11. Критическая философия И. Канта презентация

Содержание

Слайд 1 П Р Е З Е Н Т А Ц И

Я Лекция «КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА»



Слайд 2 Рассматриваемые вопросы:

1. И.Кант: докритический период творчества.

2. И.Кант: критика чистого разума.
3. И.Кант о свободе, этике и правах человека.

Слайд 3ИММАНУИЛ КАНТ


Слайд 4ЭПИГРАФ
 

«Свободная воля и воля, подчинённая нравственным
законам – это одно и то же».
И.Кант


Слайд 5 1.И.Кант: докритический период творчества
Иммануил Кант (1724-1804), немецкий

философ, основоположник немецкой классической философии, родился, жил и скончался в Кёнигсберге (ныне г.Калининград).
В философском развитии Канта принято различать два периода.
Первый период – ДОКРИТИЧЕСКИЙ – с 1746 до конца 60-х годов.
Второй период – КРИТИЧЕСКИЙ – начинается с 1770 года и длится до конца жизни Канта.


Слайд 6Докритический период
В докритический период Кант много

и плодотворно работал над вопросами ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ, в особенности КОСМОЛОГИИ.
Его интересуют такие проблемы, как :
-происхождение и развитие Солнечной системы (небулярная теория Канта-Лапласа);
-история Земли;
-космическое значение приливного трения (теория «приливов и отливов»);
-определения относительного характера движения и др.


Слайд 7НЕБУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ
В основе кантовской НЕБУЛЯРНОЙ

ТЕОРИИ (небус – туманность) – гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера, законы падения тел Галилея, закон всемирного тяготения Ньютона. Солнце, Земля, Луна и вся солнечная система предстали у Канта как нечто СТАВШЕЕ ВО ВРЕМЕНИ.
Более того, он пытается понять и объяснить место, занимаемое Солнечной системой в Большой вселенной («Всеобщая естественная история и теория неба»).


Слайд 82. И.Кант: «критики».

В

«критические» период своего творчества И.Кант полагал, что предшествующая философия зашла в тупик. В этот период Кант создает свои основные философские труды, которые называет «Критиками»:
- «Критика чистого разума» (теория познания) 1781 г.
- «Критика практического разума» (этика) 1788 г.
-«Критика способности суждения» (эстетика) 1790 г.


Слайд 9ПОНЯТИЕ «КРИТИКИ»
Под КРИТИКОЙ Кант понимает:

1) точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли знания и философии;
2) исследование ГРАНИЦ, далее которых не может простираться – в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума.


Слайд 10КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ всякое

исследование, которое устанавливает условия познания предметов до и независимо от опыта, АПРИОРИ (a priori).
«Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, так как это познание должно быть возможным априори (до опыта)» И.Кант.
Философию Канта называют трансцендентальной или критической философией.
Решая этот вопрос, Кант совершает свой КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ: априорное познание и метафизика возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с действительностью, а САМИ ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ СООБРАЗОВАТЬСЯ С НАШЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ.


Слайд 11ВЕЩЬ-В-СЕБЕ
Мир, по Канту, существует объективно, то есть независимо

от нас, но какова его сущность, мы не знаем, она от нас скрыта. Поэтому мир называется «вещь-в-себе».
Мир нам как-то является (мы его видим, слышим, ощущаем и т.п.), то есть на основе наших ощущений мы создаем феномен мира.
То, что мир представляет по сути своей называется ноумен.
«То, чем вещь для нас является (феномен) принципиально отличается от того, что она представляет сама по себе (ноумен)» Кант.
Нам доступны лишь феномены, ноумены же недоступны для нашего познания. Между феноменами и ноуменами лежит непроходимая граница.
Разделение мира на доступные знанию явления и принципиально не доступные сущности есть тенденция агностицизма.

Слайд 12СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ
У нас есть три основные познавательные способности:

- чувственность – способность к ощущениям, проявляющаяся в создании феноменов;
- рассудок – способность к формированию понятий и суждений; осуществляет познавательный синтез, проявляющийся в научном познании;
-разум – способность к умозаключениям, доходящим до идей, работает с абстрактными идеями, которым нельзя сопоставить образ, действует в сфере логического мышления и философии.
Разум из разрозненных картин рассудка создает целостный образ-идеал мира, подчиняющийся законам логики и морально-эстетическим критериям.

Слайд 13СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ
Разум создает иллюзии и принимает кажущееся за

действительное. Именно разум создает идеи Бога, души и мира в целом (как совокупность всего возможного опыта). Такого рода идеи Кант называет трансцендентными, то есть в принципе не доступными познанию.
Под объективностью знания Кант понимает не отражение в нашем сознании объективной реальности, а логическую всеобщность и необходимость.
Рассудок и разум пытаются постичь сущность мира (ноумены), но им это не удается. Мы видим недостатки их попыток такого познания и даем их критику.


Слайд 14ЗНАНИЯ
Всякое знание начинается с опыта, но не сводится

только к нему. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью и имеет априорный, т.е. вне опытный характер. До опытны формы знания (обобщенные научные и философские понятия). Человек обладает определенными сложившимися до него формами знания.
Знание, получаемое из опыта, эмпирическое знание, называется апостериорным. Это знание конкретных единичных фактов.
Если апостериорное знание единично, случайно, то априорное всеобще и необходимо.

Слайд 15СУЖДЕНИЯ
Знание выражается в форме суждения, в котором мыслится

отношение или связь между понятиями.
Кант выделяет:
- аналитические суждения, которые носят поясняющий характер («все тела протяженны», «золото – желтый металл», «все люди смертны» и т.п.); в этих суждениях субъект (S) суждения изначально содержит в себе его предикат (Р).
-синтетические эмпирические суждения – это суждения о конкретных единичных фактах, которые не обладают обязательностью и обобщенностью, но расширяют наши знания («вчера шел дождь», «на уроке я получил двойку» и т.п.).

Слайд 16СУЖДЕНИЯ
-априорные синтетические – это суждения, которые показывают, как

может возникнуть новое знание вне опыта; они являются необходимыми и обобщающими и в то же время объясняют конкретные факты. Эти суждения образуются с помощью априорных форм (понятий, не выводимых непосредственно из опыта). Например, «сильная облачность и падение давления есть причина того, что вчера шел дождь».
В своей основной работе «Критика чистого разума» Кант ставит вопрос: как возможны и возможны ли синтетические априорные суждения?
Если они возможны, то тогда возможна чистая математика, чистое естествознание и чистая метафизика, существование последней Кант ставит под вопрос.

Слайд 17ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Как возможна чистая математика?
Она возможна, если

есть такие априорные формы чувственности, как пространство и время.
Пространство систематизирует наши внешние ощущения (право-лево, верх-низ, ближе-дальше и др).
Время систематизирует внутренние ощущения –раньше-позже, одновременно и др).
Пространство и время – не мыслительная (логическая) конструкция, но ВСЕОБЩАЯ ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ всех вещей в мире и всех их отношений.
Пространство и время субъективны. Мы смотрим на мир сквозь своего рода пространственно-временные очки, упорядочивая феномены в пространстве и времени.
Пространство и время есть результат синтеза ФОРМ ОЩУЩЕНИЯ с АПРИОРНЫМИ ФОРМАМИ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Слайд 18МАТЕМАТИКА
Пространство, как априорное созерцание, лежит в основании

геометрии. Чтобы изобразить фигуру, мы должны «ощущать» пространство (иметь хорошо развитое пространственное воображение), что особенно заметно в стереометрии.
Время лежит в основании арифметики и алгебры. Так, прибавляя 5 к 7, мы последовательно (чувство времени) прибавляем к 5 единицу, потом еще одну единицу и т.д.


Слайд 19ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Условием достоверности естествознания являются априорные категории рассудка.

Категории – предельно общие понятия, созданные нами в ходе развития разума. Они априорны, т.е. до опытны.
Категории рассудка:
-КОЛИЧЕСТВА (единство, множество, всеполнота);
-КАЧЕСТВА (реальность, отрицание, ограничение);
-ОТНОШЕНИЕ (субстанция, причинность, взаимодействие);
-МОДАЛЬНОСТЬ (возможность-невозможность, бытие-небытие, необходимость-случайность).

Слайд 20ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Научное знание есть синтез чувственности и рассудка.
На

уровне чувства имеет место «схватывание» представлений, сведение их многообразия в единый образ, воспроизведение этого образа памятью (репродукция), а затем узнавание (апперцепция).
Переход от чувственности к рассудку есть результат продуктивного воображения.
Способность человека адаптировать полученные априорные знания к конкретной ситуации называется способностью суждения.

Слайд 21ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Процесс познания подразумевает взаимодействие субъекта (S) и объекта

(О). Под объектом познания Кант понимает не вещи сами по себе, а явления, т.е. ту часть действительности, которая вступает во взаимодействие с нашим сознанием. Субъект познания – это человек и человечество.
В процессе познания мы устанавливаем логическую связь между явлениями, воспринимаемыми эмпирически. Эту связь мы выражаем в категориях (понятиях) рассудка.

Слайд 22ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Например, мы имеем два синтетических эмпирических суждения: «Солнце

взошло» и «Камень нагрелся». Чтобы их объединить в синтетическое априорное суждение мы используем категорию рассудка – причинность. Таким образом, получается «Солнце есть причина, того, что камень нагрелся».
Субъективный идеализм Канта в познании состоит в том, что не рассудок отражает природу, а природа должна соответствовать рассудку. « Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей» Кант.

Слайд 23МЕТАФИЗИКА
Метафизика дает возможность целостного представления о мире. Она возможна, благодаря

идеям разума.
Разум из разрозненных картин рассудка создает целостный образ-идеал мира, подчиняющийся законам логики и морально-эстетическим критериям.
Разум не имеет выхода на практику, т.е. конструкции разума эмпирически не проверяемы.

Слайд 24ИДЕИ РАЗУМА
Разум создает идеи о Боге, душе и

мире как целом, как совокупности всего возможного опыта.
Кант не нуждается в идее Бога, чтобы объяснить явления природы (в феноменальном мире Бога не существует). Существует ли Бог в ноуменальном мире (в мире сущности) нам не известно.
Но если речь заходит о воспитании и поведении человека, то идея Бога может быть весьма полезной.
Сам Кант понимал Бога как высшее добро, высший моральный закон, который обязательно существует для всех людей.

Слайд 25АНТИНОМИИ РАЗУМА
Разум определяет границы науки в виде антиномий

(наука имеет свои пределы).
Антиномии – это исключающие друг друга , но равно доказуемые суждения, к которым неизбежно приходит разум, пытаясь выйти за границы науки в сферу метафизических размышлений.
Антиномий 4:
1). Тезис: Мир имеет начало во времени и в пространстве;
Антитезис: Мир бесконечен и безграничен в пространстве и во времени.

Слайд 26АНТИНОМИИ РАЗУМА
2). Тезис: Все в мире состоит из простого (далее не

делимого);
Антитезис: В мире нет ничего простого, все сложно.
3). Тезис: Все в мире совершается согласно жесткой необходимости;
Антитезис: В мире есть свобода.
4). Тезис: В ряду мировых причин есть некое необходимое существо (Бог есть);
Антитезис: В этом ряду нет ничего необходимого, все случайно (Бога нет).

Слайд 27РАЗУМ
Как тезис, так и антитезис относятся к миру

явлений (феноменов). В мире ноуменов возможно нечто третье, но оно не доступно нашему познанию.
Подобные противоречия являются неизбежным моментом нашего мышления. Разум бессилен их разрешить, а потому должен выбирать между тезисом и антитезисом и верить в тот или другой.

Слайд 28ЭТИКА КАНТА
Нравственность самоценна, она не зависит ни от

общества, ни от условий жизни, ни от идеалов.
Исходное понятие этики – автономная добрая воля, которая может быть общей (практический разум) или личной (максима).
Максима – это субъективный принцип совершения поступков.
Автономная добрая воля проявляется через моральный поступок.

Слайд 29ИМПЕРАТИВЫ
Моральный поступок есть результат внутреннего императива (закона, повеления).
Императивы бывают:
1.

Ассерторический императив необходим для цели, которую можно с уверенностью предположить априори у каждого человека – это умение выбирать средства для своего собственного благополучия (все хотят быть счастливыми, обеспеченными, здоровыми и т.п.)
2. Гипотетический императив – это средство к какой-то цели (стать врачом, чтобы спасать людей и им пользу; или много работать в молодости и быть бережливым, чтобы обеспечить себе достойную старость и т.п.)
3. Категорический императив цели не имеет. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства» Кант. Или поступай с другими людьми так, как ты хотел бы чтобы они поступали с тобой. Человек всегда цель и никогда не может быть средством достижения чьей-либо цели.

Слайд 30КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
Примеры категорического императива:
1. Самоубийство противоречит всеобщему закону природы;
2. Нужда заставляет

брать деньги в долг, но человек знает, что никогда не сможет их отдать. Такое действие противоречит закону доверия между людьми и их связям друг с другом (не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой).
3. Не развивать свой талант, а предаваться увеселениям и удовольствиям противоестественно природе человека.

Слайд 31ЭТИКА
4. Безразличие к тем, кто живет хуже и более несчастен аморально.

Оно отнимает у самого человека надежду на помощь и любовь окружающих.
Цель этики Канта – достижение человеком свободы. Вести себя нравственно – это результат свободного выбора человека. «Определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему везде и всегда, сам отвечай за свои поступки» – такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной.

Слайд 32ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Основой современных «цивилизованных» обществ являются

ПРИНЦИПЫ:
1)СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА;
2)ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА;
3)РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, и
4)ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ всех граждан в осуществлении власти.


Слайд 33 Список терминов:
АПОДИКТИЧЕСКИЙ (греч. apodeiktikos-достоверный, убедительный, доказывающий) –

безусловный, достоверный, основанный на логической необходимости, неопровержимый В логике различают три вида суждений по их модальности (по степени истинности): проблематические суждения (S может быть Р), ассерторические ( S есть Р), и аподиктические (S необходимо есть Р). Пример аподиктического суждения, или суждения необходимости: «Каждое явление имеет свою причину».


Слайд 34СПИСОК ТЕРМИНОВ:
АНТИНОМИЯ (лат. anti –

против и nomos – закон) – противоположность между двумя суждениями, взаимоисключающими друг друга, но в то же время производящими впечатление, что оба они могут быть с одинаковой силой доказаны в качестве правильных. Учение об антиномиях было развито в кантовской философии, хотя понятие «антиномия» встречалось уже в древнегреческой философии. Антиномиями Кант называл те противоречия, в которые необходимо попадает разум при попытке дать ответ на метафизические вопросы о мире, как целом, ибо в этом случае, по Канту, разум пытается выйти за пределы непосредственного чувственного опыта и познать «вещи-в-себе»


Слайд 35СПИСОК ТЕРМИНОВ:
АПОСТЕРИОРИ и АПРИОРИ (от

лат. a posteriori – из последующего и a priori – из предшествующего), философские понятия; апостериори – знание, получаемое из опыта, априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противопоставление терминов получило развёрнутое выражение в классическом рационализме Нового времени (Декарт, Лейбниц), который исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин, полученных апостериорным (опытным) путём.

Слайд 36СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Вслед за рационалистами Кант также признаёт существование всеобщих и необходимых

истин, усматривая источник их безусловности (аподиктичности) в априорности. Но если рационалисты считали заранее заложенным в интеллекте, врождённым (хотя бы в форме задатков) само с о д е р ж а н ие истины, то, согласно Канту, априорным является только ф о р м а, способ организации знания. Эта априорная форма наполняется, по Канту, апостериорным содержанием, придавая научному знанию характер всеобщности и необходимости. Учение Канта об априорном синтезе (или синтетическом априори) указало на роль исходных содержательных предпосылок как необходимых элементов познания.


Слайд 37СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendens –

перешагивающий, выходящий за пределы), термин, восходящий к схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира (например, единое, истинное, благое и пр.)

Слайд 38СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Кант придал термину «трансцендентальный» гносеологическое значение:

всё то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт (таковы, например, априорные формы чувственности – пространство и время, категории рассудка - субстанция, причинность и т.д.)

Слайд 39СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, термин, восходящий к

схоластической философии и характеризующий всё то, что выходит за пределы чувственного опыта; предмет религиозного и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые – находятся за пределами их наличного бытия.


Слайд 40СПИСОК ТЕРМИНОВ:
У Канта термин «трансцендентный» приобрёл гносеологический оттенок

и стал означать - в противоположность имманентному – то, что переступает границы возможного опыта и теоретического познания, но является предметом веры (Бог, душа, бессмертие).


Слайд 41СПИСОК ТЕРМИНОВ:
У Канта термин «трансцендентный» приобрёл гносеологический оттенок

и стал означать - в противоположность имманентному – то, что переступает границы возможного опыта и теоретического познания, но является предметом веры (Бог, душа, бессмертие).


Слайд 42СПИСОК ТЕРМИНОВ:
В философии Канта понятие апперцепции характеризует самосознание

мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетических функций, определяющих единство чувственного опыта. Кант различал трансцендентальную апперцепцию – единство самого познающего субъекта, который с помощью рассудка конструирует (мыслит) свои объекты, и эмпирическую апперцепцию – единство, проявляющееся в продуктах познавательной деятельности и осознаваемое как нечто производное от первого единства.


Слайд 43СПИСОК ТЕРМИНОВ:
«ВЕЩЬ В СЕБЕ» (Ding

an sich), философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» - в нашем познании. Различие это рассматривалось ещё в древности, но особое значение приобрело в 17-18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в себе».


Слайд 44СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Согласно Канту, теоретическое познание возможно лишь относительно

явлений, но не относительно «вещи в себе», этой непознаваемой основы чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов. Данное понятие обозначает у Канта и умопостигаемый, запредельный для опыта предмет разума (Бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании «вещи в себе» заключается в том, что, будучи сверхчувственной, трансцендентной, она в то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения.


Слайд 45СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ, понятие немецкой

классической философии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов. Согласно Канту, разум, выступая в своих практических функциях (то есть как практический разум), даёт человеку «законы свободы», моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому разуму человек выступает как свободное существо, независимое в своём поведении от «механизма» природы и конечных условий эмпирического существования.

Слайд 46СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Если интерес т е о р е

т и ч е с к о г о р а з у м а сводится к вопросу: «что я могу знать?», то интерес п р а к т и ч е с к о г о р а з у м а заключается в вопросе: «что я должен делать?». В конечном счёте, по Канту, высший долг человека – относиться к любому человеку (и человечеству в его лице) как к цели и никогда – только как к средству (категорический императив).


Слайд 47СПИСОК ТЕРМИНОВ:
В сферу практического разума Кант относит этику,

учение о государстве и праве, философию истории и религии, антропологию. Этика – главная часть его учения, так как практический разум – это разум законодательствующий, создающий принципы и правила морального поведения, а практическое «есть всё то, что возможно благодаря свободе».


Слайд 48СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СВОБОДА, способность человека действовать в

соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Слайд 49СПИСОК ТЕРМИНОВ:
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от лат.

imperativus – повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий, в отличие от условного «гипотетического императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».


Слайд 50 Литература:

Антология мировой философии. В 4-х

т. Т.3. – М.: Мысль,1971. С.89-190.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: Наука,, 1973.
Нарский И.С. Кант. – М.: Мысль, 1976.
Ойзерман Т.И. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и её новое обоснование//Вопросы философии, 1992, № 4.

Слайд 51ЛИТЕРАТУРА:
Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и её

современное значение//Вопросы философии,1997, № 3.
Соловьёв Э.Ю. И.Кант – взаимодополнительность морали и права. – М.: Наука, 1992.
Философия Канта и современность. Под общ. ред. Т.И.Ойзермана. – М.: Мысль, 1974.
Чернов С.А. Начала философии. Ч.1: Учеб. пособие – СПбГУТ. – СПб.,2002. С.67-72, 105-107


Слайд 52 Первоисточники:
Кант И. Соч. В 6

т. – М., 1993.
Кант И. Критика чистого разума.//Соч. В 6 т. – М., 1993. Т. 3.
Кант И. Критика практического разума. Соч., т. 4,ч. 1. – М., 1965. С. 260, 270.
Кант И. Трактаты и письма.- М., 1980.

Слайд 53 Справочная литература:
Новая философская энциклопедия: в

4-х т. – М.: Мысль, 2000-2001.
Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 2009.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика