Слайд 2Спрос и факторы, на него влияющие
Предложение и факторы, на него влияющие
Рыночное
равновесие
Государственное регулирование рынка
Слайд 3Предметом исследования микроэкономики является поведение первичных экономических субъектов – потребителей и
производителей – и механизм согласования их хозяйственных целей
Согласование происходит путем формирования системы равновесных цен
Слайд 5
Спрос – это платежеспособная потребность.
Объемом спроса на какой-либо товар называют количество
этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях.
Слайд 6Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное
количество данного товара.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса
Слайд 7В общем виде функция спроса может быть представлена так:
Qdi = Qdi (T; Р1,…Pk; I; …)
где Qdi — объем спроса на i-тый товар (i = 1,2, ...,k;);
Т— вкусы и предпочтения;
Р1 ,. . .,Рk — цены всех товаров, включая i-тый;
I — денежный доход.
Если все факторы, определяющие объем спроса , кроме цены считать неизменными, то можно перейти к следующей функции:
Qdi = Qdi (Рi)
Слайд 8Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется закон спроса.
Известно
исключение из закона спроса, получившее название парадокса Гиффена.
Слайд 10В линейном случае функция спроса принимает вид Qd = a -
bр,
где а - максимальная величина спроса на данный товар (т.е. количество товара, которое, при прочих равных условиях, потребители готовы приобрести по нулевой цене),
b - показывает, на сколько единиц изменится величина спроса при изменении цены товара на единицу (∆Qd =-b∆p),
a/b - резервная цена (т.е. цена, при достижении которой величина спроса падает до нуля).
Слайд 12Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара
в определенный период времени.
Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.
Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.
Слайд 13В общем виде функция предложения имеет вид:
Qsi = Qsi (Li; P1,…Pn; Ti ; N…)
где Qsi — объем предложения i-того товара (i= 1,2, ...,n );
Li ,— характер применяемой в производстве i -того товара технологии;
Р1 ,. ..,Рn — цены товаров, включая i-тый товар;
Тi — налоги и дотации, установленные по i-тому товару;
N — природные условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения , кроме цены считать неизменными, то можно перейти к следующей функции:
Qsi = Qsi (Рi)
Слайд 15В линейном случае функция предложения принимает вид Qs = c +
dр,
где c - минимальная величина предложения (т.е. количество товара, которое, при прочих равных условиях, продавцы готовы предложить по нулевой цене),
d - показывает, на сколько единиц изменится величина предложения при изменении цены на единицу (∆Qs = d∆p),
- c/d - резервная цена (т.е. цена, при достижении которой величина предложения падает до нуля).
Слайд 16Кривая предложения линейного вида
Слайд 17В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке, как правило устанавливается
рыночное равновесие, т.е. такая ситуация, при которой количество товара, которое готов продать продавец, равно количеству товара, которое готов приобрести покупатель по данной цене.
Слайд 18Вальрас оперировал понятиями «величина спроса» и «величина предложения». Поэтому функции спроса
и предложения у него имеют вид: Qd = Qd (Р), Qs = Qs (Р), а условием равновесия является равенство
Qd (Р) = Qs (Р)
Маршалл оперировал понятиями «цена спроса» и «цена предложения», поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид: Pd = Pd (Q), Ps = Ps (Q), а условием равновесия является равенство:
Pd (Q) = Ps (Q)
Слайд 19Рыночное равновесие по: а) Вальрасу; б) Маршаллу
Слайд 20Излишек (выигрыш) потребителя определяется как выгода, которую он имеет, приобретая продукт
по определенной цене. Математически излишек потребителя - разница между суммой, которую потребитель готов заплатить за продукт, и суммой, которую он платит в действительности.
Слайд 21Излишек (выигрыш) производителя определяется как выгода, которую он имеет, продавая продукт
по определенной цене. Математически излишек производителя - разница между ценой, по которой он готов продать продукт, и ценой, по которой он продает в действительности
Слайд 22Излишек потребителя, излишек производителя
Слайд 23Когда объем спроса при любой неотрицательной цене ниже объема предложения, равновесие
устанавливается при нулевой цене.
Товар является свободным благом.
Слайд 24Когда при любом объеме рынка цена спроса ниже цены предложения равновесие
устанавливается при нулевом объеме.
Производство данного товара технически возможно, но экономически нецелесообразно.
Слайд 25Стабильностью равновесия называют способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться
к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил.
Если же равновесие не обладает свойством стабильности, то регулирование его становится настоятельно необходимым.
Слайд 26
Государственное регулирование рыночного механизма представляет собой воздействие органов государственной власти на
условия и порядок формирования уровня цен и объемов продаж на каком-либо рынке.
Слайд 27Основными методами государственного регулирования уровня цен являются:
установление фиксированных цен:
если фиксированная
цена превосходит равновесную, то на рынке образуется избыток;
если фиксированная цена ниже равновесной, то на рынке образуется дефицит;
установление предельных цен, регулирующих верхнюю или нижнюю границу рыночной цены.
Слайд 28
Максимальная цена (цена потолка) — устанавливаемая государством максимально возможная цена, по
которой могут осуществляться продажи на рынке.
Если цена потолка устанавливается на уровне ниже равновесного, то величина спроса оказывается больше величины предложения и на рынке возникает ситуация дефицита.
Если цена потолка устанавливается на уровне выше равновесного, то она не оказывает влияния на рыночное равновесие.
Слайд 29
Минимальная цена (цена пола) — устанавливаемая государством минимально возможная цена, по
которой могут осуществляться продажи на рынке.
Если цена пола устанавливается на уровне выше равновесного, то величина спроса оказывается меньше величины предложения и на рынке возникает ситуация затоваривания.
Если цена пола устанавливается на уровне ниже равновесного, то она не оказывает влияния на рыночное равновесие.
Слайд 31Основными методами государственного регулирования объемов продукции являются:
введение квот: в этом случае
на данном рынке может быть реализовано не более определенного количества товара.
введение налогов и субсидий.
Слайд 33
Введение налога вызовет параллельный сдвиг кривой предложения вверх на величину Т.
Если
изначально кривая предложения имела вид: Qs = c + dр,
то новая кривая ( с налогом) принимает вид: Qs1 = c + d(р – Т).
Слайд 36Пример. Предложение ежедневников в селе Осколково задается функцией Qs = 3р
- 60, а спрос на них —Qd = 360 - 3р (Q — количество, штук, р — цена, рублей). Государство вводит налог, уплачиваемый продавцами, в размере 10 рублей на каждый проданный ежедневник.
1. Определите объем продаж и цену ежедневника после введения налога.
2. Чему будут равны налоговые поступления в бюджет?
Слайд 37Решение:
Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид:
Qs1 = 3(p
– 10) – 60 = 3p – 90.
Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят:
Qd = Qs1 => 360 – 3p = 3p – 90 => 450 = 6p => p* = 75 (д.е.) => Q* = 135 (шт.)
Доходы государственного бюджета от введения налога составят:
T × Q*= 1350д.е.
Слайд 38Введение субсидии вызовет параллельный сдвиг кривой предложения вниз на величину Н.
Если изначально кривая предложения имела вид: Qs = c + dр,
то новая кривая ( с субсидией) принимает вид: Qs1 = c + d(р + Н).