Слайд 2ПЛАН
Основные этапы развития античной философии
Досократики (стихийный материализм и зарождение идеализма)
Классический период
античной философии
Сократические школы
Особенности античной философии
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Древнегреческая + древнеримская философия
Период VI в.
до н.э. –V в.
Первым античным философом считается Фалес из Милета, последним - Боэций
Основная тема – первоначало (основа) мира и его познание
Слайд 4ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Досократики (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Гераклит, Парменид и Зенон,
Пифагор)
Классический период (Сократ, Платон, Аристотель)
Сократические школы (кинизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм)
Слайд 5
ДОСОКРАТИКИ (МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА)
Поиск первоосновы мира
Стихийные материалисты и натурфилософы
Фалес
(вода)
Анаксимандр (апейрон - неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество)
Анаксимен (воздух)
Фалес из Милета –
один из семи древних греческих мудрецов
Слайд 6ДОСОКРАТИКИ (ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕССА)
Первооснова всего сущего – огонь
Стихийная диалектика
ДИАЛЕКТИКА – учение о
наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении.
Борьба и единство противоположностей
Изменчивость и текучесть всего в мире
Слайд 7ДОСОКРАТИКИ (ШКОЛА ЭЛЕАТОВ)
В 570 до н.э. философ Ксенофан опроверг учение о
Боге и обосновал принцип единства сущности.
Кратко учение элеатов можно свести к трем тезисам:
Бытие едино.
Множественность не сводима к единому, иллюзорна.
Опыт не дает достоверного познания мира.
Слайд 8ДОСОКРАТИКИ (ШКОЛА ЭЛЕАТОВ)
Парменид ввел понятие «бытие», открыл постулат рационального познания мира
Зенон говорил
о невозможности постичь природу в изменении, движении и дискретности. Приводит 40 апорий – неразрешимых противоречий в природных явлениях.
Мелисс расширил понятия Бытия до уровня Вселенной и первым поставил вопрос о её бесконечности в пространстве и времени.
Слайд 9ДОСОКРАТИКИ (ШКОЛА АТОМИСТОВ)
Мир состоит из атомов и пустоты
Атом (греч) неделимые, вечны
и неизменны
Все появляется в результате атомарного движения и их взаимодействия
Слайд 10ПИФАГОР (ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕАЛИЗМА)
Философ, математик и мистик
Пифагор считал свое учение тайной и
практиковал только устную передачу его ученикам, собрания сочинений после него не осталось.
Пифагорейцы придали геометрии характер науки. Пифагор был убежден, что Земля – это шар
В основу бытия закладывал число
Слайд 11
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
СОКРАТ
Переход от натурфилософии к рассмотрению человека
Основополагающая способность человека
– разум, мышление.
Нравственное зло идет от незнания, знание – это источник нравственного совершенства.
Сократ выделил три основных человеческих добродетели: умеренность; храбрость; справедливость.
Основные методы обучения: диалектика и майевтика
Первым дал установку на самопознание: «Познай самого себя».
Слайд 12ПЛАТОН (АРИСТОКЛ)
Ученик Сократа
Основал школу «Академия»
Создал учение:
Объективного идеализма
Идеального государства
Слайд 13ЭЙДОСЫ (ИДЕИ)
Идеи – образы, сущности идей
Идеи не воспринимаются чувствами, постигаются только
разумом
Идеи неизменны
Всякая вещь, причастна к какой-либо идее
Все идеи логически связаны друг с другом
Высшая идея - БЛАГО
Слайд 15ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
В государстве три сословия, у каждого своя добродетель:
Философы-правители, которые понимают
сущность справедливости
и способны править (мудрость)
Воины (мужество)
Работники (умеренность)
Слайд 16АРИСТОТЕЛЬ
Ученик Платона
Основал школу «Ликей»
Первый философ, создавший полноценную философскую систему о всех
сферах человеческого бытия (природа, человек, этика, общество, политика, логика, физика и т.д.)
Слайд 17МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ (4 ПРИНЦИПА БЫТИЯ)
Материя (то, из чего)
Цель
(то, ради чего)
БЛАГО
Действующая
причина
(то, откуда) БОГ
Форма
(то, что)
Слайд 18ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ
Термин «этика» Аристотель ввел для обозначения характера человека
Душевные качества человека
(добродетели) – свойства темперамента человека
Аристотель выделил 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость
Слайд 19ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИЛЬНЫЙ
СТРОЙ, ЦЕЛЬ КОТОРОГО ВСЕОБЩЕЕ БЛАГО
МОНАРХИЯ
АРИСТОКРАТИЯ
ПОЛИТИЯ
НЕПРАВИЛЬНЫЙ
СТРОЙ, ПРИ КОТОРОМ ПРЕСЛЕДУЮТСЯ ЛИЧНЫЕ
ИНТЕРЕСЫ ПРАВИТЕЛЕЙ
ТИРАНИЯ /ДЕСПОТИЯ
ОЛИГАРХИЯ
ДЕМОКРАТИЯ
Слайд 20СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Ключевая проблема – человек и его бытие
Концепции счастливого человека
Основные
школы
Киники
Киренаики
Стоики
Скептики
Неоплатоники
Слайд 21КИНИЗМ
Диоген Синопский
Философ высмеивал установленные нормы, правила поведения, религию, образ жизни горожан.
Жил, как собака, - на подаяние, и часто себя называл собакой. За это его назвали киником (от греч. «кинус» собака).
Живи, довольствуясь тем, что имеешь, и будь благодарным за это.
Счастье достигается через аскетизм
Зажженный фонарь с которым Диоген днем искал человека, в античные времена стал примером презрения к нормам общества.
Особенный взгляд на жизнь и ценности привлекал других людей, которые становились последователями безумца. Учение киников считали наиболее короткой дорогой к добродетели.
Слайд 22СТОИЦИЗМ
Зенон из Китиона
Основал собственную школу «Стоя»
Внешние обстоятельства человеку не неподвластны
Цель жизни
состоит в достижении безразличия перед ударами судьбы, отрешенности от внешних обстоятельств и следовании разумной природе (Логосу).
Ко всему надо относится с философским спокойствием (апатия)
Слайд 23СКЕПТИЦИЗМ
Пиррон из Элиды
Нас обманывают и наши чувства и наш разум
Доказать ничего
не возможно, никакой истины не существует
Слайд 24ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Поиски первоначала мира
Космоцентризм
Выработка понятийного аппарата и начало становления научного
знания
Зарождаются материализм и материализм
Заложены основы диалектики
Разработана концепция действующего человека, центра культуры
Разработаны первые политические учения