Античная философия презентация

Содержание

ПЛАН: Основные черты древнегреческой философии. Натурфилософский этап развития античной философии (досократики). Классический период античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Эллинистический этап развития древнегреческой философии.

Слайд 1
ЛЕКЦИЯ №3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Слайд 2ПЛАН:
Основные черты древнегреческой философии.
Натурфилософский этап развития античной философии (досократики).
Классический период

античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).
Эллинистический этап развития древнегреческой философии.


Слайд 3
Антропоморфизм – (от греч.«антропос» - человек и«морфе» - форма, вид) – уподобление человеку,

наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, животных, мифических существ.
Гилозоизм – (от греч.hyle–вещество, материя; иzoe–жизнь) – философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, чувствительность, способность к ощущению, восприятию.
Космоцентризм – направленность на осмысление Космоса, Вселенной, т.е. природы.
Субстанция – (лат.substantia- сущность, основа) – первооснова, сущность всех вещей и явлений действительности. Нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе.


Слайд 4ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ:
Натурфилософский – VII-V вв. до н.э.;
Классический – V-IVвв.

до н.э.;
Эллинистический – IV-II вв. до н.э.;
Римский – I в. до н.э.-V в. н.э.


Слайд 5ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ :
1. Ранняя классика (натуралисты,

досократики)
Главные проблемы: «Физис» и «Космос», его строение.
2. Средняя классика (Сократ, софисты)
Главная проблема: сущность человека.
3. Высокая классика (Платон, Аристотель)
Главная проблема: синтез философского знания, его проблем и методов.
4. Эллинизм
Главные проблемы: мораль и свобода человека.


Слайд 61. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ОТ МИФА К ЛОГОСУ
1. Рациональное постижение

мира
2. Космоцентризм
3. Антропологизм
4. Развитие от мифологической формы знания к логической

Слайд 7НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (ДОСОКРАТИКИ).


Слайд 8МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Анаксимен
585-525 до н.э.

Фалес Милетский
625-545 до н.э.
Анаксимандр
611-545 до н.э.


Слайд 9
Центральный вопрос
Милетской школы

Что есть начало всех вещей?


ВОДА (ФАЛЕС)


АПЕЙРОН
(АНАКСИМАНДР)
ВОЗДУХ
(АНАКСИМЕН)


Слайд 10МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА: ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН.
Фалес (ок. 625 – 545 гг. до

н.э.)
Философия Фалеса установила источник, «первоначало» всего существующего: «Все сущее происходит из воды»
Анаксимандр (ок. 611-545 гг. до н.э.)
Первоначало есть бесконечное бытие – апейрон
Анаксимен (ок. 585 – 525 до н.э.)
Первоначалом всего сущего объявил воздух, процессы сгущения и разряжения которого раскрывают природу движения.

Слайд 11ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА.
Число – основа всего сущего
Закон мироздания заключен в

мировой гармонии. Мировая гармония- есть единое во множестве и множество в единстве. 
Душа в человеке пребывает в состоянии сравнительного несовершенства. Она состоит из трех элементов:
разум, ум, страсть.  

Слайд 12ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ОК. 544-483 Г. ДО Н.Э.).
Космос един, а все сущее, никем не

сотворенное, всегда было, есть и будет вечно живым огнем, то загорающимся, то потухающим.
Первоначалом является огонь
Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. 
Всеобщее развитие и изменение вещей, их борьба и переход в свои противоположности
Всё происходит через борьбу: борьба – отец всего
Всё течёт, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды





Слайд 13Элейская школа
Ксенофан
570-478 до н.э.
Парменид
540-480 до н.э.
Зенон Элейский
490-430 до н.э.


Слайд 14
Центральный вопрос Элейской школы

Что есть «есть»?


Все вещи есть,
все они обладают

бытием


В философию вводится понятие БЫТИЯ, лежащего в основе всех вещей мира


Бытие есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо


Слайд 15ЭЛЕАТЫ
Ксенофан (ок. 570 г. до н.э. – прим. 478 г. до

н.э.).
Первоначалом мира считал землю, полагая, что «все рождается из земли и все в землю уходит».
Вода – соучастница земли в производстве жизни. «Земля и вода есть все, что рождает и растит».


Парменид (540-480 гг. до н.э.)
Бытие существует, а небытие не существует
«Мышление и бытие одно и то же».

Зенон (490-430 гг. до н.э.).
Создал знаменитые апорий, направленных на опровержение возможности помыслить движение и множественность.
Самые известные из них: «Дихотомия» , «Летящая стрела», «Стадион», «Ахиллес и черепаха».



(Единое есть Бог есть Небо) = есть Бытие.


Слайд 16АТОМИСТЫ
Левкиппе (ок. 500-440 до н.э.) и Демокрит (ок. 460-371 гг. до

н.э.)
В основе бытия лежат атомы – неделимые частицы.
Количество этих атомов бесконечно, как бесконечна и пустота, являющаяся пространством, «вместилищем» для атомов.
Пустота – условие всех этих процессов – неподвижна и беспредельна. 
Пустота отделяет одно тело от другого.
Атомы различаются по величине, т.е. по форме (геометрической фигуре), а также по порядку и расположению.


Слайд 17Классический период античной философии
Сократ
ок.470 - 399 до н.э.
Платон
427- 347 до

н.э.

Аристотель
384-322 до н.э.


Слайд 18Сократ
(ок.470-399 до н.э.)
Внутренний мир человека важнее, чем природа.
Познание начинается с

самопознания.
Путь к самопознанию – разум
Истина существует, лучший путь её поиска – честный спор (диалектика)
Умение принимать истину Сократ называл майевтикой

Девиз: «Познай самого себя
и ты познаешь самое главное»





«Я знаю, что ничего не знаю»


Слайд 19
Учение Платона
Истинное бытие
Платон называет
миром идей


Слайд 20«Миф о пещере»
Большинство людей подобны связанным узникам, которые сидят в пещере

спиной к выходу. Они видят перед собой на стене только тени проходящих сзади людей, проезжающих повозок, и им кажется, что то, что они видят – это и есть истинный и единственно возможный мир. Если их повернуть лицом к свету, к истинному миру, они зажмурятся и отвернутся, не признают его.

Слайд 21Учение Платона о познании

Душа принадлежит обоим мирам – миру теней и

миру идей
До рождения человека она пребывала в идеальном мире, созерцая его красоту, следовательно, душа в своей глубине содержит истинное знание
Душа, воплотившись в теле, забывает обо всём
Понять, познать – значит вспомнить

Слайд 22Этика Платона

Душа состоит из трёх частей

Разумная часть, содержит истинное знание
Страстная часть
Вожделеющая

часть


Высшая часть


Низшие части


Слайд 23
Идеальное государство Платона

Правители – философы

Воины
Торговцы и ремесленники


Слайд 24Учения Аристотеля
Категории:
субстанция (или сущность),
качество,
количество,
отношение,
действие,
страдание,
место,
время,


обладание,
покой.

Слайд 25
Основные идеи учения Аристотеля

Мир един и сущность предмета находится в самой

вещи


Сущность предмета – это форма


Четыре основания вещей:
Форма
Материя
Движение
Цель


Слайд 26
Учение Аристотеля о душе


Слайд 27
Этика Аристотеля

Правило «золотой середины»

Добродетель есть середина между крайностями - пороками

В поведении

необходимо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом




Слайд 28Эллинистический этап развития древнегреческой философии
Школа киников
Школа стоиков
Школа эпикурейцев
Школа скептиков
Неоплатонизм


Слайд 29
Школа киников
Антисфен
(450-360 до н.э.) – основатель школы киников
Диоген Синопский
(ум.ок.330-320

до н.э.)


Возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации
Киник обладает духовной свободой и не зависит от норм общества
Он намеренно живёт вне общества и горд своей «собачьей жизнью»


Слайд 30
Школа стоиков
Зенон Китийский
333-262 до н.э.
Основатель школы

Идеал стоиков – спокойствие и

невозмутимость


всё управляется Логосом, поэтому происходящее всегда является наилучшим, разумным и совершенным.
Философия, или познание логики, физики и этики есть самый эффективный способ исцелиться от страстей и обрести совершенное и разумное душевное равновесие.


Слайд 31
Школа эпикурейцев
Эпикур из Самоса
341-270 до н.э.

На первом месте – наслаждение
Высшие наслаждения

– духовные наслаждения
Высшие удовольствия – дружба и знание, идеал – безмятежность (атараксия)




Слайд 32
Школа скептиков
Пиррон из Элиды
(ок.360-270 гг. до н.э.) основатель школы скептиков

Нас

обманывают и наши чувства, и наш разум


Доказать ничего невозможно, никакой истины не существует


Слайд 33
Неоплатонизм
Плотин
204-270 гг.

Начало всего сущего – Единое – божественно, сверхъестественно

и потусторонне
От Единого исходит яркий божественный свет, порождая всё многообразие мира
Чем дальше от источника, тем слабее лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя – тяжёлая и косная
Душа человека томится в материальном мире
Выход через экстаз – исступлённое состояние, когда душа устремляется к своему источнику
Путь к экстазу – молчание и сосредоточение

Слайд 34ВЫВОДЫ:
Греческая философия явилась первой попыткой представить человека в его отличии от

природы и в его превосходстве над нею.

Логос (разум) - освобождает культуру от мифов и открывает человеку путь к настоящей науке.

Дуализм человеческой личности.

Этика




Слайд 35
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика