Античная философия презентация

Содержание

Слайд 1Восточно-Сибирская государственная
академия образования



ФИЛОСОФИЯ

Штыков Николай Николаевич
кафедра социально-экономических дисциплин


Слайд 2Функции философии


Слайд 3
Структура философского знания
Методология
(учение о методе)
Онтология
(учение о бытии)
Гносеология
(учение о познании)
Философия
науки
Социальная
философия
Философская


антропология

Эстетика

Этика
(теория морали)

История
философии


Слайд 4История западной философии
Античная философия (VII в. до н.э. – III в.

н.э.)
Ранняя античная философия (VII-V в. до н.э.)
Философия классического периода (V – IV в. до н.э.)
Эллинистическая философия ( IV – I в. до н.э.)
Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)

Средневековая философия (IV-XIV вв.)
Патристика (IV-VIII вв.)
Схоластика (XI-XIV вв.)
Философия Возрождения (XV-XVI вв.)
Философия Нового времени(XVII – XIX в.)
Эмпирическая философия
Рационалистическая философия
Немецкая классическая философия
Постклассическая философия XIX века
Философия XX века


Слайд 5Античная философия
Ранняя античная
философия
Классическая античная
философия
Эллинистическая
философия
Милетская школа
Элейская школа
Гераклит
Атомистический

материализм

Платон

Аристотель

Неоплатоники

Эпикур

Скептики

Стоики

Сократ

Анаксагор

Софисты


Слайд 6 Милетская школа
Фалес (ок. 640-562)
Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540)
Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)
Фалес:

вода как первоначало сущего

Проблема единства Космоса

Проблема первоначала

Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего

Анаксимен: воздух как первоначало сущего


Слайд 7Философия Анаксимандра
«Анаксимандр говорит неопределенно о теле, лежащем в основании, называя

его апейроном и не определяя его по виду ни как огонь, ни как воду».
(Симпликий)

«[Анаксимандр говорит, что] из беспредельной природы рождаются все небеса и все миры в них»
(Симпликий)

«[Анаксимандр] говорил, что при зарождении этого мира из вечного выделялось животворное начало теплого и холодного»
(Псевдо-Плутарх)

«По мнению Анаксимандра рождение происходит не через изменение стихии, а через обособление благодаря вечному движению противоположностей.»
(Симпликий)


Слайд 8 Философия Анаксимена
"Анаксимен... полагал, что начало — бесконечный воздух, из которого

рожда­ется то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа…

Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнем; в нейтраль­ном состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись еще больше, [он становится] водой, еще больше — землей, а достигнув предельной плот­ности — камнями.

Земля плоская и оседлала воздух; равным обра­зом и Солнце, и Луна и прочие звезды — все состоящие из огня — плавают по воздуху вследствие плоской формы.

Светила произошли из Земли вследствие того, что из нее вздымается испарина …»
Ипполит «Опровержение ересей»


Слайд 9Философия Гераклита
Первоначало мира - огонь.
Принципом существования мира является изменчивость.
Возникновение и уничтожение

вещей происходит благодаря борьбе противоположностей.
В мире действует скрытый источник порядка – Логос

Гераклит (ок. 540 - 480)


Слайд 10Афоризмы, приписываемые Гераклиту
Эту вот Речь (Логос) сущую вечно люди не

понимают... они подобны незнающим, даром что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя их согласно природе и высказывая их так, как они есть.
Природа любит прятаться.
Тайная гармония лучше явной.
Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора.
Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными.
Путь вверх-вниз один и тот же. <…>
В одну и ту же реку входим и не входим.
Этот космос, один и тот же для всех не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий.
Эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовно за то, что изгнали они Гермодора, мужа из них наилучшего.


Слайд 11Элейская школа
Парменид
Мир как вечное становление
Мир как вечное неизменное бытие
Гераклит
Парменид (род. 540/539)
Зенон (ок. 490 - 430)


Слайд 12Философия Парменида

Бытие есть, небытия нет


Бытие едино и неделимо
Бытие вечно, непрерывно и

неизменно
Бытие тождественно мышлению


Можно лишь то говорить и мыслить, что есть;
бытие ведь есть, а ничто не есть...
И не «было» оно, и не «будет», раз ныне
все сразу «есть», одно, сплошное.



И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
тут вот — не больше его ничуть, а там вот
— не меньше, Что исключило
бы сплошность, но все наполнено сущим.


Все непрерывно тем самым: сомкнулось
сущее с сущим. Но в границах великих оков
оно неподвижно. <...> оно завершено
отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара

То же самое — мысль и то, о чем мысль
возникает, ибо без бытия, о котором
ее изрекают, мысли тебе не найти.


Слайд 13Апория Зенона «Ахилл и черепаха»


Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую

черепаху,
так как прежде, чем догнать её, он должен будет пройти то место,
из которого она вышла, но за это время черепаха уйдёт вперёд и,
таким образом, опять окажется впереди Ахилла,
и так далее до бесконечности.


Апория Зенона «Дихотомия»



Ахилл вообще не сдвинется с места (как и черепаха), так как прежде,
Чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое
находится на полпути между ним и первым местом, так как прежде,
чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое
находится на полпути между ним и первым местом.



Слайд 14Философия Анаксагора
Все вещи были вперемешку, бесконечные и по множеству и по

малости, так как и малость была бесконечной.

Анаксагор ок 500- 428)

[в смеси] содержалось и много земли, и бесконечное множество семян, совершенно не похожих друг на друга

Так эти [вещи] круго-вращаются и выделяются [из смеси] под действием силы и скорости.

Ум же есть нечто неограниченное и самовласт­ное и не смешан ни с одной вещью, но — единственный — сам по себе. Если бы он не был сам по себе, но был смешан с чем-то другим, он был бы причастен всем вещам [сразу], будь он смешан с чем-то [одним].<...>

И всеми [существами], обладающими душой, как большими, так и меньшими, правит Ум. И совокупным круговращением [мира] правит Ум, так что [благодаря ему это] круговращение вообще началось.


Слайд 15Философия Демокрита
Начала вселенной - атомы и пустота
Количество атомов и пустота

- бесконечны
Миров бесчисленное множество
Время безначально
Движение вечно
Ничто не происходит случайно
Ни одна вещь не возникает беспричинно
Мир не одушевлен и управляется не провидением, а некоей бессознательной природой
Душа и разум - одно и тоже
Истинное нам неизвестно






Демокрит ок 460-370)


Слайд 16Демокрит же и Левкипп говорят, что [все] прочее состоит из неделимых

тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга [неделимыми], из которых они состоят, их положением и порядком. (Аристотель)
… начала бесконечны по числу, и их они называли «а т о м а м и» и считали их неделимыми и непроницаемыми вследствие того, что они «абсолютно п л о т н ы» и не заключают в себе пустоты. Ибо они говорили, что разделение происходит благодаря пустоте, заключающейся в телах, атомы же, отделенные друг от друга и бесконечной пустоте и различающиеся внешними формами, размерами, положением и порядком, носятся в пустоте и, настигая друг друга, сталкиваются, причем, где случится, одни отскакивают [друг от друга], другие сплетаются между собой вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков, и [эти соединения] «держатся вместе» и таким образом производят возникновение сложных [тел]. (Симпликий)


Слайд 17Философия эпикурейцев
Эпикур. О природе (не сохр.)
Эпикур. Письмо к Геродоту
Эпикур. Письмо к

Менекею
Эпикур. Главные мысли
Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Основные сочинения

Эпикур
341-271

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)


Слайд 18Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.
Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление
Страхи – причины

несчастий

Страх перед богами

Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют.

Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

Страх смерти

Страх перед страданием


Слайд 19Этика эпикурейцев Классификация желаний
Желания бывают
Естественные
Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде
Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища
Не естественные и не необходимые, например,

венки и почётные статуи

Необходимые

Вздорные

Не необходимые


Слайд 20Философия стоиков
Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э.
Средняя Стоя II-I вв. до н.э.
Поздняя Стоя I-II

вв. н.э.

Зенон из Кития 336-264

Луций Анней Сенека 4-65 н.э.

Клеанф ок. 331/30 – ок. 232

Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204

Панэтий ок. 180 – после 110

Посидоний ок. 135 – ок. 50

Эпиктет ок. 50 – 138

Марк Аврелий 121-180


Слайд 21Философия стоиков
Сенека. Нравственные письма к Луцилию
Сенека. О благодеяниях
Сенека. Рассуждения о природе
Сенека.

