Слайд 1П Р Е З Е Н Т А Ц И Я
«Философия
Средневековья: Августин и Фома Аквинский»
Слайд 2
Августин Аврелий Фома Аквинский
Слайд 3СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Возникает в 1 в.н.э. когда заключается союз философии и монетеистической
религии в форме христианстве и распадается в 14/15 вв., когда распадается этот союз.
Философы в этот период могли заниматься лишь анализом текстов Священного писания.
Три вида анализа:
Семантический анализ;
Концептуальный анализ;
Спекулятивный анализ.
Основные философские проблемы: проблема соотношения Бога, человека и мира, соотношения души и тела, бессмертия души, соотношения веры и разума, свободы.
Слайд 4 1. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА
Основными разделами средневековой философии являются патристика
и схоластика.
Патристика – это раннее направление средневековой философии, она начинается во II веке н.э. как – совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 1-15 вв., т.н. «отцов церкви».
Слайд 5ПАТРИСТИКА
Периоды патристики:
1. Ранняя патристика 1-3 вв. (апостольские мужи,
апологеты – Ириней, Татиан, Тертуллиан и др.)
2. Посленикейская патристика – эпоха вселенских соборов нач.4 – нач.9 вв. (Августин Аврелий, Псевдо-Дионисий Ариопагит, Иоанн Дамаскин и др.)
3. Средневизантийская патристика 9 – 13 вв.
4. Поздневизантийская патристика 13 – нач.15 в. (Григорий Палама и др.).
Слайд 6АВГУСТИН
Аврелий Августин (354-430) – христианский философ и теолог,
представитель латинской (западной) патристики.
Род. в Тагасте, Сев. Африка. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование.
Августин прошёл сложный путь исканий от язычества, стоицизма до христианства, что нашло отражение в его «Исповеди».
Слайд 7 ТРУДЫ АВГУСТИНА
В 387
г. Августин принимает христианство и становится его крупнейшим теоретиком, писателем и публицистом.
Его основные религиозно-догматические произведения:
«Против академиков», (т.е. скептиков), «Об истинной религии», знаменитая «Исповедь»(400 г.), « О граде божьем».
Слайд 8ПРОТИВ ПАНТЕИЗМА
Августин исходит из Ветхозаветной традиции: Бог творит
«из ничего» весь природно-человеческий мир.
Христианский Бог полностью изъят из этого мира, превращён во вне- и сверхприродное существо, нечто совершенно бестелесное и вечное начало, наделённое свойствами сверхъестественной личности.
Слайд 9ПЛАТОНОВСКИЕ «ИДЕИ» – МЫСЛИ БОГА
В своих философских исканиях Августин опирается на
философию Платона.
Августин перемещает платоновские идеи в божественный ум: они теперь – предвечные мысли Бога - отца, не нуждающегося в материи.
Таким образом, все природно-человеческие события становятся полностью зависимыми от воли единого вне природного Бога.
Бог – личность, которая творит по своему желанию.
Слайд 10ПРОТИВ ОРФИЗМА
Каждая душа творится Богом и после смерти
тела ждёт «Страшного суда».
Душа, не существуя до человеческого тела, не набирается мудрости, созерцая мир идей-эйдосов, только Бог, создавший её, сообщает ей все знания и идеи (которыми Он считает нужным её снабдить).
Слайд 11ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИИ
Августин – родоначальник
теологически осмысленной ДИАЛЕКТИКИ ИСТОРИИ.
Динамике общечеловеческой истории посвящён трактат Августина «О граде Божием» (написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. н.э.).
Слайд 12СУЩНОСТЬ ИСТОРИИ
Вся история слагается из ШЕСТИ периодов земных
обществ по аналогии с шестью днями творения.
1-й период: от Адама до потопа (младенчество человечества);
2-й период: от потопа до Авраама (детство);
3-период: от Авраама до царя Давида (отрочество);
4-период: от царя Давида до Вавилонского пленения (молодость);
5-период: от пленения до Христа (зрелость);
6-период: от Христа до конца света, «Страшного суда» (старость).
Слайд 13СУЩНОСТЬ ИСТОРИИ
«Страшный суд» - это новое пришествие Мессии,
когда души грешников сгорают в Гиене огненной, а души праведников соединяются с телами, которые воскрешаются Богом. Наступает царство праведников, истинным правителем которых является Бог, или «Царство Божие на земле».
Это период возрожденного человечества.
У Августина впервые мы видим «стрелу времени», которая свидетельствует о том, что процесс истории идет в сторону прогресса (правда духовно-религиозного) и является необратимым.
Слайд 14ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ
Рассуждения о времени и вечности.
Августин
рассматривает сложный вопрос: почему мир не был сотворен раньше, или позже?
Его ответ гласит: время было сотворено вместе с миром (материей).
Слайд 15БОГ СУЩЕСТВУЕТ В ВЕЧНОСТИ
Бог вечен в том смысле,
что он существует вне времени: в Боге нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее, поэтому он, неподвижен, неизменен, постоянен.
Сотворенные вещи существуют во времени, поэтому можно говорить о времени, предшествовавшем их существованию; поэтому они изменяются и исчезают (умирают).
В Боге сразу наличествуют все времена.
Поэтому он и не предшествовал своему собственному творению времени.
Слайд 16ТРИ ВРЕМЕНИ
По Августину, прошедшее и будущее может быть
осмыслено только как настоящее. «Прошедшее» отождествлено им с памятью, а «будущее» - с ожиданием и надеждой, причем и то, и другое являются фактически относящимся к настоящему. Поэтому можно говорить о трех временах:
о «настоящем прошедших предметов»,
о «настоящем настоящих предметов», и
о «настоящем будущих предметов».
Слайд 17ВРЕМЯ
Итак, время субъективно, оно существует в человеческой душе,
которая ожидает, созерцает и вспоминает. Время есть «растяжение души».
Не может быть времени без сотворенного существа.
Душа человека бессмертна, ей присущи три способности: разум, воля и память.
Главной способностью является воля, именно она заставляет человека стремится к истиной вере и знанию.
Слайд 18ВЕРА И РАЗУМ
Одной из основных проблем всей средневековой
философии является проблема соотношения веры и разума.
«Верую, ибо абсурдно» - высказывание, приписываемое Квинту Тертуллиану (160-220), означает приоритет веры над разумом: Христос умер и воскрес - это несомненно, ибо абсурдно (нелогично).
Августин провозглашает тезис: «Верь, чтобы понимать».
Вера не только не противоречит «пониманию», но, напротив, она способна несказанно углублять рацио, так как Бог, творец всего сущего владеет истиной и может открыть ее в виде озарения (иллюминации) своим приверженцем .
Таким образом, вера не противоразумна, а сверхразумна.
Слайд 19АВГУСТИН О СВОБОДЕ
Теория предопределенности (Провидение) ограничивала идею свободы
человека.
Бог даровал человеку свободу, а он не смог правильно ей воспользоваться (первородный грех и изгнание из Рая).
Теперь же человек может пользоваться своей свободой только в рамках Божественной благодати.
Слайд 20 3.Фома Аквинский
Ф.Аквинский – крупнейший представитель западной схоластики.
Схоластика - тип религиозной философии, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов и доказательств. Для него характерно обращение к Библии как к основному источнику знания.
Слайд 21ПЕРИОДЫ СХОЛАСТИКИ
1.Ранняя схоластика - 10 – 12 вв. ( Эриугена, Ансельм
Кентерберийский, Пьер Абеляр, И.Росцелин, Бернар Клервоский);
2. Золотой век схоластики - 13 в. (Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский);
3.Поздняя схоластика – 14-15 вв. (В.Оккам и др.)
Слайд 22НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИКИ. РЕАЛИЗМ
Направлениями средневековой схоластики являются реализм и номинализм.
Реализм утверждал, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия (идеи) и объективного мира. Виднейшими представителями реализма являются Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Фома Аквинский).
Слайд 23НОМИНАЛИЗМ
Номинализм в дословном переводе означает имя вещи или
сотрясение воздуха. Для номиналистов существуют только конкретные вещи, а не идеи (понятия) как таковые. Общие имена применяются не к классу вещей как целому, а к каждой отдельной вещи из этого класса. Универсалии – это имена, соответствующие многим вещам, а не сущности. Крупнейшими представителями номинализма являются И.Росцелин, П.Абеляр, В.Оккам («бритва Оккама»).
Слайд 24ФОМА АКВИНСКИЙ
Фома Аквинский (Томмазо д`Аквино) (1225-1274).
Основные работы:
«О спорных вопросах истины», «О Троице», «Сумма против язычников» и незавершенная «Сумма теологии».
Аристократ, родственник германского императора, становится рядовым нищенского ордена доминиканцев = «псы господни».
В 1323г. решением римской курии Фома Аквинский причислен к лику святых. Основоположник современной римско-католической церкви и ее официальной философии – неотомизма (с конца 19в.).
Слайд 25ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИИ И ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ
Фома применяет к христианской
теологии ФИЛОСОФИЮ и ЛОГИКУ Аристотеля.
По Аристотелю, Философия – наука о сути сущего, которая выражается в универсалиях.
Согласно Фоме, УНИВЕРСАЛИИ (общие понятия) существуют одновременно
- в Божественном уме (как предвечные мысли Бога),
- в вещах, сотворенных Богом (как их сущности), и
- в человеческом уме, познающем их (как идеи).
А потому, в тварном мире мы с помощью ума познаем именно сущности, субстанции.
Слайд 26ГАРМОНИЯ ВЕРЫ И РАЗУМА
Фома признает правомерность не только
теологии, но и науки, логики. Он предлагает новое решение «Концепции двух истин» (истины веры и истины разума).
По методу познания истины наука и теология отличаются друг от друга. Наука опирается на опыт и разум, теология – на откровение и Священное писание.
Предмет же познания у них общий – мир сотворенный Богом. Они идут в познании мира - каждый своим путем. Они должны дополнять друг друга.
Догматы христианского вероучения по возможности должны подкрепляться рационально-логическим обоснованием.
Слайд 27ГАРМОНИЯ ВЕРЫ И РАЗУМА
Некоторые догматы поддаются такому обоснованию
( существование Бога, бессмертие души и др.), а некоторые – нет (возникновение мира из «ничего», воскрешение из мертвых и т.п.). Но это не означает, что последние неразумны, наоборот, они сверхразумны, т.к. не под силу уму человеческому, но очевидны для ума Божественного.
Фома пытается сгладить противоречие между верой и разумом; в случае же их конфликта приоритет следует отдать вере.
Фома провозглашает принцип ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА.
Слайд 28ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
Фома, как и Аристотель, пытается вывести
бытие Бога из бытия вещей (из мира) с помощью формальной логики (разума). Доказательства бытия Бога:
1. Все, что движется имеет причиной своего движения нечто иное, ибо ничто не может быть движущим и движимым одновременно и в одном и том же отношении. А это иное тоже имеет причину своего движения и т.д. Таким образом, существует первопричина движения или Бог (по Аристотелю это был Перводвигатель, который был равносилен Божеству).
Слайд 29ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
2. Все конкретные вещи имеют причину
своего существования, а у этих причин тоже должны быть свои причины, следовательно, должна существовать Первопричина всего существующего, то есть Бог.
3. Мир полон случайностей и бесчисленных возможностей, но за ними стоит и их объясняет некая абсолютная Необходимость, то есть Бог.
Слайд 30ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
4. Все вещи обнаруживают различную степень красоты, совершенства, блага,
истинности. Степень этого должна измеряться неким абсолютным мерилом, критерием, то есть Богом.
5. В мире существует гармония и целесообразность. Бог полагает цель и гармонию всему, что происходит в мире.
Слайд 31 3.Фома Аквинский о человеке и свободе.
Фома
считает, что человек является единством тела и души. Тело творится Богом для каждой конкретной души. А потому тело не является оковами души, напротив, их соединение – благо для души. Тело – основа для ее (души) индивидуальности и бессмертия.
Слайд 32ФОМА О СВОБОДЕ
Фома признает свободную волю человека, которая дарована ему
Творцом. Благодаря этой свободной воле человек:
-несет ответственность за свои поступки,
- делает выбор между добром и злом, моральными и аморальными поступками.
Слайд 33ФОМА О СВОБОДЕ
Согласно
Фоме, можно говорить о двух свободах – свободе ценностно-ориентированной и свободе безразличной к ценностям (греховная свобода).
Фома связывает понятие свободы с ценностными ориентациями человека, с выбором правильного пути (Божьей благодати). Греховная свобода привела к тому, что люди были изгнаны из Рая.
СВОБОДА – это свобода от давления дурного выбора, это свобода, прежде всего, ОТ ЗЛА.
Слайд 34Список терминов:
БОГ, в религиях
мира и философских системах Высшее Существо, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон. В религиозных учениях, объединённых принципом теизма, утверждается личное бытие этого Существа, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения; т.о., учение о Боге имплицирует тезис о том, что бытие в своём абсолютном пределе и на вершине ценностной вертикали – личностно.
Слайд 35СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ХРИСТИАНСТВО (от греч. Христос,
букв. – помазанник) – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 веке в Палестине и первоначально распространялось в среде еврейства средиземноморской диаспоры, однако уже в первые десятилетия получало все больше последователей среди «язычников», т.е. неевреев. С первой половины 4 века становится государственной религией Византии, проникает в Армению, восточную Сирию, Эфиопию.
Слайд 36СПИСОК ТЕРМИНОВ:
В 10 в. христианство покидает
пределы Средиземноморья и завоевывает германских и славянских «варваров». К 13 веку вся Европа оказывается христианской, а позднее христианство проникает в Америку и целый ряд неевропейских стран. В настоящее время последователи христианства есть во всех обитаемых частях света (700-800 млн. чел.).
Слайд 37СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПАТРИСТИКА (от лат. pater –
отец) – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 веков (т.н. отцов церкви). Формировалась в борьбе против гностицизма и других ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом.
Слайд 38СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Первый период патристики (2-3 вв.)
представлен деятельностью т.н. апологетов (Ориген, Тертуллиан).
Высшей точки патристика достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе.
Во второй половине 5 века – Псевдо-Дионисий Ареопагит.
Слайд 39СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Заключительный период патристики – стабилизация
догмы, угасание идеалистической диалектики и энциклопедического кодифицирования наук под эгидой теологии (Леонтий на Востоке, Боэций на Западе), заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики.
Слайд 40СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ТЕИЗМ (от греч. Теос –
Бог) – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Абсолюта как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, свободно творящей мир и свободно оперирующей с миром. Признание трансцендентности Бога отличает теизм от пантеизма, признание постоянной активности Бога (Провидение), часто выливающейся в чудо, - от деизма. Термин впервые употреблен английским философом Р.Кедвортом.
Слайд 41СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СХОЛАСТИКА (лат. scholastic – школьный),
тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в эпоху зрелого и позднего Средневековья.
Слайд 42СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Схоластический метод. Подчинение мысли авторитету
догмата – по формуле Петра Дамиани:»философия служанка богословия». Священное Писание и Священное Предание, как и наследие античной философии, активно перерабатывавшейся схоластикой, выступали в ней на правах грандиозного нормативного сверхтекста.
Слайд 43СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Схоластическое мышление постоянно идёт путём
дедукции и почти не знает индукции, его основные формы – дефиниция, логическое расчленение и, наконец, силлогизм, выводящий частное из общего. В этом схоластика – контраст как новоевропейской науке с её стремлением открыть доселе неизвестную истину через анализ опыта, так и мистике с её стремлением узреть истину в экстатическом созерцании.
Слайд 44СПИСОК ТЕРМИНОВ:
РЕАЛИЗМ (от позднелат. Realis –
вещественный, действительный), философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 века).
Слайд 45СПИСОК ТЕРМИНОВ:
НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomen –
имя, наименование), философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. В средние века номинализм был одним из течений схоластики, возникшим в ходе спора с реализмом. Восходит к кинику Антисфену и стоикам, которые критиковали теорию идей Платона.
Слайд 46СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Но самостоятельным течением номинализм становится
после его обоснования Росцелином: действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии – это имена вещей, существующих только как « колебания голоса». Свой расцвет номинализм переживает в 14 веке (Уильям Оккам).
Поздний номинализм оказал влияние на развитие средневекового естествознания и логики и внёс существенный вклад в разработку теории двойственной истины (Николай из Отрекура, связавший номинализм с атомизмом, Николай Орем, Буридан).
Слайд 47СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА, двойная истина, термин,
обозначающий учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. В средние века на концепцию о Д.и. опирался Ибн Рушд (аверроизм), Сигер Брабантский, английские номиналисты Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам.
Широкое распространение учение о Д.и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци, падуанская школа аверроистов и др.).
Слайд 48СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ТЕОДИЦЕЯ, «оправдание Бога» (франц. theodicee,
от греч. Теос – Бог и дике – справедливость) - общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного Божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия.
Термин «теодицея» введён Лейбницем в его трактате «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и первопричине зла» (1710).
Слайд 49Литература:
Антология мировой философии. – М.: Мысль, т.1, ч. 2, 1969.
Августин. Исповедь / Творения блаженного Августина, ч. 1, 2-е изд. – Киев,1901.
Боргош Юзеф. Фома Аквинский. – М.: Мысль,1975 (Мыслители прошлого).
Бертран Рассел. Почему я не христианин. – М.: Политиздат, 1981(Философия и теология св. Августина). С. 296-283).
Слайд 50ЛИТЕРАТУРА:
Гайденко П.П. Бытие и разум //Вопросы философии, 1997,
№ 7.
Гильберт Честертон. Вечный человек. Святой Фома Аквинский. – М.: Политиздат, 1991.
Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. В 6-ти кн. Кн. 1. Средневековье. – М.: Петрополис,1994.