Слайд 1
Внешняя торговля РФ со странами СНГ
Слайд 2
«Содружество Независимых Государств, основы которого были
заложены подписанной в 1991 году Алма-Атинской
Декларацией,
сегодня остается уникальной площадкой для сближения наших
государств.
Уже самим фактом существования и реализации своих планов
на будущее наше Содружество доказало свою состоятельность,
целесообразность и перспективность. Более того, опыт Содружества
пригодился другим интеграционным объединениям,
таким как ЕАЭС и ШОС.
Таким образом, учреждение СНГ в Алматы 21 декабря 1991 года
имеет колоссальное
историческое значение»– сказал Н. Назарбаев.
.
По инициативе Президента Казахстана в 2016 году было принято
Заявление о 25-летии СНГ.
Оно определяет ориентиры и ставит новые задачи на
будущее»,
Слайд 3
Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских не сырьевых
товаров
и услуг, в первую очередь машин и оборудования,
приоритетная площадка для российских инвестиций, регион,
позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и
стран-партнеров.
Важным направлением экономического сотрудничества
России со странами СНГ продолжает оставаться развитие
производственных кооперационных связей между предприятиями и
технологически взаимосвязанными производствами.
Для таких отраслей промышленности как машиностроение,
металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации
занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации
Критически необходимо для разработки, производства
и реализации продукции.
Слайд 4
Крупнейшим экономическим партнером России
среди стран СНГ на протяжении многих лет
являлась Украина,
также основными торговыми партнерами являются
Белоруссия и Казахстан.
К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ
приняты основополагающие документы,
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года
(раздел «Внешнеэкономическая политика»)
2. Основные направления внешнеэкономической политики
Российской Федерации на период до 2020 года.
Наряду с Концепцией внешней политики России эти документы
определяют основные интересы России в СНГ,
ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической
политики в регионе.
Слайд 5
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации,
наша страна выстраивает дружественные отношения
с каждым из
государств Содружества на таких основах как равноправие, уважение и
учет интересов друг друга.
Россия придерживается рыночных принципов как основополагающих
принципов, создающих благоприятные условия для действительно
равноправных отношений между государствами.
По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России
со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США
и вырос по сравнению с 2007 годом на 29,0%,
в том числе экспорт - 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%),
импорт - 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).
Для торговли России практически со всеми странами СНГ
характерно значительное положительное сальдо
(по итогам 2008 года размер сальдо вырос
на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2007 году).
Слайд 6
За годы суверенного существования роль внешних факторов в
развитии экономики Содружества значительно
возросла, несмотря
на особенности и различия условий хозяйствования в отдельных
странах.
Существенное падение совокупного валового внутренне-
го продукта СНГ в 2009 г. (на 6,9%) и достижение положительных
темпов его прироста в 2010 г. (4,5%) тесным образом связано с
глобальным спросом и уровнем мировых цен на основные экс-
портные товары постсоветских стран.
В 2010 г. суммарный внешнеторговый обо-
рот Содружества стремительно возрос - на 31% (без России – на
23,5%) и составил почти 934 млрд. долл. Наиболее
значительно объем внешней торговли увеличился в странах, экс-
портирующих энергоресурсы, металлы и металлоизделия: Азер-
байджан - 34%, Россия - 33%, Украина - 31%, Казахстан - 24%.
Слайд 8Внешняя торговля Российской Федерации
в 2010 году
В страновой структуре внешней торговли
России особое место занимает СНГ.
На страны СНГ в 2010 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2009 году – 14,6%), на страны ЕврАзЭС – 7,8% (8,7%), на страны АТЭС – 23,3% (20,7%). Основные торговые партнеры среди стран СНГ:
1 место – Украина,
2место - Беларусь,
3 место - Казахстан.
Слайд 9Внешняя торговля Российской Федерации
в 2011 году
По данным таможенной статистики внешнеторговый
оборот России в 2011 г. составил 821,3 млрд долларов и увеличился по сравнению с уровнем 2010 г. в стоимостном выражении на 31,2% (в 2010 г. против 2009 г. – прирост на 33,5%), в том числе со странами СНГ – вырос на 34,2% до 122,5 млрд долларов, ЕВРАЗЭС – 64,6 млрд долл. (на 32,1%).
Высокими темпами прироста здесь увеличилась торговля с Азербайджаном (на 57,9%), с Туркменией (на 43,9%), с Республикой Беларусь (на 37,7%), Украиной (на 36,1%).
На долю стран СНГ в 2011 году приходилось – 15,0% российского товарооборота (в 2010 году -14,5%), на страны ЕврАзЭС – 7,9% (7,8%), на страны АТЭС – 23,9% (23,2%).
Основные партнеры России из стран СНГ являются
Украина,
Беларусь,
Казахстан.
Слайд 10Внешняя торговля Российской Федерации
в 2011 году
______ ________ _________ ________
_ ____
Внешняя торговля Российской Федерации
в 2011 году
Слайд 11Внешняя торговля Российской Федерации
в 2011 году
Слайд 12Внешняя торговля государств СНГ
в 2012 году
Итоги 2012 года свидетельствуют о
замедлении экономической активности в большинстве стран СНГ. Замедление коснулось, прежде всего, промышленного производства, что вызвано падением внешнего спроса на экспорт сырьевых товаров на фоне высоких цен на них.
Исключение составил Таджикистан, где зафиксировано ускорение роста промышленного производства в 2012 г. до 10,4% против 5,9% годом ранее.
В четырех странах Содружества по итогам 2012 г. отмечен спад промышленного производства: в Кыргызстане - минус 20,2%; Молдове - минус 3%; Азербайджане - минус 2,3%; Украине - минус 1,8%.
При этом во всех этих странах СНГ сокращение промышленности обусловлено снижением объемов в обрабатывающей промышленности. Лишь в Азербайджане спад в промышленности и замедление экономической активности в целом был вызван сокращением добывающей промышленности, в частности, добычи нефти.
Слайд 13Внешняя торговля государств СНГ
в 2012 году
Внешняя торговля стран Содружества характеризовалась
в 2012 г. дальнейшим сокращением взаимной торговли.
Так, если в целом по странам Содружества товарооборот увеличился за месяцев 2012 г. на 3%, то взаимная торговля сократилась на 0,2%. Причем такие дезинтеграционные тенденции отмечены на фоне усиления взаимной торговли стран, входящих в Таможенный союз - Беларуси, Казахстана, России.
Слайд 14Внешняя торговля государств СНГ
в 2012 году
Внешняя торговля стран Содружества характеризовалась
в 2012 г. дальнейшим сокращением взаимной торговли.
Так, если в целом по странам Содружества товарооборот увеличился за месяцев 2012 г. на 3%, то взаимная торговля сократилась на 0,2%. Причем такие дезинтеграционные тенденции отмечены на фоне усиления взаимной торговли стран, входящих в Таможенный союз - Беларуси, Казахстана, России.
Слайд 15Динамика объемов внешней торговли РФ с государствами – участниками СНГ в
Слайд 16
За последние годы роль стран СНГ во внешней торговле России заметно
снизилась:
если в 1994 г. на них приходилось 25,2% товарооборота, то в 2013 г. — только 14,8%.
Указанное снижение обусловлено главным образом переориентированием
поставок минеральных продуктов на рынки дальнего зарубежья: если в 1992−1994 гг. на СНГ приходилось 40% суммарного российского экспорта энергоресурсов (в натуральном выражении), в 2007−2008 гг. — 14,7%, то в
2013 г. всего 10%.
Страны Содружества являются для России крупным рынком сбыта машиностроительной продукции: в 2013 г. там было реализовано 95,5% общего объема экспортированных легковых автомобилей, 83,3% — грузовых автомобилей.
Однако расширение экспорта машиностроительной продукции базировалось в основном
на старых моделях техники, производимых на основе советских стандартов и технических условий.
Слайд 22
Важной характеристикой российского экспорта в СНГ является существенно более широкая номенклатура
поставляемых изделий по сравнению с дальним зарубежьем.
Основными товарными группами российского импорта из стран Содружества традиционно выступают изделия машиностроения, на которые в 1994−2013 гг.
приходилось 22−29%, продовольственные товары (17−22%), а также металлы и изделия из них (11−21%) по сравнению с химическими продуктами (7−14%), текстилем, текстильными изделиями и обувью (5−10%).
Несмотря на относительно высокую долю изделий машиностроения, страны СНГ играют скромную роль в
модернизации российской экономики. Об этом свидетельствует составляющая Содружества в совокупном объеме импортируемых Россией изделий машиностроения (около 8%) и высокий удельный вес потребительских товаров (грузовых и легковых автомобилей) в данной товарной группе
Слайд 23
Введение санкций западными странами в связи с конфликтом на Украине и
ответные контрсанкции правительства Российской Федерации, падение цен на нефть в конце 2014 года, резкая девальвация национальной валюты затормозили развитие российской внешней торговли.
Стагнация основных внешнеторговых показателей,
наблюдавшаяся в I полугодии, сменилась их резким снижением в конце года.
В результате российский внешнеторговый оборот в 2014 г. впервые с 2009 г. сократился по сравнению с 2013 г. на 6,9%. При этом оборот внешней торговли со
странами СНГ сократился на 15,7%.
Слайд 24Структура внешней торговли России по группам стран
в 2013 – 2014
годах
В структуре внешней торговли России по группам стран в общем объеме товарооборота в 2014 году на государства – участники СНГ приходилось 12,2% (13,4%), на страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – 7,1% (7,2%).
Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в 2014 году составила 6,7% (в 2013 году – 6,9%).
Наиболее крупными торговыми партнерами России в 2014 году были:
Китай – 11,3% товарооборота Российской Федерации (в 2013 году – 10,5%), Нидерланды – 9,4% (9%), Германия – 9% (8,9%), Италия – 6,2% (6,4%), Белоруссия – 4% (4,1%), Турция – 4% (3,9%), Япония – 3,9% (3,9%), США – 3,7% (3,3%), Украина – 3,6% (4,7%), Республика Корея – 3,5% (3%).
Слайд 25КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ О РОССИЙСКОМ ЭКСПОРТЕ
Экспорт товаров в 2014 г., всего
= 496,9 млрд долл. США (рост в 2 раза к уровню 2005 г.)
2013 г.
• доля несырьевого экспорта 48,2% или 254,3 млрд.долл (+1,8% к 2012)
• доля сырьевого 51,8% или 273 млрд.долл (-0,8% к 2012).
2004 г.
• доля несырьевого экспорта 51,6% или 256,3 млрд.долл (+0,8% к 2013) • доля сырьевого 48,4% или 240,6 (-11,8% к 2013)
Слайд 26Основные торговые партнеры Российской Федерации
среди государств – участников СНГ в 2014
году
Слайд 27Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
18 марта 2013 г. № 378-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».
В государственной программе Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р в подпрограмме 1 «Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества» вторым основным мероприятием является «развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграционных процессов на пространстве СНГ».
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 330
утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»
Слайд 28Об итогах взаимной торговли РФ и СНГ
в 2014 г.
В общем
объеме внешнеторгового оборота России на долю
государств – участников СНГ а 2014 году приходилось 12,2% (в 2013 году – 13,4%).
Товарооборот России с государствами – участниками СНГ в 2014 году составил 95,6 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 63,6 млрд. долларов США, импорт – 32 млрд. долларов США.
По сравнению с 2013 годом товарооборот сократился на 15%, в том числе экспорт – на 14%, импорт –а 17%.
Сальдо торгового баланса со странами СНГ сложилось положительное в размере 31,6 млрд. долларов США (в 2013 году – 35,3 млрд. долларов США).
Слайд 29Структура внешнеторгового оборота России по группам стран в 2015 году
Слайд 3025 лет СНГ
18 марта 2016 года первый заместитель Министра экономического развития
РФ Алексей Лихачев выступил с докладом на пленарном заседании Международного экономического форума государств – участников СНГ «25 лет вместе: новые форматы взаимодействия».
Алексей Лихачев отметил масштаб взаимного торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ. «Складывающаяся в настоящее время ситуация является стимулом для развития экономик стран Содружества на качественно новом уровне, в том числе за счет внутренних источников роста, реализации программ импортозамещения, создания новых конкурентоспособных производств», - отметил он.
По итогам 2015 года товарооборот России со странами СНГ составил 60,5 миллиардов долларов.
Слайд 3125 лет СНГ
Основные торговые партнеры РФ среди стран СНГ в 2015
году:
1 место – Беларусь,
2 место – Казахстан,
3 место – Украина.
Товарооборот Беларуси и России составил 25 миллиардов долларов.
Казахстан вышел на второе место, у которого объем взаимной торговли с Россией сложился в объеме 15 млрд. долларов.
На третье место переместилась Украина, которая до 2014 года занимала лидирующие позиции по объемам торговли России со странами СНГ. Тенденция: несмотря на падение товарооборота на пространстве Содружества в долларовом выражении, в физическом выражении объемы торговли выросли.
По мнению Министра экномического развития «Цифры торговли на пространстве СНГ намного менее драматичны, чем в целом в мировой торговле»
Слайд 3225 лет СНГ
Страны СНГ были и остаются ближайшими и
важнейшими экономическими партнерами для России, заинтересованными в приобретении не только сырьевых товаров, но и технологий, готовой продукции, включая высокотехнологичную. Сотрудничество подкрепляется тесными гуманитарными и научно-техническими связями.
Страны СНГ являются одними из лидеров по количеству проведенных бизнес-миссий, реализуемых паспортов проектов с участием делового сообщества при содействии Минэкономразвития России и российских торговых представительств.
Ставка на разноскоростную интеграцию, дала партнерам возможность выбирать формат своего участия, позволила с одной стороны создать с 1 января 2015 г. Евразийский экономический союз, с другой стороны, развивать тесное взаимодействие с государствами-участниками СНГ по всем векторам сотрудничества, включая экономический, гуманитарный и научно-технический.
Существенным шагом на пути продвижения региональной экономической интеграции стал отвечающий современным требованиям Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., ставший основой формирования единой договорной правовой базы для либерализации торговли на пространстве СНГ и ликвидации торговых барьеров.
Слайд 33Индексы внешней торговли РФ в 2015 году
Слайд 34Россия и СНГ
Показатели внешней торговли РФ со странами СНГ
в январе-декабре 2015 г. также были значительно ниже января-декабря 2014 г.
Товарооборот России со странами СНГ составил 67,7 % к соответствующему периоду 2014 года (65,6 млрд. долл. США).
Доля стран СНГ в товарообороте России составила 12,5 процента (12,3 % – в январе-декабре 2014 года).
Сальдо внешней торговли снизилось на 23,7 % до 161,0 млрд. долл. США.
Коэффициент несбалансированности внешней торговли (отношение сальдо к обороту) в 2015 г. вырос до 30,6 % по сравнению с 26,9 % в 2014 г.
Слайд 35Индексы внешней торговли РФ в 2015 году
Слайд 36Россия и СНГ
По всем группам стран сальдо торгового баланса России в
2015 году сложилось положительное.
Со странами СНГ в январе-декабре 2015 г. относительно 2014 г. положительное сальдо торгового баланса уменьшилось на 23,1 % до 24,0 млрд. долл. США, а со странами дальнего зарубежья – снизилось на 23,9 % до 137,0 млрд. долл. США.
Экспорт товаров в страны СНГ вновь продемонстрировал отрицательную динамику: уменьшение на 30,0 % до 44,8 млрд. долл. США, прежде всего при поставках в Украину (-45,5 %), Казахстан (-24,3 %) и Белоруссию (-23,8 %).
Отрицательная динамика экспорта в страны СНГ обусловлена сокращением физических объемов поставок природного газа и нефтепродуктов в Украину и нефти сырой в Белоруссию, а также ухудшением конъюнктуры мирового рынка нефти
Слайд 37Россия и СНГ, внешняя торговля в 2015 г.
В товарной структуре экспорта
России в страны СНГ увеличился удельный вес продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и с/х сырья, металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств, при этом снизилась доля топливно-энергетических товаров, древесины и целлюлозно- бумажных изделий.
В товарной структуре импорта России из стран СНГ увеличились удельные веса минеральных продуктов, продукции химической промышленности, продовольственных товаров и с/х сырья, текстиля, текстильных изделий и обуви, при этом снизилась доля машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них.
Слайд 38Россия и СНГ, внешняя торговля в 2015 г.
Слайд 39Россия и СНГ, внешняя торговля в 2015 г.
Слайд 40Объемы торговли со странами СНГ в январе-декабре 2014-2015 гг., млн. долл.
США
Слайд 41Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза в 2015 г.
Объем
взаимной торговли товарами за январь – декабрь 2015 года, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 45,4 млрд. долл. США, или 74,2% к уровню 2014 года.
По сравнению с 2014 г. удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ЕАЭС увеличился с 12,3% до 13,5%. По Республике Армения показатель возрос с 24,3% до 26,3%, по Российской Федерации – с 7,3% до 8,1%, по Республике Казахстан – с 18,3% до 20,8%, по Кыргызской Республике – с 43,1% до 44,3%. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь снизилась с 50,2% до 49,5%.
Слайд 42Данные об удельном весе взаимной торговли в общем объеме внешней торговли
по ЕАЭС в целом и по государствам 2015 г.
Слайд 43Доли экспорта и импорта во взаимной торговле в общих объемах экспорта
и импорта товаров по ЕАЭС в целом и по государствам
(экспорт)
Слайд 44Доли экспорта и импорта во взаимной торговле в общих объемах экспорта
и импорта товаров по ЕАЭС в целом и по государствам 2015 г.
(импорт)
Слайд 45Взаимная торговля товарами государств – членов ЕАЭС в 2015 г.,
данные
ЕАЭС
Слайд 46Структура взаимной торговли по укрупненным товарным группам за 2014 и 2015
годов (в процентах к итогу)
Слайд 47Взаимная торговля в рамках ЕАЭС в 2015 г.
В товарной структуре взаимной
торговли государств – членов ЕАЭС наибольший удельный вес занимают минеральные продукты (33,4% объема взаимной торговли), из которых 81,7% на рынок ЕАЭС поставляет Российская Федерация.
Существенны поставки машин, оборудования и транспортных средств (16,4% объема взаимной торговли), из которых 60% приходится на Российскую Федерацию и 37,1% – на Республику Беларусь.
Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составляет 15,2% объема взаимной торговли, из которых 56% приходится на Республику Беларусь и 34,7% – на Российскую Федерацию.
Поставки металлов и изделий из них составляют 10,6% объема взаимной торговли, из которых 67,2% приходится на Российскую Федерацию.
Слайд 48Взаимная торговля в рамках ЕАЭС в 2015 г.
Во взаимной торговле государств
– членов ЕАЭС преобладают товары промежуточного назначения (64%), из которых 29,5% приходится на энергетические товары и 34,5% – на прочие промежуточные товары.
Потребительские товары занимают 23,9% взаимного товарооборота, 7,6% приходится на товары инвестиционного назначения.
По сравнению с январем – декабрем 2014 года объем взаимной торговли инвестиционными товарами сократился на 36,7%, промежуточными товарами – на 26,5%, потребительскими товарами – на 25,3%.
Слайд 49Данные о взаимной торговле государств – членов ЕАЭС по группам товаров
в зависимости от их назначения в 2015 г.
Слайд 50Объемы торговли со странами СНГ в 2016 году , млн.долл.США
Слайд 52Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно- техническому сотрудничеству между РФ и
иностранными государствами
Основная цель – развитие двухстороннего экономического сотрудничества
106 межправительственные комиссии, в том числе:
со странами СНГ – 12
Торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах
В настоящее время система торговых представительств включает:
• Торговые представительства Российской Федерации в 56 странах,
в том числе : в странах СНГ – 13
Слайд 532017 год – год председательства России в СНГ
Концепция председательства Российской Федерации
в Содружестве Независимых Государств в 2017 году
Решение о председательстве в СНГ в 2017 году
План мероприятий по реализации концепции российского председательства
Слайд 542017 год – год председательства России в СНГ
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
СОВЕТ ГЛАВ
ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ от 16 сентября 2016 года город Бишкек
О председательстве в Содружестве Независимых Государств
Совет глав государств СНГ решил:
1. Председательство в Содружестве Независимых Государств в течение 2017 года осуществляется Российской Федерацией в лице ее представителя одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, а также в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
2. Сопредседательство в Содружестве Независимых Государств осуществляется Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан.
3. Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2017 года.
Слайд 552017 год – год председательства России в СНГ
Председательство Российской Федерации в
Содружестве Независимых Государств (СНГ, Содружество) будет осуществляться в соответствии с Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г.,
со Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г.,
а также с планами и программами по различным направлениям сотрудничества, утвержденными в рамках Содружества.
Слайд 562017 год – год председательства России в СНГ
Председательство РФ в СНГ
направлено на достижение следующих целей:
дальнейшее укрепление и развитие Содружества как региональной межгосударственной организации, повышение его авторитета и влияния на мировой арене, дальнейшая координация внешнеполитической деятельности государств – участников СНГ;
содействие консолидации усилий государств – участников Содружества для выполнения в полном объеме основных задач, поставленных перед Содружеством на 2017 год, продолжение работы по основным направлениям, заявленным в предыдущие годы;
реализация согласованных мер по повышению эффективности деятельности органов Содружества, адаптации механизмов сотрудничества в СНГ к современным реалиям интеграционного развития;
обеспечение политической поддержки развития интеграционных процессов и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ;
содействие сопряжению разноуровневых интеграционных процессов на пространстве СНГ, в первую очередь в вопросах гармонизации документов Содружества с нормативно-правовой базой Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности;
развитие сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговлей людьми и незаконной миграцией, укрепление в этих целях профильных механизмов, созданных в рамках СНГ;
расширение взаимодействия в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках Содружества..
2017 год – год председательства России в СНГ
Слайд 572017 год – год председательства России в СНГ
Председательство РФ в СНГ
направлено на достижение следующих целей:
дальнейшее укрепление и развитие Содружества как региональной межгосударственной организации, повышение его авторитета и влияния на мировой арене, дальнейшая координация внешнеполитической деятельности государств – участников СНГ;
содействие консолидации усилий государств – участников Содружества для выполнения в полном объеме основных задач, поставленных перед Содружеством на 2017 год, продолжение работы по основным направлениям, заявленным в предыдущие годы;
реализация согласованных мер по повышению эффективности деятельности органов Содружества, адаптации механизмов сотрудничества в СНГ к современным реалиям интеграционного развития;
обеспечение политической поддержки развития интеграционных процессов и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ;
содействие сопряжению разноуровневых интеграционных процессов на пространстве СНГ, в первую очередь в вопросах гармонизации документов Содружества с нормативно-правовой базой Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности;
развитие сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговлей людьми и незаконной миграцией, укрепление в этих целях профильных механизмов, созданных в рамках СНГ;
расширение взаимодействия в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках Содружества..
Слайд 58Страновая структура внешней торговли России в январе 2016 года
В страновой структуре
внешней торговли России на страны СНГ в январе 2016 года приходилось 11,4% российского товарооборота (в январе 2015 года – 11,3%), на страны ЕАЭС – 8,4% (6,9%), на страны АТЭС – 32,7% (28,7%).
Слайд 59Внешняя торговля России со странами Дальнего зарубежья в 2015 г.
Лидирующие позиции
среди стран-членов Евросоюза занимали Германия, Нидерланды (в значительной мере за счет больших объемов реэкспорта российских углеводородов) и Италия, на долю которых приходилось 51,0 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.
Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, Япония, США и Республика Корея, на долю которых в январе-декабре 2015 г. приходилось 83,8 % внешнеторгового оборота.
Слайд 60Внешняя торговля России со странами Дальнего зарубежья в 2015 г.
В товарной
структуре экспорта России в страны дальнего зарубежья увеличилась доля металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств, химической продукции и каучука, продовольственных товаров и с/х сырья, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, при этом сократился удельный вес топливно-энергетических товаров.
В товарной структуре импорта России из стран дальнего зарубежья увеличился удельный вес химической продукции и каучука, текстиля, изделий из него и обуви, продовольственных товаров и с/х продукции, при этом сократилась доля машин, оборудования и транспортных средств и других товаров, металлов и изделий из них, доля минеральных продуктов не изменилась.
Слайд 61Внешняя торговля России со странами СНГ в 2014-2015 гг.
Слайд 62
Президент Российской Федерации В. Путин отметил, что СНГ в период масштабных
геополитических перемен сыграло свою положительную роль после распада Советского Союза.
Это помогло народам СССР сохранить тесные дружественные связи, несмотря на известные проблемы. СНГ способствовало развитию добрососедских отношений между новыми суверенными государствами на принципах доверия, равноправия, учета интересов друг друга.
Слайд 63
В. Путин обратил особое внимание на необходимость повышения эффективности деятельности отраслевых
органов СНГ, которые должны прежде всего сосредоточиться на разработке и продвижении многосторонних проектов сотрудничества, способных принести реальную практическую отдачу всем участникам Содружества в экономике, социальной сфере и гуманитарной области.
Совершенствование СНГ станет одним из приоритетов деятельности России в качестве председателя Содружества в следующем, 2017 году», – заявил В. Путин и предложил провести очередное заседание Совета глав государств СНГ 11 октября 2017 года в Москве.
Слайд 64
Договор о зоне свободной торговли (далее – Договор), подписанный главами правительств
Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины 18 октября 2011 года, базируется на принципах и соглашениях ВТО и направлен на обеспечение
свободной торговли между государствами – участниками Договора.
В настоящее время Договор вступил в силу для всех государств – участников Договора.
Слайд 65
Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября
2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан подписан на заседании Совета глав правительств СНГ 31 мая 2013 года и вступил в силу для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Украины и Республики Узбекистан. Кыргызская Республика и Республика Таджикистан до настоящего времени не завершили процесс ратификации Протокола.
Протоколом предусматривается неприменение импортных пошлин во взаимной торговле между государствами – участниками Договора и Узбекистаном, а также определяются условия применения других положений Договора в отношениях между Сторонами Договора и Республикой
Узбекистан.
Слайд 66
Договор является реально действующим документом, работающим на более тесное взаимодействие сторон
участников Договора. Реализация его положений способствует росту взаимной торговли. К сожалению, в связи с объективными причинами, обусловленными негативными тенденциями на глобальном рынке, темпы роста взаимной торговли замедлились. Вместе с тем снижение товарооборота носит менее резкий характер, нежели в аналогичных неблагоприятных условиях 2009–2010 годов, когда Договора еще не было.
Несмотря на наличие некоторых проблем, связанных с участием сторон Договора в различных интеграционных объединениях, совместные действия позволяют эффективнее преодолевать кризисные ситуации и ужесточающуюся конкуренцию за рынки и ресурсы.
Слайд 67
Одной из приоритетных задач государств – участников СНГ является работа по
улучшению делового климата, направленная на увеличение объемов инвестиций, повышение темпов роста экономики, ее модернизацию.
В 2015–2016 годах в Содружестве был проделан значительный объем работы по улучшению инвестиционного климата. Это нашло отражение в рейтингах международных организаций и увеличении объемов иностранных инвестиций.
В рейтинге Всемирного банка «Doing Business-2016» стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса в 2015 году Азербайджанская Республика поднялась с 80-го на 63-е место, Республика Армения – с 45-го на 35-е, Республика Беларусь – с 57-го на 44-е, Республика Казахстан – с 53-го на 41-е, Республика Молдова – с 63-го на 52-е, Российская Федерация – с 62-го на
51-е, Республика Таджикистан – с 166-го на 132-е место.
Слайд 68
Одним из основных инструментов реализации Стратегии экономического развития СНГ на период
до 2020 года стала Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года, принятая Решением Совета глав правительств
СНГ от 18 октября 2011 года.
Ядром Программы являются межгосударственные инновационные
проекты, реализуемые на кооперационной основе.
Слайд 69
В Договоре о Евразийском экономическом союзе впервые в истории интеграции постсоветских
стран закреплены договоренности государств-членов в области
промышленной политики и сотрудничества (ст. 92).
Целями осуществления промышленной политики в рамках Союза являются ускорение и повышение устойчивости промышленного развития, повышение конкурентоспособности промышленных комплексов государств-членов, осуществление эффективного сотрудничества, направленного на повышение инновационной активности, устранение барьеров в
промышленной сфере, в том числе на пути движения промышленных товаров государств-членов.
Слайд 70
Интеграция не является целью сама по себе, это инструмент достижения целей,
таких
как обретение странами ЕАЭС и всего региона СНГ более весомого места в
международном разделении труда, уход от сырьевой зависимости, наращивание
индустриальной мощности на основе экономически выгодной кооперации.
Слайд 71
Суммарный объем внешней торговли товарами государств – членов Евразийского экономического
союза (далее – ЕАЭС) с третьими странами за январь – декабрь 2016 года составил 509,7 млрд. долл. США, в том числе экспорт товаров – 308,4 млрд. долл., импорт – 201,3 млрд. долл.
По сравнению с 2015 годом произошло сокращениеа объем внешнеторгового оборота сократился на 12%, или на 69,6 млрд. долл., экспорт – на 17,5% (на 65,4 млрд. долл.), импорт – на 2% (на 4,2 млрд. долл.).
Профицит внешней торговли составил 107,1 млрд. долл. против 168,3 мл,рд. долл. в январе – декабре 2015 года.
Слайд 72
Внешняя торговля государств ЕАЭС в 2016 г.
Слайд 73
Внешняя торговля государств ЕАЭС в 2016 г.
Слайд 74
Внешняя торговля государств ЕАЭС в 2016 г.
Слайд 75
В товарной структуре экспорта государств – членов ЕАЭС в третьи страны
преобладают минеральные продукты (60,6% общего объема экспорта государств – членов ЕАЭС в третьи страны), металлы и изделия из них (10,5%), продукция химической промышленности (6,7%). Около 80% этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация.
Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (43,3% совокупного импорта), продукция химической промышленности (18,5%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,2%). Около 80% объема закупок этих товаров за пределами ЕАЭС осуществляет Российская Федерация.
Внешняя торговля государств ЕАЭС в 2016 г.
Слайд 76
Внешняя торговля государств ЕАЭС в 2016 г.
Структуру экспорта и импорта товаров
во внешней торговле за январь – декабрь 2016 года (в процентах к итогу)
Слайд 77
Распределение объемов внешней торговли государств – членов ЕАЭС по группам стран
за январь – декабрь 2016 года
Внешняя торговля государств ЕАЭС в 2016 г.
Слайд 78
Основным покупателем экспортируемых государствами – членами ЕАЭС товаров выступает Европейский союз
(50,3% совокупного экспорта).
Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки товаров в Нидерланды (10,9%), Германию (7,3%), Италию (6,3%), Польшу (3,4%).
В страны АТЭС продано 24,2% экспортируемых товаров, из них в Китай – 10,7%, Южную Корею и Соединенные Штаты – по 3,3%, в Японию – 3,2%.
Странам СНГ реализовано 5,8% экспортированных товаров, из них Украине – 3,3%. Экспортные поставки в Турцию составили 4,8% общего объема экспорта государств – членов ЕАЭС.
Внешняя торговля государств ЕАЭС в 2016 г.
Слайд 79
Импортные закупки сосредоточены в странах АТЭС (42,3% совокупного импорта товаров) и
Европейского союза (40,8%).
Среди стран АТЭС наибольшие объемы приходятся на Китай (22,7%), Соединенные Штаты (6,4%), Японию (3,7%), Южную Корею (2,8%). Из стран Европейского союза значимы поставки из Германии (11,2%), Франции и Италии (по 4,7%).
В странах СНГ приобретено 4,3% товаров, из них в Украине 2,7%. На долю Турции приходится 1,9% совокупного импорта государств – членов ЕАЭС.
Внешняя торговля государств ЕАЭС в 2016 г.
Слайд 80
Внешняя торговля государств ЕАЭС в 2016 г.
Слайд 81
Объем взаимной торговли товарами за январь – декабрь 2016 года,
исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 42,5 млрд. долл. США, или 93,3% к уровню 2015 года.
Данные об удельном весе взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ЕАЭС в целом и по государствам – членам ЕАЭС в отдельности за 2016 год.
Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза за 2016 г.
Слайд 82
Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза за 2016
г.
Слайд 83
Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза за 2016
г.
Слайд 84
Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза за 2016
г.
В товарной структуре взаимной торговли государств – членов ЕАЭС
наибольший удельный вес занимают минеральные продукты
(27,1% объема взаимной торговли), из которых 85% на рынок ЕАЭС
поставляет Российская Федерация.
Существенны поставки машин, оборудования и транспортных средств
(17,5% объема взаимной торговли, из которых 54,7% приходится
на Российскую Федерацию и 41,9% – на Республику Беларусь).
Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья
составила 16,1% объема взаимной торговли, из которых 52,5%
приходится на Республику Беларусь и 35,9% – на Российскую Федерацию.
На долю продукции химической промышленности пришлось
12,4% объема взаимной торговли, из которых 60% поставлено РФ.