Слайд 1Тема 1-1
Законодательное регулирование закупочной деятельности в России (Федеральные законы № 223-ФЗ
и № 44-ФЗ). Участие подрядных организаций (поставщиков) в закупочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Сергей Дашков
Директор Института конкурсных технологий
email dashkov@inkonteh.ru
web http://www.inkonteh.ru/
Слайд 2Площадка для открытого диалога между бизнесом и государством для развития
эффективной
сферы закупок
Слайд 3Предпосылки регламентации закупок : «экономические» и «политические»
Слайд 4Управлять закупками – «легко и приятно»
Выручка,
%
Слайд 5
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
АНАЛИЗ
РЫНКА
Выбор контрагента на рынке
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
ПОТРЕБНОСТИ
Закупки: упрощенная схема
ПОСТАВЩИКИ
ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА
Слайд 6Договор
Гражданский кодекс РФ, статья 154: Сделки могут быть двух- или многосторонними
(договоры) и односторонними.
Гражданский кодекс РФ, статья 420: Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав
и обязанностей.
Гражданский кодекс РФ, статья 161: Должны совершаться
в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения: сделки юридических лиц между собой и с гражданами…
Слайд 7Государственный или муниципальный контракт
Особенности:
Правительством РФ могут быть установлены ориентировочное значение цены
контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем 100 млн руб, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
- это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юр. лицом в соответствии с нормами Закона 44-ФЗ
Слайд 8ПРОВАЛ РЫНКА:
Ситуация, в которой свободное действие рыночных сил не приводит к
оптимальному результату сделки хотя бы для одной ее стороны…
Экономическая «причина» тендеров
http://img-fotki.yandex.ru/get/4529/138226738.4/0_5d89e_b5bbd45_XL
Слайд 9
Меры снижения вероятности неверных действий ответственных за закупки сотрудников
Меры, применяемые после
закупок:
поощрительные (награда в случае успеха)
репрессивные (наказание в случае неудачи)
Меры, применяемые до закупок:
предупредительные (целенаправленный подбор кадров с учетом уровня профессиональных знаний и специальных психологических факторов)
процедурные (подробная регламентация действий закупающих сотрудников – установление «правил игры» и индикаторов контроля их выполнения): «административная» и «рыночная» регламентация
Слайд 10Использование специальных приемов для усиления действия рыночных законов как на системном
уровне, так и в каждом случае закупки сверх определенной суммы
Конкурентная процедура
Слайд 11Специальные приемы
При каждой закупке:
предварительный анализ рынка
действия по обеспечению конкуренции
либо
контроль за неконкурентными
ситуациями
честный и разумный выбор лучшего поставщика
контроль за поставками и последующим использованием приобретенного
Слайд 12«… ВСЁ НА ТЕНДЕР!!!»
Прозрачность.
Конкуренция.
Регламенты.
Коррупция
Цены
ЭТП
© Э. Делакруа
Поставщики
Слайд 13… в современной экономике «тендер»
Это распространенное собирательное название любой конкурентной процедуры
выбора контрагента, то есть такой, которая подразумевает: объявление о потребности, получение и сопоставление предложений с выбором наилучшего…
Слайд 14http://www.ruzgd.ru/il/parovoz_gidr_k.jpg
http://www.burningsea.ru/ships/cutter/cutter_04.jpg
«Те́ндер (англ. tender от англ. tend — обслуживать) — многозначный термин» (http://ru.wikipedia.org).
… специальный вагон, прицепляемый
непосредственно к паровозу и служащий для размещения топлива и питательной воды.
…тип одномачтового
парусного судна.
Слайд 15Способы закупок
конкурентные
неконкурентные
организованные («биржевые») торги
не-торги
торги
ЗАКУПКИ
Слайд 16Разные закупочные ситуации – разное поведение
«Числом поболее, ценою подешевле…»
http://images.people.overclockers.ru/206264.jpg
Максимальное качество
за
ограниченный ресурс
http://www.aerospaceweb.org/question/spacecraft/buran/ok-gli4.jpg
Слайд 17Определение области эффективного применения
конкурентных процедур
сложная продукция
простая продукция
дорогая закупка
дешевая закупка
конкурсы,
запросы
предложений
(многоэтапные)
конкурсы
(одноэтапные)
конкурентные
переговоры
аукционы
запросы цен
мелкие /
упрощенные
закупки
запросы
предложений
Слайд 18
Разновидности конкурентных процедур
конкурсы
аукционы
запросы предложений
запросы цен
конкурентные переговоры
мелкие закупки
просто
сложно
открытые
закрытые
одноэтапные
многоэтапные
с предварительным отбором
с мульти-переторжкой
с моно-переторжкой
без
переторжки
двухэтапные
однокритериальные
многокритериальные
без альтернативных предложений
с альтернативными предложениями
без переговоров
с переговорами
по технике и финансам
с разъясняющими переговорами
с ограниченным участием
без предварительного отбора
Слайд 19Что достигается благодаря «правильной» организации закупочной деятельности
Получение рыночных цен на закупаемую
продукцию, следовательно экономически обоснованные издержки
Следствие:
Улучшение имиджа и повышение инвестиционной привлекательности предприятий
(прозрачные закупки — реальные затраты — понятный бизнес)
«Экономия от торгов» - повод поговорить. И подумать…
Слайд 20Системный подход к закупкам
Хорошее управление (контроль и координация)
Профессиональные кадры (штаты и
подготовка)
Налаженная отчетность и проверки
Достаточная инфраструктура (информ.обеспечение, средства
e-коммерции, сертификация, профессиональные консультанты)
Качественное нормативное обеспечение
Ясно выраженная политическая воля
Слайд 21
РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
Изменения законодательства в интересах участников рынка (Пример: Федеральный закон от
30.12.2012 № 324-ФЗ, которым введена часть 2.1 в 223-ФЗ)
Правовое обоснование интеграции с Общероссийским официальным сайтом электронных торговых площадок для обеспечения комфортной работы субъектов 223-ФЗ на ООС и ЭТП
Система рейтингования коммерческих компаний
3
Слайд 22ВОЗМОЖНОСТИ ЧЛЕНСТВА
«Горячая линия» - устные консультации экспертов по вопросам закупок
4
Письменные разъяснения
по проблемным вопросам регулирования закупочной деятельности
Возможность подготовки запросов с позиции НАИЗ в профильные органы власти
Контактное рейтингование системы закупок компании
Слайд 23ВОЗМОЖНОСТИ
ПОЛНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Проверка (разработка) документации
- Положения о закупке (223-ФЗ)
- Положения о
контрактном управляющем (44-ФЗ)
- Извещения, проекты контракта, тех. задания
5
Комплексный аудит системы закупок заказчиков
Оперативное и полное информирование об изменениях в законодательстве по закупкам, проектах законов и пр.
Обеспечение методическими рекомендациями по деятельности в условиях изменений законодательства
Слайд 24
Главные цели регламентации закупок
для различных заказчиков
Малые и средние коммерческие компании
Субъект
естественной монополии
Госзаказчик
Соблюдение процедур
в ущерб эффективности
Крупные коммерческие компании
Экономическая эффективность независимо от регламентов
Установление правил и регламентов
Слайд 25
II. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»
от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
Слайд 26Нормативное правовое регулирование
Контрактной системы («44-ФЗ»)
ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Конституция
РФ
Гражданский кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
Антимонопольное законодательство
Законодательство
о контрактной системе
иные
федеральные законы
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Нормативные правовые акты
субъектов
Российской Федерации
Нормативные правовые акты
органов
местного самоуправления
международные соглашения Российской Федерации
арбитражная практика
практика рассмотрения жалоб в ФАС России
КоАП РФ
Слайд 27Общие сведения о 44-ФЗ
Реализация мероприятий, предусмотренных по соответствующим программам: РФ, субъекта
РФ, муниципальными
Цели осуществления закупок
Ст.13 Закона 44-ФЗ
Исполнение международных обязательств РФ
Выполнение функций государственных и муниципальных органов
Сфера применения
Планирование закупок
Определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков)
Заключение ГПД в т.ч. Приобретение недвижимого имущества и аренда имущества) от имени РФ, субъекта РФ, мун.образования, в т.ч. БУ либо иными ю/л:
Закупки БУ за счет субсидий из бюджетов;
Капвложения АУ и УП;
Бюджетные инвестиции иным ю/л (не АУ, УП)
Особенности исполнения контрактов
Мониторинг закупок
Аудит в сфере закупок
Контроль в сфере закупок
Слайд 28Принципы 44-ФЗ
Свободный доступ к информации через размещение в ЕИ
Равные условия участникам,
добросовестная конкуренция
Квалифицированные специалисты: теоретические знания и навыки
Приоритет обеспечения инновационной и высокотехнологичной продукции
Единые подходы: планирование, проведение, мониторинг, аудит, контроль
При планировании, проведении
Достижение заданных результатов обеспечения нужд
Слайд 29Основные понятия и положения
Участники контрактной системы:
1. ФОИВ по регулированию контрактной
системы в сфере закупок;
2. ОИВ субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
3. иные ФОИВ, органы государственной власти субъектов РФ, ОМС, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок;
4. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
5. заказчики;
6. участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7. уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации;
8. операторы электронных площадок
Контрактная система (КС)
совокупность участников КС … и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд
Слайд 30Виды заказчиков (44-ФЗ)
государственные
заказчики
муниципальные
заказчики
иные
заказчики
государственные органы
органы
государственной власти
органы управления государственными
внебюджетными фондами
муниципальный орган
Государственные казенные
учреждения
муниципальные казенные учреждения
бюджетные
учреждения
иные ю/л
по бюджетным
инвестициям
По поручению Президента или Правительства:
для нескольких ФОИВ: ФОИВ
или ФКУ
либо несколько ФОИВ или ФКУ
Слайд 31Закон «О контрактной системе в сфере закупок…» №44-ФЗ: способы определения поставщиков
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОСТАВЩИКОВ
КОНКУРЕНТНЫЕ
У
ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
КОНКУРСЫ
ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС
КОНКУРС С ОГРАНИЧЕННЫМ УЧАСТИЕМ
ЗАКРЫТЫЙ КОНКУРС
ЗАКРЫТЫЙ КОНКУРС
С ОГРАНИЧЕННЫМ УЧАСТИЕМ
ДВУХЭТАПНЫЙ КОНКУРС
ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН
ЗАКРЫТЫЙ АУКЦИОН
ЗАПРОС КОТИРОВОК
ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ЗАПРОСЫ
АУКЦИОНЫ
Слайд 32Аукцион в электронной форме:
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)
Распоряжение
Правительства РФ от 31.10.2013 №2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)»:
Продукты пищевые и напитки;
Оборудование офисное и техника вычислительная;
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту офисных машин и вычислительной техники;
- Работы строительные (кроме кода 45.12), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб.
Слайд 33
III. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О ЗАКУПКАХ
ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»
от 18 июля 2011 года
№223-ФЗ
Изменения:
Федеральные законы от 06.12.2011 г. N 401-ФЗ, от 30.12.2012 г. N 324-ФЗ, от 07.06.2013 г. N 115-ФЗ, от 02.07.2013 г. N 160-ФЗ, от 28.12.2013 г. N 396-ФЗ, от 12.03.2014 г. N 26-ФЗ.
Слайд 34Нормативное правовое закупок для ОКЮЛ: отдельных категорий юридических лиц («государственный бизнес:
«223-ФЗ»)
ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ «ГОСУДАРСТВЕННОГО БИЗНЕСА»
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ
Антимонопольное законодательство
Законодательство
о закупках ОКЮЛ
иные
федеральные законы
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Воля собственника, выраженная законным образом
международные соглашения Российской Федерации
арбитражная практика
практика рассмотрения жалоб в ФАС России
КоАП РФ
Положение о закупке и иные ЛНД заказчика
Слайд 35
Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования
к закупке товаров, работ, услуг (ст. 1, ч. 2). Но и процедуры тоже есть.
ВАЖНО:
Цели у закона и у предприятия могут быть разными – по крайней мере, в приоритетах!
Слайд 36Цели, декларированные законом (ст.1 ч.1)
обеспечение единства экономического пространства;
создание условий для своевременного
и полного удовлетворения потребностей Заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
эффективное использование денежных средств;
расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;
обеспечение гласности и прозрачности закупки;
предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Слайд 37Принципы 223-ФЗ
Свободный доступ к информации через размещение в ЕИ
Равные условия, добросовестная
конкуренция, ограничения - обоснованы
Достижение заданных результатов обеспечения нужд
Требование поверяется цифрой или документом («статус»)
Слайд 38Заказчики
А: государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, ГУПы, автономные
учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ в совокупности превышает 50% – с 1 января 2012 г.
Б: организации, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов: если регулируемый вид деятельности не более 10% выручки за 2011 г. – с 1 января 2013 г., остальные – с 1 января 2012 г.
Кроме тех (ст. 21), у кого доля участия РФ, субъекта РФ, МО в совокупности не превышает 50% и «если общая выручка …таких субъектов… от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки … от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в ЕИС».
Слайд 39Заказчики
(2) Дочерние общества (ДО*), в уставном капитале которых более 50% в
совокупности принадлежит заказчикам (1) (кроме «муниципальных») – с 1 января 2013 г.; Кроме тех (ст. 21), у кого доля участия РФ, субъекта РФ, МО в совокупности не превышает 50% и если выручка от закупок товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе их ДЗО) у ДО* составляет не более 5% суммы всей выручки этих ДО* за предыдущие четыре квартала, информация об объеме которой размещена в ЕИС.
(3) Дочерние общества (ДО**), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит заказчикам (2) (кроме «муниципальных») – с 1 января 2013 г. Кроме тех (ст. 21), у кого доля участия РФ, субъекта РФ, МО в совокупности не превышает 50% и если выручка от закупок товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе их ДЗО) у ДО** составляет не более 5% суммы всей выручки этих ДО** за предыдущие четыре квартала, информация об объеме которой размещена в ЕИС
Слайд 40Заказчики
(4) МУПы, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями (МО), хоз. общества, в
уст. капитале которых доля МО в совокупности превышает 50%, «Дочерние общества МО» (более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит этим Заказчикам), «Дочерние общества-2» этих Дочерних обществ МО (т.е те, в уставном капитале которых доля участия «Дочерних обществ МО» в совокупности превышает 50%) – с 1 января 2014 года с 1 января 2014 года с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом МО. Исключения в соответствии со статьей ст. 21 (ФЗ от 30.12.2012 № 324-ФЗ) – аналогично.
(5) бюджетные учреждения – при наличии размещенного положения о закупке и в части некоторых своих закупок (п.4 ч.2 статьи 1) – с 1 января 2014 года.
Слайд 41Заказчики
ВАЖНО!
По смыслу ч. 2.1 ст. 1 Закон N 223-ФЗ Закон не
будет распространяться на вышеперечисленных субъектов, если в ЕИС zakupki.gov.ru будет размещена информация об объемах выручки за периоды, определенные в законопроекте.
Порядок размещения такой информации и требования к ней Правительство РФ установило ПП от 11.06.2013 г. N 404 которое вступило в силу 25.06.2013 г, а до этого времени данная информация должна была размещаться на сайтах соответствующих юридических лиц.
Слайд 42
Исключения (ст. 1, ч. 4)
купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей,
драгоценных металлов, а также заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров); курсив – с 14.07.2013, 160-ФЗ, от 02.07.2013
приобретение биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
закупка по «44-ФЗ» (с 01.01.2014, 396-ФЗ, от 28.12.2013, ранее – по «94-ФЗ»);
закупка в области военно-технического сотрудничества;
закупка товаров в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
отбор Заказчиком финансовых организаций для оказания финансовых услуг в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№135-ФЗ "О защите конкуренции"; - утр. силу с 01.01.2012, 401-ФЗ
отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности»;
заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности; с 07.06.2013, 115-ФЗ, от 07.06.2013
осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками. с 14.07.2013, 160-ФЗ, от 02.07.2013
Слайд 43Основные правила для заказчиков-1
Принять и в течение 15 дней разместить на
www.zakupki.gov.ru Положение о закупке, которое: Статья 2, часть 2: «… является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Статья 2, часть 2: … утверждается:
1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании (для ГК);
2) руководителем унитарного предприятия (для ГУП, МУП);3) наблюдательным советом автономного учреждения (для АУ);
4) советом директоров (наб. советом) хозяйственного общества (для АО) или коллегиальным исполнительным органом такого АО (при отсутствии – общим собранием акционеров, ОСА), если уставом АО функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет ОСА (в редакции 26-ФЗ от 12.03.2014);
5) общим собранием участников общества (для ООО); если утверждение ПоЗ отнесено уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа ООО – таким органом (в редакции 26-ФЗ от 12.03.2014);
6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения для ГБУ или МБУ).
Слайд 44Требования к способам закупок в 223-ФЗ
223-ФЗ ст.3:
2. …Выигравшим торги на конкурсе
признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
3. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Слайд 45
Основные правила для заказчиков-2
Прописать в Положении конкурсы и аукционы, причем между
извещением и подачей заявок не менее ДВАДЦАТИ дней; можно и иные способы закупки (запрос цен/предложений, не забыть про ЕП);
Нужно разрешать участвовать в закупке (задать вопрос и подать заявку) любому лицу, соответствующему требованиям закупочной документации, причем на стороне участника могут быть несколько таких лиц;
Нельзя предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке; все требования применять в равной степени;
Не применять в качестве отборочных требований «неизмеряемые»;
Правительство РФ вправе установить: А) приоритет российской продукции; Б) особенности участия в закупках субъектов МСП.
Слайд 46
Основные правила для заказчиков-3
Можно пользоваться двумя реестрами недобросовестных поставщиков: специально для
этого закона (ст. 5) и тем, который для 44-ФЗ;
Помнить, что участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган некоторые, действия заказчика (ч. 10 ст. 3: неразмещение или размещение не в сроки «положенного» в ЕИС; требовать документы, не предусмотренные документацией о закупке; несоблюдение требования применять 44-ФЗ тем заказчикам, которые не приняли Положение; неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства);
Слайд 47Требования по информационной открытости - 1
Регулируемые организации размещают в ЕИС (на
сайте www.zakupki.gov.ru):
Положение о закупке (+изменения) – через 15 дней после принятия;
Годовые (а с 1 января 2015 по инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственным средствам – 5-7 летние) планы закупки (порядок формирования плана и требования к его форме устанавливает Правительство РФ);
Информация о закупке: извещение, документация (в т.ч. проект договора !!!), изменения, разъяснения, протоколы (!!!), иная предусмотренная законом информация (?). Все – бесплатно для участников и заказчика; проблема с закупкой у единственного поставщика. Коммерческой тайны в закупках больше нет, все исключения – через Правительство.
Ч. 11,12 статьи 4 устанавливает сроки публикаций (3 дня с момента события); любое изменение в торгах отодвигает срок закупки на 15 дней минимум.
Слайд 48Требования по информационной открытости - 2
Если заблокирована ЕИС более чем на
1 р.д., информация точно так же размещается на сайте организации (на период неполадок ЕИС);
Не публикуется информация, составляющая гостайну, а также по закупкам, определенным Правительством РФ (ч. 15, 16); может не публиковаться информация о закупках, не превышающих 100 тыс.руб, а для заказчиков с выручкой более 5 млрд руб – не превышающих 500 тыс.руб;
Не позднее 10 числа следующего месяца в ЕИС публикуется отчетность (ч. 19): сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам: а) всех закупок; б) у единственного поставщика в) заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ;
Федеральное казначейство ведет реестр договоров, заключенных заказчиками (с 01.01. 2015 г.);
Если после итогового протокола изменились объем, цена, сроки, изменения нужно разместить в ЕИС в течение 10 дней (ч. 5)
Слайд 49В развитие 223-ФЗ должны быть разработаны (и уже приняты)
Порядок размещения на
официальном сайте информации о закупке (ПП 908 от 10 сентября 2012 года);
Порядок регистрации заказчиков на официальном сайте (приказ МЭР (№ 506) и Федерального казначейства (№ 13н) от 10 августа 2012 года; зарегистрирован в Минюсте 27 сентября 2012 года, офиц. опубликован 03 октября 2012 года);
Порядок формирования плана закупки, требования к форме плана (ПП 932 от 17 сентября 2012 года);
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции: Приказ МЧС № 768 от 14 декабря 2012 г., зарег. в Минюсте 18 февраля 2013 г., опубликован 27 февраля 2013 г.; Приказ Минобрнауки России № 881 от 01 ноября 2012 г., зарег. в Минюсте 22 февраля 2013 г.; опубликован 13 марта 2013 г.; Приказ Минпромторга № 1618 от 01 ноября 2012 г., зарег. в Минюсте 11 марта 2013 г., опубликован 20 марта 2013 г.; Приказ Минздрава России от 31 июля 2013 N 514н, зарег. в Минюсте 03 сентября 2013, опубликован 27.09.2013 г.;
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками этих сведений в ФОИВ, порядок ведения реестра, требования к средствам обеспечения ведения реестра (ПП РФ 1211 от 22 ноября 2012 года);
Положение о размещении на официальном сайте информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации (ПП от 11 июня 2013 г.N 494).
Слайд 50В развитие 223-ФЗ должны быть разработаны (и пока не приняты)
Порядок определения
совокупной доли участия государства, муниципального образования, госкорпораций, госкомпаний, СЕМ, ГУП, МУП…в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ;
Порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли участия;
Нормы про ответственность и контроль соблюдения норм Закона (есть проект по КОАПу).
Слайд 51В развитие 223-ФЗ могут быть разработаны
Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых
осуществляется в электронной форме (ПП 616 от 21 июня 2012 года);
НПА о приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства;
Постановления о конкретных закупках, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС;
Перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС (пока таких перечней два: для товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии (РП от 25.09.2012 N 1775-р) и в сфере страхования некоторых рисков (РП от 23.04.2013 N 671-р).
Слайд 52
IV. ЗАКУПКИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ И ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ
Слайд 53Электронная форма закупки
Это проведение закупки, предусматривающее получение предложений поставщиков в электронной
форме:
а) с использованием функционала электронной торговой площадки и обменом электронными документами;
б) с использованием иного общедоступного функционала получения заявок участников закупки в электронной форме (например, электронная почта, сайт заказчика), как в виде документа, подписанного электронной подписью, так и в ином виде, позволяющем заказчику быть уверенным в том, что заявка исходит от участника закупки.
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА — программно-аппаратный комплекс, предназначенный для проведения процедур закупок в электронной форме.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ — документ, передаваемый через ЭТП, в котором информация представлена и подписана в электронной форме.
Слайд 54Электронные торговые площадки
ЭТП, имеющих официального статуса ЭТП для проведения электронных аукционов
по 44-ФЗ:
ЗАО «Сбербанк-АСТ» – www.sberbank-ast.ru
АО «Единая электронная торговая площадка» правительства г.Москвы – www.roseltorg.ru
ГУП Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан – www.etp.zakazrf.ru
ООО «РТС-тендер» – www.rts-tender.ru
ЗАО «ММВБ – Информационные Технологии» www.etp-micex.ru
Примеры компаний, использующих свои (кэптивные) ЭТП:
ОАО «ГазпромБанк»
ОАО «РЖД»
ОАО «Аэрофлот»
ОАО «Северсталь»
Примеры крупных независимых ЭТП, не имеющих официального статуса ЭТП для проведения электронных аукционов по 44-ФЗ:
B2B-center
Fabrikant.ru
a-k-d.ru
tzs-elektra.ru
Слайд 55Кратко об ЭП: определение
Информация в электронной форме, которая присоединена к другой
информации в эл. форме
Результат криптографического преобразования информации
Защищает электронный документ от подделки
Позволяет:
идентифицировать владельца сертификата ключа проверки подписи
установить отсутствие искажения информации в электронном документе
Слайд 56Виды электронных подписей
Простая ЭП (подтверждает подписание тем или иным лицом, но
не гарантирует неизменность после подписания)
Усиленная ЭП:
Неквалифицированная
Криптографическое преобразование информации
Позволяет:
определить лицо, подписавшее электронный документ
обнаружить факт внесения изменений в электронный документ
Создается с использованием средств электронной подписи
Квалифицированная – как неквалифицированная +
Ключ проверки ЭП указан в квалифицированном сертификате
Используются средства криптозащиты, сертифицированные государством
Слайд 57Использование ЭП позволяет:
Приравнять по юридической значимости (см. ст. 6 Закона 63-ФЗ
– квалифицированная усиленная ЭП)
Электронные документы (в т.ч. их пакет)
Традиционные бумажные документы
Обеспечить однозначное установление авторства
Исключить возможность подделки подписи и подписанных документов
Слайд 58Удостоверяющие центры
Юридическое лицо или ИП
Осуществляет функции по созданию и выдаче СКП
Должны
быть аккредитованы уполномоченным федеральным органом*
Список аккредитованных УЦ:
http://minsvyaz.ru/ru/directions/?regulator=118
* Обязательно только для квалифицированной электронной подписи.
Слайд 59
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПКИ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ.
СЛОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧАСТИЯ.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МАНИПУЛИРОВАНИЮ
РЕЗУЛЬТАТАМИ ЗАКУПОК
Слайд 60Содержание подготовки
к закупке
При подготовке к закупке необходимо определить:
требования к продукции
(товарам, работам, услугам)
требования к договору
требования к участникам (и их субподрядчикам)
требования к обеспечению в рамках закупки (обеспечение заявки) и в рамках договора (обеспечение договора) конкурсной заявки
критерии отбора и оценки
начальную цену закупки
утвердить установленные требования
сформировать закупочную комиссию
Слайд 61Требования к продукции
Требования к продукции (товарам, работам, услугам):
технические
функциональные характеристики
технические характеристики
требования к
качеству
требования к безопасности
требования к результатам работ
договорные
количество, размеры, упаковка, условия отгрузки
срок поставки
сопутствующие услуги
гарантийные обязательства
документы
Часто технические требования оформляются в виде «технического задания», «спецификации» и т.п.
223-ФЗ, статья 4, ч.10, п.1 устанавливает обязательное указание в документации о закупке вышеуказанных требований к продукции
Слайд 62Требования к договору
223-ФЗ, статья 4 ч.5:
…размещается информация о закупке, в
том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке…
Слайд 63Варианты работы с проектом договора:
«Жесткий» проект договора
«жесткий» проект договора — участник
может только принять все его условия
Проект Договора
требования
заказчика
Участник
изучает проект
договора
Согласие
участника с
проектом
договора
Слайд 64Варианты работы с проектом договора:
«Мягкий» проект договора
«мягкий» проект договора — участник
может выставить протокол разногласий
Проект договора
требования
заказчика
Участник
изучает проект
договора
Протокол
разногласий
Участника
участник
заказчик
Договор
Слайд 65Варианты работы с проектом договора:
«Бланкетный» проект договора
«бланкетный» проект договора — участник
может предложить встречный проект договора
Проект Договора
требования
заказчика
Участник
изучает проект
договора
Встречный
Проект Договора
Слайд 66Требования к участникам
Виды требований к участникам:
правоспособность
общая
специальная (лицензии / допуски СРО)
квалификация
общий опыт
специальный
опыт
ресурсные возможности
кадровые
материально-технические
финансовые
информационные
деловая репутация
наличие правомочий
на поставку
на монтаж / шеф-монтаж, пусконаладку, ввод в эксплуатацию
последующее обслуживание
223-ФЗ, статья 3, ч.1, п.4: При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами… отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований
к участникам закупки
Слайд 67
Пример 1: Измеряемые требования к участникам
«…участник должен обладать соответствующими действующими лицензиями,
разрешениями, допусками, свидетельствами на виды деятельности, необходимые для выполнения Договора следующими допусками, в том числе:
допуск СРО по коду 33 на выполнение работ по Организации строительства, реконструкции и капитального ремонта…… (со стоимостью работ по одному договору не менее 10 млрд. руб .), в том числе на следующие виды работ:
33.1. Промышленное строительство;
33.1.11. Тепловые электростанции;
33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ;
33.5. Объекты теплоснабжения;
допуск СРО по коду 32 на выполнение работ по Осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком Заказчику;
….»
Слайд 68
Пример 2: Измеряемые требования к участникам
… должен обладать в течение последних
5 лет опытом успешного выполнения не менее трех договоров, аналогичных заключаемому по итогам конкурса и объёмом не менее 2 500 млн руб. с НДС каждый, в которых он участвовал в качестве генерального подрядчика по строительству ТЭЦ, либо опытом успешного выполнения не менее пяти договоров, аналогичных заключаемому по итогам конкурса и объёмом не менее 500 млн руб. с НДС каждый, в которых он участвовал в качестве подрядчика, выполнявшего основной объем строительно-монтажных работ по строительству ТЭЦ.
… должен иметь успешный опыт строительства и/или ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта в области промышленного строительства I и II уровней ответственности в Российской Федерации за последние 5 лет , прошедший все необходимые с законодательством Российской Федерации согласования с уполномоченными государственными органами (в первую очередь Главгосэкспертизе России), а также референции по качеству их исполнения»
Слайд 69
Пример 3: Измеряемые требования к квалификации участников
Общий Опыт
Участник должен обладать общим
опытом работы не менее 10 лет
У участника должен быть среднегодовой оборот в качестве подрядчика за последние 5 лет не менее 5 млрд руб. в год, с НДС.
Специальный Опыт
Участник должен иметь успешный опыт в качестве генерального подрядчика в выполнении, по крайней мере, 1 контракта объема, сопоставимого с предложенным контрактом в пределах последних 5 лет. В целях оценки, стоимость указанного контракта должна быть не менее чем эквивалент 3 млрд руб. с НДС. Такой контракт/контракты должны включать проектирование и реконструкцию с заменой гидроагрегата мощностью не менее мощности, указанной в технических требованиях, в течение 5 лет.
Слайд 70
Пример 4: Измеряемые требования к кадровым ресурсам участников
Слайд 71Требования к субподрядчикам и коллективным участникам (1)
Виды требований к субподрядчикам и
коллективным участникам:
правоспособность
общая (одинаковая у ген. подрядчика и субподрядчиков)
специальная (лицензии / допуски СРО) – отдельно
квалификация
общий опыт (может суммироваться)
специальный опыт (отдельно ген. подрядчик/субподрядчики)
ресурсные возможности
суммируются при оценке (ген подрядчик + субподрядчики)
деловая репутация
рейтинги, отзывы, черные списки
наличие правомочий
ген подрядчик и субподрядчики (каждый в своей части)
223-ФЗ, статья 3, ч.5: Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала …
Слайд 72Требования к субподрядчикам и коллективным участникам (2)
Дополнительные требования к субподрядчикам и
коллективным участникам:
По объемам выполняемых работ (поставок, услуг)
ограничение максимального объема работ (%), выполняемых субподрядчиками
ограничение минимального объема работ (%), выполняемых субподрядчиками, по которым участник должен предоставить все необходимые данные
указание видов работ (поставок, услуг), которые генеральный подрядчик, либо лидер консорциума должны выполнять лично
Оценка заявок, поданных объединениями лиц (коллективные участники, генподрядчики)
Может суммироваться:
общий опыт работы
ресурсные возможности (материально-технически, кадровые, финансовые ресурсы)
деловая репутация (кроме черных списков)
Обычно не суммируется:
специальная правоспособность
специальный опыт (отдельно ген. подрядчик/субподрядчики)
наличие правомочий
Проблема замены субподрядчиков после выбора победителя
Слайд 73
Пример 6. Требования к генеральным подрядчикам и коллективным участникам
...генеральный подрядчик должен
обладать всеми необходимыми допусками СРО в части генерального подряда, проектирования и тех видов работ, которые генеральный подрядчик намерен выполнять самостоятельно (без привлечения субподрядных организаций). Субподрядные организации должны обладать всеми необходимыми допусками СРО на те виды работ, к выполнению которых они привлекаются генеральным подрядчиком.
…лидер коллективного участника должен обладать всеми необходимыми допусками СРО в части генерального подряда, проектирования и тех видов работ, которые лидер консорциума (генеральный подрядчик) намерен выполнять самостоятельно. Другие члены коллективного участника должны обладать всеми необходимыми допусками СРО на те виды работ, к выполнению которых они привлекаются в ходе выполнения договора.
Слайд 74Обеспечение заявок
Наиболее часто используемые виды обеспечения заявок:
банковская гарантия
на сумму, установленную
в извещении
по установленной в документации форме
требования к банкам (гарантам)
российские/ иностранные банки
внесение денежных средств на счет заказчика
срок внесения
сумма вносимых средств
соглашение о внесении средств
неустойка
необременительная в оформлении
выше риски заказчика
ГК РФ, статья 329, ч.1, п.4: Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Слайд 75Требования к обеспечению договора
Наиболее часто используемые виды требований к обеспечению договора:
банковская
гарантия на возврат аванса
обычно на 110% от размера аванса
по установленной в договоре форме
от банков (гарантов), соответствующим требованиям Заказчика, указанных в документации
для российских эмитентов (гарантов) должна соответствовать ст. 368—378 ГК РФ
неустойка
Банковская гарантия на исполнение наиболее существенных обязательств по договору
на условиях согласно проекта договора/существенных условий договора
обычно гарантируется выполнение обязательств подрядчика/поставщика в срок, достижение оборудованием гарантированных показателей и др.
Порядок рассчитывается от суммы договора, обычно на сумму 2-10% от цены договора
Отложенный платеж
размер и условия оплаты отложенного платежа согласно проекту договора
Обычно не более 10% от цены договора
Слайд 76Критерии оценки и сопоставления заявок
Критерии отбора самые жесткие: отклонение заявки в
случае невыполнения хотя бы одного обязательного требования.
Обычные критерии отбора:
правильность оформления заявки / полнота заявки / действительность документов
правоспособность участника
соответствие минимальным квалификационным требованиям
соответствие обязательным техническим требованиям
соответствие обязательным договорным условиям
Обычные критерии сопоставления (степени предпочтительности):
«цена»
«качество продукции»
«договорные условия»
«квалификация участника»
Слайд 77Начальная цена закупки
223-ФЗ статья 4 ч.9 п.5: В извещении о закупке
должны быть указаны, в том числе, следующие сведения…
о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)
Методы определения начальной (максимальной) цены:
обязательные тарифы / расценки
исследование рынка
прошлый опыт закупки
Как соотносится с плановой стоимостью
(этап планирования)?
Слайд 78Определение начальной (максимальной) цены
Полезные источники:
Приказ Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013
г. № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 "О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования»
Методика расчета начальных (максимальных) цен при размещении заказов по капитальному строительству, на поставку материально-технических ресурсов и оборудования и на оказание услуг в Госкорпорации «Росатом» подготовлена во исполнение приказа Госкорпорации «Росатом» от 21.07.2010 № 1/119-п «О мероприятиях по созданию системы ценообразования»
государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов
Слайд 79Разработка извещения о проведении закупки -1
223-ФЗ, статья 4, ч.9 «…в извещении
о закупке должны быть указаны…:»
Требования к условиям проведения процедур закупки:
«1) способ закупки;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.»
Слайд 80Разработка извещения о проведении закупки -2
223-ФЗ, статья 4, ч.9 «…в извещении
о закупке должны быть указаны…:»
Требования к закупаемой продукции и условиям ее поставки (выполнению работ, оказанию услуг):
«3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ , оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);»
Слайд 81Дополнительные требования ГК РФ к извещению о проведении торгов (конкурсов и
аукционов)
ГК РФ, статья 448: Извещение должно содержать сведения:
о времени, месте и форме торгов (= подведение итогов закупки в 223 ФЗ)
их предмете (= предмет договора в 223 ФЗ)
об оформлении участия в торгах (нет в 223 ФЗ)
определении лица, выигравшего торги (нет в 223 ФЗ в части извещения)
о начальной цене (аналогично в 223 ФЗ)
о сроке заключения договора для торгов на право заключения договора (нет в 223 ФЗ)
! Оговорка в извещении про отказ от проведения торгов
Слайд 82Документация о закупке-1 (223 ФЗ, ст. 4, ч 10) -1
Требования к
условиям проведения процедур закупки:
требования к содержанию и оформлению заявки
порядок подачи заявок
требования к участникам закупки, и подтверждающим документам
порядок разъяснения документации
место и дата рассмотрения предложений участников и подведения итогов
критерии оценки и сопоставления заявок
порядок оценки и сопоставления заявок
Слайд 83Документация о закупке-2 (223 ФЗ, ст. 4, ч 10) -2
Требования к
закупаемой продукции и условиям ее поставки (выполнению работ, оказанию услуг):
Требования к качеству, техническим и иным характеристикам
требования к описанию участниками их технических предложений
Сведения о начальной (максимальной) цене лота
условия поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)
условия оплаты товара (работ, услуг)
порядок формирования цены договора (доставка, страхование, пошлины, налоги и др.)
