Слайд 2Особенности античной философии.
Становление античной философии: космологический и антропологический периоды.
Классический период античной
философии.
Слайд 3 Особенности античной философии
– космоцентризм;
– универсализм;
– недифференцированность начального философского
знания;
– энциклопедизм философских учений;
– теоретический и методологический плюрализм.
Слайд 4 Периодизация античной философии
– Космологический период (ранняя классика): милетская школа,
элейская школа, Гераклит;
– Антропологический период (средняя классика): школа софистов, Сократ, ранние сократические школы (школа киников, киренская школа, мегарская школа, элидо-эритрейская школа);
– Классический период (зрелая классика): Демокрит, Платон, Аристотель;
– Эллинистический (эллино-римский) период (поздняя классика): эпикурейская школа, школы стоиков и скептиков, неоплатонизм, перипатетизм.
Слайд 5 Космологический период
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
– проблема первоосновы мира
– архэ – решается через выделение субстанции-первовещества (вода, апейрон, воздух);
– эмпирико-сенсуалистическая методология;
– предмет познания – эмпирические многообразие явлений природы;
– гилозоизм и примитивный эволюционизм (Фалес);
– качественные изменения как причина образования многообразия природных феноменов (Анаксимен);
– аналогия и принцип бинарных оппозиций, идея разложения уничтожаемых предметов на исходные элементы (Анаксимандр).
Слайд 6 Элейская школа (Парменид, Зенон Элейский)
– выделение онтологии и гносеологии;
–
методологический приоритет рационального познания → панлогизм;
– познавательный акцент на формально-числовом, структурном аспекте космоса;
– принцип тождества бытия и мышления;
– бытие понимается как абсолютная пространственная полнота – бытие вечно, неделимо, тождественно самому себе, однородно и неподвижно;
– движение, качественные изменения и развитие онтологически и логически невозможны;
– отрицается самостоятельная реальность пространства и времени.
Слайд 7 Гераклит Эфесский
– принцип panta rei – первоосновой мира является
не субстанция, а принцип вечного изменения, единственно постоянный процесс смены противоположных состояний, смены возникновения и разложения;
– принцип бинарных оппозиций как основа существования природных явлений;
– понимание сущности вещей возможно через вычленение категориальных противоречий в языке и создание адекватных действительности понятий (мир как книга → вещи как слова);
– рационализм, критика сенсуализма.
Слайд 8 Антропологический период
Школа софистов (Протагор, Горгий, Эватл и др.)
– человек
– единственный относительно достоверный объект восприятия, данный индивидуально → познание мира возможно только через познание человека;
– антропологические проблемы отграничиваются от онтологии и подходы к их решению определяют характер гносеологии, этики и политики;
– принцип релятивизма – «человек есть мера всех вещей» → относительность истинности знания, нравственных и социальных норм;
– гносеологический и религиозный агностицизм.
Слайд 9 Сократ (прим. 470-399 гг. до н. э.)
– принципиальная несистематичность
философского учения;
– критика предшествующей натурфилософии, антропологии и этики;
– принцип «познай самого себя» как основа гносеологии и этики;
– метод диалога (майевтика);
– этический рационализм.
Слайд 10 Демокрит Абдерийский
Онтология:
– атомизм – первоосновой мира является атом –
неделимая, неизменная единица бытия; атомы различаются по качеству, величине и форме;
– строгий детерминизм – атомы постоянно движутся в пустоте по заданным траекториям, отклонение от которых невозможно.
Слайд 11 Гносеология:
– разграничение чувственного и рассудочного познания;
– чувственный опыт является
необходимой основой познания, но не дает представления о сущности явлений;
– причина чувственного опыта – эманация явлений, воздействующая на субъекта.
Антропология:
– человека от животных отличает особое расположение и свойства атомов души;
– душа человека смертна.
Слайд 12 Этика и политика:
– высшее счастье для человека – безмятежная мудрость и
добродетель;
– приоритетное значение воспитания и обучения в формировании личности;
– люди от природы равны → лучшей формой государственного устройства является демократический полис.
Слайд 13 Платон (Аристокл, 427-347 гг. до н. э.)
Онтология (учение
о гиперурании):
– выделяются три уровня бытия:
мир идей – вечно сущий и умопостигаемый;
мир материи – вечно становящийся и чувственно воспринимаемый;
мир наличного бытия – не является собственно уровнем бытия, образуется в результате пассивного воздействия идей на материю;
– идея – всеобщее родовое понятие о сущности мыслимого предмета, вечный архетип предмета, парадигма его существования;
Слайд 14– материя – пассивная субстанция, изменчивая, лишенная способности к пониманию;
– идея
и материя противоположны друг другу, но обе являются первоосновами существования.
Гносеология:
– основой метода является сократический диалог, применяемый в сочетании с математикой;
– разграничение чувственного и рационального познания – чувственное познание понимается как побуждение, посредством которого душа приводит в ясность понятия, ведущие к постижению идей;
– теория припоминания – анамнесис.
Слайд 15 Антропология и этика:
– человеческая душа занимает промежуточное положение между миром идей
и миром материи;
– душа бессмертна и по природе идеальна;
– душа обладает чувствами, волей и разумом;
– каждой из частей души присуща определенная добродетель: чувствам – умеренность, воле – мужество, разуму – мудрость;
– все добродетели объединяются одной – сдерживающей мерой (софростине);
– от рождения в человеке преобладает одна из способностей души → необходимость соответст-вующего врожденным способностям воспитания.
Слайд 16 Политика:
– идеальное государство как воплощение высшей идеи – идеи блага;
– высшей
добродетелью для государства является справедливость → необходимость строгой стратификации и социальной иерархии;
– лучшая форма государственного устройства – аристократия (близок к ней просвещенный абсолютизм).
Слайд 17 Аристотель (Стагирит, 384-322 гг. до н. э.)
– систематизаторство и энциклопедизм;
–
последовательный логический рационализм;
– диалектика низводится до уровня вспомогательной дисциплины.
– разделяет философию на теоретическую (метафи-зика), практическую (этика и политика) и изобрази-тельную (поэтика).
Слайд 18 Онтология:
– основой онтологии является метафизика:
общая метафизика – учение о
мире;
частная метафизика – учение о неподвижном перводвигателе, или учение о Боге.
– общая метафизика включает в себя:
1. Категориальный анализ сущего или учение о бытии-чем – 10 классов признаков – предикабилий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание.
Чистая сущность определяется как «чтойность» - качественная определенность вещи.
Слайд 192. Причинный анализ сущего или учение о субстан-циально сущем – выделяются
четыре причины существования:
– форма (эйдос, чтойность),
– материя (субстрат),
– источник движения (творящее начало),
– цель.
Слайд 20 3. Учение о возможности и действительности на основе анализа противоречия формы
и материи.
– форма – имманентный парадигмальный принцип вещи, в отличии от Платоновской идеи, существует в вещах;
– материя – чистая возможность вещи, бесконечная потенциальность.
– движение понимается как переход от потенциаль-ного к актуальному;
– порождающим началом космоса в целом является неподвижный перводвигатель или Бог – универсальный источник движения, чистая энергия, осуществляющая все космические потенции в акте непрерывного моментального творения.
Слайд 21 Гносеология:
– основа – теория доказательства по модели геометрического доказательства;
– решающее значение
в познании имеют оппозиции общее – единичное и первичное – вторичное;
– выделяются неизменные аксиоматические познавательные принципы – формально-логические законы;
– истинное знание – знание первых причин или общей сущности вещи;
– категориальную основу познания составляют общие понятия – структурируют хаос впечатлений, разлагают чувственные целостности на предметы познания, делают чувственно воспринимаемое собственно познавательным.
Слайд 22 Этика:
– принцип добродетельного эвдемонизма;
– добродетели делятся на
этические (добродетели образа
действия) и дианоэтические (добродетели образа мысли);
– счастье – деятельность по реализации добродетели своей души (не является врожденной и может меняться с возрастом).
Слайд 23 Политика:
– на основе критики теории государства Платона → реализм
и прагматизм;
– естественное происхождение государства;
– конечная цель государства – счастливая и гармоничная жизнь граждан;
– подвижная стратификация – по возрасту;
– идеальная форма государственного устройства – полития (сочетание олигархии и демократии).