Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Лекция № 2
«ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ»
(часть 2)
Слайд 2Рассматриваемые вопросы
1. Структура философии.
2. Функции философии.
3.Основные философские направления.
4. Основной вопрос философии.
5. Кому нужна философия? Кто такой философ?
Слайд 4 1.Структура философии
Структуру философского знания составляют следующие философские
науки:
МЕТАФИЗИКА – это учение о первоначалах и первопричинах всего сущего в общем и целом, материального и духовного.
ОНТОЛОГИЯ– учение о бытии как оно существует до, вне и независимо от человека, его воли и сознания, причём само сознание рассматривается как часть бытия.
ГНОСЕОЛОГИЯ или теория познания – учение о приёмах, способах, методах постижения истины, а также исследование истины как таковой.
Слайд 5СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
ПСИХОЛОГИЯ – учение о душе как субстанции, учение о внутреннем
мире человека, его сознательных и бессознательных процессах.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское учение об обществе, государстве, их происхождении, перспективах развития, человеке как части общества и отношениях между людьми.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке, его происхождении, смысле его бытия, предназначении в мире.
Слайд 6СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА – учение о понимании, об интерпретации отдельных, неповторяющихся
явлений и процессов. Используется, в основном, в гуманитарных науках.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – это история философской науки, отражающая в крупнейших философских концепциях развитие философской мысли и др.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – учение об историческом процессе, об его источниках, перспективах, смысле истории.
Слайд 7СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ – учение о феномене религии, его сущности, возникновении
и перспективах развития.
ЭТИКА – наука о должном поведении человека в обществе; наука о морали и нравственности.
ЭСТЕТИКА – учение о прекрасном. В эстетике рассматриваются категории: прекрасное-безобразное, возвышенное-низменное, трагическое-комическое.
Слайд 8СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях, системах ценностей, о роли ценностей
в жизни человека и общества.
ЛОГИКА – наука о правильных формах мышления, о том, как мыслить последовательно и непротиворечиво, наука о силлогизмах (правилах умозаключений).
Ценность философии выражена в функциях философии, во многом соответствующим философским наукам.
Слайд 92.Функции философии.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция философии – формирование целостной системы
взглядов на мир, на человека и его место в мире.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ функция – рисует нам идеал, к которому мы должны стремиться. В каждой философской системе существует свой идеал.
Так, в буддизме идеалом является состояние нирваны. У Платона – строение идеального государства. У Гегеля – достижение абсолютной истины. У Маркса – построение коммунистического общества.
Слайд 10ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция – это путь достижения идеала.
В соответствии с выбранным идеалом в каждой философской концепции предлагается свой путь его достижения.
Так, в буддизме таким путём является восьмеричный путь йоги. У Гегеля – диалектический путь познания. У Маркса – уничтожение частной собственности на средства производства.
ЛОГИЧЕСКАЯ – создание системы «правильных форм» мышления опирающихся на законы логики.
Слайд 11ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ– формирование системы критериев, категорий, описывающих и
объясняющих ценности культуры и их роль в становлении человека и общества.
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение реальности как таковой. Это могут быть атомы и пустота Демокрита, идеи и вещи Платона, Монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля и т.д.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение, что такое истина, возможность её достижения, способы и методы истинного познания.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.
Слайд 12 3.Основные философские направления
МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных,
наряду с идеализмом, философских направлений, согласно которому изначально, первично существует природа, космос (материя). Сознание же есть результат развития материи, её форм.
Материя первична, сознание вторично.
Как и у большинства философских направлений у материализма имеются свои исторические формы:
Слайд 13МАТЕРИАЛИЗМ
А. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ материализм – согласно ему мир, природа
рассматриваются как раз и навсегда данные неизменные.
Б. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ материализм – согласно ему мир, природа находятся в вечном становлении и развитии, в результате чего возникает новое (свойства, связи, отношения, объекты). Развитие совершается в соответствии с объективными законами диалектики.
В. ВУЛЬГАРНЫЙ материализм – полагает, что мысль материальна (мозг выделяет мысль как печень – желчь). Все процессы интерпретируются с позиций механистических закономерностей.
Слайд 14ИДЕАЛИЗМ
ИДЕАЛИЗМ – направление, согласно которому изначально, первично сознание
(личностное и сверхличностное, субъективное и объективное).
А. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм – согласно ему, объективно, независимо от человека, изначально существует высшее духовное начало, сущность (Бог, мировой разум, мир идей и т.д.). И природа, и человек являются творениями этого высшего духовного начала.
Б. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм – согласно ему мир является продуктом индивидуального человеческого восприятия (сознания).
В. СОЛИПСИЗМ – крайняя точки зрения субъективного идеализма: существует только моё сознание.
Слайд 15СКЕПТИЦИЗМ, АГНОСТИЦИЗМ
СКЕПТИЦИЗМ – согласно древним, скептиком называли человека,
который пытался познать мир, но разочаровался в результатах своего познания. На вопрос о познаваемости мира скептицизм отвечает «не знаю». Это шаткая позиция, которая переходит либо в гностицизм, либо в агностицизм.
АГНОСТИЦИЗМ – направление, утверждающее, что сущность мира непознаваема. Нам доступны лишь явления, которые мы единственно и познаём. Между явлениями и сущностью лежит непроходимая пропасть.
Слайд 16РАЦИОНАЛИЗМ, ИРРАЦИОНАЛИЗМ
РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, утверждающее разум (рацио)
основой всего нашего познания и поведения. Предполагает всесилие разума и его способности проникнуть в сущность вещей и явлений, при этом логика познания и логика вещей должны совпадать. Порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в мире (Спиноза).
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – направление, обратное рационализму, полагающее, что разум не способен постичь сущность всех вещей. Разум не всесилен и не все вещи являются для него проницаемыми (Шеллинг).
Слайд 17МОНИЗМ, ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ
МОНИЗМ – направление, согласно которому в
основе мира лежит одно начало (субстанция) – материальное или духовное. Говорят о материалистическом монизме, идеалистическом монизме и т.д.
ДУАЛИЗМ – в основе мира лежат два начала (субстанции), которые равноценны, не сводятся друг к другу и не выводятся друг из друга. Как правило, эти два начала – природа и дух (Декарт).
ПЛЮРАЛИЗМ – в основе мира лежит множество начал, не сводимых друг к другу. В основном это духовные начала, сущности. Таковы монады Лейбница.
Слайд 18 4. Основной вопрос философии
В середине 19 века
марксистская философия в лице Ф.Энгельса, отталкиваясь от французских материалистов 18 века, сформулировала основной вопрос философии, позволяющий отделить материалистические школы философии от идеалистических школ и направлений.
Слайд 19ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОВФ
Основной вопрос философии – вопрос об
отношении МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ.
«Философы, - писал Ф.Энгельс, - разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос.
Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы …, составили ИДИАЛИСТИЧЕСКИЙ лагерь.
Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам МАТЕРИАЛИЗМА».
Слайд 20ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОВФ
Другой стороной основного вопроса является не
менее принципиальный вопрос о ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
«…Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, - писал Энгельс, - в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?».
Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей СКЕПТИЦИЗМА и АГНОСТИЦИЗМА.
Слайд 215. КТО ТАКОЙ ФИЛОСОФ?
ФИЛОСОФ – это врожденное качество, это способность видеть
всеобщее, предельные основания мира; это способность видеть общее за единичным (за деревьями видеть лес). Эта способность либо дана человеку, либо нет, и научить этому нельзя.
Философ ставит вечные, непреходящие проблемы, для решения которых понадобятся многие века. Поэтому взгляды античных философов современны нам и их проблемы тоже. Этого, однако, нельзя сказать о естественных науках, где все устаревает предельно быстро.
Слайд 22КОМУ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ?
Философия нужна каждому человеку в кризисных критических ситуациях,
когда традиционные принципы и схемы мышления и поведения не срабатывают, когда необходим новый, обобщающий взгляд на мир, помогающий взглянуть на привычные вещи по-другому, шире, многостороннее.
Философия нужна человеку мыслящему, оригинальному , творческому, который ищет свой собственный, уникальный путь в жизни и не хочет быть «как все».
Слайд 23КОМУ НЕ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ
Философия не нужна людям нетворческим, предпочитающим «плыть по
течению», носителям массового сознания, не желающим самим думать и принимать решения и нести за них ответственность.
И в заключении еще одно определение философии:
«Философия есть единая универсальная духовная «система отсчета», позволяющая оценить и понять любую информацию, привести ее в связь с тем, что было известно раньше, увидеть ее место в одном всеобъемлющем целом» С.А.Чернов.
Слайд 24 Литература:
Введение в философию. В 2-х ч.
Ч. 1. – М.: Политиздат, 1989. С.20-80.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль,1998.
Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – М., 2001. С. 16 -28, 39 -44.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т.21. С.283.
Слайд 25ЛИТЕРАТУРА:
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.,1990.
Комарова В.Я. Становление философского материализма в Древней Греции. _ Л.: ЛГУ, 1975.
Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М.: Мысль, 1971.
Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1988. С. 3-40.
Чернов С.А. Начала философии. Ч.1. – СПб.: ГУТ, 2002.