Слайд 1П Р Е З Е Н Т А Ц И Я
Лекция № 12
«ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ И МАРКСА»
Слайд 2 Рассматриваемые вопросы:
1. Идеалистическая диалектика и философская
система Гегеля.
2. К.Маркс об «отчуждении», «эксплуатации» и «эмансипации» человека. Понятие «реального гуманизма».
3. Маркс: критика «казарменного» коммунизма.
4. Материалистическое понимание истории.
Слайд 3 1. Идеалистическая диалектика и философская система Гегеля.
«За Гегелем … огромная заслуга решительного установления в науке
и в общем сознании истинных и плодотворных понятий процесса, развития и
и истории как последовательного осуществления идеального содержания»
Вл. Соловьев
Слайд 5ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ
Наиболее полное и яркое развитие и завершение
классический немецкий идеализм получил в диалектической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
У Канта во всех «Критиках» обнаруживается «схема» ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Первое ОТРИЦАНИЕ гласит: Бога нет, т.к. ни его существование, ни его отрицание невозможно доказать лишь с помощью «чистого разума» или научного опыта. Но второе ОТРИЦАНИЕ, т.е. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ, гласит: Бог есть как регулятивный принцип (закон) нравственности (практического разума).
Слайд 6ОБЪЕКТИВЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Данную «схему» Гегель кладёт в основание своего
ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА.
Как представитель ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА, первичным он считал АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ или АБСОЛЮТНЫЮ ИДЕЮ, безличный, оторванный от человека РАЗУМ, а вторичным – всё материальное, но как воплощение и конкретное выражение этой ИДЕИ.
Слайд 7«БЫТИЕ ЕСТЬ СОЗНАНИЕ»
Согласно его принципу «абсолютного идеализма» БЫТИЕ
есть СОЗНАНИЕ (МЫШЛЕНИЕ), а МЫШЛЕНИЕ есть БЫТИЕ, т.к. «первое определение мысли есть бытие».
Новое заключается в том, что ДУХ, ИДЕЯ – это самопроизвольный непрерывный процесс СТАНОВЛЕНИЯ, ДВИЖЕНИЯ, РАЗВИТИЯ.
Гегель – завершитель ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ – диалектики АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ как первоосновы и источника всего сущего.
Слайд 8«ПРОТИВОРЕЧИЕ ДВИЖЕТ МИРОМ»
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ есть РЕФЛЕКСИЯ, направленность мышления
на осмысление собственных форм и предпосылок. Т.о. в нём оказывается налицо единство ТОЖДЕСТВА и его ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – НЕТОЖДЕСТВА, нечто и ничто, субъекта и объекта и т.д.
ПРОТИВОРЕЧИЕ оказывается в самом ядре АБСОЛЮТА как КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИНЦИП всей системы.
«Противоречие движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».
Слайд 9ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Путь самопознания (саморазвития) АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ есть выражение
диалектического метода Гегеля, базирующегося на ТРЁХ ДИАЛЕКТИЧЕКИХ ЗАКОНАХ:
1. Закон единства и борьбы противоположностей (отражает источник развития);
2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, и обратно (отражает механизм развития);
3. Закон отрицания отрицания (отражает направление развития в сторону прогресса или регресса).
Слайд 10ТРИАДИЧНОСТЬ
ТРИАДИЧНОСТЬ характерна и для СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ Гегеля, состоящей
из ТРЁХ частей: 1)ЛОГИКА; 2)ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ; 3) ФИЛОСОФИЯ ДУХА.
ЛОГИКА включает учение о бытии, сущности и понятии. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ включает разделы: механизм, химизм (физика), организм. ФИЛОСОФИЯ ДУХА распадается на субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.
Слайд 11ТРИАДИЧНОСТЬ
В свою очередь СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ включает антропологию, феноменологию
и психологию.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – право, мораль, нравственность.
А АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – искусство, религию и философию.
Слайд 12Абсолютная истина
Через выше указанные формы, то есть через свое «инобытие» АИ
развивается и познает себя.
Все завершается полным саморазвитием и достижением абсолютной истины.
Цикл замыкается. Система Гегеля оказывается замкнутой, завершенной, тогда как его диалектический метод подразумевет бесконечный процесс развития и познания (постановка противоречия и его разрешение, затем возникновение нового противоречия и т.д.).
Слайд 13ИСТОРИОСОФИЯ
Диалектична и историософия Гегеля. Исторический путь предстал как
НЕОБХОДИМОСТЬ: всемирная история есть ПРОГРЕСС в СОЗНАНИИ СВОБОДЫ.
Всемирная история представлена ЧЕТЫРЬМЯ СТУПЕНЯМИ МИРОВОГО ДУХА:
1. Восточный мир;
2. Греческий мир;
3. Римский мир;
4. Германский мир.
История понята Гегелем как единый и закономерный процесс развития, дающий в цепи событий всемирной истории начало новому, прогрессивному.
Слайд 142. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА
Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом
Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:
1. Философский материализм и диалектику;
2. Материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций);
3. Экономическую теорию капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);
4. Теорию классов и классовой борьбы;
5. Теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.
Слайд 18ИСТОЧНИКИ МАРКСИЗМА
Источниками марксизма являются:
- Немецкая классическая философия (материализм
Л.Фейербаха и диалектика Г.Гегеля);
- Английская политэкономия (экономические теории А.Смита и Д.Рикардо, в частности, развитая ими трудовая теория стоимости.);
- Французский утопический социализм (социально-политические взгляды Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна).
Слайд 19Диалектический материализм
Марксизм стоит на позиции материализма, т.
е. считает бытие, материю первичной, а сознание, мышление — вторичными.
Сознание — свойство высокоорганизованной материи отражать действительность, поэтому само оно, как свойство, не является материей и не сводится ни к одному из материальных процессов).
Сознание не только отражает мир, но и изменяет его, поскольку, будучи порождено человеческой деятельностью, оказывает на неё обратное определяющее влияние.
Слайд 20ОТРАЖЕНИЕ
Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении,
фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету.
«…Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения…» (В.И.Ленин).
Любое отражение несёт в себе информацию об объекте отражения.
Способность к отражению, а также характер её проявления зависят от уровня организации материи.
Слайд 21ОТРАЖЕНИЕ
В качественно различных формах отражение выступает в неорганической
природе, с одной стороны, а с другой — в живой природе и общественной жизни, где оно характеризуется активностью и осуществляется высокоорганизованными системами, обладающими самостоятельной силой реагирования, начиная от биологического обмена веществ вплоть до сознательно-творческой, прогнозирующей и преобразующей деятельности человека.
Слайд 22ОТРАЖЕНИЕ
Отражение тел неживой природы представляет собой свойство вещей
воспроизводить под воздействием других вещей такие следы, отпечатки, реакции, структура которых находится в соответствии с какими-либо сторонами воздействующих вещей. Но эти отпечатки не используются самими телами.
Формы отражения:
- раздражимость,
- ощущение,
- восприятие,
-представление,
-мышление.
Отражение — одно из основных понятий материалистической теории познания.
Слайд 23Теория познания
Теория познания изучает:
1.Взаимоотношение субъекта и объекта в
процессе познавательной деятельности,
2.Отношение знания к действительности и возможности познания мира человеком,
3. Критерии истинности и достоверности знания.
Слайд 24ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАК ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
Исходным для теории отражения
и марксистской гносеологии служит диалектико-материалистический принцип отражения, согласно которому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику — оригиналу.
Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов:
- активного извлечения нужных,
- исключения ненужных, побочных сведений об оригинале.
Слайд 25ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАК ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
Марксистская философия понимает отражение
диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям.
Слайд 26ПРАКТИКА
Практика — основа познания.
«Человек познаёт
в той мере, в какой он действует в и какой он подвергается сам воздействию внешнего мира… Человек побуждается к размышлению главным образом теми ощущениями, которые он испытывает в процессе своего воздействия на внешний мир» (В.И.Ленин).
На протяжении тысячелетий стихийно совершившийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности.
Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство практики и практически освоенного научного знания.
Практику можно считать критерием истины — мерилом, позволяющим разграничить истину и заблуждение.
Практическое подтверждение теоретических положений, научных предвидений доказывает их истинность.
Слайд 27ИСТИНА
Целью познания является истина.
Под истиной
понимается знание, которое соответствует содержанию объективных, вне нас существующих явлений материального мира и присущих ему законов.
Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует содержанию объективных процессов и не зависит от воли сознания познающего субъекта.
Абсолютная истина в марксистской философии понимается как неискаженное, достоверное, исчерпывающее знание обо всем окружающем мире, объективных законах его бытия.
Слайд 28ИСТИНА
Относительная истина - это достоверное знание о
чем-либо (об определенных явлениях и процессах), но в той или иной степени неполное, не исчерпывающее.
Она фиксирует момент неопровержимости истинного знания, но не в любых, а в определенных пределах: относительно определенных свойств, определенных предметов, определенных законов и т.д.
Развитие нашего знания происходит через относительную истину, в которой накапливаются «зерна абсолютной истины».
Истина всегда имеет границу своей применимости.
«Нет истины абстрактной, истина всегда конкретна» (В.И.Ленин).
Слайд 29ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Материя— «…философская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин).
Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента.
Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.
Слайд 30ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Марксистско-ленинское понимание материи органически связано с диалектико-материалистическим
решением основного вопроса философии (Ф.Энгельс);
оно исходит из:
- принципа материального единства мира,
-первичности материи по отношению к человеческому сознанию,
- принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи.
Основные формы движения материи — это:
- Механическая;
- Физическая;
- Химическая;
-Биологическая;
-Социальная.
Слайд 31ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗИ
Диалектика была взята Марксом и Энгельсом у
Гегеля (который развивал её с позиций объективного идеализма), но переработана на материалистической основе.
Как писал Энгельс, «…гегелевская диалектика была перевёрнута, а лучше сказать — вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове».
Диалектический материализм рассматривает природу как целое, в котором объекты и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Всё в природе движется и изменяется: что-то появляется и, в то же время что-то отмирает и исчезает.
В марксизме диалектика — это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления.
Слайд 32 Материалистическое понимание истории (исторический материализм)
«Если материализм вообще
объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия».
Марксизм трактует человека как производное от общества, как продукт и субъект общественной трудовой деятельности.
Человек есть совокупность всех общественных отношений.
Слайд 33Принципы исторического материализма
- Признание первичности материальной жизни общества — общественного
бытия по отношению к общественному сознанию и активной роли последнего в общественной жизни;
- Выделение из всей совокупности общественных отношений — производственных отношений как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа;
- Исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций;
- История делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.
Слайд 34ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Марксом был сформулирован закон соответствия производственных отношений
(отношений людей по поводу производства материальных благ) уровню развития и характеру производительных сил (совокупности средств производства и людей, занятых в производстве).
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
Слайд 35ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Производительные силы определяют производственные отношения. Соответствие
производственных отношений уровню производительных сил необходимо для нормального функционирования и развития производительных сил.
Однако, развиваясь в рамках данных производственных отношений, производительные силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие.
«Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (К.Маркс).
Слайд 36ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Исторический материализм требует учитывать не только экономику,
но и относительную самостоятельность различных общественных явлений.
Он обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества.
История есть результат сложного взаимодействия различных общественных явлений, социальных сил.
Но способ материального производства всегда является основой, и в конечном счёте, определяет характер общества и направление исторического процесса.
Слайд 37ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Важнейшей категорией исторического материализма является понятие общественно-экономической
формации — исторически определённой ступени в развитии человеческого общества, характеризующейся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.
Марксизм выделяет следующие общественно-экономические формации:
первобытнообщинная,
рабовладельческая,
феодальная,
капиталистическая,
коммунистическая.
Слайд 38ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Все общественные формации, после первобытнообщинной (исключая будущую
коммунистическую) основаны на эксплуатации и антагонизме классов.
Классы — это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В.И.Ленин).
По Марксу, всякая историческая борьба в любой идеологической области есть более или менее ясное выражение борьбы общественных классов.
Слайд 39Политическая экономия
Предметом изучения марксистской политической экономии являются общественные
способы производства, или системы производственных отношений.
Методом марксистской политической экономии является диалектический метод как отражение объективной диалектики (общих законов становления, развития и гибели) способа производства.
Главным предметом исследования Маркса и Энгельса в области политической экономии являлся капиталистический способ производства.
Основным трудом, исследующим капиталистический способ производства, является «Капитал» К. Маркса.
Исходным пунктом в изучении капиталистических производственных отношений у Маркса явился анализ товара, поскольку товар исторически и логически предшествует капиталу, являясь его зародышевой формой.
Товар — это продукт труда, произведённый для обмена.
Слайд 40Научный коммунизм
Научный коммунизм (или научный социализм) — одна
из трёх составных частей марксизма, изучающая социальное движение, направленное на ликвидацию капитализма и построение коммунистического общества.
Научный коммунизм указывает реальный, основанный на науке путь ликвидации эксплуатации человека человеком и введения новой организации общества, о которой мечтали представители утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Фурье).
Особенно большое значение для научного коммунизма имеют теория классовой борьбы и теория прибавочной стоимости.
Слайд 41ОТЧУЖДЕНИЕ
Только с таких высот истории могут быть правильно
поняты и осмысленны все иные аспекты учения Маркса: «отчуждение», «эксплуатация», «эмансипация», «реальный гуманизм» и др.
ОТЧУЖДЕНИЕ есть реальный социальный процесс, характеризующийся ПРЕВРАЩЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ СИЛУ, ГОСПОДСТВУЮЩУЮ НАД НИМ И ВРАЖДЕБНУЮ ЕМУ.
Слайд 42ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ:
1)отчуждение САМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека;
2) отчуждение УСЛОВИЙ ТРУДА от самого труда;
3) отчуждение РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА от наёмного работника;
4) отчуждённость СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ и НОРМ, предписываемых ими, от трудящихся;
5) отчуждение ИДЕОЛОГИИ ОТ ЖИЗНИ, что бывает причиной ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ.
К различным формам отчуждения ведёт не только безграничное господство частной, но и государственной собственности.
Слайд 43ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Экономическое отчуждение – основа всякого иного отчуждения и
зиждется на эксплуатации.
В философско-экономическом смысле ЭКСПЛУАТАЦИЯ – это безвозмездное присвоение продуктов труда непосредственных производителей.
Присвоение собственниками земли и средств производства, результатов труда РАБОВ, КРЕПОСТНЫХ и НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ – это ТРИ ОСНОВНЫХ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Слайд 44Классовая борьба
Марксизм считает классовую борьбу движущей силой развития
общества, разделённого на антагонистические классы.
Основными формами классовой борьбы пролетариата являются экономическая, политическая и идеологическая.
- Экономическая борьба — это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.).
Слайд 45КЛАССОВАЯ БОРЬБА
- Политическая борьба является высшей формой классовой борьбы пролетариата. Особенности
этой формы состоят:
Во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата.
Во-вторых, политическая борьба — это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятий против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов.
Слайд 46КЛАССОВАЯ БОРЬБА
В-третьих, в политической борьбе складывается партия — высшая форма
классовой организации пролетариата.
В-четвертых, политической борьбе пролетариата —устанавливается и крепнет его власть.
- Идеологической борьба, задача которой состоит в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния буржуазной идеологии и превратить стихийно классовую борьбу в борьбу сознательную.
Слайд 47 3. Маркс: критика «казарменного» коммунизма
Ещё в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс подверг критике и ОТВЕРГ ГРУБЫЙ, «КАЗАРМЕННЫЙ» КОММУНИЗМ.
Такой ВЕЩЕСТВЕННЫЙ КОММУНИЗМ насильственно абстрагируется от таланта, категория рабочего распространяется на всех людей, он отрицает повсюду ЛИЧНОСТЬ человека, возвращает к неестественной простоте БЕДНОГО человека и видит общность лишь в общности ТРУДА и равенстве ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. Государство здесь становится ВСЕОБЩИМ СОБСТВЕННИКОМ, а граждане – НАЁМНЫМИ ТРУЖЕНИКАМИ.
Слайд 48КРИТИКА «КАЗАРМЕННОГО» КОММУНИЗМА
«Тут есть всё, - общие столовые
и общие спальни, оценщики и конторы, регламентирующие воспитание, производство, потребление, словом, всю общественную деятельность и во главе всего, в качестве руководителя, безыменный и никому неизвестный «НАШ КОМИТЕТ». Несомненно, это чистейший АВТОРИТАРИЗМ», - писал Маркс.
Слайд 49Список терминов:
АБСОЛЮТ, в объективно-идеалистической философии Гегеля
некое безличное духовное начало, которое он называет то «мировым разумом», то «мировым духом», то «абсолютной идеей», которая существует до остального мира, природы и общества.
Слайд 50СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ДИАЛЕКТИКА – (от греч.
– искусство вести беседу, спор), учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения.
Слайд 51СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Т.о., диалектика выполняет теоретические, мировоззренческие
и методологические функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
Слайд 52СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА. Диалектика
возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Как антидиалектика, метафизика отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.
Слайд 53СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ИСТОРИЗМ, принцип подхода к
действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Первоначально принцип историзма был выдвинут и разрабатывался в философских системах Вико, Вольтера, Руссо, Дидро, Фихте, Гегеля, Сен-Симона, Герцена.
Слайд 54СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Высшим этапом развития принципа историзма была философия
Гегеля; «он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории», - писал Ф.Энгельс. Однако, лишь марксизм распространяет данный принцип на все сферы объективной действительности - природу, общество и мышление.
Слайд 55СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ИСТОРИЧЕСКОЕ и ЛОГИЧЕСКОЕ, философские категории,
характеризующие отношение между исторически развивающейся объективной действительностью и её отражением в теоретическом познании. Историческое – процесс становления и развития объекта; логическое – теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях и отношениях.
Слайд 56СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Категории исторического и логического являются конкретизацией принципа
и с т о р и з м а , требующего смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное яление в истории возникло, какие главные этапы в своём развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.
Слайд 57СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Являясь одним из компонентов диалектического метода, принцип
единства исторического и логического служит методологической основой постижения сущности и закономеностей сложных развивающихся объектов.
Слайд 58СИСОК ТЕРМИНОВ:
ПРОТИВОРЕЧИЕ диалектическое, взаимодействие противоположных,
взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Рассматривая противоречие как «…корень всякого движения и жизненности», Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть сущность развития.
Слайд 59СПИСОК ТРМИНОВ:
Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их
борьба и слияние в новую категорию составляет сущность диалектического движения». Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий.
Слайд 60СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, один из двух
«борющихся» моментов конкретного единства, которые являются сторонами п р о т и в о р е ч и я.
Слайд 61СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К
КОНКРЕТНОМУ, метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Абстрактное в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания, а конкретное – как его полнота, содержательность.
Слайд 62СПИСОК ТЕРМИНОВ:
В этом смысле принцип восхождения от абстрактного
к конкретному характеризует направленность научно-познавательного процесса в целом – движение от менее содержательного к более содержательному знанию.
Слайд 63СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ОТРИЦАНИЕ, философская категория, выражающая
определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта. Отрицание является необходимым моментом процесса развития. Диалектика в «…позитивное понимание существующего… включает в то же время понимание его отрицания…»(К.Маркс).
Слайд 64СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Любой объект в процессе своего развития неизбежно
достигает стадии собственного отрицания, т.е. становится качественно иным. Диалектического отрицания есть момент связи, момент развития, с удержанием положительного.
Слайд 65СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ –
один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого.
В материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления.
Слайд 66СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
В КАЧЕСТВЕННЫЕ, один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела.
Слайд 67СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СНЯТИЕ (нем. Aufheben), преобразование,
в котором наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности или системы.
Слайд 68СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СОБСТВЕННОСТЬ, исторически определённый общественный
способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления. Собственность всегда связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи.
В качестве юридической категории собственность представляет собой отношения владения, пользования и распоряжения объектом собственности.
Слайд 69СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ОТЧУЖДЕНИЕ, социальный процесс, характеризующийся
превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Слайд 70СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, безвозмездное присвоение продуктов
труда непосредственных производителей. Присвоение собственниками земли и средств производства, результатов труда рабов, крепостных и наёмных работников – это три основных формы экономической эксплуатации.
Слайд 71СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, совокупность материальных
экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продута от производства до потребления.
Слайд 72СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, исторически конкретное
единство производительных сил и производственных отношений.
Слайд 73СПИСОК ТЕРМИНОВ:
БАЗИС И НАДСТРОЙКА, категории
исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих ее общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия. Общественные отношения делятся на материальные и идеологические.
Слайд 74СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Последние представляют собой лишь надстройку над первыми,
складывающимися помимо воли и сознания человека в процессе производства. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
Слайд 75СПИСОК ТЕРМИНОВ:
РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ, термин К.Маркса,
который определил реальные пути осуществления идеалов гуманизма, связав его с нарастанием индивидуальной собственности, преодолением эксплуатации человека человеком, национального гнёта, расовой дискриминации, социальных антагонизмов и войн, различных форм отчуждения и созданием материальных и духовных предпосылок для гармоничного и всестороннего развития человеческой личности. Реальный, практический гуманизм совпадает с высшей целью общества – развитием самого человека.
ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль,1986.
Дворцов А.Г. Гегель. – М.: Наука, 1972.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М.: Мысль, 1984.
Кантор К.М. Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм//Вопросы философии, 1998, № 2.
Киссель М.А. Гегель и современный мир.- Л.,ЛГУ, 1982.
Слайд 77ЛИТЕРАТУРА:
Овсянников М.Ф. Гегель. – М.: Мысль,
1971 (Мыслители прошлого).
Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. – М.: Мысль, 1983.
Куно Фишер. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. – М.-Л.: Госсоцэкономизда,1933.
М.-Л. теория исторического процесса. В 3 т. – М.: Наука, 1981-1987.
Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. – М.: Мысль, 1974.
Слайд 78 Первоисточники:
Гегель. Сочинения. Т. 1-Х1У. –
М.-Л., 1929-1959.
Гегель. Наука логики. Т. 1. – М., 1970.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 41.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3.
Слайд 79ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
Маркс К. Капитал. Т. 1.
//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23. С.770-773.
Маркс К., Энгельс Ф. Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18. С. 413-415.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.
Слайд 80 Справочная литература:
Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА,
2009.
Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2000-2001.