+ проект договора (223 ФЗ, ст. 4, ч 5)
Слайд 84Обеспечение согласованности документации о закупке
требования
заказчика
критерии
формы
отбора
оценки
техническое предложение
коммерческое предложение
подтверждающие документы
к товарам, работам, услугам
к
форме
и условиям договора
к участникам и их субподрядчикам
Слайд 85Образец структуры конкурсной документации
Общие Положения
1.1. Общие сведения о конкурсе
1.2. Обжалование
…
2.
Технические требования к закупаемой продукции
3. Проект договора
4. Порядок проведения конкурса. Инструкции по подготовке заявок
4.1. Подготовка заявок
4.2. Требования к участникам
4.3. Требования к документам
4.4 Подача заявок
4.5 Рассмотрение и оценка заявок
4.6. Определение победителя
5. Дополнительные условия проведения конкурса
5.1 обеспечение заявок
5.2. альтернативные предложения
…
6. Образцы форм конкурсной заявки
Слайд 86Привлечение стороннего организатора
Экономия временных и трудовых ресурсов Заказчика;
Повышение качества и эффективности
проводимых закупок;
Повышение прозрачности закупок для топ менеджмента компании и проверяющих;
Аудит закупок;
Дополнительная экспертиза технических требований как силами наших специалистов (закупщиков), так и силами лучших отраслевых специалистов;
Юридическая чистота;
Риски берет на себя организатор конкурса;
Иногда политически выгодно, когда закупку проводит независимый Организатор;
Меньше поводов обвинить заказчика в предвзятом отношении к тем или иным участникам;
Привлечение авторитетных, независимых экспертов для оценки заявок;
Персонал Заказчика одновременно проходит обучение;
Использование накапливаемой базы по поставщикам с учетом прошлого опыта.
Слайд 87Обеспечить наличие таких условий для закупочной комиссии, при которых она
может
принять взвешенное решение
в интересах Заказчика,
не нарушая при этом
действующее законодательство
и нормативные документы самого Заказчика
Основная цель работы организатора закупок:
Слайд 88«Правильная» документация о закупке
Формулирование требований:
на русском языке, законченные формулировки
сопровождаются словами «от…
до…»,
«не менее…», «не более…»
выделять «требования» и «предпочтения»
политика в отношении товарных знаков, производителей, конкретных моделей оборудования
одинаковое – в одном месте
Слайд 89Стиль изложения технических требований, затрудняющий их восприятие: ухудшение качества заявок, сужение
конкуренции;
Структура технических требований: встречаются повторения, противоречия; затрудняет прочтение и понимание;
Недостаточный объем и детализация информации, например, неподробно указанные объемы работ (поставок): технические предложения участников не включают все необходимые работы; в процессе выполнения договора возникают доп. Соглашения;
Указания на конкретные марки и производителей: не обоснованное сужение конкуренции;
навязывание технических требований вместо функциональных требований там, где в этом нет нужды.
Типичные проблемы с техническими требованиями
Слайд 90Попытки в одном лоте объединить технологически и функционально не связанные с
товары, работы, услуги: ограничение конкуренции, предоставление преимуществ одному подрядчику;
Не всегда указаны сроки выполнения работ, поставок; иногда указаны уже неактуальные сроки;
Наличие ссылок на дополнительные материалы (проекты, ПСД), получение которых участниками затруднено;
Об одном и том же в разных местах. И естественно, немножко по-разному (особенно: с договором).
Типичные проблемы с техническими требованиями (продолжение)
Слайд 91Типовые формы договоров не всегда согласованы с предметом и содержанием закупки;
Нежелание
юристов что-либо менять в типовых формах договоров;
Индексация «цен» по долгосрочным контрактам: отсутствие заранее оговоренных механизмов индексации;
Отсутствие в договорах четких и понятных механизмов обеспечения обязательств подрядчика по договору;
Отсутствие следов «тендерности» в договоре.
Типичные проблемы с проектами договоров
Слайд 92Невнимательное (или недостаточно квалифицированное) чтение документации о закупке;
Не задавать вопросы, даже
если непонятно;
Игнорирование требований документации о закупке;
Подготовка в последний день (для ЭТП – подача за минуты до срока);
Осваивание инструментария ЭТП в день подачи заявки;
Участник не «думает за заказчика» при комплектовании заявки.
Типичные проблемы участников закупки
Слайд 93Сговор участников между собой;
Сговор заказчика и участника (-ов);
Манипулирует ЕВС – Его
Величество Случай;
Манипулирование результатами закупок
Слайд 94Присоединяйтесь!
Исполнительная дирекция
Тел/Факс.: 8-495-514-02-05
E-mail: info@E-mail: info@naiz.org
Подпишитесь на новости: www.naiz.org