О блаженной жизни
Сенека. О скоротечности жизни
Сенека. О провидении
Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом)
Марк Аврелий. К самому себе

Основные сочинения

Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)

Марк Аврелий (121-180)


Слайд 22Философия стоиков
Физика
Космос происходит из вечного божественного огня и в огонь

возвращается
Огонь – начало материальное и духовное (Логос)
Космос единственный и окружен бесконечной пустотой. Внутри космоса пустоты нет
Космос – живое и разумное существо
Основа жизни и единства – пневма (смесь воздуха и огня)
Душа человека состоит из пневмы
Разумная душа формируется из животной души под воздействием восприятий

Этика
Высшее благо – жизнь «в согласии с природой»
Первичное стремление природы – стремление к самосохранению
Благо – добродетели, способствующие духовному развитию
Поступки: хорошие, плохие, безразличные
Главный источник пороков - аффекты
Основные добродетели – рассудительность, умеренность, справедливость, мужество









Слайд 23Философия Платона
Истоки философии Платона
Концепция Парменида
Философия Сократа
Идеи Пифагора
Онтология, гносеология и аксиология


Мир вещей и мир идей
Психологические предпосылки идеализма
Теория идей и обоснование идеализма
Космология




Платон (428/427-348/347)

Основные диалоги
Апология Сократа, Менон
Федон, Пир, Государство
Теэтет, Парменид, Тимей


Слайд 24Концепция идей
Единственный путь, каким возникает любая вещь - это её причастность

особой сущности
Идея - вечный образец всего, что производит природа
К благу стремится любая душа и ради него все совершает
Идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души
Душа способна вспомнить то, что прежде ей было известно... Ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать
Мысль бога питается разумом и чистым знанием, как и мысль всякой души, которая стремится воспринять то, что ей по­добает; потому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место. В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, ко­торому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, а то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии


Слайд 25Космология
…кос­мос был создан по тождественному и неизменному [образцу], с помощью

рассудка и разума.
…наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения.
…устроитель составил его из всего огня, из всей воды, и воздуха, и земли, не оставив за преде­лами космоса ни единой их части или силы.
… тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равно­мерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построявший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне.
... [бог] налил в тот самый сосуд, в ко­тором смешивал состав для вселенской души, остатки прежней смеси и смешал их снова примерно таким же образом … всю эту новую смесь он разделил на число душ, равное числу звезд, и распределил их по одной на каждую звезду.



Слайд 26…огонь и земля, вода и воздух суть тела, а всякое тело

имеет глубину. Между тем любая глубина по необходимости должна быть ограничена некоторыми поверхностями; притом всякая прямолинейная поверхность состоит из треугольников. Однако все вообще треугольники вос­ходят к двум, из которых каждый имеет по одному прямому углу и по два острых, но при этом у одного по обе стороны от прямого угла лежат равные углы величи­ной в одну и ту же долю прямого угла, ограниченные равными сторонами, а у другого — неравные углы, огра­ниченные неравными сторонами.
Земле мы, конечно, припишем вид куба, ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необхо­димо иметь самые устойчивые основания.
Пусть же объемный образ пирамиды и будет … первоначалом … огня

Слайд 27Философия Аристотеля
Критика теории идей Платона
Онтология («Метафизика»)
Сущее и его виды (десять

категорий)
Учение о материи и форме
Учение о причинности (четыре вида причин)
Возможность и действительность
Физика
Логика
Этика
Политика

Аристотель (384-322)




Основные сочинения

Метафизика, Органон (Категории, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика), О душе
Физика
Никомахова этика
Политика




Слайд 28Философия Аристотеля
Метафизика - первая
философия, изучающая начала и причины всего сущего


Форма стоит впереди материи и есть нечто, в большей мере существующее
Добродетель - это порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением


Слайд 29Критика теории идей Платона
Платон мне друг, но истина дороже
Невозможно, чтобы

врозь находились сущность и то, чего она сущность
Эйдосы получаются и для того, для чего, как мы полагаем, их нет. Ведь по «доказательствам от знаний» эйдосы должны были бы иметься для всего, о чём имеется знание…
Однако и здесь, [в мире чувственно воспринимаемого], и там, [в мире идей], сущность означает одно и то же. Иначе какой ещё смысл имеет утверждение, что есть что-то помимо окружающих нас вещей, – единое во многом? Если же идеи и причастные им вещи принадлежат к одному и тому же виду, то будет нечто общее им... Если же вид для идей и причастных им вещей не один и тот же, то у них, надо полагать, только имя общее…
Эйдосы должны были бы быть образцами не только для чувственно воспринимаемого, но и для самих себя, например род – как род для видов; так что одно и то же было бы и образцом, и уподоблением.


