Теоретические аспекты государственного и муниципального управления презентация

Содержание

Социально-экономические реформы, произошедшие в России за последние годы, повысили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Тема 1 Теоретические аспекты ГиМУ

Слайд 1

Шлёнов Юрий Викторович д.э.н., профессор

Государственное и муниципальное управление


Слайд 2Социально-экономические реформы, произошедшие в России за последние годы, повысили интерес к

осмыслению природы государства, его институтов и способов управления.

Тема 1 Теоретические аспекты ГиМУ


Слайд 3Актуальность изучения предмета
окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций
не отработана

схема взаимодействия между обществом и властными институтами
отсутствует реальная основа для консолидации политических партий и движений

Слайд 4Государственное и муниципальное управление –
это особого рода социальная деятельность по целенаправленному

использованию на основе закона и иных правовых актов публичной власти особой группой людей (органов, должностных лиц), осуществляемая на профессиональных началах.

Слайд 5О территории..
Территория Российской Федерации имеет большую протяженность (с севера на юг

составляет примерно 4000 км, с запада на восток - более 10 000 км.)
Площадь:17 098 246 км²
Россия граничит с 18 странами
…исходя из чего, существует множество различных региональных особенностей по своему содержанию носящих не только экономический, но и территориальный, а так же национальный и социокультурный характер.


Слайд 6К сведению…в РФ
46 областей
21 республика,
9 краёв
4 автономных округа
2 города федерального значения2 города федерального значения и 1 автономная

область

Слайд 7?
Сколько федеральных округов включает в себя РФ?

В соответствии с Указом от

13.05.2000 г. №849 «О полномочном представителе президента РФ в федеральном округе» (с изменениями и дополнениями 21 марта 2005 г.)

Слайд 8Российская Федерация включает в себя восемь федеральных округов
Дальневосточный,
Центральный,
Северо-западный,
Приволжский,
Южный,
Уральский,
Сибирский,
Северо-Кавказский.


Слайд 9Субъектом государственного и муниципального управления
является соответствующий государственный орган;

должностное лицо государства;

должностное лицо

местного; самоуправления.

Слайд 10Объект государственного и муниципального управления –
это общественные отношения социальных, национальных и

иных общностей людей;
поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц;
поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение.

Слайд 11Тема 2
Системность в управлении


Слайд 12Основы управления экономическими системами
Функции менеджмента:
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Координация


Слайд 13Внешние переменные организации представляют собой её фоновое и деловое окружение
Деловое

окружение представляет непосредственные контакты фирмы. Это ближнее окружение фирмы, которое непосредственно участвует в деловом и хозяйственном процессе производства организации: поставщики, подрядчики, посредники, дилеры, конкуренты, дистрибьюторы.
На деловое окружение фирма может оказывать непосредственное воздействие.

Слайд 14Фоновое окружение
- это внешняя среда, на которую фирма не может оказывать

своего влияния, а лишь только может подстраиваться под её изменения.
Существуют следующие виды фона:
Политический, экономический, технологический, демографический, экологический и т.п.

Слайд 16Виды систем в управлении:
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, её действия

не зависят от действий внешней среды и она является самообеспечивающейся.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и состоящая из трех компонентов: входа, преобразования и выхода.
Олицетворением организации как открытой системы является модель «черного ящика».

Слайд 17Схема модели «черный ящик»


Слайд 18К «входу» системы относится….
все, что получает организация для производства товаров, новшеств,

и оказания услуг сторонним организациям.
На входе организация получает информацию, капитал, документы, материалы, человеческие ресурсы.

Слайд 19Задача управленцев любого уровня
сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» системы путем проведения

маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков.
Если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса преобразования (входа в выход) – параметры выхода системы тоже будут неконкурентоспособными.

Слайд 20Логика конкурентоспособности системы


Слайд 21В процессе преобразования ресурсы приобретают материально-вещественную форму, готовую к реализации или

дальнейшему применению.
На «выходе» система получает товары, работы, услуги, прибыль, рост объема продаж, социальную ответственность, удовлетворение работников и потребителей, рост организации.

Слайд 22Систематизация и анализ позволяют :
построить приблизительную модель изучаемого объекта, определить

его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы; раскрыть логическую схему анализа, которая соответствует внутренним связям изучаемых показателей.

Слайд 23Основные принципы системности:
целостность, когда все элементы и части системы служат достижению

общих целей, стоящих перед организацией в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);
сложность, которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;
большая инерционность, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организаций в будущем;

Слайд 24принципы системности (продолжение)
высокая степень надежности функционирования, обусловлена взаимозаменяемостью компонентов и способов

жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;
параллельное рассмотрение натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности организации, системы управления и реализации ее стратегии.

Слайд 25Ситуационный подход
Ситуационный подход в управлении это моментное, разовое принятие решений, вызванное

возникающими потребностями, изменениями внутренних или внешних условий, требующих адекватного реагирования со стороны руководства.

Слайд 26Посредством ситуационного подхода реализуется принцип адаптивности.
Его суть состоит в том, что

все внутриорганизационные построения (организационная культура, структура, система планирования) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.

Слайд 27Ситуационный подход
пытается увязать конкретную ситуацию с поставленными целями организации и определить

какие переменные наиболее сильно влияют на эффективность организации.

Слайд 28Внешние переменные организации представляют собой её фоновое и деловое окружение
Деловое

окружение представляет непосредственные контакты фирмы. Это ближнее окружение фирмы, которое непосредственно участвует в деловом и хозяйственном процессе производства организации: поставщики, подрядчики, посредники, дилеры, конкуренты, дистрибьюторы.
На деловое окружение фирма может оказывать непосредственное воздействие.

Слайд 29Фоновое окружение
- это внешняя среда, на которую фирма не может оказывать

своего влияния, а лишь только может подстраиваться под её изменения.
Существуют следующие виды фона:
Политический, экономический, технологический, демографический, экологический и т.п.

Слайд 30Внутренние переменные организации:
- Цели;
- Структура;
- Задачи;
- Технологии;
- Люди.


Слайд 31 Цели
это конечные, конкретные состояния или желаемый результат,

который стремится достичь группа, работая вместе. У организации может быть множество целей, но они не должны вступать в противоречие, а работать в одном направлении.

Слайд 32Цели (Критерии качества)
Цели должны быть:
Конкретными
Измеримыми
Достижимыми
Ориентированными во времени
Непротиворечивыми
Взаимно-поддерживающими


Слайд 33Структура (организации)
логическое взаимодействие уровней управления и функциональных областей, построенных

в такой форме, которая позволит наиболее эффективно достигать целей организации.

Слайд 34Структура имеет две составляющие:
Разделение труда – связано с закреплением работы за

специалистами, которое подразделяется по горизонтали (связано с профессиональным разделением) и по вертикали (строгая подчиненность и соблюдение иерархии управления).
Сфера контроля осуществляет нормирование и учет фактических отклонений от запланированных результатов в качественных и количественных показателях.

Слайд 35Задачи –
это предписанная работа или серия работ, которая должна быть выполнена

в заранее установленные и оговоренные сроки и разделена на три составляющие:
1. Работа с людьми;
2. Работа с информацией;
3. Работа с предметами.

Слайд 36Самым важным моментом работы является -
частота повторения задач и время

для её выполнения.
Время выполнения задач увеличивается по мере перехода от нижнего уровня управления к верхнему.

Слайд 37Технологии –
это сочетание квалификационных навыков, оборудования, знаний для осуществления желаемых преобразований

в материалах, информации и отношениях между людьми.
Задачи и технологии тесно взаимосвязаны и влияние данных переменных привело к стандартизации и механизации процессов.

Слайд 38Люди –
центральный фактор любой модели управления, который связан

с тремя основными аспектами человеческой переменной:
Поведение отдельных людей;
Поведение людей в группе;
Поведение самого руководителя.
Следствием поведения людей в организации, является сочетание мотивационных установок, индивидуальных характеристик в зависимости от внешней и внутренней среды.

Слайд 39ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
ТЕМА 3


Слайд 40

Теологическая теория:
Возникновение государства объясняется волей сверхприродного существа (бога).


Слайд 41

Патриархальная теория:
государство возникло в процессе механического соединения родов в племена,

племен - в большие целостности, вплоть до государственных образований. При этом на всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти

Слайд 42

Теория общественного договора (контрактная теория государства):
государство является результатом своеобразного договора,

заключенного между суверенным властителем и поданными. Государство возникло в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и общественного порядка органу

Слайд 43Теория насилия:
государство возникло в результате внешних завоеваний и политического насилия,

которые приводят к углублению социального неравенства, образованию классов и эксплуатации

Слайд 44Марксистская теория:
государство возникает в результате деления общества на классы и

выражает интересы господствующего класса.

Слайд 45Естественно-исторические теории:
государство рассматривается как органически присущая человечеству на определенной стадии

развития форма общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад.

