Слайд 1Лекция на тему: Теория спроса и предложения
Слайд 2План лекции
1. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
3. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения.
4. Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия.
Слайд 3
1. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности
Слайд 4Потребительские предпочтения
Для удовлетворения одной и той же потребности можно использовать
различные блага: товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплементы).
Товары-заменители отличаются друг от друга какими-то свойствами, качественными характеристиками, ориентируясь на которые (не забывая цены на них) потребитель выбирает те из них, которые ему больше подходят.
Таким образом, Принцип предпочтения заключается в том, что необходимо:
1) брать две категории товара и рассматривать их во взаимосвязи, взаимодействии;
2) учитывать цену товара и доход потребителя.
Слайд 5Полезность
Полезность означает способность экономического блага (товара, услуги) удовлетворять определенные потребности людей.
Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого.
Однако, если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обязательства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо полезно для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в нужных количествах.
Слайд 6Предельная полезность (пример)
Голодный человек, может съесть много хлеба, но, когда
он утолит голод, каждый дополнительный кусок будет иметь для него все меньшую ценность и это значит, что каждая последующая потребленная единица блага добавляет к совокупной полезности меньше, чем предыдущая единица.
Полезность последней кусок называется предельной (или наименьшей).
Слайд 7Основы теории предельной полезности Германа Госсена (два закона потребления)
Первый закон Госсена
гласит: величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы благ данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения.
Второй закон Госсена гласит: для максимального удовлетворения потребностей в условиях, когда запасы благ недостаточны для полного насыщения, необходимо остановить потребление всех благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления становится одинаковой.
Слайд 8Закон убывающей предельной полезности
Закон убывающей предельной полезности гласит: при потреблении
блага общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения потребителя (насыщения) сокращается с каждой дополнительной единицей блага.
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, в которой предельная полезность равна нулю.
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность благ отрицательная), то общая полезность отрицательная.
Предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления.
Слайд 9
2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса
Слайд 10Спрос
Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести
по данной цепе в данное время.
Спрос — это объем возможной покупки товара в зависимости от установившейся цены на него.
Необходимо четко разграничить два экономических понятия: «спрос» и «потребности». Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.
Слайд 11Объем спроса
Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести
за некоторый период (например, день или год).
Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.
Слайд 12График кривой спроса
кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного
товара или услуги и количеством товара, которое может и хочет купить потребитель по данной цене.
Слайд 13Закон спроса
Между ценой товара и объемом спроса на него существует
обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.
Слайд 14
Закон спроса не действует:
1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением
цен;
2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота, драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предметом роскоши;
3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, при переключении спроса с маргарина на масло снижение цен на маргарин не увеличит спроса на него).
Слайд 15Три эффекта закона спроса
В экономической литературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную
зависимость между изменением цены товара и спросом на него:
1. Эффект роста выгоды.
2. Эффект дохода.
3. Эффект замещения.
Слайд 16Эффект роста выгоды
Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностью для покупателя.
Покупатель всегда сопоставляет объем затрат (в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого товара. При изменении цены изменяется состояние расходов на товар и его полезность к большей выгоде покупателя.
Слайд 17Эффект дохода
Эффект дохода. При постоянном объеме располагаемого дохода снижение цены на
данный товар означает для покупателя относительное расширение его дохода по отношению к данному товару, т.е. при снижении цены на товар потребитель хочет приобрести больше товара.
Слайд 18Эффект замещения
Эффект замещения. Если упала цена на определенный товар, это вызывает
подорожание других товаров при неизменности их цен.
Слайд 19Изменение спроса под действием неценовых факторов
На изменение спроса влияют следующие неценовые
факторы:
1) число покупателей;
2) изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания;
3) изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос на маргарин, величина спроса зависит от цены товаров, которые являются взаимозаменяемыми.
4) величина спроса зависит от цены товаров, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобиль и бензин).
5) изменение структуры населения, например старение населения. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.
Слайд 20Изменение спроса под действием неценовых факторов
Кривая спроса под воздействием прочих
(неценовых) факторов может смещаться вправо или влево.
Если спрос увеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, кривая спроса сдвинется влево
Слайд 21Эластичность спроса
Эластичность спроса показывает, насколько изменилась в процентном отношении величина
спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Слайд 22Коэффициент эластичности спроса
Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента изменения спроса
к проценту изменения цены.
т.е.
Слайд 23это значит, что спрос растет (падает), цена постоянна (Спрос совершенно эластичен).
Если
Кэс > 1 это значит, что при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1% (спрос эластичен).
Если Кэс = 1 это значит, что при изменении цены на 1% спрос меняется также на 1% (спрос имеет единичную эластичность).
Если Кэс < 1 это значит, что при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1% (спрос неэластичен)
Если Кэс = 0 это значит, что независимо от того цена растет (падает), спрос постоянен и потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены (спрос совершенно неэластичен).
Если Кэс =
это значит, что спрос растет (падает), цена постоянна (Спрос совершенно эластичен).
Слайд 25Факторы, влияющие на эластичность спроса
1) наличие товаров-заменителей. Чем больше на
рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;
2) размер дохода;
3) значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен;
4) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;
5) качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.
Слайд 26
3. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
Слайд 27Предложение
Предложение - это количество товаров и услуг, которое производители готовы продать
по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Слайд 28Объем предложения товара
Объем предложения товара — это количество товара, которое продавцы
желают продать за некоторый период (например, день или год).
Объем предложения зависит от цены товаров, от цены используемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.
Важно отличать объем предложения от объема производства: не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.
Слайд 29График кривой предложения
Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого
товара при каждом значении цены, при этом другие факторы предполагаются неизменными
Слайд 30
Под воздействием определенных (неценовых) факторов, кривая предложения может перемещаться влево либо
вправо
Слайд 31Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение
1) изменение издержек производства в результате
технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
2) увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
3) изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
4) технологические возможности производства;
5) уровень налогов и дотации;
6) перспективы развития отрасли;
7) влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.
Слайд 32Закон предложения
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары
и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
Слайд 33Эластичность предложения
Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в
зависимости от изменения цены
Слайд 36
При оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и
долгосрочный.
Слайд 37
В краткосрочном периоде, предложение в является неэластичным. Мгновенное изменение спроса —
предложение неэластично.
Слайд 38
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих
производивственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.
Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.
Слайд 39
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а
так- же приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Слайд 40
Эластичность предложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях, степени
загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Слайд 41
Ценовая эластичность предложения имеет важное значение при определении налоговой политики правительства.
С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую — потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложение эластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное — на производителей.
Слайд 42
4. Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия
Слайд 43
Равновесная цена—это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и
этот объем является, соответственно, равновесным.
Когда предложение превышает спрос, образуется излишек. Покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей.
Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавца.
Слайд 44
Кривая спроса и предложения
(Рыночное равновесие)
Слайд 45Кривая спроса и предложения
Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров
и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.
Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:
1) возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;
2) уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;
3) возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;
4) уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.
Слайд 46Четыре правила взаимодействия спроса и предложения
1) увеличение спроса вызывает рост и
равновесной цены, и равновесного количества товаров;
2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равно- весной цены и увеличение равновесного количества товаров;
4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.
Слайд 47ценах «пола» и «потолка»
Рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий,
либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».