Введение в экономическую теорию презентация

Содержание

Экономическая теория

Слайд 1Кулай Светлана Владимировна
Старший преподаватель кафедры экономики и управления
osv-07@mail.ru
консультации по вторникам
в

15:30 ч.
Ауд. 432 (кафедра ЭиУ)

Слайд 2Экономическая теория


Слайд 3Экономическая теория
Зарождение экономики

МИКРОэкономика

МАКРОэкономика


Слайд 4Тема 1. Введение в экономическую теорию
Вопрос 1.Зарождение экономики, ее предмет и

методы


Слайд 5Термин «экономика» ввел греческий писатель Ксенофонт (430-355 до н.э.).
Состоит из

2х слов:

«ойкос»- дом,
домашнее хозяйство


«номос»- знаю, закон.



В первородном смысле –
наука о домоводстве,
об искусстве ведения домашнего хозяйства.


Слайд 6Экономика – наука об общественных отношения в процессе производства, распределения, обмена

и потребления благ



Слайд 7Экономическая теория
 — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское 
основание.




Состоит из множества школ
 и

направлений.

.

Слайд 8Первые экономические взгляды связаны с греческими мыслителями

Аристотелем
(364–322 до н.

э.)

Платоном
(428–348 до н. э.)


Слайд 9Борьба купеческого капитала с господством феодальной власти нашла выражение в первом

направлении экономической теории - МЕРКАНТЕЛИЗМЕ XV- XVIII вв.
Меркантильный - значит связанный с торговлей, торговый



Слайд 10Эта концепция видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота

и серебра), считавшимися главными формами богатства.


Слайд 11Впервые правила экономического поведения связываются не с деятельностью отдельного лица, ведущего

хозяйство, а с системой экономических отношений, в которой ведущую роль должно играть государство. Поэтому экономическая наука стала называться политической экономией.

Представители:
Антуан Монкретьен,
Томас Мэн,
Жан Батиста КольбЕр ,
Иван Посошков
российского экономиста
и публицист (1652–1726).

Слайд 12Представители:
Франсуа Кенэ
Анн Тюрго
Представители считали, что только земля продуктивна и что

только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество.

ФИЗОКРАТЫ


Слайд 13Адам Смита
Давида Рикардо
В основе лежала концепция трудовой стоимости
В создании

стоимости участвуют три класса: рабочие, капиталисты и землевладельцы, то есть владельцы
3х факторов производства:
ТРУДА ЗЕМЛИ КАПИТАЛА
В этом сказывалась классовая принадлежность Смита к буржуазии.

Высшая форма политэкономии


Слайд 14На основе теории трудовой
стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс

(1818-1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»).
Только труд наемных рабочих создает богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса.
Развил идею, что действительным богатством общества является человек, трудящийся.

МАРКСИЗМ


Слайд 15Идеализация механизма свободной конкуренции
НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
«невидимая рука» рынка
способна направлять развитие

экономики по наиболее эффективному пути
недооценка роли государства -оно должно быть лишь «ночным сторожем»

Слайд 16На рубеже XIX и XX веков (от marginal– предельный – англ.)


Были созданы теории предельной полезности, знаменовавшей поистине революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др.
В основу экономического анализа положили субъективные оценочные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов.
Стоимость товара должна определяться не затратами труда, а полезностью товара

МАРЖИНАЛИЗМ


Слайд 17Вышедшая в 1936 г книга выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883–1946)

«Общая теория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории

Двигателем экономики, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения

Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства. Кейнсианский подход имел успех 1940-1960 гг .

Кейнсианство


Слайд 18Мировой экономический кризис 1973-1975 гг. показал , что госрегулирование экономики приводит

к постоянным бюджетным дефицитам и превращению инфляции в хроническое явление.
Появился монетаризм в США в 50-60е г. Лидер- Милтон Фридмен

Заслуга монетаризма заключается в исследовании механизма денежного обращения и разработке механизма денежно-кредитной политики государства

Идеологическая суть монетаризма - защита свободы частного предпринимательства и конкуренции.

МОНЕТАРИЗМ


Слайд 19Господствующее положение в современной экономической теории занимает
«основное течение» (mainstream), включающее

в себя совокупность выводов вышеперечисленных направлений.


Слайд 20 — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить

в себе реальную экономику.

Основная задача экономической теории


Слайд 21Предмет науки – явления и процессы, изучаемые наукой

Предмет экономической теории –

отношения между людьми, складывающиеся в процессах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в мире ограниченных ресурсов, проблемы их эффективного использования с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей.

Предмет экономической теории


Слайд 22Микроэкономику
(др.-греч. μικρός — маленький; οἶκος — дом; νόμος — закон) —
Макроэкономику 
(от  др.-греч.  μακρός — длинный, большой, οἶκος — дом и Nόμος — закон

Экономическая теория с точки

зрения объекта исследования делится на:

Слайд 23 наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических

явлений.
Таких как:
экономический рост; 
безработица;
общий уровень цен, инфляция;
денежное обращение,  уровень ставки процента;
государственный бюджет


Макроэкономика


Слайд 24наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Экономические агенты —

субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ

Микроэкономика


Слайд 25Метод- совокупность принципов и инструментов научного познания.
Методы экономической теории:
1. Метод анализа и синтеза — анализ

предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.
2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Слайд 263. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему,

состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.


Слайд 27

Вопрос 2. Потребности общества, их виды


Слайд 28Потребность- состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть

В экономической теории

часто используется деление потребностей на:
первичные (низшие)
вторичные(высшие)

Под первичными подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде т. д.
Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п .


Слайд 29Иерархия потребностей по Маслоу


Слайд 30Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удовлетворять свои потребности, для

чего необходимы определенные РЕСУРСЫ


Слайд 31Вопрос 3.
Проблема экономического выбора


Слайд 32Ресурсы - производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы ограничены, их

всегда не хватает, чтобы удовлетворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всегда стоит перед проблемой выбора.


Слайд 33Проблема экономического выбора состоит в решении следующих задач:
1) что производить и

в каком количестве?
2) как производить, с помощью каких ресурсов и технологий?
3) для кого производить, то есть на какую группу потребителей будет ориентироваться производитель?


Слайд 34Производственные возможности общества – возможности общества по производству благ при полном

и эффективном использовании имеющихся ресурсов и данном уровне развития технологии.
Кривая производственных возможностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов



Слайд 36
Точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ

Точка E внутри

графика КПВ - неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов

Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии
Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный)

КПВ показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.


Слайд 37
Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе

сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма

Вопрос 4. Экономические системы, их типы


Слайд 381. Традиционная
Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие

товары и услуги как и для кого производить. Отсталая технология производства. Преобладание ручного труда. Консерватизм и непринятие нововведений

2. Централизованная (административно-командная)
Экономические решения принимаются центральным органом власти на основе директивного планирования

Типы экономических систем


Слайд 393. Рыночная
Распределение и использование экономических ресурсов происходит с помощью

конкурентного рыночного механизма. Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства
4. Смешанная
Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рыночного и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни. Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием. Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ


Слайд 40Вопрос 1. Условия возникновения рынка, его функции

МИКРОЭКОНОМИКА Тема 2. Рынок


Слайд 41Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном,

безличностном механизме ценовых сигналов

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:
1. домашние хозяйства,
2. бизнес (предприниматели),
3. правительство.



Слайд 42 общественное разделение труда и специализация,
экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов

рынка. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Рынки могут существовать только для товаров, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться,
свободный обмен ресурсами.

Условия возникновения рынка:


Слайд 431) Информационная. Через меняющиеся цены, ставки рынок дает участникам производства информацию

об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.
2) Посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга.
3) Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель.

Функций рынка:


Слайд 444) Регулирующая. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? Для кого?

Как производить?
5) Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств.

Функций рынка:


Слайд 45Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на основных элементах:

цене, спросе и предложении, конкуренции.
Изменение цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства.

Вопрос 2. Рыночный механизма и его элементы: спрос, предложение, цена


Слайд 46Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством

тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.


Слайд 47Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен.

Через

эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.


Предложение – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене


Слайд 48Если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия

остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

Рис. 1. Кривая
спроса


Закон спроса


Слайд 49Чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения

на рынке данного товара

Рис. 2. Кривая
предложения

Закон предложения


Слайд 50Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения, которые под

воздействием ряда факторов могут смещаться. Так в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае будем двигаться не по кривой D1 а произойдет сдвиг кривой в новое положение D2

Рис. 3. Сдвиг
кривой спроса



Слайд 51Главный фактор, воздействующий на предложение, – издержки производства. Так, применительно к

сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S, смещается вправо
Рис.4
Сдвиг
кривой
предложения

Слайд 52На каком уровне должна установиться цена?
В точке встречи Е спрос

количественно равен предложению (Q1) и цена Р1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия

Рис. 5. Цена
равновесия



Слайд 53При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный

по величине отрезку АВ).
Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены
При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит товара на рынке.
В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх.


Слайд 54– показывает, насколько изменится объем спроса/предложения на товар в ответ на

изменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар.
Показатели эластичности:
1. коэффициент эластичности



2. общая выручка продавца


Эластичность спроса/предложения





Слайд 551. Если |ED| < 1%, товары неэластичные: объём изменяется в меньшей

степени чем цена
2. Если |ED| > 1%, то товары эластичны: объём изменяется в большей степени чем цена
3. Если |ED| = 1%, то товары единичной эластичности: объём изменяется так же на 1% как и цена

Типы эластичности


Слайд 56Вопрос 3. Конкуренция


Слайд 57Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия

производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности.


Слайд 58от латинского слова
concurrere – состязаться;
еще одна трактовка из французского
courir

- бегать,
concurrence –
совместные бега с
соперником

Термин «конкуренция» происходит от:


Слайд 59Конкуренция - экономическая состязательность за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности.

Конкуренция означает борьбу товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования и получение наивысшей прибыли, соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.


Слайд 601. Конкуренцию порождает редкость ресурсов. Борьба за использование ограниченных ресурсов.
2. Полная

хозяйственная обособленность каждого субъекта рынка, его экономическая самостоятельность.
3. Полная зависимость хозяйствующих субъектов от рыночной обстановки и противоборство с другими претендентами за наивысший доход.

Причины существования конкуренции :


Слайд 61среди покупателей ;

среди продавцов;

между продавцами
и покупателями.
В качестве регулирующего механизма выступают 3

вида конкуренции:

Слайд 621. По масштабам развития :
1.1 индивидуальная - производитель стремится найти и занять

свою нишу на рынке, выбрать наиболее оптимальные условия для производства и реализации продукции;
1.2 местная - существует между производителями на какой-то территории;
1.3 внутриотраслевая - конкуренция между аналогичными товарами, обладающими сходными потребительскими качествами, но различающимися по цене, качеству или ассортименту;


Классификация форм конкуренции:


Слайд 631.4 межотраслевая конкуренция - соперничество между предприятиями разных отраслей за платежеспособный

спрос населения в целях извлечения большого дохода;
1.5 национальная конкуренция - среди отечественных фирм-производителей;
1.6 глобальная конкуренция - вышедшая за масштабы национального рынка, соперничество предприятий, хозяйственных объединений, государств на мировом рынке.


Слайд 642.1 регулируемая конкуренция - государство берет на себя полномочия по защите

конкуренции на основе антимонопольного законодательства;
2.2 свободная

2. По характеру развития конкурентных отношений 


Слайд 653.1 ценовая конкуренция - конкурентное преимущество достигается обычно за счет снижения

цены;
3.2 неценовая конкуренция построена на использование преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий;

3. По методам ведения конкурентной борьбы 


Слайд 66Конкуренция меняет формы проявления.
Соперничество осуществляется за возможность быстрее вводить совершенно новые

изделия, предоставлять новые услуги, создавать новые рынки, находить в них новые незанятые ниши.
Фирмам выгоднее сотрудничать, а не соперничать, так как важнее и результативнее находить пути совместных усилий для достижения поставленных целей.
Конкурентная борьба, таким образом, сочетается и сменяется сотрудничеством и кооперированием.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика