Слайд 1АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
План:
1.Понятие агрессии. Факторы формирования агрессии.
2.Теоретические подходы в изучении агрессии.
Виды агрессии.
3.Типология агрессивного поведения современных подростков.
4.Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
Слайд 2Понятие агрессии
. В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В
настоящее время термин «агрессия» используется достаточно широко.
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии
Слайд 3Понятие агрессии
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия,
которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.).
Слайд 4Понятие агрессии
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Bender L.).
Агрессия –
реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.).
Слайд 5Понятие агрессии
Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со
стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson).
Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Слайд 6Понятие агрессии
Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе,
направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности живого организма.
Слайд 7Понятие агрессии
Мотивом агрессии является такое нанесение вреда другим или интересам других,
которое устраняет источники фрустрации, в результате чего ожидается благоприятный эмоциональный сдвиг. Достижение такого сдвига представляет собой цель мотивированного агрессией поведения.
Слайд 8Понятие агрессии
Причины формирования агрессии:
❖ Соматические заболевания или заболевания головного мозга.
❖ Ограничение
общения с матерью в младенчестве.
❖ Снисходительность при проявлении агрессии.
❖ Резкое подавление агрессивности.
❖ Попустительское отношение к ребенку.
Слайд 9Понятие агрессии
У человека есть две различные мотивационные тенденции,
связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению.
Слайд 10Понятие агрессии
Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации
и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями
Слайд 11Понятие агрессии
Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные
агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий (Д.Ольвеус)
Слайд 12Понятие агрессии
Агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать
на происходящие события.
Слайд 13Теоретические подходы в изучении агрессии
Биологизаторская теория -у животных и у
человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". К.Лоренц считал, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится.
Слайд 14Теоретические подходы в изучении агрессии
Психоаналитическая теория
З.Фрейд рассматривал агрессию
как соединение эроса и танатоса. Приверженцы бихевиористических теорий считают, что человек думает и поступает так, как он считает нужным для достижения поставленной цели, т.о. агрессивность – это приобретенная форма поведения.
Слайд 15Теоретические подходы в изучении агрессии
Приверженцы бихевиористических теорий считают, что человек
думает и поступает так, как он считает нужным для достижения поставленной цели, т.о. агрессивность – это приобретенная форма поведения.
Слайд 16Теоретические подходы в изучении агрессии
Теория фрустрации.
Агрессия - это
не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает:
1)агрессия всегда есть следствие фрустрации
2) фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Слайд 17Теоретические подходы в изучении агрессии
Теория социального научения Л.Берковитц
Для
того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо соблюсти два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.
Слайд 18Теоретические подходы в изучении агрессии
Когнитивная теория научения
Агрессивные действия рассматриваются
не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям.
Агрессивное поведение есть результат когнитивных и других процессов.
Слайд 19Теоретические подходы в изучении агрессии
1.Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как
положительных.
2.Наличие фрустрации.
3.Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
Слайд 20Виды агрессии
С.Фешбах выделил 3 вида агрессии: а)экспрессивная
б)враждебная,
в) инструментальная.
Слайд 21Виды агрессии
Экспрессивная (спонтанная) агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости,
нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Слайд 22Виды агрессии
Целью враждебной агрессии является главным образом нанесение вреда другому
Слайд 23Виды агрессии
Инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия
используется при этом лишь в качестве средства
Слайд 24Виды агрессии
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Слайд 25Виды агрессии
Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое
лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Слайд 26Виды агрессии
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик,
визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Слайд 27Виды агрессии
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении
вспыльчивости, резкости, грубости.
Слайд 28Виды агрессии
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или
руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Слайд 29Формы враждебных реакций
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные
чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Слайд 30Типология агрессивного поведения современных подростков
В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают трудных подростков:
с педагогической запущенностью;
с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
с крайней социальной запущенностью.
Слайд 31Типология агрессивного поведения современных подростков
С.А.Беличева выделяет три группы:
1) глубоко
педагогически запущенные подростки;
2) подростки с аффективными нарушениями;
3) конфликтные дети (неуживчивые).
Слайд 32Типология агрессивного поведения современных подростков
Классификация Л.М.Семенюк:
1. Подростки с устойчивым комплексом
аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Слайд 33Типология агрессивного поведения современных подростков
2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями,
обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
Слайд 34Типология агрессивного поведения современных подростков
3. Подростки, у которых конфликт между деформированными
и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
Слайд 35Типология агрессивного поведения современных подростков
4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при
отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.