Слайд 30Метафизика. Категории
Сущность
Количество
Качество
Отношение
Место
Время
Положение
Обладание
Действие
Страдание
(Отдельные) человек, лошадь
Длиною в два локтя, в три локтя
Белое, умеющее

читать и писать
Двойное, половинное, бóльшее
В Ликее, на площади
Вчера, в прошлом году
Лежит, стоит
Обут, вооружён
Режет, жжёт
Его режут, жгут

Слайд 31Метафизика. Учение о четырех причинах

О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной

мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном счёте к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой – причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения).

Слайд 32Четыре причины
Материальная причина – глина
Формальная причина – вид (эйдос)
Действующая причина – горшечник
Целевая причина – назначение


Слайд 33Метафизика. Возможность и действительность

… Как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к

спящему и видящее к закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное из материи к этой материи, обработанное к необработанному. И в этом различии одна сторона пусть означает действительность, другая – возможное.

Слайд 34есть
есть
есть
есть
Логика. Учение о силлогизмах
S
P
Следовательно,
средний термин
P
S
M
M
Бóльший термин (предикат вывода)
Меньший термин (субъект вывода)
Средний термин
Средний термин
Бóльшая посылка
Меньшая посылка


Слайд 35Правила силлогизма Правила терминов и правила посылок
Правила терминов:
В силлогизме имеется три

термина – не больше и не меньше.
Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе.
Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок.
Правила посылок:
Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода.
Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным.
Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода.
Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.

Слайд 36есть
есть
есть
есть
Силлогизм. Первая фигура
S
P
Следовательно,
средний термин

Если три термина так относятся между собой, что

последний термин целиком содержится в среднем, а средний целиком содержится в первом или вовсе не содержится в нём, то для этих крайних терминов необходимо имеется совершенный силлогизм.

M

P

S

M

Аристотель. Первая аналитика

Крайние термины занимают в посылках те же позиции, что и в выводе.


Слайд 37есть
есть
есть
есть
Правила первой фигуры
Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным.
Большая посылка должна быть

суждением общим.
BARBARA
CELARENT
DARII
FERIO

S

P

Следовательно,

средний термин

M

P

S

M


Слайд 38M
Модусы первой фигуры
P
M
S
P
P
M
M
S
S
BARBARA
CELARENT
DARII
FERIO
S
P


Слайд 39Физика
Невозможно, чтобы движение возникло или уничтожилось
… движение есть действительность, действующая в

возможности, поскольку [последнее] таково; например, [действительность] могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению, есть ка­чественное изменение; [действительность] способного к росту и к противолежащему — убыли (ибо общего имени для того и другого нет) есть рост и убыль; [действительность] способного возникать и уничто­жаться — возникновение и уничтожение, способного перемещаться —перемещение
Так как все движущееся необходимо должно приводиться в движение чем-нибудь, а именно если нечто перемещается под действием другого движущегося и это движущее в свою очередь приводится в движение другим движущимся, а оно другим и так далее, то необходимо [признать] существование первого движущего и не идти в бесконечность.


Слайд 40….возможно [движение] бесконечное, единое и непрерывное и что это есть [движение]

по кругу. Ведь все перемещающееся движется или по кругу, или по прямой, или по смешанной [линии], так что если одно из первых двух движений не непрерывно, то не будет непрерывным и движение, составленное из них обоих. Что [тело], перемещающееся по прямой, и притом ограниченной, не может двигаться непрерывно — это очевидно, ибо оно поворачивает назад, а возвращающееся по прямой назад движется противоположным движением. <...>
А круговое движение первичнее прямолинейного, поскольку оно проще и более совершенно.
…первый двигатель, и притом неподвижный, не может иметь величины, ибо, если он имеет величину, ему необходимо быть или конечным, или бесконечным. <...>
А первый двигатель движет вечным движением в течение беско­нечного времени. Таким образом, ясно, что он неделим, не имеет ни частей, ни какой-либо величины".



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика