Теория поведения потребителя презентация

Содержание

Тема 3. Теория поведения потребителя Потребности домашнего хозяйства: качественная и количественная характеристики Задача потребителя Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения

Слайд 2 Тема 3. Теория поведения потребителя
Потребности домашнего хозяйства: качественная и количественная характеристики
Задача

потребителя
Равновесие потребителя.
Эффект дохода и эффект замещения


Слайд 32.1. Потребности домашнего хозяйства: качественная и количественная характеристики
Ключевые вопросы, стоящие перед

домашним хозяйством:
В какой последовательности удовлетворять потребности?
Какие блага и в каком объеме приобретать (покупать)?
Основная проблема потребительского выбора – формирование набора благ.
Процесс выбора предполагает наличие критериев выбора. Интуитивно: в первую очередь будет приобретаться то, что наилучшим образом удовлетворяет потребности, приносит наибольшее удовольствие. Наличие ограничения по расходам ⇒ необходимость учета цены блага.

Слайд 4Потребности домашнего хозяйства
Цель деятельности домашнего хозяйства: наиболее полное удовлетворение имеющихся на

данный момент потребностей всех членов домашнего хозяйства.
Потребность – состояние неудовлетворенности, из которого агент желает выйти; или состояние удовлетворенности, которое агент желает продлить. Агент представляет какое благо и в каком объеме должен использовать для «снятия» потребности.
Ограничение: величина бюджета и цены приобретаемых товаров, действующие на рынках.
Выбор потребителя определяется его системой предпочтений.
Система предпочтений – совокупность проранжированных отношений потребителя к благам (наборам благ), такая что: первые позиции занимают блага, удовлетворяющие наиболее актуальные потребности, далее следуют блага, удовлетворяющие менее насущные потребности.


Слайд 5Факторы, определяющие систему предпочтений потребителя
возраст и пол,
национальность,
уровень образования,
природно-климатические

условия,
социо-культурная среда,
конфессионная принадлежность и др.


Слайд 6Алгоритм построения системы предпочтений включает 4 этапа
1 этап: построение шкалы потребностей

по принципу: «убывание степени интенсивности»: Nk = (N1, N2,…Nk).
 2 этап: построение шкалы предпочтений - проранжированная совокупность благ n видов, удовлетворяющих потребности различной интенсивности: Zn = (z1, z2,…zn).
3 этап: формирование иерархии полезностей
Экспертная оценка удовольствия, обеспечиваемого потреблением единиц конкретных благ. Благо, удовлетворяющее самую интенсивную потребность, получает самую высокую оценку. Оценка производится в специальных единицах – утилях (util – единица полезности). Оценивается удовольствие от потребления конкретной единицы конкретного блага – предельная полезность каждого блага (MUi). Выделяются родовые и порядковые полезности.
  4 этап: описание системы предпочтений:
Единицы всех благ проранжированы по принципу убывания их предельных полезностей. Система предпочтений отражает отношение агента к различным благам, а также взаимосвязи благ в потреблении. Система предпочтений описывается функцией полезности набора благ: U = F (z1,z2,…zn). Функция может быть задана дискретно (например, таблица Менгера) или непрерывно.

Слайд 7Характеристики экономических благ

Общая полезность блага (Ui) – полезность, получаемая от всего

объема блага вида «i».

Предельная полезность блага (MUi) – полезность, приносимая конкретной единицей блага вида «i».

 Закон убывающей предельной полезности: каждая последующая единица блага имеет полезность меньшую, чем предыдущая. В основе закона – тезис о поэтапности удовлетворения потребностей: по мере потребления блага степень интенсивности потребности снижается.

Родовая полезность – полезность конкретного блага, удовлетворяющего определенную потребность (независимо от стадии удовлетворения потребности).

Порядковые полезности определяются внутри родовых.

Слайд 8Факторы, определяющие полезность отдельного блага:
ранг блага в шкале предпочтений (зависящий

от степени интенсивности удовлетворяемой потребности),
наличное количество блага,
соотношение между потребным и наличным количеством блага.

Слайд 9Функция полезности набора (U) показывает зависимость удовлетворения агента от количеств благ,

присутствующих в наборе:
U(Zn) = F (z1, z2, …zn)

Основные типы предпочтений и функций полезности:
1. нормальные предпочтения, блага–субституты;
функция полезности Кобба-Дугласа:
U(Zn) = z1α1 z2α2… znαn = ∏ziαi
2. вырожденные предпочтения; блага-субституты;
аддитивная функция полезности:
U(Zn) = a1z1 + a2z2 +…+ anzn = Σ aizi
3. блага–комплементарии; функция полезности Леонтьевского типа:
U(Zn) = min {a1Z1; a2Z2;…; anZn}
ai – предельная полезность блага i-го вида




Слайд 103.2. Задача потребителя
Цель потребителя: наиболее полное удовлетворение потребностей (получение максимальной полезности).


Формализация цели: U(z1, z2,…zn) → max
Ограничение потребителя – сумма, предусмотренная на расходы для текущего потребления – бюджет. Расходы потребителя зависят от цен приобретаемых товаров и не должны превышать величины бюджета.
Бюджетное ограничение имеет вид: B – p1z1 – p2z2 – … – pnzn ≥ 0.



Слайд 11Задача потребителя: не выходя за пределы бюджетного ограничения, сформировать набор благ,

обеспечивающий максимальную полезность. Формализация задачи → модель поведения потребителя:
 
max U(z1, z2,…zn)
B – p1z1 – p2z2 – … – pnzn ≥ 0
zi ≥0, i =
 
Набор благ, обеспечивающий наибольшую полезность потребителю, называется оптимальным, а положение потребителя, сформировавшего такой набор, – равновесием.

Условие оптимальности потребительского набора: в оптимальном наборе эффективность всех покупок одинакова, т.е. соотношения предельных полезностей с ценами (взвешенные предельные полезности) по всем видам благ равны:
MU1(z1*, z2*,…zn*)/p1 = MU2(z1*, z2*,…zn*)/p2 = … = MUn(z1*, z2*,…zn*)/pn




Слайд 123.3. Равновесие потребителя
В случае, когда предпочтения определены на наборах из двух

благ, используется также графический метод решения задачи потребителя. Отображением функции полезности (системы предпочтений) являются кривые безразличия, образующие карту безразличия.
Кривая безразличия – совокупность потребительских наборов, разных по составу, но имеющих одинаковую для данного потребителя полезность (порядок предпочтений).
Карта безразличия – совокупность кривых безразличия для данного типа предпочтений. Предпочтения разнообразны. Описываются различными по типу функциями полезности. Различаются и карты кривых безразличия.
Аддитивная функция полезности также отражает отношение агента к благам как к субститутам: U (z1 ,z2) = az1 + bz2 , где a – предельная полезность первого блага, b – предельная полезность второго блага. Если a=const и b=const, закон убывающей предельной полезности не выполняется, в этом случае предпочтения называют вырожденными


Слайд 13Кривые безразличия неоклассического типа для благ-субститутов
Предпочтения агента такие, что блага z1,z2

рассматриваются как субституты (заменители), описываются функцией полезности типа Кобба-Дугласа:
U(z1,z2) = z1az2b, где a, b – показатели эффективности благ в потреблении. Такие предпочтения принято называть нормальными



Х

U1

U2

Y


Слайд 14Кривые безразличия для благ-субститутов с постоянными предельными полезностями
Аддитивная функция полезности также

отражает отношение агента к благам как к субститутам: U (z1 ,z2) = az1 + bz2 , где a – предельная полезность первого блага, b – предельная полезность второго блага. Если a=const и b=const, закон убывающей предельной полезности не выполняется, в этом случае предпочтения называют вырожденными

X

Y

U1

U2


Слайд 15Кривые безразличия для благ-комплементариев
Предпочтения агента, потребляющего блага совместно, т.е. относящегося к

благам как к комплементариям, описываются функцией полезности Леонтьевского типа: U(z1 ,z2) = min { az1 ; bz2}. Здесь параметр a – предельная полезность первого блага, параметр b – предельная полезность второго блага.

X

Y

U1

U2


Слайд 16Графически оптимум потребителя – точка, в которой бюджетная линия касается кривой

безразличия. Эта кривая безразличия является наиболее удаленной от начала координат и соответствует максимальному уровню полезности, достижимому при действующем бюджетном ограничении. Различают внутренний оптимум (все блага включаются в оптимальный набор) – рис. А и угловое равновесие, при достижении которого в наборе одно из благ отсутствует – рис. Б.

Y Рис. А




Е

U2
U1

X

Y Рис. Б


E
U2
U1 бюджетное ограничение




X




Слайд 17Условие равновесия потребителя
Для того, чтобы максимизировать полезность при заданном фиксируемом количестве

расходуемых денег, индивид будет покупать такие количества товаров, которые полностью исчерпывают его доход и для которых норма замещения (MRS) равна норме обмена между двумя этими товарами на рынке (обратному соотношению цен этих товаров).

Слайд 184. Эффект дохода и эффект замещения
На поведение потребителя влияет изменение реального

дохода, которое происходит вследствие:
изменений номинального (денежного дохода). В этом случае возникает эффект дохода (по бюджету).
изменение относительных цен вызывает действие двух эффектов – эффекта субституции и эффекта дохода (по ценам). При этом меняются как структура, так и состав оптимального набора.

Слайд 19Эффект дохода (по бюджету)
Эффект дохода (по бюджету) – изменение состава оптимального

набора, обусловленное изменением реального дохода (покупательной способности индивида) вследствие изменения номинального дохода или уровня цен. Действие эффекта дохода (по бюджету) приводит к изменениям только состава набора, структура не меняется.


Слайд 20Эффект дохода и эффект замещения при изменении цен товаров
Эффект субституции –

изменение состава оптимального набора при неизменном реальном доходе такое, что: относительно подорожавшее благо вытесняется из набора (заменяется) относительно подешевевшим.
Эффект дохода (по ценам) – изменение состава оптимального набора, обусловленное изменением реального дохода вследствие изменения цены товара, входящего в набор.

Слайд 21Эффект дохода и замещения при меняющемся уровне цен


Y
X
U2
U1
Δ Yд
Δ Yз
Δ Xд
Δ



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика