Слайд 1Актуальные проблемы профессионально-личностного роста педагога
канд. психол. наук, доцент
Елена Витальевна
Неумоева-Колчеданцева
Слайд 2
«Человек не свободен от условий.
Но он свободен занять позицию
по
отношению к ним»
(В. Франкл).
Слайд 3Актуальность темы
Общий контекст: существенно расширяется пространство педагогической деятельности (Профессиональные стандарты педагога)
Противоречие
между современными требованиями к профессионально-личностной компетентности педагога и актуальным уровнем этой компетентности
Проблема профессионально-личностного роста педагога (в том числе, в процессе получения профессионального образования)
Слайд 4Ориентиры для построения модели профессионально-личностного роста педагога
Проф-личн рост педагога
этапы профразвития, кризисы
Проф-личн. компет.
Поле возможностей (объектив. ресурсы проф.-личн. роста)
50%
100%
Ресурсы роста
Проблемы роста
Препятствия роста
Профессиональные ценности,
нормы, требования
Исходный уровень развития
Слайд 5Основные вопросы:
Личность педагога (каким должен быть современный педагог?).
Профессионально-личностный рост (что это?)
Условия
профессионально-личностного роста (что необходимо для роста педагога?)
Механизмы связи педагога с образовательной организацией (от чего зависит, будут ли реализованы личностные и объективные ресурсы?)
Слайд 61. Личность педагога (каким должен быть современный педагог?)
В современных условиях образование
требует полноценных личностей педагогов, поскольку основное «орудие» труда учителя – его собственная личность, профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся «производственной ситуации»»
(К.М. Левитан).
Слайд 7Интегративные характеристики личности педагога-
факторы высшего порядка, которые опосредуют регулятивные (внутренние)
процессы (Д.А. Леонтьев).
«ядро» или «стержень» личности
помогают людям справляться с трудными жизненными обстоятельствами,
определяют удовлетворенность жизнью
Слайд 8
1) Профессиональное самосознание: образ себя, отношение к себе («Я –концепция»), саморегуляция.
2)
Профессиональная направленность – система доминирующих мотивов выбора и предпочтения профессии
(цели, мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности)
Слайд 9Экспрессивно-инструментальные характеристики -
носят «вторичный» характер
обеспечивают связь личности с объективными требованиями
и ресурсами
(внешняя регуляция)
Слайд 10
Характер – индивидуальный стиль действования; способы поведения человека в разных ситуациях.
2)
Способности - свойства личности, обеспечивающее успешность выполнения деятельности без избыточных усилий; «мера» успешности деятельности.
3) Роли – поведение человека, соответствующее позиции, занятой в системе отношений, объективным ожиданиям и требованиям
Слайд 11Личностно-профессиональная компетентность - способность и готовность человека к продуктивной жизнедеятельности в
целом и к профессиональной деятельности; личностная зрелость человека.
Личностно-профессиональные компетенции – свойства личности, обеспечивающие успешное решение задач личностного и профессионального развития.
Личностно-профессиональная компетентность
Слайд 12
2. Профессионально-личностный рост (что это?)
Профессиональное развитие – прогрессивно-регрессивный процесс, имеющий определенную
стадиальность, сопровождающийся кризисами, предполагающий расширение сферы социального, профессионального и личностного опыта и приводящий к качественным изменениям личности
Слайд 13
Основные аспекты развития:
Количественный (экстенсивный) - «наращивание» личности через расширение опыта и
освоение ролей (проблема «Я и маска», «Самость и Персона» …)
Качественный (интенсивный) - изменения в личности – ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
Слайд 14
Теоретико-методологическая база: гуманистическая психология и педагогика
«Позитивная гипотеза» в отношении человека (А.С.
Макаренко)
Вера в его способности
Помощь в самоактуализации
Слайд 15Аспекты понимания профессионально-личностного роста:
актуализация внутренних ресурсов человека в профессиональной деятельности и
жизни в целом;
достижение высших уровней саморегуляции, как уровень овладения своей личностью как психологическим инструментом решения социальных, профессиональных, личностных задач.
обретение и проявление индивидуальности (своего «лица») в жизни и профессиональной деятельности.
Слайд 16Профессионально-личностный рост - это
качественный аспект профессионального развития педагога, предполагающий:
актуализацию внутреннего потенциала
педагога,
достижение высшего уровня саморегуляции (самодетерминации),
проявления индивидуальности педагога в его профессиональной деятельности.
Слайд 17Этапы и кризисы профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)
Слайд 18
Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального
сознания, мотивации, поведения, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития
(Э.Э. Сыманюк).
В основе кризиса – противоречие между актуальными потребностями личности и объективными возможностями их удовлетворения.
Слайд 19
3. Условия профессионально-личностного роста педагога (что необходимо для роста?)
Препятствия – объективные
факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (отсутствие поддержки близких, недостаток опыта, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкий уровень материальной компенсации и др.)
Слайд 20
Проблемы (потенциальные ресурсы) – субъективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и
повышение его профессионально-личностной компетентности
(неадекватная самооценка, низкий уровень персональной ответственности, неадекватные ожидания и требования, стереотипы восприятия и ригидность мышления и др.)
Слайд 21Ресурсы профессионально-личностного роста (объективные и субъективные) -
все, что может быть
задействовано человеком для эффективного существования и поддержания качества жизни;
факторы, помогающие человеку сохранить психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях (С. Хобфолл);
Слайд 22
Материальные ресурсы
Средовые ресурсы:
эмоциональная поддержка;
владение информационно-коммуникационными технологиями,
место человека в социальной
стратификации (статус, должность, звание, семейное положение).
Энергетические ресурсы (время, деньги, знания)
Слайд 23
Личностные ресурсы – относительно стабильные свойства личности, способствующие решению актуальных для
личности задач, в том числе в сложных условиях деятельности
Слайд 25Ресурсы:
Жизнестойкость
Резилентность
Чувство связности
Самооценка
Самоэффективность
Толерантность к неопределенности
Одиночество (позитивное одиночество, уединение)
Свобода и ответственность
Творчество
Вера
Смыслы
Способ отношения
к другому человеку
И др.
Слайд 264. Стратегии связи личности педагога с образовательной организацией (от чего зависит,
будут ли реализованы личностные и объективные ресурсы?)
Стратегия взаимодействия педагога с образовательной организацией –
это ведущая направленность профессиональной деятельности педагога, обусловленная «соотношением» интегративных характеристик личности, личностных ресурсов и экспрессивно-инструментальных характеристик и проявляющаяся в конкретных действиях и поступках педагога.
Слайд 28
Необходимо
создание оптимальных образовательных условий
для развития интегративных характеристик личности и
укрепления системы личностных ресурсов будущего педагога,
развития системы внутренней регуляции его жизнедеятельности,
формирования осмысленного рефлексивного отношения к себе как личности и субъекту профессиональной деятельности.
Слайд 29
Основные задачи развития (повышения) личностной компетентности
(в ходе реализации модели):
1.
Коррекция профессионального образа «Я» и формирование адекватной профессиональной «Я-концепции».
2. Осознание целей и мотивов преподавательской деятельности, повышение мотивации преподавательской деятельности и профессионально-личностного роста.
3. Формирование эффективной стратегии и тактики профессионального взаимодействия, овладение приемами и техниками саморегуляции.
Слайд 30ЗАДАЧА 1. Коррекция профессионального образа «Я» и формирование адекватной профессиональной «Я-концепции»
Профессиональное
самосознание – это «оперирование человеком образами профессиональной деятельности при ее осуществлении…комплекс представлений человека о себе как о профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу» (А.К. Маркова ). Профессиональное самосознание включает в себя:
1. Осознание педагогом норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности педагога) как эталонов для осознания своих качеств.
2. Осознание этих качеств у других представителей своей профессии, сравнение себя с неким обобщенным или конкретным образом профессионала.
3. Учет оценки себя как профессионала со стороны других людей (учеников, коллег, руководства).
Слайд 31Продолжение…
4. Самооценивание отдельных сторон своей личности:
Понимание и осознавание себя, своей деятельности
и общения (когнитивный аспект самосознания);
Эмоциональное отношение к себе и оценивание своих личностных особенностей (эмоциональный компонент самосознания);
Регуляция своего поведения на основе представлений о себе и отношения к себе как к профессионалу.
5. Положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной «Я-концепции». «У учителя, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом. Такой учитель стремится к самореализации. Особенно важно то, что положительная Я-концепция учителя способствует и развитию положительной Я-концепции учеников…И напротив, учитель с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству психологической самозащиты» (Маркова 1993, 45).
Слайд 32Приложение 1.
Рефлексия себя как профессионала
Слайд 33ЗАДАЧА 2. Осознание целей и мотивов преподавательской деятельности, повышение мотивации преподавательской
деятельности и профессионально-личностного роста.
Педагогическое целеполагание – способность к постановке целей педагогической деятельности и определению (планированию) этапов, способов и средств, необходимых для ее достижения.
«Профессиональная направленность – система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности»
(Л.М. Митина).
Слайд 34Продолжение …Аспекты профессиональной направленности
Полнота профессиональной направленности – круг (разнообразие) мотивов предпочтения
профессии (осуществления профессиональной деятельности).
Уровень профессиональной направленности – «степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (осуществления профессиональной деятельности) (следовательно, его личностного смысла) объективному содержанию профессии.
Обобщенность профессиональных интересов – привлекательность для человека видов деятельности, родственных по характеру труда выбираемой профессии (осуществляемой профессиональной деятельности).
Действенность профессионального интереса – реализация интереса в предпочитаемой сфере деятельности.
Устойчивость профессиональных интересов – сохранность мотивов выбора и предпочтения профессии в течение относительно длительного периода времени.
Слайд 35Приложение 2. Цели (задачи) повышения личностной компетентности
Слайд 36
Приложение 3. Препятствия и ресурсы развития (повышения) личностной компетентности
Слайд 37ЗАДАЧА 3. Формирование эффективной стратегии и тактики профессионального взаимодействия, овладение приемами
и техниками саморегуляции
Под саморегулированием (процесс) поведения имеется в виду такая форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.
Для социально зрелой личности характерен достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений и т.д., дает основание предполагать и наличие достаточно зрелого состояния развития самосознания в целом; он обычно коррелирует с высоким уровнем развития самосознания. Наиболее сложные формы саморегулирования возникают как завершающий этап формирования зрелой самоосознающей себя личности.
Слайд 38Аутогенная тренировка
1. Создание установки на отдых и расслабление, мысленное и размеренное
повторение простых по содержанию фраз: «Я спокоен», «Я абсолютно спокоен», «Мне дышится легко и свободно», «Сердце бьется ровно и спокойно», «Солнечное сплетение излучает тепло»; «Мой лоб приятно прохладен»
2. Глубокое расслабление двигательных мышц (ощущение тяжести): принять удобную, максимально расслабленную позу, отбросить посторонние мысли, закрыть глаза, сосредоточить все внимание на ощущениях, проговаривать мысленно стандартные фразы АТ, представлять ситуации, в которых нужное ощущение возникало само собой (например, тяжесть в мышцах после тяжелой физической работы, согревание рук, опущенных в ванну с горячей водой или открытых лучам солнца, тепло в области живота, появляющееся у человека, когда оно озябший и усталый пришел в улицы и у с удовольствием пообедал). Управление вниманием заключается в сосредоточении на телесных ощущениях, что резко сокращает силу внешней стимуляции, и, тем самым, снижает активацию нервной системы.
3. Расслабление мышц кровеносных сосудов (ощущение тепла);
4. Формирование успокаивающего ритма дыхания (ощущение непроизвольности дыхания, изменения веса тела в такт дыханию);
5. Снятие гипертонуса с коронарных сосудов сердца (ощущение тепла в левой руке и левой половине грудной клетки);
6. Активизация парасимпатических нервных центров, обеспечивающих восстановление энергоресурсов организма, в частности активизацию пищеварительных процессов (ощущение глубинного тепла в области живота)
Слайд 39Аутогенная тренировка
Правила аутогенной тренировки:
Необходимо четкое указание области тела, на которую
в данный момент должно быть направлено внимание (например, «моя правая рука…).
Напоминание характера ощущения, которое в данный момент следует прочувствовать и усилить, выделить его на фоне всех прочих (« …теплая»).
Устранение внутренних помех расслаблению, посторонних мысленных образов, переживаний, достижение состояния «умственного вакуума».
Слайд 40Аутогенная тренировка
Эффект АТ: снижение личностной тревожности, повышение эмоциональной устойчивости; сокращение заболеваемости
(по язвенной болезни желудка, по ишемической болезни сердца и другим сердечно-сосудистым заболеваниям, по нервно-психическим расстройствам).
Слайд 41Разработка программы повышения личностной компетентности
1. Цель (формулируется конкретно и позитивно, в
терминах развития, формирования определенных качеств личности и способностей).
2. Процедура целеполагания:
«от кого и от чего зависит достижение поставленной цели?
что зависит лично от меня?»
3. Способы и средства достижения цели (определяются индивидуально, в соответствии с поставленной целью).
4. Определение формы самоподкрепления (осознание позитивных последствий своего поведения, поощрение собственных усилий и успехов в достижении поставленной цели).
5. Определение формы самонаказания (выбор определенных санкций по отношению к себе в случае отступления от выбранной линии поведения, от выполнения программы самовоспитания).
6. Планирование окружения («каким должно быть мое окружение, чтобы помочь мне достичь поставленной цели?»).
7. Заключение соглашения с самим собой (самообязательство, свободная форма договора с собой, предполагающая принятие условий выполнения программы).
8. Оценка результативности программы (осуществляется по заранее выделенным критериям успешности программы, критериями служат показатели достижения цели).
Слайд 42Задание: Разработать идеальную модель профессионально-личностного роста педагога
Найти метафору, адекватно отражающую суть
профессионально-личностного роста, представить наглядно (рисунок, схема).
Описать личность педагога (через конкретные профессионально-личностные компетенции).
Обозначить ресурсы профессионально-личностного роста педагога (в том числе, объективные, связанные с педагогической деятельностью).
Описать конструктивные стратегии связи личности педагога с образовательной организацией.
Слайд 43Источники:
Левитан К.М. Педагогическая деонтология. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1999. –
272 с.
Личностный потенциал: структура и диагностика // коллективная монография. Под ред. Д.А. Леонтьева – М.: Издательство «Смысл», 2011, 680 с.
Е.В. Неумоева-Колчеданцева. Педагогическая деонтология с тренингом профессионально-личностного роста. Учебное пособие для студентов направления 44.04.01 Педагогическое образование, «Методология и методика социального воспитания, «Преподаватель высшей школы» (магистратура), очной и заочной форм обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017. – 188 с.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс] / Гарант. РУ – режим доступа: httphttp:http://base.garant.ru/70535556/
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" [Электронный ресурс] / Гарант. РУ – режим доступа: httphttp:http://ivo.garant.ru/#/dokument/71202838/
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" [Электронный ресурс] / Гарант. РУ – режим доступа: httphttp://http://ivohttp://ivo.http://ivo.garanthttp://ivo.garant.http://ivo.garant.ruhttp://ivo.garant.ru/#/http://ivo.garant.ru/#/dokumenthttp://ivo.garant.ru/#/dokument/71202914/
Слайд 44
Спасибо за внимание
и понимание!