Олигополия со сговором – фирмы пытаются в целях повышения собствен-ной прибыли найти кооперативное решение.
Эдвард Чемберлин:
Фирмы признают свою взаимозависимость и поддерживают монопольную цену без явного сговора. При наличии небольшого числа продавцов собст-венное действие каждого оказывает значительное влияние на конкурентов, которые не будут мириться с потерями. Снижение цены, предпринятое кем бы то ни было, приводит к снижению цен остальных фирм и уменьшению собственных прибылей. Равновесный результат будет таким же, как если бы между фирмами существовало монополистическое соглашение.
Остаточный спрос:
Лидер выбирает цену из условия максимизации прибыли:
Замечание 1. Фирма-лидер знает функции рыночного спроса и функции пред-
ложения фирм-конкурентов.
Замечание 2. Функции предельных издержек всех конкурентов должны иметь
возрастающий участок. В противном случае возможно значимое
расширение предложения конкурентов и захват рынка ими.
Вход на рынок новых фирм-последователей сокращает прибыли лидера!
Стратегии поведения лидера:
Максимизировать прибыль, не обращая внимания на вход конкурентов (используется при существенном преимуществе в издержках).
Устанавливать низкую цену, устраняющую стимулы входа в отрасль.
Остаточный спрос:
Лидер выбирает цену из условия максимизации прибыли:
Картель не является устойчивым объединением производителей!
Каждой отдельной фирме выгодно получить двойную прибыль:
За счет более высоких цен, которые устанавливаются благодаря сокра-щению объемов продаж картеля.
За счет превышения выпуска продукции над установленными квотами.
Задачи, стоящие перед картелем и не имеющие тривиального решения:
Задача определения квот участников картельного соглашения.
Задача перераспределения полученной прибыли (особенно сложна при существенно различающихся издержках).
Задача сохранения и выполнения картельных соглашений (стремление нарушить квоты усиливается с ростом рыночной доли картеля).
Задача блокирования появления новых фирм, пополняющих конкурент-ное окружение.
Зависимость экономических показателей от степени монопольной власти
Низкая степень концентрации:
Средняя степень концентрации:
Высокая степень концентрации:
Табл.1. Россия, химическая и нефтехимическая промышленность:
Барьеры, устанавливаемые государством (лицензии, патенты, разрешения).
## Продажа лицензий на предоставление услуг мобильной связи (в т.ч., 3G).
Барьеры, не связанные с деятельностью государства (абсолютные преиму-щества в издержках, эффект масштаба, доступ к ресурсам и технологиям…)
## «Polaroid» – ограничение доступа на рынок моментальной фотографии.
Блокированный вход. Укоренившиеся фирмы конкурируют, не обращая вни-мания на возможный вход новичков. Но даже отсутствие специальных мер, ог-раничивающих вход, не делает рынок привлекательным для новых фирм. Сдерживаемый вход. Вход невозможно блокировать, но укоренившиеся фир-мы модифицируют свое поведение, чтобы эффективно мешать входу.
Предоставляемый вход. Укоренившиеся фирмы (каждая в отдельности) нахо-дят более выгодным позволить новичкам войти, нежели возводить дорогостоя-щие входные барьеры.
Примеры:
Дилемма заключенного (доминирующие стратегии ведут к худшему исходу).
Недофинансирование общественных благ.
Трагедия общины (истощение ресурсов из-за чрезмерного использования).
Асимметричность информации (отрицательный отбор, моральный риск).
Модель с линейными издержками
Максимизация прибыли:
Равновесные значения объемов поставок, цен и прибылей:
Равновесное число фирм на рынке:
Равновесное число фирм на рынке
Объемы, цены, благосостояние
в модели олигополии без сговора
Объемы, цены, благосостояние
в модели олигополии со сговором
Равновесное число фирм:
Общественно эффективное число фирм:
SW ↑ при n↓
Численный пример – 1
Переход от конкуренции равновесного числа фирм к сговору эффективного
числа фирм:
Переход от конкуренции равновесного числа фирм к монополии:
Равновесное число фирм:
Общественно эффективное число фирм:
Равновесное число фирм:
Общественно эффективное число фирм:
Предположения модели:
Линейный отраслевой спрос
n одинаковых олигополистов с квадратичными издержками
Олигополисты конкурируют по объемам.
Количество фирм n определяется эндогенно из условия нулевой прибыли.
Модель с квадратичными издержками
Максимизация прибыли:
Равновесные значения объемов поставок, цен и прибылей:
Равновесное число фирм на рынке:
Свойство:
При (условии выгодности работы фирм на рынке)
С учетом монотонности перехода от n к x(n) – общественно эффекти-вное число фирм всегда меньше равновесного и для квадратичных издержек!
Модель с квадратичными издержками
Выбор зависит от величины прибыли и от дисконтирующего множителя δ!
Модель Модильяни формализует ситуацию относительного преимущества в издержках, связанного с положительным эффектом масштаба. Модель, в част-ности, описывает ситуацию в отрасли, характеризующейся высокими постоян-ными издержками, которые делают невыгодной работу на малых объемах про-изводства.
Модель Милгрома-Робертса учитывает асимметрию информации. Укоренив-шаяся фирма назначает низкую цену не потому, что имеет большие производ-ственные мощности, а потому, что пытается передать информацию о том, что либо спрос, либо ее предельные издержки низки, а, значит, вход в отрасль ма-лоприбылен.
Стратегии лидера:
Закрытие входа с помощью понижения цены.
Максимизация прибыли на остаточном спросе.
Стратегия последователя: максимизация прибыли при условии,
что лидеру выгодно осуществлять политику предоставления входа.
– эффективное рационирование.
– случайное рационирование.
Эффективное рационирование:
Случайное рационирование:
Рынок однородного продукта:
– цена входа (лицензия,…)
Фирма-последователь: выбирает мощности ценой r, предельные издержки c.
Цель фирм – максимизация прибыли в условиях количественной дуополии!
Численный пример:
Оптимум: A(0,7; 0,5), π = 0,35 – F.
Последователь не входит на рынок:
Лидер – монополист:
Зависимость прибылей
от мощностей
последователь не входит на рынок,
– деньги на лоббирование лицензий.
Грабительское ценообразование
Установление лидером цены ниже уровня средних и даже
средних переменных издержек для усиления монопольной власти
Условия грабительского ценообразования:
Значительное преимущество лидера в издержках.
Высокие барьеры входа, не позволяющие новым фирмам войти на рынок.
Замена на монопольную цену после «расчистки рынка».
Эволюция отрасли
Вертикальная дезинтеграция: запрет на одновременное владение генери-рующими и передающими мощностями!
Компания обязана передать сети в управление специализированному субъекту (сетевая компания, системный оператор и т.д.), либо должна быть разделена на генерирующую и регулируемую сетевую компании.
Рассматриваемые варианты:
Гарантированная регулируемая сетевая монополия (Р)
Гарантированная нерегулируемая сетевая монополия (М)
Сетевая монополия в условиях потенциальной конкуренции с независимой сетевой компанией (М+НСК)
Сетевая монополия в условиях потенциальной конкуренции с генерирую-щей компанией (М+ГК)
– издержки на увеличение пропускной способности сети
(равные для монополии и потенциальных конкурентов).
α – доля переданной электроэнергии (за вычетом потерь);
Численный пример
Если не оговаривается особо:
Гарантированная
регулируемая монополия (Р)
Общественно эффективный, но трудно реализуемый на практике вариант:
максимальные объемы, минимальная разница цен потребителя и производителя, нулевая экономическая прибыль сетевой компании, нулевые мертвые потери.
Случай 2. Недостаточная пропускная способность :
Гарантированная
нерегулируемая монополия (М)
Худший вариант: минимальные объемы, максимальная разница цен.
– вдвое меньше эффективного объема.
Случай 2. Недостаточная пропускная способность :
Критические точки: и
Критические точки: и
В некоторых случаях изначально не-
большая пропускная способность мо-
жет оказаться плюсом, т.к. заставляет
сетевую монополию расширять сеть.
При изначально высокой пропускной
способности сетевая компания не бу-
дет расширять сеть, чтобы не нести
постоянные издержки.
Модель независимой сетевой компании:
НСК не входит на рынок, если ее прибыль отрицательна.
если НСК входит на рынок.
⇒ НСК не входит на рынок.
Критические точки: и . Последовательность может быть различной.
Зависимость прибыли от объема передачи электроэнергии
при разной пропускной способности
Случай 1. Низкая пропускная
способность :
Случай 2. Высокая пропускная
способность :
Вариант 1.2. Строить, пустить конкурента,
Вариант 1.3. Строить, не пускать конкурента,
Вариант 2.2. Не строить, не пускать конкурента,
Прибыль ГК, не входящей на рынок (только от генерации):
Прибыль ГК, входящей на рынок (от генерации и от передачи):
Разность прибылей ГК в рассмотренных ситуациях:
если ГК входит на рынок.
⇒ ⇒ ГК не входит на рынок.
Критические точки: и . Последовательность может быть различной.
Зависимость прибыли от объема передачи электроэнергии
при разной пропускной способности
Случай 1. Низкая пропускная
способность (почти всегда):
Случай 2. Высокая пропускная
способность (редко):
Вариант 1.3. Строить, не пускать конкурента,
Вариант 2.2. Не строить, не пускать конкурента,
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть