует во многих местах». «Если мы призваны развивать свободную, творческую идентичность в разных смыслах этого понятия, то будем использовать свои художественные способности, чтобы пересматривать понятие рабочего пространства…Архитектура, внутренний дизайн, ландшафтная скульптура и искусство инсталляции – все это имеет для нас значение, когда мы пытаемся осмыслить организацию физической среды для арт-терапии» (Р.83).
Слайд 5Арт-терапевты о среде арт-терапевтического кабинета (студии)
«Пространство арт-терапевтического кабинета является «творческой ареной»,
на которой ребенок может преодолеть свои психические травмы и зажечься искрой творчества. Благодаря занятиям он обретает уверенность в себе, что позволяет ему решать свои проблемы, связанные с обучением, общением с членами своей семьи и сверстниками» (Arguil, цит. по Case and Dаlley, 1992, с.97).
Слайд 6Арт-терапевты о среде арт-терапевтического кабинета (студии)
Выражение «Портативная студия» связана с предположением,
что арт-терапевт как личность заключает в себе внутренне организованное пространство, что позволяет ему организовывать и пространство физическое. Внутренне организованное пространство связано с доверием к клиенту и его ресурсам, включая способность проявлять свое творческое начало в широком диапазоне жизненных ситуаций. Клиент рассматривается как активный участник арт-терапии, а не как жертва обстоятельств, для исцеления которой арт-терапевт обязан предоставить все возможные средства» (Калманович Д., 2013).
Слайд 7Арт-терапевты о среде арт-терапевтического кабинета (студии)
«Когда человек поглощен творческой работой, студия,
в которой он находится, преображается в динамическое пространство, и отнюдь не является неподвижной физической средой. Такое динамическое пространство активно и вовлекает личность все больше. В ней активизируются рефлексия и внутреннее движение. Несмотря на внутренние и внешние отвлекающие факторы, арт-терапевтическая студия способна поддержать субъекта в разрешении парадоксов и создать для него достаточно уединенную и безопасную среду» (Bachelard, 1994).
Слайд 8«Поляризация» арт-терапии как причина неоднозначности определений арт-терапевтической среды
Неоднозначность определений арт-терапии определила
неоднозначность представлений о том, что такое «арт-терапевтическая среда», и для чего она предназначена.
Традиционно психодинамическая, (клиническая, арт-психотерапевтическая) модель арт-терапии дополняется гуманистической, креативистической, студийной моделью (therapeutic art).
При всей относительности данного разделения и часто имеющем место объединении клинических (психодианмческих) и социальных аспектов в работе арт-терапевтов, можно, тем не менее, отметить некоторые характерные особенности концептуализации и использования терапевтической среды в рамках данных комплиментарных подходов.
Слайд 9Среда в психодинамической (клинической, арт-психотерапевтической) модели
Терапевтическая среда предназначена главным образом для
взаимодействия клиента и терапевта, должна быть достаточно закрытой, создавать ощущение доверия и безопасности, защищать приватность и конфиденциальность терапевтического альянса, минимизировать внешние воздействия, содержать минимум стимулов, способных поддерживать связь с внешней, объектной средой.
Творческий процесс, протекающий в такой среде, в основном отражает содержания внутреннего мира (неосознаваемого) клиента, опосредует и потенцирует терапевтические отношения.
Арт-терапевтический кабинет служит своеобразным «убежищем» для клиента, теменосом, создает условия для его дистанцирования от привычной среды жизнедеятельности, поддерживает процессы активного воображения.
Слайд 10Важность психологического регресса
«Уникальным достижением Фрейда является разработка и использование им психотерапевтического
пространства и дистанции между пациентом и аналитиком. В этом пространстве и при этой дистанции взаимоотношения между ними становятся возможными лишь посредством их способности поддерживать иллюзии и работать с ними. Фрейд сформулировал понятия пространства, времени и того процесса, которые потенцируют иллюзии и, тем самым, позволяют активизировать символический дискурс» (Khan, 1974). Термин «иллюзии» в психоаналитическом смысле обозначает определенные изменения в восприятии клиента, в частности, те, которые связаны с психологическим регрессом как необходимым условием для актуализации и проявления материала бессознательного.
Слайд 11«Что бы здесь (в арт-терапевтическом кабинете) ни происходило, оно будет в
той или иной степени отделено о повседневной жизни... Это имеет очень большое значение, так как без ощущения пространства, вынесенного за пределы внешнего мира, будет сохраняться склонность пациента действовать и реагировать неосознанно, то есть так же, как он вел себя в повседневной жизни. Наличие же определенных границ обеспечивает возможность для поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту отстраниться от внешнего мира, что дает ему возможность психологического регресса и функционирования в качестве наблюдателя за своим собственным поведением» (Schaverien, 1989, Р.149).
Слайд 12Schaverien рассматривает физическую среду кабинета и похожие на ритуалы действия арт-терапевта
во время сеансов в качестве метафор внешней рамки. Они отмечает, что внутри этой внешней рамки есть еще одна – внутренняя рамка, организующая создание образов и психические процессы клиента. Она сравнивает данный процесс организации опыта путем его помещения в рамку с видом из окна. Такая рамка акцентирует внимание на том, что в конкретный момент времени представляет для клиента наибольший интерес. Подходящая, умело организованная среда арт-терапии формирует ощущение «расслабленного ожидания, повышенной восприимчивости, блуждающего сознания и расфокусированного восприятия» (Р.68).
Слайд 15Клинические (клинико-психиатрические) представления
Крайним выражением психоаналитического (клинического) восприятия терапевтической среды являются представления
о лечебной среде как обеспечивающей охранительный режим и относительную изоляцию от внешнего пространства в целях безопасности самого пациента и общества. Это длительное время определяло систему содержания психически больных людей и в какой-то мере продолжает влиять на современную практику психиатрии.
Слайд 16Основные признаки арт-терапевтической среды в соответствии с психодинамическими (клиническими) представлениями
Относительная закрытость
внешних границ,
Фокусировка на терапевтических отношениях и внутрипсихических процессах,
Дозирование психологической нагрузки,
Перемещения внутри терапевтической среды и из нее во внешнюю среду контролируются/регламентируются,
Клиент имеет относительно незначительные возможности физического влияния на среду, которая должна быть «нейтральной».
Слайд 17Психодинамическая (клиническая, арт-психотерапевтическая) модель
В то же время, характеристики терапевтической среды в
соответствии с психодинамическими, клиническими представлениями могут меняться, в зависимости от этапа психотерапии (лечения). К концу курса лечения, например:
внешние границы становятся более проницаемыми,
поддерживается перемещение во внешнюю среду,
происходит фокусировка не только на терапевтических, но и внешних отношениях.
Слайд 18Гуманистическая, креативистическая, студийная модель (therapeutic art)
В противоположность психоаналитическому, клиническому взгляду на
терапевтическую среду, социально-ориентированный подход в арт-терапии, берущий свое начало в студийной модели, рассматривает ее как «переходное пространство» в отношениях клиента с более широкой социокультурной и природной средой, поддерживает его включение, реинтеграцию в эту среду.
«Студийный подход изначально позиционировался вне клинического мейнстрима, выжидая исторического момента для того, чтобы быть принятым в арт-терапевтической практике. По мере размывания границ между мейнстримом и «пограничными направлениями» вроде студийной модели создались условия для развития новых форм работы» (Л.Г. Бронвин, 2014).
Слайд 19Основные признаки арт-терапевтической среды в соответствии с гуманистической, студийной моделью
Открытость внешних
границ,
Перемещения в терапевтической среде (студии) и из нее во внешнюю среду происходят более свободно и контролируются самими клиентами как художниками,
Студия выступает в качестве среды творческого взаимодействия личности с разными субъектами и объектами ее внутренних и внешних отношений,
Клиент имеет значительные возможности влияния на арт-терапевтическую среду; его творческое воздействие на нее рассматривается как важное условие изменения его внешних отношений, отношения к самому себе, способствует формированию художественной (творческой) идентичности,
Арт-терапевтическая среда по определению не может быть «нейтральной».
Слайд 21Возвращение студийной модели на новой идейной основе
Начиная с 1990-х гг. арт-терапия
смогла объединить разные направления и формы работы, и студийная модель вновь обрела популярность. Благодаря этому начало происходить более активное осмысление тех форм работы, которые ранее занимали маргинальное положение. В частности, стала более понятна их роль в работе с общинами и в рамках совместных проектов художников и арт-терапевтов. Художественная сторона арт-терапии стала восприниматься как важная предпосылка коллективного творчества, выражающего позицию, ресурсы и потребности социальной группы. Арт-терапевты стали больше интересоваться социальными и экологическими вопросами. Как выразился Gablic (1995), «для арт-терапевтов окружающая среда стала что-то значить» (Р.96).
Слайд 22Дифференциация среды,
связанная с развитием биопсихосоциального, адаптационного, гуманистического подхода
Среда современных медицинских (психиатрических)
учреждений более дифференцирована. В психиатрическом стационаре, например, существуют «острые» отделения, предназначенные для активного лечения пациентов с острыми психическими расстройствами. Наряду с ними, есть реабилитационное отделение, куда пациенты поступают на долечивание и получение психологической и психосоциальной поддержки. Такие отделения случат своеобразным «переходным пространством», в котором пациенты готовятся к перемещению в более открытую социальную среду. В амбулаторных психиатрических учреждениях также существуют разные отделения – «дневные стационары», реабилитационные блоки и т. п.
Все это обусловливает большую вариативность построения среды для лечебно-профилактических и реабилитационных занятий, связанных с использованием искусства, арт-терапии, в медицинских учреждениях.
Слайд 23Среда социальной арт-терапии
В последние годы все больше реализуется проектов с участием
арт-терапевтов и художников за рамками медицинских учреждений. Арт-терапия в буквальном смысле «выходит на улицы», в места проживания и жизнедеятельности людей. Активно развиваются такие направления арт-терапии за рамками лечебных учреждений, как ландшафтная арт-терапия и эко-арт-терапия. Это существенно влияет на современное понимание арт-терапевтической среды. Оно наполняется новыми содержаниями, связанными с концепциями психологии окружающей среды, экопсихологии, общинной психологии. Современное понимание арт-терапевтической среды все чаще включает в себя следующие аспекты:
природный (естественный ландшафт, растения, животные),
антропогенный (городское, институциональное, архитектурное пространство, мебель, арт-объекты и др.),
информационно-виртуальный, связанный с использованием компьютерной графики и анимации, средств телекоммуникации.
В более широком смысле, когда говорят «окружающая среда», то имеют ввиду не только пространственные, но и временные (исторические) измерения.
Слайд 24Среда арт-терапии
с точки зрения психологии окружающей среды
При описании отношений субъекта со
средой в психологии окружающей среды используется понятие территориальности, предполагающее, что пространственная среда выступает в качестве управляемого и контролируемого объекта. В методологическом смысле это выступает проекцией социальных действий и отношений (управление и контроль) на природную и антропогенную среду.
Принципиально важным является то, что среда выступает для человека средством самоидентификации. Г.М. Андреева (2000). Использует понятия «средовая идентичность», «идентификация субъекта со средой».
Под «персонализацией среды» понимается ее индивидуальное структурирование человеком – субъектом или группой. Именно персонализация среды выражает индивидуальность субъектов и групп в их пространственных и временных отношениях со средой, их уникальность. Невозможность персонализировать среду приводит к появлению чувства отчужденности от нее, ее чужеродности и, как следствие, чувству незащищенности, неуверенности, «потере себя».
Слайд 25«Персонализация» среды в арт-терапии
«Персонализация» среды имеет важное значение в арт-терапии, во
многом определяя особый характер взаимодействия участников занятий с окружающим их пространством. Она выступает одним из условий решения важнейших задач арт-терапии, как то:
личностная реконструкция (коррекция нарушенных отношений личности),
формирование или восстановление здорового образа Я,
совершенствование адаптивных моделей поведения, основанных на творческом взаимодействии со средой, деятельности, проактивности,
поддержка художественной (творческой) идентичности клиентов,
обретение экзистенциальных, духовных ориентиров и смыслов существования.
Слайд 26«Персонализация» среды в арт-терапии
Хотя «персонализация» в какой-то мере происходит также в
иных условиях, в частности, в других формах психотерапии, ее значение и способы ее достижения в арт-терапии особые. В психоаналитической терапии, например, «персонализация» среды достигается за счет согласования с клиентом места и времени занятий как отводимых исключительно для него.
В арт-терапии «персонализация» среды, помимо этого, достигается за счет художественно-творческой деятельности клиента, создания изобразительной продукции с ее индивидуально неповторимым стилем и содержанием, обозначения авторства («маркировки»), времени создания работ, их названия, экспонирования работ, создания и оформления индивидуального портфолио или места для хранения созданной продукции.
При некоторых формах общинной, социально-ориентированной и ландшафтной арт-терапевтической практики «персонализация» может достигаться за счет воздействия ее участников на более широкую окружающую среду – природную, антропогенную, информационно-виртуальную.
Слайд 27«Персонализация» среды в арт-терапии
«Персонализация» среды в арт-терапии может также осуществляться следующим
образом:
путем выбора и оформления определенного рабочего места в общем пространстве арт-терапевтического кабинета (студии),
выделения клиенту персональной студии,
выбора, подготовки и хранения клиентом персональных художественных материалов (которыми пользуется только он),
«маркировки» элементов среды арт-терапевтического кабинета путем их творческого «присваивания» (раскрашивание раковины 7-летним мальчиком в статье Ф.Элдридж), либо внесения в нее предметов, найденных или выбранных за пределами кабинета,
если участникам арт-терапии разрешается осваивать среду за пределами кабинета, то они могут проявлять инициативу в оформлении этой среды, создавать ландшафтную скульптуру, инсталлировать найденные объекты и даже создавать подобие собственного «дома» (Алексианеровская клиника, «Живой музей Нью-Йорка», клиника Ментершвайге),
путем фотографирования клиентами элементов среды (прежде всего, своей продукции) а также себя в среде, в том числе, вместе с созданными произведениями.
Слайд 33The Living Museum’
(NYC, Queens)
Слайд 35«Персонализация» в творчестве самодеятельных художников, аутсайдеров, искусстве местных сообществ
Наряду с арт-терапиепй,
«персонализация» среды особенно ярко проявляется в творчестве художников-аутсайдеров, самодеятельных художников, использующих разные формы «уличного искусства» (street art), общинного, ландшафтного искусства. Эти тенденции могут поддерживаться арт-терапевтами путем реализации соответствующих проектов общинной, социальной арт-терапии, искусства местных сообществ.
В случае «персонализации» пространственной среды происходит опредмечивание («материализация») в пространстве человеком своей индивидуальности, отождествление индивидом части окружающего его пространства с самим собой, со своей личностью. Иными словами, наделение части пространства той субъективностью, которая присуща данному индивиду или группе.
В процессе «персонализации» среды в ней не только фиксируются уже сформировавшиеся качества личности человека и его идентичности, но и происходит их дальнейший рост, развитие и трансформация, в том числе, за счет интеграции новых компонентов идентичности.
Слайд 37«Персонализация» среды как форма творческой адаптации
Особенно сильно может проявляться потребность человека
в «персонализации» среды в экстремальных ситуациях, в частности, у маргинальных групп, лиц, вынужденных оставить привычную среду пребывания и жизнедеятельности (беженцы, военнослужащие, лица, помещенные в соматическую или психиатрическую больницу, исправительное учреждение, места временного содержания и д. п.).Примеры: Калманович и Ллойд, «траншейное искусство».
Разные способы «персонализации» среды и становления относительного контроля над средой как объектом целенаправленного преобразования резидентами – клиентами могут быть использованы арт-терапевтами, а также другими помогающими специалистами в деятельности в медицинских, образовательных и социальных учреждений в качестве одной из эффективных форм поддержки механизмов творческой адаптации личности, а также фактора гуманизации среды. Это может иметь важное значение в реабилитации разных контингентов – людей с ограниченными возможностями здоровья, наркозависимых, переживающих процесс межкультурной адаптации и других.
Слайд 38«Персонализация» с точки зрения психологии деятельности
Важное значение для понимания психологии отношений
человека со средой имеет одна из центральных идей психологии деятельности А.Н. Леонтьева, заключающаяся в том, что «в деятельности … осуществляется … единство субъекта и его действительности, личности и среды» (Леонтьев А.Н., 1998, С. 20), и что «… предмет становится средой, лишь вступая в действительность деятельности субъекта, как один из моментов этой действительности» (там же, С.8).
Слайд 43Влияние экопсихологии и экотерапии на представления о терапевтической среде
Развитие экопсихологии и
экотерапии, в частности, эко-арт-терапии в последние годы вносит все более заметный вклад в развитие представлений о терапевтической среде. Зачастую принципиальному пересмотру подвергаются психологические механизмы и даже сам смысл взаимодействия человека с окружающей, прежде всего, природной средой. Она все чаще рассматривается как важный источник саногенных влияний на участников терапии, а личностно-ориентированное взаимодействие с ней осмысляется как центральный фактор сохранения или обретения психического и физического здоровья, личностной реконструкции и формирования более здоровой идентичности (эко-идентичности).
Слайд 44Экотерапия
Независимо от различий между частными экотерапевтическими методологиями, главной целью экотерапии является
восстановление и гармонизация отношений человека и сообщества с природной средой как главным условием сохранения или обретения психического и физического здоровья (L. Buzzell).
Техники и формы работы, используемые в экотерапии, разнообразны и включают: выполнение различных индивидуальных и групповых практик в парках и дикой местности, взаимодействие с животными, посадку растений и создание садов (анималотерапия и гарденотерапия), телесноориентированные практики, техники, основанные на медитации и визуализации, ведение рефлексивных дневников и др.
Слайд 45Экотерапия и терапия искусством
Отдельную группу экотерапевтических направлений составляют методы, основанные на
творческом взаимодействии с природной средой с использованием разных экспрессивных форм – изобразительной деятельности (включая фотографию, инсталляции, лэндарт, ландшафтную скульптуру и т.д.), движения и танца, музыки, драматизации (ландшафтный театр и ритуалы), повествовательной активности (eco arts therapies, nature-based expressive therapies).
Слайд 46Феномен эко-арт-терапии
Феномен эко-арт-терапии представляет собой форму терапии искусством (арт-терапии), использующую искусство
и природу с целью гармонизации и лечения человека. Она обязательно включает заботу о природной среде. Эко-арт-терапия стремится к решению комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных задач за счет творческого взаимодействия человека с природной средой, основана на идее взаимосвязи (синергии) между здоровьем индивида, благополучием человеческого сообщества и среды обитания
Слайд 47Концептуальные основы
эко-терапии эко-арт-терапии
Экотерапия, как и большинство «классических» и современных психотерапевтических
подходов, базируется на психологических теориях отношений, рассматриваемых в качестве основы терапевтических изменений. Однако, если основными участниками системы терапевтических отношений в большинстве психотерапевтических направлений выступают клиент и психотерапевт, то в экотерапии природа становится третьим ее участником. Природа не только расширяет границы физического пространства терапевтического взаимодействия, поскольку предусмотрен выход за пределы замкнутой и статичной среды в более открытую и динамичную природную среду, но и расширяет представления о терапевтических отношениях. Они начинают включать не только отношения человека с человеком, но и отношения человека с иными формами жизни.
Слайд 48Этапы экотерапии
Предлагаемая Clinebell (1996) модель экотерапии предусматривает три этапа работы:
Развитие сознания
клиента, формирование у него лучшего понимания его отношений с миром природы, основанных на взаимозависимости.
Переход клиента на более высокий уровень понимания своих проблем, при котором они могут быть осмыслены с точки зрения более широких отношений личности и природы, включая их духовную основу.
Формирование у клиента потребности и способности осуществлять по своей инициативе деятельность, связанную с заботой о природе, в случае необходимости, переход клиента к природосберегающему образу жизни.
Слайд 49«Современная экотерапия»,
«Современная экотерапия» (Burls 2007) – это такие виды экотерапевтической практики,
при которых клиенты занимают активную позицию в отношениях с природой и включаются в какую-либо деятельность, связанную с заботой о природе. Данные исследований терапевтических, восстановительных эффектов, связанных с тремя основными видами контактов пациентов с природной средой:
когда пациенты созерцают природные ландшафты или объекты; (включая образы природы на картинах, фотографиях или видеофильмах);
когда они непосредственно погружены в природный ландшафт, но занимают пассивную, рецептивную позицию;
когда они активно вовлекаются в определенную деятельность, взаимодействуя с природной средой.
Хотя все три вида контактов с природой используются в рамках экотерапевтических программ, последний вид контактов обладает наибольшими терапевтическим возможностями.
Слайд 50Оригинальные теоретические положения эко-арт-терапии (А.И.Копытин)
Оригинальные теоретические положения эко-арт-терапии могут быть обозначены
следующим образом.
Если в традиционных психотерапевтических подходах (связанных, прежде всего, с психоанализом) терапевтическая среда рассматривается преимущественно как «нейтральная», зарытая, устойчивая и находящаяся под контролем терапевта, то в эко-арт-терапии она представляется как более открытая, живая, динамичная и творческая.
Взаимодействие клиентов с природной средой вызывает целый ряд эффектов и сопровождается определенными психологическими изменениями, отсутствующими либо проявляющимися в меньшей степени при работе в традиционной институциональной среде. Эти изменения касаются направленности и качества внимания и фокусировки на определенных психологических и физиологических феноменах, а также «полевых» эффектах восприятия. Включаются иные механизмы восприятия среды и организации информации, предполагающие, в частности, дифференциацию «центральных» и «периферических» элементов среды, ее восприятие в качестве целостной и «живой» системы с определенными характеристиками субъектности.
В процессе взаимодействия с природной средой в процессе эко-арт-терапии актуализируется иное отношение к ней. Отношение с утилитарно-потребительского и субъект-объектного меняется на ценностное, эстетическое, субъект-субъектное. В отношениях со средой начинают более активно появляться экзистенциальные и духовные компоненты опыта.
Слайд 51Оригинальные теоретические положения эко-арт-терапии (А.И.Копытин)
Отношения с природой в процессе эко-арт-терапии и
экотерапии в целом затрагивают феномен биофилии («любовь к живому»), связанный с эмоциональными, смысловыми и поведенческими компонентами личностного опыта бережных, поддерживающих отношений человека и природы. Биофилия предполагает включение человека в определенную деятельность (как правило, имеющую творческую направленность), протекающую в природной среде и в непосредственном взаимодействии с природой не только как объектом, но и как субъектом. Творческая личностная активность как действенное выражение биофилии является особенностью эко-арт-терапии и было обозначено как «искусство биофилии» (Kopytin, in print).
Для понимания феномена биофилии и «искусства биофилии» может быть полезным обращение к концепции поэзиса (poiesis), предлагаемой для обоснования психологических механизмов творческой деятельности таким представителем современной полимодальной терапии выразительными искусствами, как Levine (1992, 2011). Согласно Levine, творческая деятельность имеет своей главной задачей не столько индивидуальное личностное самовыражение, сколько созидание мира для себя и других. Используя концепцию поэзиса для объяснения сущности и направленности творческих актов в «искусстве биофилии» можно признать, что оно «искусство биофилии» собой акт созидания и поддержки жизни в разных ее проявлениях.
Слайд 52Оригинальные теоретические положения эко-арт-терапии (А.И.Копытин)
Феномену Эко-идентичности отводится важное место в эко-арт-терапии
и экотерапии в целом. Эко-идентичнсть представляет собой один из важнейших аспектов самоотношения и самовосприятия, который актуализируется и развивается в процессе взаимодействия человека с природой. Эко-идентичность связана с переживанием и осознанием личностью своей неразрывной связи с природой. Эко-идентичность формируется и развивается на основе деятельности человека, направленной на заботу о природе (внутри и вовне), общения с ней не только в качестве объекта, но и субъекта (тип отношения «Я-Ты», согласно М. Буберу), признанием человеком личной ответственности за сохранение и «благополучие» природной среды. Зрелая эко-идентичность предполагает способность личности к искусству биофилии (Kopytin, in print). Участвуя в эко-арт-терапии, человек формирует и развивает свою эко-идентичность на основе активной, деятельностной позиции, включаясь в творческие акты биофилии, исцеляясь и гармонизируясь сам и, в то же время, осознавая и чувствуя, что его деятельность приносит пользу природе, а через нее, другим людям.
Слайд 53Основные признаки терапевтической среды в соответствии с экотерапевтической моделью
Среда изначально не
имеет определенных, твердо фиксированных пространственных границ. Выделение границ такой среды носит относительный, субъективно окрашенный характер.
Формирование границ и структурирование внутреннего пространства такой среды может производиться участниками занятий, исходя из их субъективных позиций и, как правило, имеет временный и относительный характер.
Внешние границы среды характеризуются повышенной проницаемостью, их пересечение происходит свободно.
Природная среда характеризуется повышенной динамикой и может контролироваться людьми лишь в определенном, относительно незначительном диапазоне.
Природная среда выступает в качестве пространства для взаимодействия личности с разными субъектами и объектами ее внутренних и внешних отношений, важнейшими из которых выступают природные субъекты и объекты (внутренняя природа самого человека, растения, животные, минералы, экосистема в целом).
Слайд 54Основные признаки терапевтической среды в соответствии с экотерапевтической моделью
Такая среда одновременно
воздействует на все органы чувств. Восприятие такой среды имеет надмодальный (полимодальный) характер.
Каждый элемент такой среды обладает не только физическим и химическим, но и социокультурным значением (связанным с исторической ролью данного ландшафта, его ролью в экономике, политике, жизни этноса, религиозной историей и др.).
В восприятии природной среды важную роль играет перцептивное отношение «центр-периферия». Это означает, что в восприятии пространства природной среды происходит субъективное выделение его «центральной части», которая оценивается субъектом выше, чем «периферическая». Разделение «центра» и «периферии» имеет условный характер, определяясь как их социокультурным значением, так и важностью для жизнедеятельности разных биологических видов. В качестве «центральных» элементов чаще всего субъективно выделяются источники воды, небесные светила - солнце (стороны света), луна, звезды – и их перемещения по небосводу, возвышенности (гора, холм), камни, доминирующие растительные формы и др.
Слайд 55Основные признаки терапевтической среды в соответствии с экотерапевтической моделью
Восприятие природной среды
характеризуется целостностью. Она воспринимается как единое, живое целое, обусловливает восприятие особых, «полевых» процессов и феноменов,
Среда как единое и живое целое может отражать присутствие и деятельность человека.
Она не только реагирует на воздействия человека, но и воздействует на него самого.
Взаимодействие (реципрокное воздействие) человека и природной среды (включая их творческое взаимодействие друг с другом) выступает важным условием различных позитивных изменений на уровне отдельной личности и сообществ – сохранения или обретения психического и физического здоровья, личностной реконструкции и формирования более здоровой идентичности (эко-идентичности) (Копытин А.И., 2015).
Слайд 56Условия эффективного взаимодействия с природной средой в эко-арт-терапии
(nature-based expressive therapies)
Целостная полисенсорная
активация,
Полная физическая включенность в среду (embedment in the environment),
Надмодальная (полимодальная) ориентация,
Настройка на восприятие «полевых» процессов и феноменов,
Открытость к динамическим процессам (внутренним и внешним), протекающим синхронно друг с другом,
Этическая позиция (в частности, не причинение ущерба, поддержка жизни в ее разнообразных формах и проявлениях),
Со-творчество с внутренней и внешней природой,
«Персонализация» природной среды индивидом или группой, осуществляемая как процесс со-творения (вместе с внутренней и внешней природой) и обретения подлинного Я, на основе переработки и интеграции социокультурных, исторических и экологических компонентов идентичности (Копытин А.И., 2015).
Слайд 64Environmental photographic portraits
(Miina Savolainen, Finland)
Слайд 66Средовый подход
СП – методологический подход, раскрывающий любые процессы, объекты и явления
в разных средах, описывающий влияние факторов среды на функционирование и развитие рассматриваемых системных образований, и наоборот – влияние системных образований на состояние и качество окружающей среды (природной, культурной, техногенной, лечебной, образовательной и др.).
К системным образованиям терапии искусством (в частности, арт-терапии) могут быть отнесены арт-терапевтический процесс, арт-терапевтическая деятельность, творческая деятельность, личность клиента/терапевта, терапевтические отношения и др.
Слайд 67Средовый подход
СП – методологический подход, раскрывающий любые процессы, объекты и явления
в разных средах, описывающий влияние факторов среды на функционирование и развитие рассматриваемых системных образований, и наоборот – влияние системных образований на состояние и качество окружающей среды (природной, культурной, техногенной, лечебной, образовательной и др.).
К системным образованиям терапии искусством (в частности, арт-терапии) могут быть отнесены арт-терапевтический процесс, арт-терапевтическая деятельность, творческая деятельность, личность клиента/терапевта, терапевтические отношения и др.
Слайд 68«Зеленая студия»
Модель «Зеленой студии»/Эко-студии может быть охарактеризована как форма организации терапевтической
среды, являющейся частью природного ландшафта, которая может быть выбрана, творчески обустроена и персонифицирована клиентами и сообществами.
«Зеленая студия» существует не только в интересах субъекта (клиента), но и в интересах тех, кто взаимодействует или будет взаимодействовать с этим местом – как людей, так и иных форм жизни. Поэтому «Зеленую студию» следует рассматривать как место для укрепления не только собственного здоровья и психофизического благополучия (микро-уровень), но и здоровья и благополучия сообщества и среды (макро-уровень) (Kopytin, 2016).
Слайд 72Оригинальные теоретические положения экологической и средовой терапии искусством (А.И.Копытин)
Отношения с природой
в процессе эко-арт-терапии и экотерапии в целом затрагивают феномен биофилии («любовь к живому»), связанный с эмоциональными, смысловыми и поведенческими компонентами личностного опыта поддерживающих отношений человека и природы. Осознанная биофилия является функцией эко-идентичности. Творческая личностная активность как действенное выражение биофилии является особенностью экологической терапии искусством и может быть обозначено как «искусство биофилии» (Kopytin, 2016).