Слайд 1Аддиктология
Доц. И.Е. Булыгина
Слайд 2Аддиктология -
мультидисциплинарная наука,
системно и комплексно изучающая все
формы и типы аддиктивного
поведения,
его механизмы, профилактику, терапию
и реабилитацию пациентов/клиентов
Слайд 3Аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение –паттерн стойкого ухода от реальности, достигаемый посредством изменения
психического состояния.
Изменение психического состояния происходит либо в результате приема ПАВ, либо путем фиксации внимания на определенных предметах или видов деятельности.
Привязанность к ПАВ или предмету принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции
Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения, до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной сонатической и психической патологией
Слайд 4ЗАВИСИМОСТИ –
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА
СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ ПСИХИАТРИИ,
ПСИХОТЕРАПИИ
Слайд 5HOMO ADDICTUS
ЧЕЛОВЕК ЗАВИСИМЫЙ:
НОВЫЙ ВЕК – НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Слайд 6Время «благоприобретенной патологии»,
«выгодных болезней»
СПРОС
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЗАВИСИМОСТЬ
Слайд 7ЛОЗУНГ ОБЩЕСТВА XX века:
«БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ»
(общественную, национальную, этническую, расовую, личную)
ХХI век
- век зависимостей:
«Борьба за зависимость»
Слайд 8КЛАССИФИЦИРУЕМЫЕ
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ
ЗАВИСИМОСТИ:
Алкогольная
Наркотическая
Токсикоманическая
Пищевые
Сексуальные
Гемблинг
Наркомания
Токсикомания
Половые
Алкоголизм
извращения
МКБ-9
МКБ-10
МКБ-11
Интернет, «кредитомания», фанатизм,
экстремальные виды спорта
Слайд 9Синдром зависимости по МКБ-10
Выраженная потребность или необходимость … (принять вещество)
Нарушение способности
контролировать начало, окончание и срок (…дозировки)
Физиологическое состояние отмены
Признаки толерантности
Прогрессирующее забвение альтернативных интересов
Продолжение (употребления) несмотря на очевидные вредные последствия
Слайд 10Психические и поведенческие расстройства
с доминированием феномена аддикции
(по МКБ-10)
F1 - Психические
и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ;
F5 - Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F50 - расстройства приема пищи);
F60.7 - зависимое расстройство личности;
F63 - расстройства привычек и влечений
F64 - расстройства половой идентификации
F65 - расстройства сексуального предпочтения
F93.0 - тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте.
F98.4 - стереотипные двигательные расстройства
Слайд 11АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Аддиктивные
расстройства
Аддиктивное
поведение
Аддиктивные
девиации
Слайд 14Нехимические аддикции: классификация (А.Ю. Егоров, 2006)
1. Патологическое влечение к азартным играм
(гемблинг)
2. Эротические аддикции:
2.1. Любовные аддикции
2.2. Сексуальные аддикции
3. «Социально приемлемые» аддикции:
3.1. Работоголизм.
3.2. Спортивные аддикции (аддикция упражнений)
3.3. Аддикция отношений
3.4. Аддикция к трате денег (покупкам)
3.5. Религиозная аддикция
Слайд 15Нехимические аддикции (классификация
4. Технологические аддикции:
4.1. Интернет-аддикции
4.2. Аддикция к мобильным телефонам
4.3. Другие
технологические аддикции (телевизионная аддикция, тамагочи-аддикция и др.).
5. Пищевые аддикции.
5.1. Аддикция к перееданию
5.2. Аддикция к голоданию.
Слайд 16Переживание скуки как триггер аддикции
Скука –базисная проблема.
Она сочетается с тревогой,
сниженным настроением, апатией, астенией, раздражительностью, дисфорией
Отмечается нарушение структуризации времени
Аддикция выступает в рамках МПЗ
Слайд 17Автоматизм и компульсивность в динамике аддикций
Аддиктивная личность полностью доминирует, определяет систему
ценностей
Аддикты не способны функционировать в какой либо социальной группе
«мышление по желанию»-гедонистическая установка
Слайд 18зависимое поведение
зависимое поведение – это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от
употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния.
Субъективно оно переживается, как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему.
Это проведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.
Слайд 20Типы неконструктивного воспитания
Повышенная опека ребенка, лишение его самостоятельности, чрезмерный контроль
за поведением Родители, боясь «дурного влияния», сами выбирают друзей сыну или дочери, организуют досуг своего ребенка, насильно навязывают свои взгляды, вкусы, нормы поведения – это доминирующая гиперпротекция.
Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. У детей нет глубокого душевного контакта с отцом и матерью, поскольку постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребенка мешают естественному развитию детской привязанности и формируют уважение и страх.
Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции у повзрослевшего ребенка выбирает либо гипертрофированную реакцию эмансипации, и подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становится неуправляемым (первый вариант), либо формирует конфликтный (приспособленческий, пассивный) тип личности. Во втором варианте ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного чем он сам. У него не развивается чувство ответственности за свои действия, самостоятельность в принятие решений, нет цели в жизни. Он часто оказывается беспомощным в новой ситуации, неприспособленным, склонным к невротическим или непродуктивным реакциям.
Слайд 21К доминирующей гиперпротекции относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности.
Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов, гораздо больших, чем он может достичь. В этом случае неудачи переливаются очень быстро вплоть до нервных срывов или формирования комплекса неполноценности. В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в дальнейшем часто становится толчком к употреблению психотропных веществ.
Потворствующая гиперпротекция. В этом случае родители стремятся выполнить любую его прихоть, оградить ребенка от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок находится всегда в центре внимания, он – «объект обожания», «кумир семьи». «Слепая» любовь пробуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать его отрицательные качества, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы.
В результате формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подростки считают себя стоящими вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту позицию формирует и подкрепляет поведение родителей, которые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.
Слайд 22Гипопротекция.
Воспитание по типу гипопротекции, означает пониженное внимание к ребенку.. Ситуация бесконтрольности,
а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Не даром у подростков, ставших алкоголиками, родители либо никогда не работали, вели паразитический, асоциальный образ жизни, либо, наоборот, были очень добросовестными, ответственными административными или научными работниками.
Преобладают импульсы, отсутствует представление о том, что «хочу» должно быть на втором месте после «надо».
К серьезным негативным последствиям ведет воспитание по типу гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей, отсутствием душевного контакта. В этом случае ребенок ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со стороны отца и матери, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности. Дети лишенные любви и внимания родителей вырастают озлобленными, агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на себя, во всех видят врагов, а своей цели добиваются обманом и силой.
Наиболее частое сочетание гипопротекции с эмоциональной холодностью (вплоть до эмоциональной холодности) встречается в социально неблагополучных семьях.
Слайд 23Неконгруэнтность в общении; альтернирующее воспитание.
Ситуация в которой ребенку предъявляются противоречивые
требования, когда устои и традиции в семье практически отсутствуют, а корни поведения непостоянны, наиболее опасна для ребенка.
Современные исследования показывают прямую связь алкоголизма и наркомании несовершеннолетних с такими условиями развития, как альтернирующий (переменный, чередующийся) тип эмоциональных отношений со стороны родителей и неконгруэнтность общения родителей с детьми.
Неконгруэнтность , т.е. несоответствие слов родителей, интонации и мимики, часто встречаются в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка.
. Получая противоречивую информацию от родителей, ребенок никогда не научится контролировать свое внимание, вырабатывать формы целенаправленного поведения.
Слайд 24.
Особенно отрицательно сказывается такой тип отношения, если он начинается с
раннего детства. Ребенок не может понять, что происходит с матерью, почему же меняет оду «» на другую, относясь к нему так по-разному.
. Такое непонимание причинно-следственной связи между поступками, действиями, настроением и эмоциональным состоянием, по мере взросления ребенка, делает все более прочными представления о неконтролируемости изменений своего психического состояния.
Став взрослым, такой человек, желая поднять свое настроение, прибегает к искусственному способу регулирования психического состаяния, например к употреблению психотропных веществ.
Помимо негативных последствий неправильного воспитания, особо следует отметить пагубное влияние на развитие ребенка неблагоприятной обстановки в семье, вызванное конфликтными отношениями родителей. Ребенок (особенно малыши) не может определить кто из родителей прав. Он не знает на чью сторону становиться, и тяжело страдает, буквально разрываясь на части между родителями, сопереживая им обоим, потому что он любит обоих, и нуждается в любви отца и матери в равной степени. Позже он научится ограждать себя от таких переживаний, начнет избегать семейных сцен, уходя из дому или не обращая на них внимание, иногда даже посмеиваясь над «причудами» родителей. Однако эта защита будет достигнута дорогой ценой – ценой отчуждения от родителей, высокомерного отношения по отношению к ним, эгоизма, циничного отношения к чувствам других людей.
Слайд 25периодизация возраста:
-кризис 1 года – раннее детство (1-3 года)
-кризис 3
лет – дошкольный возраст (3-7 лет)
--кризис7 лет- школьный возраст(8-12 лет)
Кризис 13 лет – пубертатный (14-17) возраст
Слайд 26Зависимая личность
- Инфантильность
- Внушаемость и подражательность
- Прогностическая некомпетентность
- Ригидность и упрямство
-
Наивность, простодушие и чувственная
непосредственность
- Любопытство и поисковая активность
- Максимализм
- Эгоцентризм
- Яркость воображения, впечатлений и фантазий
- Нетерпеливость
- Склонность к риску и «вкус опасности»
- Страх быть покинутым
Слайд 27характерологические особенности
малая устойчивость к стрессу, следовательно, непереносимость конфликтов, ожидания, боли, сниженная
приспособляемость
напряженность, высокий уровень тревоги, следовательно, заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, потребностью в получении немедленного удовольствия, затруднениями в установлении эмоционального контакта.
отсутствие социально-позитивных установок, неумение организовать свой досуг, нарушение структурирования времени
Слайд 28Аттачмент
Это стойкая и сильная эмоциональная фиксация на воздействии, изменившим дискомфортное психическое
состояние, что влечет за собой желание повторить пережитое состояние.
Слайд 29Этапы формирования аддиктивного поведения при химических и процессуальных аддикциях
Аттачмент;
Снижение переносимости фрустраций;
Затруднение
переживания ожидания;
Учащение аддиктивных реализаций;
Возможность появления критического отношения к аддиктивному процессу, возникновение депрессии, тревоги, чувств
Слайд 30Этапы формирования аддиктивного поведения при химических и процессуальных аддикциях
Использование психологических защит
в форме отрицания, проекции, проективной идентификации, расщепления, рационализации, интеллектуализации, «маниакальной» защиты;
Формирование аддиктивной личности;
Нарастающий уход от реальности и аутентичного сэлфа;
Репрессия инстинкта выживания с повышенным риском развития различных патологических процессов.
Слайд 31Шесть компонентов, универсальных для всех вариантов аддикции
(R. Brown, 1993; M.
Griffiths, 1996
особенность, «сверхценность» (salience),
изменения настроения (mood changes),
рост толерантности (tolerance),
симптомы отмены (withdrawal symptoms),
конфликт с окружающими и самим собой (conflict),
рецидив (relapse).
Слайд 32Религиозная аддикция
«Как и любая аддикция, религиозная практика становится центральной (доминирующей –
А.Ю.Е.) по отношению к другим аспектам жизни ... любые отношения устанавливаются через религию, а зависимость от религиозной практики и ее адептов отодвигает личную потребность в Боге ... религия и те, кто ее олицетворяют, получают всю полноту власти над аддиктом, который сам больше не связан с Богом» (Arterburn, Felton, 1991)
Слайд 33Религиозная аддикция
Проблема зависимости от религиозных организаций получила широкое распространение в связи
с расширением деятельности самых разнообразных религиозных организаций, в том числе и тоталитарных религиозных сект.
Религиозная аддикция может развиться в рамках любой конфессии, наибольшим аддиктивным потенциалом обладают тоталитарные секты.
Религиозная зависимость отличается устойчивой потребностью переложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильного наставника.
Аддикция к секте представляет большую опасность, чем пищевая аддикция или даже гемблинг, поскольку чаще вызывает психические нарушения шизофреноформного характера у религиозных аддиктов (Короленко, Дмитриева, 2001).
Слайд 34Признаки религиозной аддикции
Неспособность думать, сомневаться и задавать вопросы по поводу религиозной
информации и/или обращаться с этим к религиозным авторитетам;
Черно-белое, прямолинейное мышление;
Основанная на стыде вера, что ты недостаточно хорош и не все правильно делаешь;
Магическая убежденность, что Бог все сделает для тебя без твоего серьезного участия;
Скрупулезность: ригидное навязчивое следование правилам, этическим нормам и предписаниям;
Бескомпромиссные суждения: готовность всюду находить недостатки и зло;
Компульсивные или навязчивые стремления к молитвам, походам в церковь или миссионерской деятельности, приводить цитаты из Писания;
Нереалистичные финансовые пожертвования;
Убежденность, что секс - это грязь, что все телесные и материальные удовольствия – зло;
Компульсивное переедание и/или чрезмерные посты;
Конфликт и споры с наукой, медициной и образованием;
Прогрессирующий отказ от реальной работы, изоляция, разрыв прежних отношений;
Психосоматические заболевания: боли в спине, бессонница, головные боли, гипертензия;
Манипулирование цитатами или текстами, ощущение избранности, заявления о личных посланиях от Бога;
Поддержание религиозно «высокого», трансоподобного состояния; счастливое выражение лица;
Ощущение правоты и превосходства: «мы против всего мира», включая отречение от остального человечества;
Разочарование, большие сомнения, психический, физический и эмоциональный кризис, призывы о помощи.
Слайд 35Культовая травма - это комплекс воздействий, используемый в деструктивных культах и
направленный на изменение сознания индивида
Слайд 36Психические расстройства, возникающие в результате культовой травмы (Пашковский, 2006)
Расстройства поведения, не
достигающие уровня психических расстройств. Они проявляются изменением интересов к семье, друзьям, работе и учебе, появлением новой манеры одеваться. Обращает на себя изменение речи: высказывания производят впечатление заученности («проигрываемой пластинки»). Практикуются частые, без объяснений, уходы из дому, частые телефонные разговоры, длительные чтения и медитации. Меняется и режим питания. Нарастает агрессивность по отношению к родным и близким.
Психосоматические расстройства, которые чаще наблюдаются в виде соматоформных вегетативных дисфункций, возникающих внезапно и сопровождаются вегетативным возбуждением, интенсивной болью во внутренних органах.
Атипичные диссоциативные нарушения чаще отмечаются у лиц, практиковавших методы введения себя в транс. Из диссоциативных феноменов чаще встречаются галлюцинации, паралич, нарушения сенсорной сферы.
Слайд 37Психические расстройства, возникающие в результате культовой травмы (Продолжение)
Посттравматическое стрессовое расстройство отвечает
критериям МКБ-10 и возникает после разрыва с сектой. Особенно характерно подавленное настроение, безотчетная тревога, гнев, амнезия или гипермнезия в отношении травмирующих событий, неустойчивые диссоциативные или деперсоналиазционные эпизоды, а также ощущение беспомощности, изменения отношения с другими людьми в виде изоляции и отчуждения, недоверия, чувства безнадежности и отчаянья.
Нарушения личности. Синдром зависимости (DDD-синдром). Аббревиатуру составляют три английских слова: deception - обман, dependency – зависимость и dread - страх. Проявляется потерей собственной воли и интеллектуальной критичностью к культовому учению; в принятии жизненных решений только после совета и с разрешения старшего по культу; в полной и неадекватной податливости лидеру; в чувстве неудобства и беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха; в страхе быть покинутым лицом, с которым установлена тесная связь. DDD-синдром является начальным нарушением психики, вслед за которым возможно развитие более тяжелых психических расстройств, вплость до психозов с агрессивным и суицидальным поведением.
Психозы, ассоциированные с культовой травмой. Характерен индуцированный характер. Выделят синдром сверхценных психогенных идей религиозного содержания, индуцированный религиозный сверхценный и паранояльный бред, которые могут возникать как самостоятельно так и в рамках имеющегося шизотипического расстройства или шизофрении.
Слайд 38Спортивная аддикция
Спортивная аддикция (упражнений) - тяга к физической активности в свободное
время, которая выражается в неконтролируемых, чрезмерных занятиях спортом и проявляется физиологическими (напр., толерантность/отмена)
и/или психологических
(напр., тревога, депрессия) симптомами
(Hausenblas, Downs, 2002)
Слайд 39Признаки спортивной аддикции
(D. Veale, 1987; 1995 )
Толерантность – потребность во
все увеличивающемся количестве тренировок для достижения желаемого эффекта или ослабление эффекта прежнего объема тренировок.
Симптомы отмены (тревога, утомление), для устранения которых требуется привычный (или даже больший) объем физической нагрузки.
Эффекты намерения – когда человек выполняет более интенсивную или длительную физическую нагрузку, чем намеревался.
Потеря контроля – настойчивое желание или неудачные попытки снизить объем тренировок или взять их под контроль.
Время – огромное количество времени тратится на деятельность, необходимую для получения физической нагрузки.
Конфликт – сокращение важной деятельности, направленной на общение, работу или отдых, потому что она препятствует запланированному объему тренировок.
Продолжительность – тренировки продолжаются, несмотря на знание о существовании физических или психологических проблем, которые были вызваны этими тренировками или усугублены ими.
Слайд 40Спортивная аддикция
физическая активность и спорт повышают качество жизни. Парадоксально, что, несмотря
на огромную пользу спорта, среди специалистов существует неформальный консенсус, что физическая активность может приносить и вред. Из негативных эффектов спорта исследователи чаще всего говорят об аддикции упражнений.
Именно спорт высших достижений и экстремальный спорт несут в себе наибольший аддиктивный потенциал.
Основываясь на определении D.Veale, аддикция упражнений описывается как многомерный малоадаптивный паттерн тренировок, приводящий к клинически значимому ухудшению или недомоганию, проявляющемуся в виде трех и более из нижеперечисленных признаков:.
Толерантность – потребность во все увеличивающемся количестве тренировок для достижения желаемого эффекта или ослабление эффекта прежнего объема тренировок.
Слайд 41Коморбидность спортивной аддикции
у спортивных аддиктов существует повышенный риск развития химической зависимости
(Bell, Doege, 1987; Carrier, 1993; Furst у спортивных аддиктов существует повышенный риск развития химической зависимости (Bell, Doege, 1987; Carrier, 1993; Furst , Germone, 1993);
у 48% женщин, страдающих нервной анорексией, было выявлены признаки аддикции упражнений (Klein et al., 2004);
у 25% женщин, пробегающих более 30 миль в неделю, согласно данным Теста отношения к еде (Eating Attitude Test) имеют высокий риск анорексии (Estok; Rudy, 1996);
у 12% бегунов, 14% велосипедистов и 18% гребцов имелось расстройство пищевого поведения (Yates et al., 2003).