Слайд 1ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Тема: Античная философия
2.1 Космоцентрический характер ранней античной
философии
2.2 Атомистические идеи в античной философии
2.1.3 Софисты и Сократ
2.3 Философские идеи Платона: учение об идеях, познании и государстве
2.4 Философия Аристотеля: «метафизика», гносеология, логика
2.5 Мировоззренческая ориентация элинистической философии
Слайд 2Космоцентрический характер ранней античной философии Периодизация античной философии
осо
Слайд 6
Формируются две ветви античной философии:
«Ионийская» (Милетская школа): Фалес, Сократ, Платон, Аристотель.
«Италийская
традиции: Пифагор,
Парменид, Зенон Элейский, Демокрит, Эпикур.
Слайд 72. Космоцентризм. Первые греческие философы – «мудрецы» – занимались осмыслением природы,
Космоса. Человек рассматривался как Микрокосм относительно Макрокосма, как часть и своеобразное повторение, отображение Макрокосма.
Слайд 8
I этап. Что является основой бытия?
Фалес – «Всё есть вода».
Анаксимен (воздух).
Анаксимандр
(«апейрон» - беспредельное, смесь различных веществ).
Пифагор (религиозно-философ)
II этап. ? Существуют ли изменения ?
Гераклит (огонь)
Парменид
Слайд 9Фалес-1 древнегреческий философ, основатель стихийно-материалистической философии (милетской школы).
В центре вопрос- поиск
единого первоначала из которого создан мир в многообразии вещей.
Первооснова сущего – вода.
«Всё возникает из воды и возвращается в неё».
Взгляды Фалеса:
Душа бессмертна (присуща неодушевлённым телам – янтарь, магнит).
Мир одушевлён, полон божеств.
Первым выдвинул проблему субстанции, сформулировал ? О неизменном элементе в природе, единстве в разнообразии.
Дал ответ (косвенно) на вопрос : каким образом происходят изменения (вода «первооснова», переход из одного состояния в другое)? Проблема изменения стала фундаментальной в греческой философии.
Слайд 105. «Вода» - живая, одушевлённая субстанция.
6. «Природа» - бытие (в широком
смысле) – самодвижущаяся «живущая».
7. Дух и вещество – Фалес не различал.
!!! Фалес формирует 4 фактора философского вопрошания:
Предпосылка: «Изменение существует»
Что является постоянным элементом всех изменений ?
Аргумент: Наблюдения за водой и её поведением.
Ответ: Вода – постоянный элемент всех изменений.
Следствие: «Все является постижимым»
Слайд 11Анаксимандр – древнегреческий философ материалист
1. Критиковал Фалеса «всё что угодно, преобразуется
во всё что угодно».
2. Ввёл понятие «1 начала всего сущего – «архе» (начало, принцип)».
3. Первоначалом считал «апейрон» «смесь различных веществ» - неопределённая материя бесконечна, вечна, не наблюдаема.
4. Дал 1-ую формулировку закона сохранения материи.
5. В 1-ые высказал идею эволюции (человек происходит от рыбы как и другие существа).
6. В центре Вселенной – Земля, вокруг вращается три небесных кольца: солнечное, лунное, звёздное (начало теории небесных сфер).
Слайд 127. Вещи делятся на элементы.
8. Время уничтожимо.
Анаксимен - древнегреческий философ, материалист,
натурфилософ.
Взгляд:
Сущее из «воздуха» (в его модификациях). Он бесконечен, вечен, подвижен. Сгущается при охлаждении переходит в воду, далее в лёд (облака, туман, вода, земля, камни). При нагревании воздух разряжается переходит в огонь.
! Идея перехода количества в качество.
А. создал определённую физическую теорию переходов
Слайд 132. «Воздух» - это и душа, и всеобщая среда для бесконечного
множества миров Вселенной.
3. А. дал объяснение затмению Солнца и Луны.
4. Указал на все 4 субстанции, которые были потом названы «4 началами» (элементами – земля, воздух, огонь, вода).
Слайд 14Пифагор (Италийская ветвь философии) 2 пол. 6 в до н.э. –
основатель религиозно-философской школы.
В центре проблема спасения. С философской точки зрения – поиск истины.
Аскетический образ жизни.
Учение называл «любомудрием».
Материя –это «иное» - нечто становящееся текучее.
Верил в бессмертие души, перевоплощение.
Душа – отрывок эфира она бессмертна, т.к. оторвалось от бессмертного.
Душа : на 3 части – ум (nous), рассудок (разум), страсть.
7. Душами полон весь воздух.
8. Добродетель – гармония (всякое благо, здоровье, Бог).
Слайд 15Гераклит и Парменид (2ое поколение философов).
1-ые философы сформулировали вопрос: Что является
постоянным элементом Вселенной?
2-ые усомнились. Существует ли изменение?
Гераклит – др.греч. философ, материалист, основатель диалектики.
Взгляды:«Всё течёт, всё меняется»
1. Всё находится в состоянии постоянного движения (изменения).
2. Изменение происходит согласно неизменному закону (Логосу). Базисным принципом существования всех вещей является взаимодействие между соответствующими силами, согласно Логосу. Настоящей субстанцией всех вещей – изменяющихся является не вещественная первооснова, но Логос (единство в разнообразии)!
3. Закон включает в себя взаимодействие противоположностей.
Слайд 164. «1-во вещество Природы» - Огонь, т.к. более всего способен к
изменению и подвижен.
Всё произошло из огня:
Космос (вечно живой огонь, уменьшающийся и расширяющийся, всегда был).
Мир.
Вещи.
Души.
5. Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи возвращаются в «огонь».
6. Природа – жизнь в непрерывном движении, процесс, в котором всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность (холодное в горячее).
Слайд 177. Качества вещей – относительны.
Всё непрерывно изменяется, обновляется через разрушение. Нельзя
дважды вступить в одну реку. Каждое возрождение включает смерть, и наоборот.
8. В человеческой жизни этот переход не просто изменение, а борьба противоположностей.
9. В борьбе противоположностей обнаруживается их тождество. Гармония (путь «вверх» и «вниз», жизнь и смерть). Закон взаимодействия противоположностей. Все вещи происходят благодаря конфликту.
! Диалектика (озн. веду беседу, рассуждаю) – идея равновесия.
10. Основа познания - ощущение, но мышление даёт мудрость.
11. В центре Единого – Бог (вечный, периодический Огонь). Солнце есть разумное пламя.
Слайд 1812. «Мировая душа». Через дыхание человеческая душа общается с мировой душой,
приобщается к Божественному разуму.
13. Война является отцом всего и царём над всем – мысль о фундаментальном принципе в Природе – между альтернативными силами – напряжённости.
«Война» (греч. polemos - полемика) – проявление космологической напряжённости – базисный принцип всего. Мир сгорает во вселенском пожаре и возникает через регулярные промежутки времени.
Слайд 19Парменид - основатель элейской школы (V в. до н.э.), Южная Италия),
современник Гераклита, первый рационалист, т.к. предложил основывать рассуждения на рациональной аргументации (логическом мышлении).
Взгляды:
«Учение истины». Мир неподвижен, шарообразен (без пустот, в его пространстве нет и движения). Мир Един – Истинное бытие, вечно, неподвижно, не делимо, не имеет частей, равно себе, бесконечно и всецельно.
Изменение невозможно.
Слайд 203. «Учение мнения» (правдоподобно) – всякое множество – обман чувств. О
существовании множества вещей возникающих, преходящих. Все вещи делимы, возникают из Огня (активного творческого начала) и Земли (материи) – пассивного начала.
4. Наивно-материалистическая физика исходит из допущения двух начал: активного (огненного, светлого) и инертного (тёмного).
Чувства не правы (недоверие чувственно-воспринимаемому миру). Разум – прав, открывает знание.
П. установил барьер между разумом и чувствами.
Слайд 21Всё истинное – реальное (разум постигает реальное, настоящее), т.е. бытие (покоящееся,
единое, покой).
«Нереальное» - чувства, небытие, изменения, множественное. Дают нам нереальное, которое находится в состоянии изменения и множественности.
5. Формулирует принцип тождественности мышления и бытия «То, что не мыслимо, не существует».
! Мышление есть критерий бытия.
Аргументы: 1. Что существует – существует, что не существует – не существует.
2. Что существует может быть мыслимо, что не существует не может быть мыслимо.
Слайд 22Есть Бытие (Единое), не бытия нет.
6. В центре мира пребывает Богиня
– Правительница (Дике – Правда и Необходимость). Она правит всем небесным движением.
Эмпедокл и Анаксагор – 3 поколение греч. философов.
(1 поколение утверждало. Все находится в состоянии непрерывного изменения. 2. Изменение невозможно. 3. Некоторые вещи находятся в состоянии изменения, другие в состоянии покоя).
Слайд 23Эмпедокл оперирует 4 -мя элементами и 2 силами (объединяющими и их
разъединяющими). Любовь и ненависть / вражда.
Анаксагор – оперировал бесчисленным количеством элементов. Существует 1 сила – ум («нус»). Ум направляет все изменения к цели. Природа – предстаёт как телеологически направленная.
Слайд 24Демокрит (Италийская ветвь философии) – др.греч. ф-ф, материалист.
Разработал свою модель субстанции
и изменения. Основатель атомистики.
Существует 2 первоначала.
1. Атомы (в переводе «individum») в центре сущего Бытия.
Это маленькие, неделимые частицы, самодостаточные формы, находятся в постоянном движении по механистическим причинам в результате столкновения, т.е. механистический детерминизм.
Одинаковы по субстанции, т.е. из 1 материи, разные по формам величине и порядком. Чувственно не воспринимаются.
Начало Вселенной.
Из объединения атомов происходят вещи (тела), из их разъединения – гибель тел.
2. Пустота – реальна как и атомы, материальна «условие куда и почему движутся атомы». Она есть бесконечная непрерывность.
Слайд 253. Диалектическое понимание природы (нет верха, низа, середины, конца). Природа –
гигантская игра в бильярд. Миры возникают в результате вихря атомов.
4. О бесконечном множестве миров (как и атомов). Это 1 идея в античной космогонии.
5. О познании :
Чувственное (тёмное П.) – единственный источник знаний. В основе познания – ощущения.
«Светлое П.» - знание посредством разума, ведёт к познанию сущности мира, атомов, пустоты.
«Договор» есть условие возникновения обычаев, законов, государства.
Цель жизни – эволюция души (состояние из огненных атомов).
Космос Един (пустот нет).
Слайд 26Люди возникли из земли.
Человек – атом общего Космоса, миропорядка.
Демокрит в первые
выдвигает мысль, что движущей силой человеческой истории – нужда, т. е. материальные потребности людей.
Отстаивает этику «золотой середины» (умеренности во всём).
6. Теория познания. В чувственно-воспринимаемых объектах допускаются атомы (атомы-посредники), которые отрываются, удаляются от объекта.
Органы чувств воспринимают этих посредников. Из этого порождаются ошибки восприятия:
1. т.к. атомы органов чувств находятся в беспорядке;
2. Атомы-посредники на пути к объекту (органам чувств) сталкиваются между собой.
! Знание не может опираться на ощущения. Атомы постигаются с помощью нашего разума, а не чувств.
Слайд 27ЗЕНОН – др.греч. ф-ф, представитель элейской школы.
Изобретатель диалектики – способности ставить
вопросы и ответы на них.
Бытие не противоречиво.
Сформулировал 4 апории. Апория («безвыходное положение, трудноразрешимая проблема»). О противоречии между данными опыта и мыслительным анализом.
- «Против движения» (о невозможности его существования). Тезис: движение не может начаться. О бесконечности деления.
«Ахилл и черепаха».
«Стрела, которая летит» – о бесконечности пространства.
«Стадии» - о бесконечности времени.
Вывод: «Движения не существует».
Слайд 28 Значение элеатов.
Апории Зенона затронули вопрос о природе пространственно-временного континуума (с
лат. непрерывное, длительное, сплошное, последовательное).
Заложили основы классической логики.
В центре осмысления понятие «бытия».