Слайд 46Направления Государственного и муниципального управления
Государственное управление
Муниципальное управление


Тема 4


Слайд 47Государственное управление
это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер

влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти.

Слайд 48Основные территориальные уровни:
уровень Российской Федерации (государство)

уровень субъектов российской федерации (регионы)

муниципальный уровень

(города, поселки, ЗАТО и т.д.)

Слайд 49Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти.

Государственная власть – является

органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса.

Государственная власть


Слайд 50Признаки государственной власти:
Целостность

Неделимость

Суверенность


Слайд 51Государственный интерес направлен на:
защиту целостности государства.

защиту целостности его ключевых институтов.

поддержку

уровня и качества жизни населения.

Слайд 52Основные функции государственного управления:
Институциональная функция
Законодательная функция
Целеполагающая функция
Идеологическая функция


Слайд 53Институциональная функция
утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических

и гражданских институтов для распределения властных полномочий.

Слайд 54Законодательная функция –
принятие законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение

субъектов.

Слайд 55Целеполагающая функция
– разработка и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития

путём реализации поддерживаемых большинством населения программ.

Слайд 56Идеологическая функция
– формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.


Слайд 57Муниципальное управление заключается в:
обустройстве среды непосредственного обитания человека.

удовлетворении его первоочередных потребностей.


налаживании межхозяйственных связей между территориями.

Слайд 58Объектом муниципального интереса являются:
вопросы местного значения.
характер и особенности данных вопросов могут

быть адекватно осознаны только людьми, непосредственно проживающими на данной территории.
Удовлетворение муниципального интереса является обязательным условием для удовлетворения государственного интереса.

Слайд 59 Содержание понятия «муниципальное управление»


Слайд 60Местное самоуправление
— это прежде всего местная публичная власть, форма осуществления народом

свой власти на местном уровне.

необходимо добиваться, чтобы эта власть была эффективной, действенной, занималась решением вопросов местного значения, касающихся обеспечения жизнедеятельности населения.

Слайд 61Управление
– это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами

которой являются субъект (органы местного самоуправления) и объект (само муниципальное образование), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления.

Слайд 62
Схема оценки относительной эффективности проекта развития МО


Слайд 63Тема 5.
Методы изучения государственного и муниципального управления


Слайд 64Методы изучения государственного и муниципального управления:1
Анализ и синтез – с их

помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная), создаются понятия государственного аппарата, муниципального образования, местного самоуправления;

Слайд 65Методы 2
Логический метод – с его помощью делаются различные умозаключения, например

о принципе законности в управлении;
Сравнительный метод – позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления;

Слайд 66Методы 3
Формализация – помогает создавать различные классификации;

Прогнозирование – помогает создавать различные

прогнозы;

Слайд 67Методы 4
Моделирование – позволяет искусственно воссоздать те или иные управленческие процедуры;

Эксперимент

– практическая проверка деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором;

Слайд 68Методы 5
Исторический метод – позволяет выявить тенденции государственного управления;

Социологический метод –

использование анкетирования, интервью, опросов населения, государственных служащих;

Слайд 69Методы 6
Правовой метод – изучение нормативных актов, регулирующих государственное и муниципальное

управление;

Имитационный метод – позволяет организовать соответствующие деловые игры, копирующие определённый вид деятельности органов федерального и муниципального управления.

Слайд 70 Тема 6
Законодательное обеспечение управления на государственном и муниципальном уровне


Слайд 716.1. Место и роль парламента в системе органов государственной власти
Федеральное Собрание

- парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Слайд 72Федеральное Собрание (Парламент)
состоит из двух палат:
«верхней»
Совет Федерации
«нижней»
Государственная Дума


Слайд 73Парламент России является единственным законодательным органом власти РФ
никакой другой

федеральный государственный орган не имеет права издавать:

Следовательно


законы

нормативные акты обладающие юридической силой закона


Слайд 74Основной функцией Федерального Собрания является законотворчество.
деятельность всех государственных органов осуществляется на

основе Конституции РФ и федеральных законов;
правовые акты государственных органов не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Слайд 75Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ
Если такое противоречие обнаруживается, то

по решению Конституционного Суда РФ эти законы или их конкретные нормы утрачивают свою юридическую силу.

Слайд 76Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов в

Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов в России.

Слайд 77Взаимодействие
Федеральное Собрание РФ
представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации
представительными органами местного

самоуправления

ограничивается

ведения Российской Федерации

совместного ведения Федерации и ее субъектов.

принятием законов в пределах






Слайд 786.2. Совет Федерации Федерального Собрания. Статус и полномочия
Принятая 12 декабря 1993

года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, в том числе его верхней палаты - Совета Федерации

Слайд 79
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции

Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Слайд 80Представительные органы в России - это:
совет;
собрание;
городская дума;
муниципалитет (в муниципальных

образованиях избираются прямыми выборами).

Слайд 81Исполнительные органы власти представлены:
Местными администрациями, и их руководителями (назначаются на должность

по контракту).


Слайд 82Порядок формирования Совета Федерации РФ
8 августа 2000 года вступил в силу

Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336).

Слайд 83На данный момент
верхняя палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Слайд 84Срок полномочий представителей Совета Федерации РФ
определяется сроком полномочий органов, их избравших

или назначивших;
полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации.

Слайд 85Членом Совета Федерации может быть избран (назначен)
гражданин Российской Федерации не моложе

30 лет;
обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Слайд 86Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации
от законодательного (представительного) органа государственной

власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем
в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат.

Слайд 871/3 депутатов законодательного органа
Главы исполнительных органов субъектов РФ
Тайное голосование
Внесение кандидатуры
постановление
Внесение кандидатуры
Председатель

законодательного органа

назначение кандидатуры

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Указ (постановление)

голосование

2/3 депутатов не против


Слайд 88Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов

может внести альтернативные кандидатуры.
решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Слайд 89Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной

власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ.

Слайд 90Указ (постановление) о назначении представителя от субъекта федерации
в трехдневный срок

направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.

Слайд 91Совет Федерации является постоянно действующим органом
Его заседания проводятся по мере необходимости,

но не реже двух раз в месяц.
Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты.

Слайд 92Заседания Совета федерации проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением

заслушивания:

посланий Президента Российской Федерации;

Конституционного Суда Российской Федерации;

выступлений руководителей иностранных государств.


Слайд 93Совет Федерации РФ
Комитеты и комиссии
(из числа членов палаты)
постоянные
временные



Все члены Совета

Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов.

Слайд 94О составе комитетов
член Совета Федерации может быть членом только одного комитета

палаты;
в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации;
состав комитета, комиссии утверждается палатой.

Слайд 95В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты :
по конституционному законодательству;

по

правовым и судебным вопросам;

по делам Федерации и региональной политике;

по вопросам местного самоуправления;

Слайд 96Комитеты Совета Федерации (продолжение 1):
по обороне и безопасности;

по бюджету;

по финансовым рынкам

и денежному обращению;

по международным делам;

Слайд 97Комитеты Совета Федерации (продолжение 3):
по делам Содружества Независимых Государств;

по социальной политике;

по

науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

по делам Севера и малочисленных народов;

Слайд 98Комитеты Совета Федерации (продолжение 4):
по экономической политике, предпринимательству и собственности;

по

промышленной политике;

по природным ресурсам и охране окружающей среды;

по аграрно-продовольственной политике;

Слайд 99В Совете Федерации образованы и действуют следующие постоянные комиссии:
по взаимодействию со

Счетной палатой Российской Федерации;

по Регламенту и организации парламентской деятельности;

по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

Слайд 100Комиссии Совета Федерации (продолжение):
по делам молодежи и спорту;

по естественным монополиям;

по информационной

политике;

по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Слайд 101Комитеты в рамках реализации конституционных полномочий палаты осуществляют :
подготовку заключений по

принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;
подготовку заключений по федеральным конституционным законам;
разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов;
организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Слайд 102Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
Совет

Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Слайд 103Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы

по вопросам:

федерального бюджета;
федеральных налогов и сборов;
финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
войны и мира.


Слайд 104Об одобрении законов…
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него

проголосовало более половины от общего числа членов палаты;
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов.

Слайд 105Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение

четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел.

Слайд 106В случае отклонения федерального закона Советом Федерации
палаты могут создать согласительную комиссию

для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

Слайд 107К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение

указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Слайд 108К ведению Совета Федерации относятся (продолжение 1):
назначение выборов Президента Российской Федерации;

отрешение

Президента Российской Федерации от должности;

назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Слайд 109К ведению Совета Федерации относятся (продолжение 2):
назначение на должность и освобождение

от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Слайд 110
Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом

законодательной инициативы.
По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Слайд 111Основная цель деятельности Совета Федерации
в укреплении «федеративной модели государственно-правовой самоорганизации России,

единства ее политического, социально-экономического и культурного пространства».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика