Всемирная торговая организация (ВТО) презентация

Содержание

Всемирная торговая организация (ВТО) Создана 01.01.1995г. В Женеве по результатам Уругвайского раунда переговоров (1986-1994гг.); 156 стран-членов

Слайд 1В
Всемирная
торговая организация

(ВТО)

Конспект лекции 2 – 4 в слайдах по курсу
«Современная международная торговая система»
для магистров 1-го года обучения специализации 080100
«Международная экономика»

Ст. преподаватель кафедры МЭО СПб ГУ Э и Ф Б.А. Чеботарев



Санкт - Петербург
2012 г.



Слайд 2 Всемирная торговая организация (ВТО)

Создана 01.01.1995г. В Женеве по результатам Уругвайского раунда переговоров (1986-1994гг.); 156 стран-членов ВТО и > 98% всего оборота миро-вой торговли. Штат > 500 сотрудников; бюджет > 80 млн.$.
В 1946г. СССР отклонил предложение вступить в создаваемое ГАТТ, создав позже СЭВ. Статус наблюдателя СССР получило в1979г. В 1993г. Россия подала заявку о присоединении к ГАТТ.
Основная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем её регулирования преиму-щественно тарифными методами при последователь-ном сокращении уровня импортных пошлин, а так же устранения различрых нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препят-ствий в международной торговле товарами и услугами.
Цель ВТО –регулирование торгово-политических отношений членов организации в сфере меж-дународной торговли на основе пакета соглашений« Уругвайского раунда переговоров(1986-94гг.)»
Принципы ВТО):
1. Предоставление режима НБ в торговле на недискриминационной основе;
2. Взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхожд.;
3. Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
4. Отказ от использования количественных ограничений;
5. Прозрачность торговой политики;
6. Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Главные функции ВТО:
1. Содействие созданию норм международного торгового права:
- является форумом многосторонних торговых переговоров по вопросам международной
торговли;
- осуществляет толкование международных договоров системы ВТО.
2. Обеспечение соблюдения норм международного торгового права
- обеспечивает функционирование механизма по разрешению торговых споров между членами ВТО;
- принимает решения по приему в члены организации и (в исключительных случаях) об его освобождении от обязательств, налагаемых на него в рамках ВТО (полномочия высшего органа ВТО - конференции министров).
- осуществляет контроль за реализацией многосторонних многосторонних торговых дого-воров системы ВТО посредством Механизма обзора торговой политики членов ВТО.
- 2 -



- 2 -

Слайд 3

Организационная структура ВТО
Высший орган - Конференция Министров(заседает не реже1раза в2 года)
Исполнительный орган - Генеральный Совет (не реже1раза )
Административный орган – Секретариат (работает на постоянной основе)



Конференция 4 Министров - принимает решения по всем вопросам, любого многостороннего соглашения и имеет исключительные компетенции. Решения принимаются на основе консенсуса (как правило) или с использованием процедуры голосования (2/3 или 3/4 голосов в зависимости от вопроса).

Генеральный Совет – ( послы или представители стран членов ВТО). Осуществляет функции КМ в промежутках между её сессиями и общее руководство органами (Советами и Комитетами) входящими в его состав. Решения прини-маются на основе консенсуса или с использова-зованием процедуры голосования (2/3 или 3/4 голосов в зависимости от рассматриваемого вопроса.

- 3 -


Конференция министров


Секретариат

Генеральный Совет

Совет по торговле услугами

Совет по торговле товарами

Орган по апелляциям

Жюри по решению споров

Орган по обзору торговой политики


Орган по разрешению споров

Совет по торговым аспектам
прав на интеллектуальную
собственность

Комитеты (11) в том числе по:
1.Техническим барьерам в торговле.
2. Антидемпинговой практике.
3. Импортному лицензированию.
4. Защитным мерам.
5. Доступу на рынки.
6. Сельскому хозяйству.
7. Санитарным и фитосанитарным мерам.
8. Инвестициям связанных с торговлей.
9. Правилам происхождения.
10. Субсидиям и компенсационным мерам
11. Таможенной стоимости.

1.Комитет по торговле финансовыми
услугами.
2.Группа по переговорам в области базо-
вых телекоммуникаций.
3.Группа по переговорам о перемещении
физических лиц.
4.Группа по переговорам о морских
перевозках.
5.Рабочая группа по профессиональным
услугам.

1.Комитет по торговле гражд. авиатехникой.
2. Комитет по государственным закупкам.

1.Торговле и окру-
жающей среде.
2. По торговле и
развитию.
3. Ограничениям,
связанным с плате-
жным балансом.
4. Бюджету, фина-
нам и администра-
тивным вопросам.


Комитеты по:


Слайд 4

Приложение 1А - соглашения смежные с ГАТТ-94



-14 -



Международные торговые договоры системы ВТО Соглашение об учреждении ВТО (Марракешское от 15.04.94 г.- определяет организационно-правовую основу организации к которому прилагаются четыре приложения.


Слайд 5 Международные торговые договоры системы ВТО

Соглашения смежные с ГАТТ- 94) Приложение 1А /продолжение/

- 5 -





Слайд 6Международные торговые договоры системы ВТО Соглашения

смежные с ГАТТ-94 Приложение 1А /окончание/

- 16 -




Слайд 7 Международные торговые договоры системы ВТО

(окончание)

- 7 -


Слайд 8 Генеральное соглашение по тарифам в торговле

(краткая характеристика) ГАТТ- 94 – базовый международный договор, на основе которого осуществляет-ляется правовое регулирование внешней торговли товарами Основные требования в ГАТТ 1. Связывание и постепенное сокращение тарифных ограничений во внешней торговле. 2. Отмена нетарифных мер во внешней торговле товарами. 3. Провозглашение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении товаров другого государства. 4. Провозглашение национального режима (НР)) в отношении товаров другого государства. 5. Введение свободы международного транзита через территорию государства. ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ГАТТ- 94 Основано на связывании и постепенном сокращении таможенных тарифов. Размер таможенных пошлин подлежит замораживанию (консолидации) и постоянно пересматри-вается в сторону уменьшения, а их уровень, указанный в списках тарифных уступок, рассматрива-ется как максимальный (связанный уровень). Уступки автоматически распространяются на всех членов ВТО в силу оговорки необусловленного характера о предоставлении РНБ. Повышение тарифа возможно лишь как исключение из правила с принятием мер: 1. Простейшее повышение тарифа - по истечению трехлетнего срока. 2. Как защитная мера - если импорт иностранного товара наносит или угрожает нанести се- рьёзныё ущерб отрасли национального производства, производящей подобные или прямо конку-рирующие товары. В этих случаях затронутые страны вправе изъять В этих случаях затронутые страны вправе изъять в отношении повысившего тариф члена ВТО равноценную уступку. 3. Повышение тарифов странами, экономика которых может обеспечить только низкий уровень жизни и находятся на ранних стадиях развития. При этом затронутые страны получают право на отзыв равноценных уступок по своему выбору Главной задачей при применении исключений является сохранение баланса уступок: затронутое повышением тарифа государство получает право на отзыв равноцен- ных уступок

-8 -


Слайд 9Нетарифные регулирование в ГАТТ -94

НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ЗАПРЕЩАЮТСЯ В качестве исключения допускаются:



1. Запрещения или ограничения экспорта, временно применяемые для предотвраще-ния или ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров имеющих существенное значение для экспортирующих государств.
2. Запрещения или ограничения в связи с применением правил классификации, сортировки или реализации товара в международной торговле (например, при продаже товаров второго сорта под видом первого.
3. Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров, включая продукты рыболовства, при проведении правительственных мероприятий, направленных на сокращение национального производства подобных товаров или на ликвидацию затоваривания.
Скрытые барьеры во внешней торговле
Меры которые сами по себе не могут считаться неправо-мерными, однако
в случае их неправильного применения становятся запрещенными. В их числе:
1. Импортное лицензирование. 7. Дополнительное(нетарифное) тамож. обложение.
2. Добровольное ограничение экспорта. 8. Технические барьеры в торговле.
3. Монополия внешней торговли. 9. Правила происхождения.
4. Оценка товаров для таможенных целей. 10.Торговые меры, связанные с инвестициями.
5. Компенсационные пошлины(субсидий).. 11. Санитарные, фитосанитарные и вет.
меры.
6. Антидемпинговые пошлины 12. Предотгрузочная инспекция

- 9 -


Слайд 10

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в ГАТТ

РНБ не распространяется :

РНБ а ГАТТ предусматривает обязанности государства предоставлять в отношении то-
варов из другого государства в определенной области такие же льготы и преимущества, которые
уже предоставлены или будут предоставлены в отношении товаров из любого третьего гос-ва

НРБ распространяется на:

- 10-




1. Весь круг операций, связанных с ввозом и выво-
зом товаров.
2. Внутренние налоги и любые внутренние, сборы,
которыми могут облагаться иностранные товары.
3. Все законы, правила и требования, относящиеся
к внутренней продаже, предложениями на продажу,
покупке, перевозке, распределению использованию.

4. Все сборы, правила и формальности, связанные с
транзитом.
5. Требования, предъявляемые к маркировке.
6. Нетарифные меры, если допускается их примене-
ние (принцип «неселективности»).

1. На преимущества, предоставленные:
- любой предоставленной стране или между развиваю-
вающимися странами;
- соседним странам в целях развития приграничной
торговли;
- в рамках таможенных союзов и зон свободной торговли
2. На преимущества, действующие между отдельными
ными территориями, в том числе:
- Великобритания и зависимые от нее территории;
- территории Французского союза;
- таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксем-
бурга и их зависимые территории;
- участниками других преференциальных оглашений.

Национальный режим (НР) в ГАТТ
. Национальный режим предусматривает обязанность государства предоставлять
товарам иностранного происхождения тот же режим на внутреннем рынке, что и
национальным товарам.


НР распространяется
1. На внутренние налоги и сборы.
2. На законы, правила и требования, относящиеся
к внутренней продаже, покупке, перевозке, рас-
пределению и использованию.
3. На внутренние правила количественного регу-
лирования (требования смешения, переработки
или использования товара в определенных ко-
личествах или долях).

НР не распространяется
1. На законы, правила и требования, регулирующие правительственные закупки(закупки для гос. нужд).
2. На выплату субсидий исключительно внутренним производителям, а так же на выплату субсидий в фо-рме правительственных закупок отечественных товаров.
3. На демонстрацию кинофильмов(ГАТТ допускает введение демонстрационных квот, т.е. требования демонстрации фильмов отечественного просхождения в рамках определенного объема .


Слайд 11РЕЖИМ ТРАНЗИТА В ГАТТ
Транзитные перевозки имеют место когда проезд

через территорию
государства считается лишь частью полного пути, начинающегося и
заканчивающего за пределами границы данного государства. При
транзите допускается: перегрузка, складирование, дробление партий
товаров, перемена вида транспорта.

Гатт провозглашает свободу транзита (кроме транзитного движения самолетов)

С в о б о д а т р а н з и т а п р е д п о л а г а е т:
1. Право осуществлять транзит по наиболее подходящим для международного транзита путям:
2. Запрет дискриминации в зависимости от: флага судна; происхождения товара; места захода или
выхода транспортного средства; места назначения товара и собственника транспортного средства.
При этом страна может потребовать, чтобы транзитные перевозки через ее территорию осуществлялись
через соответствующую входную таможню.

3. Запрет подвергать транзитные перевозки ненужным задержкам или ограничениям.
4. Освобождение транзитных перевозок от:
- таможенных пошлин;
- всех транзитных и иных сборов( за исключением сборов, соразмерных с административными
расходами и стоимостью предоставляемых услуг, вызываемых транзитом).;
5. Предоставление товарам , которые прошли через территорию другой страны, режима не менее
благоприятного, нежели товарам при прямой отгрузке.




Транзитным перевозкам предоставляется РНБ в отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом
- 11 -


Слайд 12ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ГАТТ
ГАТТ не распространяется:
1. На торговлю сырьевыми товарами.

В ВТО сырьевые товары – это исчерпы-
ваемые минеральные ресурсы.

2. На торговлю:
- оружием, боеприпасами и военными ма-
териалами;
- другими товарами и материалами, торгов-
ля которыми осуществляется прями или
косвенно для целей снабжения воо ружен-
ных сил.

3. На торговлю расщепляющими ма-
териалами или материалами из кото-
рых они получаются.

4. На импорт или экспорт золота или
серебра.

5. На торговлю товарами, произво-
димыми трудом лиц, находящихся в
заключении.


Исключения из ГАТТ могут
делаться (распространяются):
1. Для охраны:
- общественной морали;
- жизни и здоровья человека, животных и растений
- национальных сокровищ, художественной или
археологической ценности.

2. При наличии обстоятельств, в связи с ко-
то рыми возникает необходимость обеспе-
чить на циональную или международную
безопасность:
- в военное время и в других чрезвычайных обсто-
ятельствах в международных отношениях;
- в случае необходимости исполнять обязательст-
ва для сохранения международного мира и безопас-
ности в соответствии с Уставом ООН.


- 12 -


Слайд 13

Соглашения смежные с ГАТТ-94

1. Соглашение ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ:



Является обязательным для всех членов ВТО и устанавливает многосторонние пра-
вила торговли сельхозпродукции в отношении доступа на рынок и субсидирование.
Запрещает использование нетарифных мер в целях недопущения импорта сельско-
хозяйственной продукции(квоты, минимальные цены и другое), и которые должны
быть пересчитаны в «тарифный эквивалент» исходя из правил Соглашения.
Защитные меры - любой член ВТО имеет право прибегнуть к специальным защит-
ным мерам в отношении импорта прошедших тарификацию сельскохозяйственных
продуктов, которые в тарифных списках членов ВТО помечены отметкой «SSG».
ЗМ выражаются в введении дополнительной защитной пошлины, если:
- объем импорта превысит определенный уровень, определенный Соглашением;
- цена на импортируемый продукт будет ниже определенного уровня.
Соглашение предусматривает внутренние программы поддержки в виде:
1. Не экспортных субсидий состоящих из мер «желтой»; «голубой» и « зеленой» корзин;
2. Экспортных субсидий (ЭС)– дотаций производителю или продавцу экспортного
товара, возмещающих часть его издержек производства или обращения и повы-
шающих конкурентоспособности товара на внешнем рынке.
ЭС, как правило, выделяются государством на развитие транспортной и иной инф-
раструктуры связанной с продвижением отечественной с/х продукции на внешние рын-
ки, а так же снижение ставок экспортных тарифов на её перевозку.
Соглашение предусматривает обязательства членов ВТО по замораживанию
действующего (на период присоединения) уровня экспортных субсидий, не вводить но-
вые и сокращать действующие экспортных субсидий в течение согласованного (5–7
лет) периода времени.
- 13 -






Слайд 14 СОГЛАШЕНИЕ ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ (окончание) Меры по не экспортным

субсидиям

. . Меры «желтой корзины» /Аmberbox measures (subsidies, criteria)/ - относятся все внутренние (не экспортные)
меры поддержки АПК, за исключением мер «голубой» и «зеленой» корзин, оказывающие негативное (искажающее)
воздействие на торговлю с/х продукцией (списание долгов; регулирование рынков сельхозпродукции; страхование уро-
жая; дотации для производственных нужд и пр.).
В данную категорию субсидий не включаются прямые платежи производителям в рамках программ ограничения
производства, а также субсидии по конкретным товарам, если суммарная поддержка
не превышает 5% от общей стоимости их производства.
Под мерами «голубой корзины» /Blue-boxmeasures (subsidies/ понимаются: 1. Прямые платежи в рамках
программ ограничения с/х производства; 2. Любые другие меры поддержки АПК, если они выделяются в объеме (доля),
не превышающем 5% от общей стоимости производства данной продукции.
Указанные меры не подпадают под ограничения стран-участниц соглашения по с/хозяйству.
К мерам “ЗЕЛЕНОЙ КОРЗИНЫ» /Green-boxmeasures (subsidies, criteria / /относятся меры внутренней поддержки по фи-
нансированию за счет государства программ, не предусматривающих перераспределение средств потребителей и не
выступающих в форме ценовой поддержки производителей, в том числе:
1. Субсидии общего характера (на научные исследования, борьбу с вредителями, подготовку кадров, маркетинг и
услуги по продвижению товара на рынок; помощь в структурной перестройке через пенсионные программы; услуги по
инфраструктуре: строительство дорог, энергоснабжение, плотины, дренажные системы и пр.).
2. Меры, направленные на создание гос. резервов для обеспечения продовольственной безопасности.
3. Отдельные виды прямых выплат производителям, в т.ч.: несвязанные выплаты, т.е.выплаты не зависимые от видов
и объема продукции, цены и т.д; участие правительства в программах страхование доходов; выплаты в порядке помощи в слу-
чае стихийных бедствий и программам по охране окружающей среды; выплаты по программам региональной помощи (напри-
мер районам в зонах рискованной земледелия).
В отношении мер этих корзин члены ВТО берут обязательства по предельному уровню суммар-
ной внутренней поддержки, который устанавливается в виде фиксированной в денежном выраже-
нии величины – агрегированного показателя поддержки(АПП) и определяется как разница между
ценами внутреннего и мирового рынков.
Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает обязательства членов ВТО по поэтапному
сокращение величины агрегированного показателя поддержки (АПП) АПП в течение согласованного
(5–7 лет) периода времени.
- 14 -



Слайд 15 2. Соглашение по применению санитарных и

фитосанитарных мер


Вводит правила применения норм санитарной или фитосанитарной защиты.

1. Общие требования к санитарным и фитосанитарным мерам
Санитарные и фитосанитарные меры признаются не подлежащими оспариванию, если они
соответствуют следующим принципам, в т.ч.: применяются лишь в той степени, в какой они необ-
ходимы для охраны жизни и здоровья людей, растений или животных; основаны на научных принци-
пах (не остаются в силе без достаточного научного обоснования) и являются открытыми.

2. Национальные нормы и международные стандарты
Соответствие национальной нормы международному стандарту не обязательно, однако любая
национальная норма, соответствующая международному стандарту, презюмируется как право-
мерная.

3. Взаимное признание стандартов
Членам ВТО рекомендуется признавать санитарные и фитосанитарные нормы других членов
как эквивалентные, если они соответствуют уровню санитарной и фитосанитарной защиты.
3. Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер(ТРИМС).
Направлено против практики государств, обуславливающей допуск иностранных
инвестиций реализацией определенных экономических целей.
Соглашение запрещает использование торгово-политические мер, оказывающие отрицатель-
ное влияние на осуществление иностранных инвестиций и не совместимых с обязательствами:
а) предоставления РНБ (пункт 4 ст.III ГАТТ ), в т.ч.:
– требования закупок или использование предприятиями товаров отечественного производст-
ва.( меры местного компонента);
– требования о том, чтобы закупки предприятием импортируемых товаров ограничивались
количествами, связанными с объемами или стоимостью экспортируемых товаров (требования
сбалансированности торговли).
б) общего устранения количественных ограничений (пункт.1 ст. ХI ГАТТ ), в т.ч. требования:
- ограничить импорт товаров, используемых в местном производстве;
- ограничивающее доступ предприятия к иностранной валюте
- ограничить экспорт произведенных предприятием товаров.




- 15 -


Слайд 16 4. СОГЛАШЕНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ БАРЬЕРАМ В ТОРГОВЛЕ

Принято для устранения технических барьеров, являющихся скрытым препят-
ствием во внешней торговле и устанавливает требования к национальным техни-
ческим регламентам и стандартам и процедурам сертификации

1. Соглашение не вводит и не содержит:
- унифицированных технических регламентов и стандартов и требованиям к ним;
- требований об их обязательном взаимном признании членами ВТО.
2. Издание собственных техрегламентов и стандартов будет считаться членами
ВТО правомерным, если они отвечают следующим требованиям:
- не приводит к созданию излишних препятствий во внешней торговле;
- являются открытыми и предоставляют импортным товарам режим не менее благоприятный,
чем товарам национального происхождения.
3. Особые требования. Технические регламенты не должны оказывать на торговлю иного воз-
действия, кроме необходимого для достижения следующих целей: обеспечения национальной безо-
пасности; предотвращения обманной практики; защиты здоровья и безопасности людей; защи-
ты жизни и здоровья животных и растений; охраны окружающей среды.
Процедура сертификации
Оценка соответствия (сертификация) – это оценка того, насколько выполняются
требования технических регламентов.
Требования к процедуре сертификации
1. Отсутствие унификации - соглашение не вводит унифицированных правил её оценки;
2. Отсутствие требования использования международных правил – соглашение не содержит тре-
бований придерживаться международных правил сертификации. Эти правила лишь рекомендуют-
ся, за исключением случаев, когда они не подходят по причине (см. особые требования).
3. Национальные правила сертификации – не должны создавать излишних препятствий; быть от-
крытыми и базироваться на РНБ.

-16 -

Технические регламенты и требования к ним
Технический регламент разрабатывается с целью обеспечения минимального уровня безо-
пасности и носит обязательный характер.
Стандарт разрабатывается в целях обеспечения качества и носит рекомендательный характер
(качество не регламентируется, его выбирает потребитель).



Слайд 17 5. СОГЛАШЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТ. VII ГАТТ

(оценка таможенной стоимости)

Цель - предотвращения таможенной оценки товара в скрытый барьер в ВТ.


6. СОГЛАШЕНИЕ ПО ПРЕДОТГРУЗОЧНОЙ ИНСПЕКЦИИ
Устанавливает правила, которыми должны руководствоваться государства во избе-
жание превращения процедуры предотгрузочной инспекции в скрытый барьер в МТ.
Предотгрузочная инспекция осуществляется на территории страны-экспортера с целью
проверки качества, количества и цены товаров, предназначенных для экспорта.


Иные методы применяются, если не применим этот метод, в последовательности и на основе:
стоимости сделки с идентичными товарами; сделки с аналогичными товарами; цены независи-
мой продажи на внутреннем рынке на первом после импорта коммерческом уровне; расчетной
цены, базирующейся на выявлении подлежащих включению в нее сумм издержек и прибыли.
ГАТТ запрещает определять таможенную стоимость на основе стоимости аналогично-
го товара отечественного происхождения, а так же на основе произвольных оценок..
Соглашение вводит понятие ТРАНСФЕРТНАЯ ЦЕНА –цена образующиеся при обмене товарами
между связанными с друг другом лицами, и определяет шесть категорий таких лиц.
При этом использование трансфертных цен не меняет общих принципов таможенной оценки то-
варов, если таможенными властями не доказано влияние связи между лицами на цену сделки.

- 21 -

Основным методам определения таможенной стоимости является метод «цены сделки», т.е.
на основе реально уплаченной денежной суммы. В соглашении подробно регламентируется пере-
чень расходов, на которые цена сделки может корректироваться.


Функции инспекции может выполнять любой орган (правительственный или неправительст-
венный), который на основе контракта или распоряжения государства осуществляет деятельность
по предотгрузочной инспекции.
Виды и требования предъявляемые к предотгрузочной инспекции
1. Добровольная (по решению экспортера). 2.Обязательная (по решению правительства),
При этом каждый член ВТО должен определить минимальную стоимость отгрузки, ниже которой
обязательное инспектирование не проводится.
Инспекция должна производиться на территории государства, с которой товар экспортируется, на
основе согласованных сторонами в контракте стандартов, на основе гласности и открытости, без
дискриминации и неоправданных задержек, с обеспечением конфиденциальности.
Соглашение не обязывает членов ВТО разрешать правительственным органам других членов осу-
ществлять деятельность по предотгрузочной инспекции на их территории.
- 17 -




Слайд 18
7. Соглашение по правилам происхождения товаров

Цель - гармонизация правил происхождения товара и установление критериев, кото-
рым должны соответствовать правила определения страны происхождения товара.

Главные принципы определения страны происхождения товара

- 22 -

1.Страной происхождения товара считается страна, в которой товар произведен полностью, или
страна, в которой была осуществлена его последняя значительная переработка. Правила проис-
хождения не должны выдвигать каких-либо условий, не связанных с производством или перера-
боткой, в качестве определяющих условий для уяснения страны происхождения.
2. Правила происхождения должны применяться без дискриминации и не должны быть более стро-
гими, чем правила происхождения, которые само гос-во применяет для определения, произведен ли
товар в данной стране и быть открытыми
3. Оценка происхождения товара в срок не позднее 150 дней после запроса и остаётся действитель-
ным в течении трех лет.
4. Внесенные в правила происхождения изменения не должны иметь обратной силы.
5. Любое административное действие в связи с правилами происхождения может быть обжаловано
в административном или судебном порядке.
8. СОГЛАШЕНИЕ ПО ПРОЦЕДУРАМ ИМПОРТНОГО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Цель - упрощение и гармонизация процедур выдачи импортных лицензий
Импортное лицензирование – это требование предоставления компетентному административ-
тивному органу заявления либо документации (отличной от таможенной) в качестве условия для
ввоза товара.
Соглашение требует обеспечения: гласности в отношении процедур лицензирования и перечней
товаров, под них подпадающих; нейтральности, справедливости и беспристрастности при осу-
ществлении лицензирования;
Соглашение запрещает требовать раскрытия конфиденциальной информации.
Автоматическое импортное лицензирование – это лицензирование импорта, при котором одобре-
ние заявления, поданного в надлежащей форме, дается во всех случаях (в сроки не более 10 дней).).
Государства применяются этот вид лицензирования в целях мониторинга за импортом.
Неавтоматическое импортное лицензирование применяется для реализации решения о введении
ограничительных мер (например квот) и должно соответствовать: мере, для которой оно исполь-
зуется. Его процедуры не должны быть более обременительными, чем необходимо для осущест-
вления этой меры, открытым и осуществляться без дискриминации.
- 18 -
.



Слайд 19 Антидемпинговые меры – это меры по противодействию демпинговому импорту

которые
вводятся если: подано заявление и проведено антидемпинговое расследование; на основе анти-
демпингового расследования доказано наличие демпинга, который наносит или угрожает нане-
сти материальный ущерб национальной промышленности и ведет к замедлению развития соот-
ветствующей отрасли промышленности страны.

Виды антидемпинговых мер
1.Временные меры
2. Обязательства по ценам
3. Антидемпинговая пошлина

Пересмотр антидемпинговой пошлины
1. Административный пересмотр
2. Судебный пересмотр



- 19 -

9. Антидемпинговый кодекс (Соглашение по применению ст.VI ГАТТ– 94)

Базовое определение: Демпинг – это поставка товара на экспорт по цене ниже цены
на аналогичный товар при его продаже на внутреннем рынке страны-экспортера.
При этом сопоставляются средневзвешенные цены экспорта и внутреннего рынка.
Исключения: 1.При низком (< 5%) объеме продаж на внутреннем рынке – Демпинг – это
продажа товара на экспорт во «вторую» страну по цене ниже цены на аналогичный товар, когда
он импортируется в «третью» страну.
2. При наличии «особой рыночной ситуации» - Демпинг – это продажа товара на экспорт
по цене ниже цены издержек производства в стране происхождения, к которым прибавляется
разумная сумма различных издержек и прибыль.
Антидемпинговое расследования инициируются(либо): заинтересованной отечественной
отраслью (если на её долю приходится > 25% всего объема производства аналогичной товара; органом,
компетентным проводить антидемпинговое расследование; «третьей» страной
Процедуры антидемпингового расследования: 1. Письменное заявление, основанием для
отклонения которого являются: демпинговая разница < 2% от экспортной цены; объем демпингового
импорта незначителен (менее < 3%); размер ущерба не значителен.
2. Открытие расследования .Сроки расследования – мах 18 месяцев с момента принятия решения о
его начале.


Слайд 2010. Соглашение по субсидиям и компенсационным

мерам


Конкретизирует положения статей VI, XVI и XXIII ГАТТ

Субсидии. Под субсидией понимается:

- 20 -

1. Любое государственное финансовое содействие организации:
прямой перевод государством денежных средств организации (дотации);
принятие государством обязательств в связи с переводом денежных средств;
отказ от взимания причитающейся государству платежей (налоговые льготы);
предоставление и закупка товаров и услуг помимо общей инфраструктуры..
2. Любая форма государственной поддержки доходов (цен), результатом
(прямым или косвенным) которой является либо:
увеличение экспорта какого-либо товара с его территории;
сокращением импорта какого-либо товара на его территорию (например поддерживание «нерыночных» цен на энергоносители.
3. Любая льгота, по сути являющейся либо:
государственным финансовым содействием;
государственной поддержкой доходов и цен(Например снижение транспортных тарифов на экспортируемые товары.
Компенсационные меры
Вводятся: после проведенного расследования на основании заявления и если по
его результатам доказано наличие ущерба и его причинно - следственная связь с
субсидированием в виде:
1) временных мер; 2) обязательства по ценам; 3) компенсационных пошлин.
Их пересмотр может быть рассмотрен в административном или судебном порядке



Слайд 21В и д ы с

у б с и д и й


СОГЛАШЕНИЕ ПО СУБСИДИЯМ И КОМПЕНСАЦИОННЫМ МЕРАМ

Красные(запрещенные)



Желтые (дающие право
на разбирательство)

Зеленые (не дающие повода
для разбирательства)

Р а с с л е д о в а н и я по с у б с и д и я м

Процедура расследования
1.Письменное заявление, основанием для отклонения
ния которого являются:
- величина субсидии в стоимости товара является ми-
нимальной (< 1% от от его стоимости);
- объем субсидированного импорта незначителен(<5
% импорта аналогичного товара);
- размер ущерба не значителен.
2. Открытие расследования.
3. Сроки расследования – мах 18 месяцев с момента
принятия решения о его начале.
4.Ход расследования проводится компетентным орга-
ном и принятое им решение окончательно.

Расследование инициируется
- либо отечественной отраслью промышленности
(если на долю отечественных производителей, выс-
казавшихся в поддержку заявления, приходится бо-
лее 25 % всего объема производства аналогичного
товара произведенного отечественной промышлен-
ностью);
- либо в виде исключения, органом,компетентным
проводить расследование.
Обязательно уведомление члена ВТО, против това-
ров которого инициируется расследование и извеще-
нием о начале расследования.

- 21 -


Слайд 22 ХI. СОГЛАШЕНИЕ

ПО ЗАЩИТНЫМ МЕРАМ

Имеет целью внесение ясности в порядок применения ст. XIX ГАТТ, в которой
сформулирована т.н. т.н. «отказная оговорка», в соответствии с которой госу-дарство вправе приостановить свои обязательства по ГАТТ или аннулировать уступки.

П р а в о н а з а щ и т у и е ё в и д ы

Каждый член ВТО имеет право на защитную меру, если он установит, что товар импортируе-
тся на его территорию в таких возросших количествах, что это наносит или угрожает нанести
серьёзный ущерб отрасли национального производства, производя-щей подобные или прямо
конкурирующие товары.

С е р ь ё з н ы й у щ е р б
Это существенное общее ухудшение ситуации в отрасли
отечественного производства.
У г р о з а с е р ь ё з н о г о у щ е р б а
Это явная неизбежность серьёзного ущерба, основываю
щаяся на фактах, а не на убеждениях.

С р о к и п р и м е н е н и я и у с т у п к и
Срок применения защитных мер, как правило, не должен превышать 4 лет. В исключительных случаях он продле-ваевается, но весь период не может превышать 8 лет. .

В р е м е н н ы е м е р ы з а щ и т ы
Вводятся в критических ситуациях В качестве временных защитных мер применяются только тарифные меры (повы-шение тарифа). Они применяются без предварительного рас-следования. Срок их применения не может превышать 200 д..

О б ы ч н ы е м е р ы з а щ и т ы
Расследование: Обычные защитные меры могут быть
применены только после проведения расследования компе-
тентными органами и включает в себя: извещение; публич-
ные слушания; публикацию доклада с изложением мотиви-
рованных заключений.

- 22 -

В и д ы з а щ и т н ы х м е р
Члену ВТО предоставлено право на свободный выбор защитных мер. При этом:
1. Запрещается применять добровольные ограничения экспорта в любой форме.
2. Предписывается выбирать меры, которые больше всего служат достижению цели предотвращения
серьезного ущерба или угрозы ущерба.
Меры могут применяться в отношении ввозимых товаров в зависимости от страны происхожде-
ния, т.е. селективно (в случае непропорционального импорта из некоторых стран).
Количественные ограничения как защитная мера:
1. Не должны сокращать импорт ниже среднего предыдущего уровня (уровня, существовавшего до
возникновения ущерба или угрозы ущерба).
2. Должны распределяться между поставщиками по договоренности, а если невозможно – исходя из
пропорции, сложившихся в предшествующий период.
От данного принципа разрешается отходить только при наличии серьезного ущерба в случае непро-
порционального увеличения процента импорта из некоторых стран, при условии консультаций с
Комитетом по защитным мерам



Слайд 23 С О Г Л А Ш Е Н И Е П

О З А Щ И Т Н Ы М М Е Р А М Виды защитных мер

О б ы ч н ы е з а щ и т н ы е м е р ы

В и д ы з а щ и т н ы х м е р
Члену ВТО предоставлено право на свободный выбор защитных мер. При этом:

1. Запрещается применять добровольные ог-раничения экспорта в любой форме.

2. Предписывается выбирать меры, которые больше всего служат достижению цели пре-дотвращения серьезного ущерба или угрозы ущерба.

Меры могут применяться в отношении вво-зимых товаров в зависимости от страны про-исхождения, т.е. селективно (в случае непро-порционального импорта из некоторых стран).

Количественные ограничения как
защитная мера
1. Не должны сокращать импорт ниже сред-него предыдущего уровня (уровня, существо-вавшено до возникновения ущерба или угрозы ущерба).

2. Должны распределяться между поставщи-ками по договоренности, а если невозможно – исходя из пропорции, сложившихся в предше-ствующий период.
От данного принципа разрешается отходить только при наличии серьезного ущерба в слу-чае непропорционального увеличения про-цента импорта из некоторых стран, при усло-вии консультаций с Комитетом по защитным мерам.

- 23 -




Слайд 24 Г Е Н Е Р А Л Ь Н О

Е С О Г Л А Ш Е Н И Е П О Т О Р Г О В Л Е У С Л У Г А М И (Г А Т С)


Приложение 1В

Является базовым международным договором, на основе которого осуществляется правовое регулирование внешней торговли услугами

ГАТС не содержит определения термина «услуга» и в рамках ВТО услуги квалифицируются
на основе Классификационного перечня секторов услуг (12) и распространяется на :
1. деловые услуги; 2. услуги в области связи; 3. строительные и инженерные услуги;
4. дистрибьюторские услуги (включая оптовую и розничную торговлю);
5. услуги в области образования; 6.услуги в области окружающей среды;
7. финансовые(страховые и банковские) услуги;
8. услуги в сфере туризма и путешествий;
9. услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;
10. услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;
11. транспортные услуги; 12. прочие услуги.
При этом каждый сектор услуг делится на подсектора (до шести подсекторов в каждом секторе).

Обязательства членов ВТО в рамках ГАТС



Общие обязательства
Имеют императивный (обязательный) характер

Специфические обязательства
Объем и содержание обязательств фиксируется в
национальном Списке обязательств и изъятий

1.Требования предоставления в отношении лю-
бой меры РНБ.
2.Требования прозрачности внутреннего регули-
рования.
3.Требования создания внутренних процедур за-
щиты иностранных поставщиков услуг.
4. Требования либерализации в области валют-
ных операций связанных с услугами.
5.Требования демонополизации и запврета ОДП,
сдерживающех конкуренцию.
6.Требование, направленное на сокращение суб
сидирования. (Обязательства по обмену инфор-
мацией обо всех субсидиях, предоставленным на-
циональным поставщикам услуг.

- 24 -



По доступу на рынок
Если член ВТО не воспользовался предоставлен-ным ему правом на изъятия, то считается, что он отказывается от следующих ограничительных мер в открытых секторах, в т.ч.:
- ограничения числа поставщиков(квоты и пр.)общей
стоимости или числа операций;
- требования особой формы юридического лица или требование создания совместного предприятия (СП):
- ограничения на участие иностранного капитала в форме лимита максимального процента иностранного участия или общей стоимости иностранного инвести-рования.


Слайд 25 1.Услуг поставляемых при исполнении функций государственной власти на некоммерческой осно-
ве

и не на условиях конкуренции.
2. Авиатранспортных услуг. Не применяется к мерам, затрагивающих права авиаперевозки, в т.ч.:
т.н. «свободах воздуха», которые предоставляются государствами на основе совместных договоров.
В то же время положения ГАТС распространяются на: 1) на ремонтное и эксплуатационное обс-
луживание самолетов, за исключением текущего; 2) продажу и маркетинг авиатранспортных
услуг; 3) услуги компьютерной резервирования
3. Услуг морского транспорта государство вправе не предоставлять РНБ в отношении: 1) международ-
ного судоходства; 2) вспомогатель ных услуг; 3) доступа к портовым средствам обслуживания и
их использованию.
4. Положений нац. законодательства о перемещении физических лиц, поставляющих услуги.
5. Мер предосторожности в связи с финансовыми услугами. Члены ВТО вправе принимать меры нап-
равленные на защиту инвесторов и вкладчиков, а так же обеспечения целостности и стабильности
финансовой системы.
6. Услуг поставляемых с (или) территории стран на которые ГАТС не применяется, и услуг происходя-
щих не с территории стран, в отношении которых ГАТС не применяется, С применением следующих
критериев: 1.Применительно к физическим лицам - критерий гражданства; 2..В отношении юр. ли-
ца –критерий места учреждения; 3. В случае поставки услуг через коммерческое присутствие.
- 25 -





- 24 -

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУАМИ (ГАТС) Специфические обязательства в отношении национального режима

. ГАТС не распространяется на услуги(ограничения по применению) :

Иностранные услуги и их иностранные поставщики получают на национальном рынке в области
всех нормативно правовых актов и административной практики режим не менее благоприятный, чем
тот, который предоставлен местным услугам и поставщикам услуг
Изъятия в отношении предоставления НР предоставляются: если они не меняют усло-
вий конкуренции в пользу национальных поставщиков; для экономических интеграционных группи-
ровок государств; при наличии межгосударственного соглашения об интеграции рабочей силы или
договора об избежание двойного налогообложения – в соответствии с его положениями.
Список обязательств и изъятий для открытых секторов(подсекторов) услуг.
1.Горизонтальные изъятия - изъятия в отношении всех видов услуг применительно к конкрет-
ному способу их поставки.
2. Горизонтальные изъятия – изъятия, касающиеся специфических видов услуг в отношении
всех видов услуг при конкретном способе их поставки.





Слайд 26 Г Е Н Е Р А Л Ь Н О

Е С О Г Л А Ш Е Н И Е П О Т О Р Г О В Л Е У С Л У Г А М И (Г А Т С) (Способы поставки услуг)

Трансграничная поставка – это поставка услуги с территории одного члена ВТО на
территорию другого члена ВТО. Она имеет место, когда поставщик и потребитель услуги нахо –
дятся по разные стороны таможенной границы (например консультирование ).
Потребление услуги за рубежом - это передвижение потребителя в страну, где пос-
тавляется услуга (например международный туризм). При этом физическое перемещение потреби-
теля услуги не всегда обязательно. Может иметь место лишь перемещение его собственности
(например услуга по ремонту судна за рубежом).
Коммерческое присутствие - это создание юридического лица или обособленного
структурного подразделения юридического лица (филиала, представительства) в другом госу-
дарстве. Юр.лицо будет считаться коммерческим присутствием, если оно принадлежит более
чем 50% иностранному лицу, либо если иностранные лица имеют или имеющие полномочия наз-
начать большинство его директоров, или вправе законно направлять его деятельность (напри-
мер иностранная фирма регистрирует в России дочернюю организацию и открывает сеть рестора-
нов, либо аккредитует филиал и оказывает услуги в области строительства).
Перемещение физических лиц – это перемещение поставщика услуги в страну ее
потребителя. В качестве поставщика услуги могут рассматриваться как работники компании, ока-
зывающей услуги, так и иные лица (например подрядчики).
Речь идет о временном присутствии, хотя договором между сторонами может предусматрива-
ться и штатное присутствие (например когда специалисты по сервисному обслуживанию и ремонту
поставляемого в страну оборудования или техники).
- 26 -


В ГАТС: поставка услуги – это ее производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка.



Слайд 27 Г Е Н Е Р А Л Ь Н О

Е С О Г Л А Ш Е Н И Е П О Т О Р Г О В Л Е У С Л У Г А М И (Г А Т С) (Исключения из ГАТС)

1. Исключения в целях защиты публичного порядка
Члены ВТО могут отступать от своих обязательств по ГАТС (при условии что это будет выполняться
без необоснованной дискриминации и не будет создавать ограничении в торговле услугами) в случаях,
если это необходимо для: 1) защиты общественной морали и поддержания общественного порядка;
2) защиты жизни и здоровья людей, животных и растений; 3) соблюдения законов и правил направлен-
ных на предотвращение вводящей в заблуждение или недобросовестной практики, несоблюдение конт-
рактов в сфере услуг, к защите от вмешательства в частную жизнь; 4) обеспечения справедливого обло-
жения прямыми налогами услуг или поставщиков услуг другого члена ВТО; 5) предотвращения двойного
налогообложения (в этом случае допускается отступление от предоставления РНБ).
2. Исключения связанные с необходимостью обеспечения безопасности
Положения ГАТС не распространяются на следующие виды услуг: 1) услуги для вооруженных сил
и услуги относящиеся к расщепляемым или термоядерным материалам или материалам из них; 2) услуги
во время войны или в других чрезвычайных обстоятельствах; 3) на любые действия для выполнения обя-
зательств в соответствии с Уставом ООН в целях сохранения международного мира и безопасности.
3. Ограничения в целях защиты платежного баланса
В случае трудностей с платежным балансом член ВТО может установить или сохранить ограничения по
услугам в отношении которых он принял специфические обязательства. Такие ограничения должны:
а)применяться без дискриминации; б) соответствовать статьям Соглашения(Уставу МВФ); в) быть времен-
ными и постепенно устраняться; г) не должны носить наносить существенного ущерба интересам другого
члена ВТО и не выходить за рамки необходимости.
О любого рода ограничениях в целях защиты платежного баланса должен незамедлительно уве-
домлен Генеральный Совет ВТО.
4. Исключения в отношении правительственных закупок
Положения о предоставлении РНБ, а так же положения, относящиеся к специфическим обязательствам
и касающиеся доступа на рынок и предоставление национального режима, не применяются а отношении
правительственных закупок услуг.


- 27-


Слайд 28 База минимального

стандарта охраны
Минимальный стандарт охраны интеллектуальной собственности по ТРИПС базируется на основе:
1. Действующих международных договорах, в т.ч.: Парижской конвенции по охране промышленной собственности; Бернс-
кой конвенции об охране литературных и художественных произведений; Международных конвенций по защите исполни-
телей, производителей фонограмм и организации телерадиовещания(Римская конвенция): Договор об интеллектуальной
собственности в отношении интегральных микросхем.
2. Положениях ТРИПС, конкретизирующих указанные выше международные договора.
Субъекты охраны прав интеллектуальной собственности
В области авторского права охраняются произведения граждан любого члена ВТО и произведения граждан
иных государств, впервые выпущенные в свет на территории государства - члена ВТО.
В области охраны промышленной собственности охраняется промышленная собственность, надлежа-
щим образом защищенная на территории данного члена ВТО. При этом она не приобретает автоматической защиты на тер-
ритории другого члена ВТО.
В области смежных прав: 1) Права артистов-исполнителей охраняются если исполнение имеет место на тер-
ритории любого члена ВТО, включено в охраняемую фонограмму или распространяется пу тем охраняемой передачи в
эфир. 2) Фонограммы охраняются если: производитель фонограммы является юридическим или физическим лицом члена
ВТО; первая запись осуществлялась на территории члена ВТО(критерий места первой записи) или впервые была опубли-
ликована на территории члена ВТО(критерий места первой публикации).3) Передача в эфир охраняется если: штаб-ква-
ртира вещательной организации расположена на территории члена ВТО; передача в эфир осуществлена с помощью пере-
датчика, расположенного на территории члена ВТО.
В области интегральных микросхем охрана предоставляется лицам проживающим на территории члена ВТО
и лицам, которые имеют фактически действующее предприятие по созданию топологий или по их производству на терри-
тории государства - члена ВТО.
- 28 -



Приложение 1 С
СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЫМ АСПЕКТАМ ПРАВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОИ СОБСТВЕННОСТИ (ТРИПС)
ТРИПС: - основной международный правовой документ на основе которого осуществляется правовое регулирова-
ние в области интеллектуальной собственности, который вводит минимальный стандарт ее охраны и положения о
принудительном обеспечении прав на в этой сфере деятельности, и включает: 1) авторские права; 2) смежные права
3) товарные знаки; 4) промышленные образцы; 5) патенты; 6) топологию(топографию) интегральных микросхем и
7) закрытую информацию.


Слайд 29 СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЫМ АСПЕКТАМ ПРАВ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОИ СОБСТВЕННОСТИ (ТРИПС) Правовой режим охраны прав интеллектуальной собственности

Режим не менее благоприятный, чем национальный
За исключением смежных прав, каждый член ВТО предоставляет субъектам охраны других членов ВТО режим, не менее благоприятный, чем
своим физическим и юридическим лицам.
А в области смежных прав каждый член ВТО предоставляет гражданам других стран режим не менее благоприятный, нежели режим предостав-
ленный ТРИПС.
Исключения из национального режима применяются согласно положениям соответствующих двух и многосторонних международных договоров.
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)
Любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, которые предоставлены гражданам любого члена ВТО, незамедлительно и безус-
ловно предоставляет гражданам других членов ВТО. Исключения из РНБ могут иметь место если:
а) вытекают из международного договора о правовой помощи, неограниченного только охраной ИС;
б) относится к смежным правам, не предусмотренных ТРИПС;
в) вытекают из международных договоров, вступивших в силу до вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО.
Исключения по иным основаниям
Члены ВТО вправе принимать меры необходимые для:1) для предотвращения злоупотребления правами ИС со стороны их владельцев; 2) для
обеспечения своей безопасности.
Член ВТО вправе принимать меры, необходимые для охраны общественного здоровья и питания, содействия общественным интере-
сам, лишь при условии их соответствия положениям ТРИПС.
Авторское право по ТРИПС
ТРИПС уточняет положения Бернской конвенции, согласно которой термин «литературные и художественные произведения» охватывает все
произведения в области литературы, науки и искусства, в части того, что охрана авторских прав распространяется только «на специфические воп-
лощения, но не на идеи, процедуры, методы работы или концепции».
Произведения охраняемые по ТРИПС. Под охрану подпадают:
1. Все произведения охраняемые по Бернской конвенции(оригинальные литературные и художественные произведения и их производные
/переводы и переработки/; составные произведения/сборники и энциклопедии/;
2. Объекты охраны АП введенные ТРИПС: а) компьютерные программы; б) компиляции данных, составляющие по причине отбора или клас-
сификации результат творчества.
Содержание имущественных АП (исключительных прав) составляют:
1. Права в соответствии с Бернской конвенцией(права на воспроизведение и переработку /аранжировку и модификацию/; права на перевод,
распространение, публичное исполнение и разрешения на передачу для всеобщего сведения).
2. Нововведения ТРИПС: право разрешать или запрещать публичный коммерческий прокат в отношении кинемотографической продукции и в
отношении компьютерных программ.
Произведения не являющиеся объектом охраны АП.
В соответствии с Бернской конвенцией отдельные виды произведений не являются объектами охраны авторским правом, в их числе:
1. Сообщения о новостях дня или событиях, имеющих характер простой пресс-информации.
2. За законодательством стран сохраняется право определять охрану, которая будет предоставляться: а) официальным текстам законодательного, адми-
нистративного и судебного характера и официальным переводам таких текстов; б) произведениям прикладного искусства и промышленным образцам.
3. За законодательством государств сохраняется право изъять из под охраны политические речи и речи, которые были произнесены в ходе судебных процессов.
- 29 -













Слайд 30СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЫМ АСПЕКТАМ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОИ СОБСТВЕННОСТИ (ТРИПС)

Товарные знаки по ТРИПС

Определение товарного знака
Под товарным знаком понимается любое сочетание обозначений, с помощью которых можно отличить товары или услуги
одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия. Знак обслуживания приравнивается к товарному знаку.
ТРИПС подчеркивает, что товарный знак может включать личные наименования, буквы, цифры, изобразительные элемен-
ты и сочетания цветов, а так же любое сочетание этих обозначений.
Член ВТО может потребовать в качестве условия регистрации визуальное восприятие знака.
Требования предъявляемые к товарного знака
К товарным знакам предъявляются требования, несоблюдение которых является основанием для отказа в его регистрации:
1. Требование различительной способности. 2..Требование соответствия морали и публичному порядку. 3. Запрет исполь-
зования. 4. Запрет введения в заблуждение.
Права владельцев товарного знака
ТРИПС предоставляет владельцу товарного знака исключительное право разрешать третьим лицам использовать иден-
тичные или подобные знаки для идентичных или подобных товаров.
Прекращение правовой охраны товарного знака
1. Прекращение в связи с истечением срока. Национальная регистрация и каждое продление срока действия ТЗ осу-
ществляется на 7 лет. Регистрация может продлеваться неограниченное число раз.
2. Досрочное прекращение. ТРИПС не требует обязательного использования ТЗ для сохранения регистрации. Однако
если такое требование предъявляется государством, регистрация может быть аннулирована в случае непрерывного неис-
пользования в течение трех лет. Использование ТЗ другим лицом при условии сохранения контроля со стороны владельца
знака признается для целей регистрации как использование.
Общеизвестные товарное знаки
Общеизвестный товарный знак – это знак известный всем в соответствующих кругах общества.
Владелец общеизвестного товарного знака приобретает исключительное право разрешать или запрещать третьим лицам
использовать идентичные или подобные знаки для товаров и услуг, как и отличные от тех, в отношении которых зарегистри-
рован товарный знак.
Географические указания по ТРИПС
Географическое указание – обозначение идентифицирующее товар как происходящий с территории члена ВТО или
местности на его территории, где качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связы-
ваются с его географическим происхождением.
Данное положение действует в случае, если географическое указание охраняется в стране происхождения.
- 30 -



Слайд 31СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЫМ АСПЕКТАМ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОИ СОБСТВЕННОСТИ (ТРИПС) Промышленные образцы по

ТРИПС

К промышленным образцам(ПО) согласно ТРИПС относится художественно-конструкторское
решение изделия, определяющее его внешний вид.
Способы правовой охраны и исключения из ТРИПС
Первый способ близок к правовой охране изобретений с тем отличием, что экспертиза заявок не проводится, и если заяв-
ка соответствует формальному требованию и имеются доказательства уплаты пошлины, то такая заявка регистрируется.
Второй способ близок к охране авторских прав тем, что охрана промышленных образцов от копирования предоставляет-
ся автоматически (без регистрации и экспертизы), при условии наличия в них элементов творчества.
Третий способ близок к охране товарных знаков тем, что промышленному образцу предоставляется охрана решения вне-
шнего вида в качестве объемного товарного знака (защита от схожести по внешнему виду).
Выбор способа охраны осуществляется членом ВТО по его усмотрению, при этом они могут предусматривать:
- положение о том, что правовая охрана не распространяется на промышленные образцы, создание которых вызвано тех-
ническими или функциональными соображениями (например болты, гайки и прочее);
- иные исключения из охраны ПО, если такие исключения не вступают в необоснованное противоречие с обычным при-
менением защищенных промышленных образцов, не ущемляют интересов их владельцев и третьих лиц.
Права владельца и срок охраны
Владелец промышленного образца вправе препятствовать третьим лицам без его согласия создавать, продавать, вво-
зить изделия, скопированные с ПО, если такие действия принимаются в коммерческих целях. При этом срок их охраны
должен составлять не менее 10 лет.
Члены ВТО (согласно п.1 ст.2 ТРИПС) должны соблюдать положения Парижской конвенции устанавливающие:
1) обязательную охрану промышленных образцов во всех странах;
2) охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие неиспользования или ввоза объектов,
сходных с охраняемыми объектами;
3) для признания прав на ПО не требуется помещения на продукте какого-либо обозначения или указания на депо-нирование промышленного образца;
4) любое лицо (правопреемник этого лица), надлежащим образом продавшее заявку на патент на ПО, пользуется
для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение 6 месяцев;
5) если промышленный образец заявляется в стране с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на полезную модель, приоритетным сроком является срок, установленный для ПО(6 месяцев), а не для по-
лезных моделей(12 месяцев).
- 31 -












Слайд 32СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЫМ АСПЕКТАМ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОИ СОБСТВЕННОСТИ (ТРИПС) Осуществление прав интеллектуальной собственности

по ТРИПС

ТРИПС включает положения о принудительном обеспечении прав на объекты интеллектуальной собст-
венности.
Для осуществления прав интеллектуальной собственности установлены следующие процедуры:гражданско-
правовые; административные; уголовные; обычные и срочные.
Общая характеристика процедур
ТРИПС не требует унификации процедур, они закрепляются национальным законодательством членов ВТО и, как правило,
отличаются друг от друга, в частности в странах могут быть созданы:
- специальные судебные системы для принудительного обеспечения прав на объекты интеллектуальной собственности,
функционирующие отдельно от общей системы судопроизводства;
- специальные органы, которые предназначены для борьбы с торговлей контрафактными товарами;
- определены конкретные суды, которые осуществляют рассмотрение споров по наиболее сложным вопросам, связан-
ных с охраной интеллектуальной собственности.
Требования к процедурам
Общие требования: процедуры должны быть равными для всех, не должны быть слишком дорогостоящими и не дол-
жны приводить к необоснованным задержкам.
Специальные требования в отношении судебных процедур: судебные решения должны предоставляться в пись-
менном виде, без необоснованной задержки; должны основываться на доказательствах и быть аргументированы. Оконча-
тельные административных решения могут быть пересмотрены в суде.
Гражданско-правовые процедуры
Члены ВТО предоставляют правообладателям право обращаться к гражданско-правовым процедурам для
обеспечения любого права интеллектуальной собственности, предусмотренной ТРИПС и устанавливает:
Общие принципы гражданского судопроизводства в соответствии с которыми: ответчик имеет право на своевре-
менное письменное уведомление, необязательное личное присутствие и независимого адвоката; стороны имеют право
на обоснование своей позиции и предоставление любого рода доказательств.
Решения которые вправе принимать судебные органы, в т.ч.: об устранении товаров, по которым установлено на-
рушение прав; о воспрепятствовании поступлению в торговые каналы импортируемых товаров, содержащих в себе наруше-
ния прав ИС, устранения материалов и орудий производства, используемых при создании контрафактных товаров; об ин-
формировании владельца прав о личности третьих лиц, участвующих в производстве и распространении контрафактной
продукции и каналов их распространения; о возмещении стороной, которая недобросовестно использовала названные про-
цедуры, другой стороне убытков и ущерба, понесенных в связи с нарушением прав ИС, а так же о компенсации расходов
(включая гонорары адвокатов), связанных с этими процедурами.
- 32 -



Слайд 33СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЫМ АСПЕКТАМ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОИ СОБСТВЕННОСТИ (ТРИПС) Административные

процедуры

В случае применения административных процедур эти процедуры должны соответствовать изложенным выше
гражданско-правовым процедурам в той мере, в какой гражданско-правовое средство защиты может быть потребо-
вано в результате административных процедур.
Временные меры
Цель применения: не допущение правонарушений, и прежде всего поступления в торговые каналы товаров нерушающих
права ИС и сохранение соответствующих доказательств.
Условия применения. Судебные органы вправе принимать временные меры без заслушивания другой стороны, при усло-
вии, что виновная сторона будет безотлагательно поставлена в извесность.
Обеспечение. У заявителя может быть потребовано: а) предоставить доказательства того, что он является равоола-
дателем и что его права нарушаются; б) предоставить залог или равноценную гарантию, достаточную для защиты
ответчика от злоупотреблений.
Пересмотр мер осуществляется с целью принятия решения, должны ли эти меры быть отменены, изменены или подтвер-
ждены. Проводится по запросу ответчика, который имеет право быть выслушанным.
Временных мер подлежат отмене если судебное разбирательство не начинается в течение разумного периода времени
(не более 20 календарных или 31 календарного дня, в зависимости от того какой из них более длительный).
Меры принимаемые на таможенной границе
Суть меры –приостановление выпуска двух категорий товаров: товаров с фальсифицированными товарными знаками и
товаров, созданных с нарушением авторских или смежных прав (копии созданные без разрешения правообладателя).
Члены ВТО вправе принимать меры в отношении товаров, которые содержат в себе нарушения и иных прав ИС.
Процедура. Правообладатель подает в компетентные судебные или административные органы заявление о приостанов-
лении таможенными органами выпуска в свободное обращение товаров, которое должно содержать доказательство правона-
рушения. При этом от него может быть потребован залог или равноценная гарантия.
Если заявитель в течение 10 дней с даты получения уведомления не начнет судебного разбирательства, то товары
должны быть выпущены в свободное обращение. При этом названный срок может быть продлен еще на 10 дней.
Право на компенсацию. При незаконном приостановлении выпуска товаров импортер, грузополучатель или владелец
имеет право на компенсацию ущерба.
Уголовные процедуры
Члены ВТО обязаны предусматривать уголовную ответственность за преднамеренные действия связанные с подделкой
товарного знака и нарушением авторского права в коммерческом масштабе.
Виды наказания: лишение свободы; денежный штраф; арест; конфискация или уничтожение контрафактных товаров и
орудий производства, которые использовались при совершении правонарушения.
- 33-



Слайд 34

Приложение 4 СОГЛАШЕНИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЧИСЛОМ УЧАСТНИКОВ

В IV Приложении к Соглашению об учреждении ВТО содержатся соглашения, не входящие в «па-
кет» соглашений ВТО. Они создают обязательства только для их участников и существуют авто-
номно, в их числе:
1. Соглашение по торговле гражданскими самолетами
Сводит к «0» таможенные тарифы на импорт гражданских самолетов. Выдвигает определенные требо-
требования, имеющие от ношения к ценообразованию. В частности требует включение в цену самолета
сумм прямого и косвенного субсидирования.
2. Соглашение о правительственных закупках
Требует обеспечения национального режима иностранным лицам при осуществлении правительствен-
ных закупок, и подробно регламентирует процедуру проведения тендеров.
3. Соглашение по информационным технологиям
(Декларация о торговле изделиями информационных технологий 1996г.)
Предусматривает постепенное снижение до «0» всех тарифных барьеров на оговоренную в Соглаше-
нии продукцию в сфере информационных технологий, в частности на ввоз компьютеров, телекоммуника-
ционного оборудования, полупроводников, программного обеспечения и научных приборов.
4. Соглашение по основным телекоммуникационным услугам (IV протокол к ГАТС)
Исходит из того, что участвующие в нем государства должны подготовить дополнительные Списки обя-
зательств и изъятий, касающихся основных телекоммуникационных услуг. Эти списки прилагаются к Согла-
шению и используются для дополнения ранее представленных списков.
Присоединившиеся к Соглашению государства, с некоторыми изъятиями, открыли все подсекторы ос-
новных телекоммуникационных услуг. Некоторые из них на поэтапной основе в соответствии с индиви-
дуальными графиками.
- 34 -



Слайд 35 Приложение 4

СОГЛАШЕНИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЧИСЛОМ УЧАСТНИКОВ

5. Секторальные инициативы
Данные соглашения, т.н.«нулевые инициативы», касаются ставок таможенных пошлин.
Присоединяющиеся к ним государства принимают на себя обязательства в отношении нулевых
пошлин, либо в отношении снижения пошлин до определенного достаточно низкого уровня.
Нулевые инициативы выдвинуты в отношении следующих 13 укрепленных групп товаров, в т. ч.:
1) сельскохозяйственное и строительное оборудование; 2) пиво и спиртные напитки; 3) медицинское обо-
рудование; 4) рыба и рыбопродукция; 5) цветные металлы; 6) мебель; 7) масличные культуры; 8) бумага;
9) фармацевтическая продукция; 10) научно-исследовательское оборудование; 11) сталь; 12) игрушки;
13) продукция из дерева.
Две инициативы направлены на снижение пошлин до достаточно низкого уровня, в т.ч.:
1) химическая гармонизация – до 6,5% и ниже;
2) Текстильная гармонизация, в т. ч.:
- волокна и пряжа из хлопка и шерсти – до 5%_
- ткани шерстяные и хлопчатобумажные – до 10%;
- ковровые изделия, трикотаж, полотно – до 12,5 %.
Государство присоединяется к ВТО на условиях согласованных с ее членами. По этой при-
чине многие государства при присоединении вынуждены были принять на себя обязательст-
ва, имеющие отношение к нулевым инициативам.


- 35 -




Слайд 36Список используемой литературы
1. «Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых перего-воров»

2-е изд. Правовые тесты,- Москва, Издательство «Наука/Ин-терпериодика» 2006г.

2. И.И. Дюмулен «Всемирная торговая организация: экономика, поли-тика, право» Москва, Издательство «Монография»-2008г.

3. Иванова С.В. «Всемирная торговая организация». – Москва, Экономистъ; 2007 г.

4.«Состояние и перспективы развития современной международной торговой системы». Материалы международной научной конферен-ции под ред. В.И. Капустина; Спб.; 2004г.

5. Зенкин И.В. «Всемирная торговая организация в схемах»; Российс-кий нац. комитет Международной Торговой Палаты- Всемирной орга-низации бизнеса; экспертное Управление Президента РФ: М. Центральный изд. дом – 2003г.

- 36 -



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика