Внешние эффекты и общественные блага. Макроэкономическое равновесие презентация

Содержание

Содержание Рынок как саморегулирующийся механизм Неопределённость как характерная черта рыночной экономики Понятие асимметричной информации Риск и способы его снижения Страхование Механизм уменьшения симметричности информации Проблемы фиаско(провалы рынка) Эффект Парето и ящик

Слайд 1Внешние эффекты и общественные блага. Макроэкономическое равновесие.
Автор-составитель:
к. э. н., доцент
Конев

Иван Петрович

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение профессионального образования Петрозаводский государственный университет


Слайд 2Содержание
Рынок как саморегулирующийся механизм
Неопределённость как характерная черта рыночной экономики
Понятие асимметричной информации
Риск

и способы его снижения
Страхование
Механизм уменьшения симметричности информации
Проблемы фиаско(провалы рынка)
Эффект Парето и ящик Эджворта
Макроэкономика и её проблемы
Национальная экономика как основной объект исследования макроэкономики
Национальное счетоводство: система национальных счетов
Валовой национальный продукт(ВНП) и валовой внутренний продукт(ВВП) : особенности их измерения
Расчёт ВНП методом потока расходов: потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные закупки, чистый экспорт







Слайд 3Номинальный и реальный ВНП
Распределение национального дохода и образование личных доходов
Располагаемые доходы

и их использование
Чистое экономическое благосостояние
Совокупный спрос: понятие, структура, взаимосвязь с ВНП
Кривая совокупного спроса
Факторы, влияющие на величину совокупного спроса
Совокупное предложение: понятие, соотношение с объёмом национального производства
Кривая совокупного предложения
Факторы, определяющие изменения совокупного предложения
Макроэкономическое равновесие
Теории макроэкономического равновесия
Классическая модель макроэкономического равновесия
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
Общественные блага
Теория общественного выбора
Список используемой литературы
Тест
Ответы на тест
Задачи
Ответы на задачи
Глоссарий





Слайд 4Рынок как саморегулирующийся механизм
Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через

куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.
С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.
С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

Ссылка


Слайд 5Неопределённость как характерная черта рыночной экономики
Неопределенность – недостаток информации о вероятных

будущих событиях.
В экономической теории существуют различные точки зрения относительно явления неопределенности. Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна немногим.

Ссылка


Слайд 6Понятие асимметричной информации
Асимметричность информации – это та ситуация, когда отдельные участники

рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т.е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении сделки.
Асимметричная информация может складываться не только на рынке товаров, но и на рынке труда, рынке страховых услуг, рынке инвестиционных ресурсов (заёмных средств) и др.

Ссылка


Слайд 7Риск и способы его снижения
Риск – ситуация, когда, зная вероятность каждого

возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат.
Пример: Участие в лотерее – типичный пример рисковой деятельности.

Ссылка


Слайд 8Объединение риска – это способ его снижения, при котором риск делится

между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом методе основывается существование различных коллективных фондов, касс взаимопомощи.
Пример: Обычная страховая компания в своей деятельности также использует объединение риска: большое количество индивидов объединяют свой риск, уплачивая страховые взносы, а страховой случай имеет сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы»


Ссылка


Слайд 9Распределение риска – способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба,

когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию.
Пример: предприятие страхует свою деятельность от пожара, причём размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма существенны.
Диверсификация – способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счёт другой сферы.
Пример: рекомендуется покупать акции различных акционерных компаний, чтобы в случае потери ценности по части акций компенсировать это за счёт роста курса акций другой компании или других компаний.

Ссылка


Слайд 10Страхование
Страхование – это процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на

определенность малых.
Страховые компании могут быть основаны на принципе объединения риска (взаимные страховые компании) или создаваться как обыкновенные акционерные компании.
Общий принцип страхования, который вытекает из его определения, следующий: вы жертвуете какой-то долей своего текущего потребления, чтобы избежать в будущем потери, вероятность которой достаточно велика.

Ссылка


Слайд 11Механизм уменьшения симметричности информации
Одним из самых распространённых способов уменьшения асимметричности информации

являются рыночные сигналы, под которыми понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя.
Эффективный рыночный сигнал – такой сигнал, который с большей степенью вероятности могут подавать продавцы высококачественных, нежели низкокачественных благ.
Пример рыночного сигнала: внешний вид изделия – хорошая отделка мебели, аромат продовольственного товара и т.д. – соответствуют более высокому качеству самого товара.
В качестве разновидности рыночных сигналов можно рассматривать гарантии и обязательства.
Сочетание гарантий с надёжной репутацией повышает эффективность рыночного сигнала.

Ссылка


Слайд 12Проблемы фиаско(провалы рынка)
Случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или

фиаско рынка.
Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, неучтенные в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, неотраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т.е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки.
Пример: производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии.

Ссылка


Слайд 13Эффект Парето и ящик Эджворта
Итальянский экономист В.Парето определил критерий эффективного распределения:

ресурсы можно считать эффективно, а значит, оптимально распределёнными при заданном уровне возможностей.
Эффект Парето – это когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положение других.
Отправным пунктом в исследовании возможности максимизировать благосостояние является модель, называемая «Ящик Эджворта». Данная модель представляет собой диаграмму полезностей двух контрагентов и помогает выявить условия достижения оптимального распределения экономических благ, при обмене которыми достигается максимальная полезность участников обмена.

Ссылка


Слайд 14Макроэкономика и её проблемы
Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику в

целом, на уровне агрегированных показателей.
Макроэкономика изучает и экономическую политику правительства, а потому часто сталкивается с проблемами нормативного характера: что должно делать правительство для предотвращения инфляции, безработицы, потери конкурентоспособности отечественных товаров и т.п.
Макроэкономика (от греч. макро - большой) это часть общеэкономической теории, изучающая закономерности и развития и поведения национальной экономики в целом.

Ссылка


Слайд 15Макроэкономика рассматривает экономику как единое целое, субъектами которого являются государство в

лице правительства, профсоюзы, центральные банки и т.п.
Практически все видные экономисты прошлого: и меркантилисты, и физиократы, и представители классической политической экономией интересовались такими макроэкономическими проблемами как объём национального производства, уровень занятости, инфляции и др.

Ссылка


Слайд 16Национальная экономика как основной объект исследования макроэкономики
Национальная экономика структурируется по воспроизводственному

и отраслевому признакам.
Воспроизводственная структура предполагает деление общественного продукта по принципу их функционального назначения.
Отраслевая структура – это деление хозяйственной системы по основным видам деятельности.

Ссылка


Слайд 17Структура общественного производства предполагает наличие народнохозяйственных пропорций. Рассмотрим их.
Общеэкономические пропорции отражают

количественные соотношения, например между накоплением и потреблением, между производством средств производства и производства предметов потребления и т.д.
Межотраслевые пропорции – это количественные соотношения между различными отраслями общественного производства, например между добывающей и перерабатывающей промышленностью.
Внутриотраслевые пропорции – это количественные соотношения между отдельными производствами отрасли (например, заготовка пиломатериалов и изготовление мебели)
Межгосударственные пропорции – это количественные соотношения между национальными отраслями производства различных стран.

Ссылка


Слайд 18Система национальных счетов.
СНС – представляет собой совокупность данных, используемых государством для

описания итогов хозяйственной деятельности страны в целях их последующего анализа.
В СНС входят следующие основные показатели:
Валовой внутренний продукт
Чистый внутренний продукт
Национальный доход
Личный доход
Располагаемый доход


Слайд 19Виды счетов
Счет производства

Счет производства валового национального продукта
Счет доходов
Счет имущественного состояния
Кредитный счет
Финансовый счет



Слайд 20Национальное счетоводство: система национальных счетов
Исчисление важнейших макроэкономических показателей осуществляется посредством системы

национального счетоводства (СНС).
СНС – это специальные таблицы и балансы, в которых отражено, с одной стороны, наличие ресурсов, с другой – их использование.
Виды счетов:
Счет производства
Счет доходов
Счет имущественного состояния
Кредитный счет
Финансовый счет

Ссылка


Слайд 21Вывод: Каждая хозяйственная единица в народном хозяйстве – будь то предприятие,

домашнее хозяйство или государство – ведет при помощи счетов учет своих сделок.
Пример: В счете производства учитываются затраты и результаты общественного производства за определенный период.

Ссылка


Слайд 22Валовой национальный продукт(ВНП) и валовой внутренний продукт(ВВП) : особенности их измерения
ВНП

определяют как суммарную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в стране за год.
ВВП включает в себя продукцию и услуги, произведённые только внутри страны с использованием только своих собственных факторов производства. При подсчёте ВВП следует учитывать добавленную стоимость(ДС).
Статистика: Объем ВВП в 2008 г. превысил $2 трлн. и по этому показателю Россия вышла на 6 место в мире.
Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и учитывающая реальный вклад продукта, т.е. зарплату, прибыль, амортизацию, процент за кредит, расходы на транспорт, рекламу данного предприятия.

Ссылка


Слайд 23Расчёт ВНП методом потока расходов: потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные закупки,

чистый экспорт.

Существует два метода измерения ВНП:
либо по сумме расходов на созданную в стране продукцию («поток расходов»);
либо по сумме доходов, полученных в результате производства продукции(«поток доходов»).
Обратимся к первому методу – «поток расходов». Используя его, мы получим величину ВНП, если сложим все расходы.

Ссылка


Слайд 24Расходы
Основными компонентами совокупного спроса являются:
Потребительские расходы (С)
Инвестиционные расходы (I)
Государственные расходы

(G)
Чистый экспорт (NX)

Ссылка


Слайд 25Расходы состоят из:
Расходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг (хлеб,

одежда, машина и т.д.);
Инвестиций на приобретение оборудований, станков, зданий, жилья и т.д.;
Расходов государства идущих на производство товаров и услуг (школы, больницы и т.д.) и трансфертные платежи (выплата пенсий, пособий, стипендий и т.д.)
Чистого экспорта, т.е. разницы между объёмами экспорта и импорта.

Ссылка


Слайд 26Расчёт ВНП методом потока доходов: пофакторные виды доходов, амортизационные фонды, косвенные

налоги

Используя метод потока доходов мы получим ВНП, если сложим все доходы общества.
Доходы состоят из: заработанной платы, ренты, процента и прибыли.
Исчисленный по доходам ВНП включает в себя заработную плату, ренту, процент, прибыль, косвенные налоги и амортизационные отчисления.
Главное требование при расчёте ВНП – учесть товары и услуги, произведённые за год, только один раз.

Ссылка


Слайд 27Номинальный и реальный ВНП
Различают номинальный и реальный, а также фактический и

потенциальный ВНП.
Номинальным называется ВНП исчисленный в ценах того года, когда он был произведен. Но цены могут меняться. Поэтому для сравнения ВНП за разные годы рассчитывается уровень цен, которые выражаются в виде индекса цен:
Индекс цен текущего года = (цена товаров в текущем году/цена таких же товаров в базовом году)*100%
Индекс цен, рассчитанный только по потребительским товарам, называется индексом потребительских цен (ИПЦ).

Ссылка


Слайд 28Индекс цен, который характеризует изменение цен не только потребительских, но также

инвестиционных и некоторых других товаров, называется дефлятором ВНП. Он используется корреляции денежного (номинального) ВНП с целью измерения реального ВНП:
Реальный ВНП = (номинальный ВНП/дефлятор ВНП(индекс цен))*100%.

Ссылка


Слайд 29Подсчет ВВП
Оба подхода при подсчете ВВП дают один и тот же

результат. Информацию, которую использует статистика для осуществления своих калькуляций, содержится в разнообразных источниках: налоговой статистике, статистике занятости, таможенной статистике и т.д.
При подсчете ВВП важно учитывать, что в этот показатель включаются только вновь созданные в рассматриваемом периоде товары и услуги и не включаются те виды сделок, которые не создают добавочной стоимости, а именно:
Перепродажа поддержанных товаров;
Стоимость сделок с ценными бумагами;
Государственные трансферты ( выплата пособий, стипендий, помощь в рамках различных социальных программ);
Частные трансферты (переводы денежных средств между частными лицами)

Слайд 30Распределение национального дохода и образование личных доходов
С точки зрения собственников ресурсов,

национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.
Формула вычисления НД: ЧВП – косвенные налоги на предпринимателей, где ЧВП – это чистый внутренний продукт.
Смысл этого подсчёта в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов.

Ссылка


Слайд 31Располагаемые доходы и их использование
Располагаемый доход, или личный располагаемый доход представляет

собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом.
Располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путём вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределённых прибылей, индивидуальных налогов и добавления суммы всех трансфертных платежей.
Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств.

Ссылка


Слайд 32Чистое экономическое благосостояние
В проблеме благосостояния наиболее полно проявили себя экономическая и

этическая стороны жизнедеятельности человека, общества.
Благосостояние приравнивается к богатству, наращивание которого напрямую связано с экономическим ростом, накоплением капитала, наличием других ресурсов. Поэтому центральное место здесь занимает материальное производство и, как производное от него, материальное благополучие.

Ссылка


Слайд 33Чисто экономический подход к решению проблемы повышения базируется всё на этой

же «невидимой руке», которая правит рынком, а через него и достижением каждым собственного благополучия.
Другим теоретическим основанием рассмотрения проблемы благосостояния является этика, отражающая в себе духовные ценности и прежде всего морально-нравственный аспект благополучного человеческого существования. В связи с этим экономика является лишь определённым средством достижения благополучия. Этический подход к проблеме благосостояния предполагает установление определённых правовых норм, ориентированных на обеспечение «максимального счастья для всех», и отказывает рынку в согласовательной функции интересов его субъектов и конкуренции.

Ссылка


Слайд 34Совокупный спрос: понятие, структура, взаимосвязь с ВНП
Совокупный спрос(AD) – это спрос

на общий объём товаров и услуг, который может быть реализован при соответствующем уровне цен в рамках национальной экономики.
Основными компонентами совокупного спроса являются:
Потребительские расходы (С)
Инвестиционные расходы (I)
Государственные расходы (G)
Чистый экспорт (NX)
Уравнение совокупного спроса:
AD= C+I+G+NX

Ссылка


Слайд 35Кривая совокупного спроса

Ссылка


Слайд 36Факторы, влияющие на величину совокупного спроса
К ценовым факторам, т.е. факторам, которые

связаны с динамикой цен, следует отнести прежде всего эффекты процентной ставки, реальных кассовых остатков (эффект богатства) и импортных закупок.
Эффект процентной ставки проявляется в изменении её уровня под воздействием динамики уровня цен, что непосредственно сказывается на потребительских расходах. Если уровень цен повышается (понижается), то повышаются (понижаются) и процентные ставки, а это в свою очередь приводит к сокращению (увеличению) потребительских расходов и инвестиций.

Ссылка


Слайд 37Другим факторов, определяющим нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства,

который проявляется в том, что при повышении уровня цен покупательная способность накопленных финансовых активов срочных вкладов, облигаций уменьшается. Это вынуждает их владельцев сокращать свои расходы.
Эффект импортных закупок сопряжён с соотношением цен внутри страны и за границей. Повышение уровня цен в стране вызовет увеличение импорта и сокращение экспорта, что предопределит сокращение сальдо внешней торговли в совокупном спросе страны, падение спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, снижение уровня цен в стране способствует росту сальдо внешней торговли, спросу на отечественные товары и услуги.

Ссылка


Слайд 38К неценовым факторам относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах и

расходах, связанных с внешнеторговой деятельностью.
Изменения в потребительских расходах зависят от уровня благосостояния, ожиданий и задолженности потребителей, а также от уровня налогообложения, которое влияет на величину располагаемых доходов. Необходимо помнить, что это те изменения в потребительских расходах, которые никак не связаны с понижением или повышением уровня цен.
Другими неценовыми факторами являются изменения в инвестиционных расходах, которые предопределяются уровнем процентных ставок, ожидаемым уровнем будущих прибылей от инвестиций, налогами с предприятий, уровнем их технического оснащения и масштабами избыточных производственных мощностей. В данном случае речь идет о динамике спроса на товары и услуги производственного назначения, на средства производства. Доминирующую роль здесь играет предпринимательский сектор с его запросами на инвестиционные товары.

Ссылка


Слайд 39Следующим неценовым фактором, оказывающим влияние на изменение совокупного спроса, являются государственные

расходы, связанные с покупкой товаров и услуг. Между государственными закупками национального продукта при данном уровне цен и совокупным спросом существует прямая зависимость: рост государственных закупок вызывает увеличение совокупного спроса, и наоборот, уменьшение правительственных расходов приведёт к его сокращению.
Наконец, к последнему из наиболее значимых неценовых факторов относятся расходы, связанные с динамикой сальдо экспорта-импорта товаров, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. В частности, более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на отечественные товары за рубежом, а сокращение импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Величина внешнеторгового сальдо зависит от национального дохода зарубежных стран и валютных курсов.

Ссылка


Слайд 40Показатели, характеризующие совокупный спрос и его влияние на дальнейшие развитие экономики
Прямые

оценки:
Оценка спроса на продукцию: В отсутствие ресурсных ограничений изменения спроса влекут за собой изменение предложения, однако последние происходят с лагом в силу инертности процесса производства.
Спрос на потребительском рынке: Оживление потребительского спроса на товары длительного пользования ведет( при прочих равных условиях) к росту производства потребительских товаров, т.е. к оживлению экономики
Заказы на промышленную продукцию: Дополнительные заказы свидетельствуют о повышение спроса, за которым может последовать увеличение выпуска
Запасы готовой продукции: рост запасов свидетельствует о трудностях с реализацией вследствие снижения спроса. Производителю имеет смысл понижать выпуск.



Слайд 41Показатели, характеризующие совокупный спрос и его влияние на дальнейшие развитие экономики
Косвенные

оценки:
Цена нефти на мировом рынке: Вызывает рост платежеспособного спроса со стороны бюджета, производителей и – через повышение оплаты труда – потребителей.
Курс рубля: Укрепление рубля снижает эффективность экспорта и увеличивает конкуренцию со стороны импорта, спрос на отечественную продукцию снижается.
Количество денег в экономике: Повышение денежного предложения( в определенных пределах) стимулирует производственный потребительский спрос.
Финансовое состояние предприятий: Финансовое благополучие стимулирует дополнительный производственный спрос.

Слайд 42Совокупное предложение: понятие, соотношение с объёмом национального производства
Совокупное предложение отражает объем

выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране.
Совокупное предложение (англ. аgregate supply, AS) – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен. AS может быть приравнено к величине ВНП или к величине национального дохода (НД): AS = ВНП = НД

Ссылка


Слайд 43Кривая совокупного предложения

Ссылка


Слайд 44Горизонтальный участок отражает взгляд кейнсианской школы на совокупное предложение. Этот участок

характеризует экономику неполной занятости, когда имеются незадействованные факторы производства, а цены и заработная плата не гибкие т.е. не способны изменятся. На этом участке возможно за счет вовлечения незадействованных факторов увеличивать объем производства без изменения уровня цен.


Вертикальный участок демонстрирует взгляд классической школы на совокупное предложение, поэтому его также называют классическим. Это состояние полной занятости ( full employment – F), когда дальнейшие наращивание объема невозможно, а любые попытки простимулировать экономику, не расширяя ресурсных ограничений, приведут исключительно к росту уровня цен. На этом участке цены и заработная плата обладают абсолютной гибкостью.


Слайд 45Факторы, определяющие изменения совокупного предложения
Вся совокупность факторов, воздействующих на изменение совокупного

предложения, относится к неценовым факторам.
К наиболее значимым неценовым факторам совокупного предложения относятся изменения цен на ресурсы, изменения в их производительности, в правовых нормах.
Расширение предложения природных факторов благодаря мелиорации, новым агротехническим приемам, обнаружению полезных ископаемых, новым технологиям их добычи ведет к снижению затрат, росту совокупного предложения.

Ссылка


Слайд 46Напрямую с рассмотренными ресурсами связана производительность как результирующая организационно-управленческого взаимодействия производительных

сил общества, которая выражается в реальном объеме производства, приходящемся на единицу затрат ресурсов. С ней связано снижение издержек производства, получение большего объема национального продукта при одних и тех же ресурсах, а это увеличивает совокупное предложение.

Ссылка


Слайд 47Макроэкономическое равновесие
Важнейшим методом исследования экономической теории, является метод равновесного анализа.
Макроэкономическое

равновесие – центральная проблема общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории, характеризующая сбалансированностью экономических процессов.
Равновесие отражает такое состояние общества, которое устраивает всех его членов. Однако подобное положение возможно лишь в идеальных условиях совершенной конкуренции, не нарушаемых побочными эффектами, такими как циклические и структурные кризисы, инфляция, нечестная конкуренция и т.п. Но даже в этих условиях экономическую систему можно привести в динамическое равновесие.

Ссылка


Слайд 48Следует различать частичное и общее равновесие.
Частичным называется равновесие на отдельно взятом

рынке товаров, услуг, факторов производства.
Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из экономических агентов не заинтересован в изменении объёма своих покупок или продаж. Понятие общего экономического равновесия разработано Л.Вальрасом.


Ссылка


Слайд 49Равновесие всей экономической системы в целом называется макроэкономическим равновесием и проявляется

в виде пропорциональности:
а) между производством продукции и её потреблением;
б) между вовлечёнными в оборот ресурсами и их использованием;
в) между предложением товаров и их спросом;
г) между материально-вещественными и финансовыми потоками.
Согласованность всех этих единичных пропорций общественного воспроизводства приводит к сбалансированному развитию экономической системы в целом. Однако каждая производственная единица обладает известной автономностью.


Ссылка


Слайд 50Теории макроэкономического равновесия
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения даёт точку

общего экономического равновесия (точка М на рис.) При этом более высокие цены создают стимулы к увеличению совокупного предложения(расширению производства) и одновременно снижают уровень совокупного спроса.

Ссылка


Слайд 51На рынках отдельных товаров точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного

предложения показывает уровень равновесного объёма производства и соответствующий ему равновесный уровень цен. Но если по отношению к рынкам отдельных товаров актуальным является вопрос о том, насколько эффективно распределяются ресурсы, то для рынка на макроуровне наиболее важными являются следующие вопросы:
Насколько полно используются ресурсы?
Какому уровню занятости трудовых ресурсов и загруженности производственного потенциала соответствует установившейся равновесный объём производства?
Какой должна быть роль государства в поддержании макроэкономического равновесия: что ему следует стимулировать – совокупный спрос или совокупное предложение?

Ссылка


Слайд 52При построение модели макроэкономического равновесия (AD-AS) следует помнить о том, что

кривая совокупного предложения (AS) имеет три участка, и кривая совокупного спроса (AD) может пересечь кривую совокупного предложения на любом из этих трех участков.

Уровень AS
Цен AD3 Е3
(P)

AD1 AD2


Е1 Е2



F
0
Реальный объем производства (Y)









Слайд 53Классическая модель макроэкономического равновесия
Согласно этой модели, система функционирует в соответствии

с теми правилами, которые диктует рынок, т.е. потребитель. Такой подход впервые сформулировал А.Смит в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1777г.) По мнению Смита, рынок частных товаропроизводителей должен быть полностью освобождён от государственного контроля.

Ссылка


Слайд 54Последователи А.Смита экономисты-неоклассики исходят из того, что рыночная система обеспечивает полное

использование ресурсов в экономике. Причём возникающие иногда диспропорции разрешаются на основе автоматического саморегулирования рынка. Благодаря ему в экономике всегда достигается уровень производства при полной занятости.

Ссылка


Слайд 55Различные подходы двух экономических школ видны на кривой совокупного предложения(AS). Классической

точке зрения, согласно которой экономика посредством саморегулирования приходит к тому объёму производства, при котором достигается полная занятость, соответствует вертикальный отрезок кривой предложения.
В основе классической макроэкономической модели лежит идея о том, что изменение совокупного предложения порождает точно такой же совокупный спрос. Это так называемый закон Сея, согласно которому предложение товаров создаёт собственный спрос и, следовательно, отсутствует возможность разрыва между совокупным спросом и совокупным предложением и нет причин опасаться перепроизводства: общество полностью потребляет национальный доход.

Ссылка


Слайд 56Таким образом, равновесие сбережений и инвестиций – главное условие саморегулирующейся экономики

в неоклассической модели.
Ещё одно кредо классической модели: влияние на равновесие рынка труда.
Следующий постулат классиков – анализ влияния на равновесие денежной массы. Они исходят из того, что при данном уровне совокупного предложения увеличение количества денег в обращении приводит к увеличению совокупного спроса. Поэтому поддержание равновесия предполагает контроль за предложением денег как основы для стабильности цен и совокупного спроса. Из классической модели следует однозначный вывод о роли государства: Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечить полное использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним.


Ссылка


Слайд 57Кейнсианская модель макроэкономического равновесия:
Экономический кризис 20-30-х гг. XX в. Похоронил

иллюзии самокорректирующейся экономики. После выхода в свет работы Д.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»(1936г.) было признано, что если в период кризиса нет достаточного спроса, то даже самые низкие процентные ставки не будут стимулировать нужного уровня инвестиций и тем самым увеличивать спрос. Кейнсианская концепция отвергла то положение классической теории, согласно которому предложение создаёт собственный спрос.
Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь: совокупный спрос создаёт предложение.

Ссылка


Слайд 58Если совокупный спрос недостаточен, то и объём производства не будет равен

потенциальному (при полной занятости). Если объём предложения или реальный объём производства определяется спросом, то можно утверждать, что снижение совокупного спроса приведёт к уменьшению реальных объёмов производства. В данной ситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут уравновешены, но на уровне, далёком от потенциального объёма, т.е. с неполной занятостью ресурсов. Такое положение может сохраняться достаточно долго и само по себе не изменится. Избежать больших потерь и длительной безработицы можно только через активную макроэкономическую политику государства, направленную на стимулирование совокупного спроса.

Ссылка


Слайд 59Кейнс и его последователи считали, что государство должно способствовать выводу экономики

из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику.
Кейнсианская концепция явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в рыночной экономике. В отличие от идеи классиков о нейтральности государства в ней доказана необходимость координирующего вмешательства государства.

Ссылка


Слайд 60Общественные блага
Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства.
Рыночный

механизм не может предоставить общественные блага.
К общественным относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой.
К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.

Ссылка


Слайд 61Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага.
Чистые общественные блага

обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример – национальная оборона.
У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее.
Пример смешанного блага: автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные участки. Поскольку увеличивается соперничество на перегруженных трассах, постольку неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд на перегруженном участке дороги.
Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него.

Ссылка


Слайд 62Теория общественного выбора
Теория общественного выбора сформировалась в качестве самостоятельного направления в

экономической науке в конце 1960-х гг. Её рождение было во многом подготовлено работами американского экономиста Кеннета Эрроу и шотландского экономиста Дункана Блэка, которые развивали математический подход к экономической теории. Вместе с тем, они ставили своей задачей применение принципов экономического анализа (издержки-выгода) к процессам принятия политических и экономических решений правительством. Это направление развивалось в дальнейшем в тесной связи с неоклассическими и неоинституциональными моделями.

Ссылка


Слайд 63Основной предмет теории общественного выбора – исследование взаимозависимости политических и экономических

явлений.
В рамках этой теории исследуется механизм принятия политиками макроэкономических решений. Поэтому нередко можно увидеть в западных экономических словарях термин «политическая экономия» или «новая политическая экономия» как синонимы теории общественного выбора.
Характерные вопросы, рассматриваемые теорией общественного выбора – государственные финансы, процедуры голосования, процессы принятия правительственных решений, деятельность так называемых групп давления и т.п.

Ссылка


Слайд 64Особенность подхода теории общественного выбора к политическим процессам заключается в том,

что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в повседневной жизни и в бизнесе, но и в общественной жизни. Любое решение, принимаемое обществом, зависит от экономических оценок участников голосования своих затрат и выгод в связи с его реализацией. Важнейшие решения, которые должны принимать правительственные организации, связаны с производством общественных благ. Поскольку представители теории общественного выбора акцентировали внимание на том, что даже в условиях такой демократической процедуры, как принятие решений простым большинством голосов, возможны неэффективные с точки зрения общества результаты выбора.

Ссылка


Слайд 65Выполнить задание
Тест т.8
Практическое задание


Слайд 66Список используемой литературы:
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. – СПб, 2007.

Гл.7.
Булатов А.С. Экономика. 4-е изд. – М., 2006. Гл.21,22,23,24.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М., 2003. Гл.5.
Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М., 2002. Гл.3.
Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2004. Гл.2.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник. – 5-е изд., исправленное, доп. и перераб. – Киров, 2006. Гл.16,17,18.
Становска И.К. , Стрелец И.А. Экономическая теория 3-е изд. 2008


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика