Слайд 1ТЕМА 12. ТЕНДЕНЦИИ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СЕВЕРА РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ
ЕГО
ЗАСЕЛЕНИЯ
Слайд 2
I. Проблемы социально-экономического развития
Российского Севера
(РКС) занимают 11 млн. км2 (64%
площади России).
Население – 11.7 млн. чел
Российский Север: - 27 субъектов федерации;
- 70 городов, 360 ПГТ;
- 1/3 мировых запасов никеля;
- 1/10 мировых запасов меди;
- 15 % мировых запасов кобальта;
- 30 % мировых запасов платиноидов;
- 100 % российских алмазов;
- 80 % российской нефти, газа;
- 90 % российского олова;
- 3/5 всех валютных поступлений страны
Слайд 3Проблемы Российского Севера
1.Суровые и часто экстремальные природные условия затрудняют и удорожают
освоение ресурсов.
2. Экономический потенциал РКС несопоставим с численностью занятых в его хозяйстве и проживающим здесь населением. Это обусловлено низким уровнем производительности труда (в 7-12 раз ниже, чем на Канадском Севере), слабой системой территориального разделения труда с более южными регионами.
3. Экономический кризис способствовал появлению значительных контингентов «лишних людей».
4. Существовавший здесь долгое время постоянный приток мигрантов в 90-е гг. XX в. сменился их оттоком. Лишь за 1991-1998 гг. отрицательное миграционное сальдо по РКС достигло 1,2 млн. чел.
Слайд 4 Вывод: единственно рациональный путь освоения богатого природно-ресурсного потенциала РКС
— максимальный рост механизации труда при возможно меньших затратах трудовых ресурсов, что с успехом апробировано на Аляске и в районах Канадского Севера.
Слайд 5II. Расселение и проблемы заселения Севера
РКС 2/3 территории России, проживает
лишь 1/15 ее населения – менее 10 млн. человек. Это зона очагового заселения
Слайд 6Факторы, влияющие на заселение Севера:
процессы акклиматизации человека на Севере;
формы расселения жителей
Севера;
специфический характер жилищного и культурно-бытового строительства;
система материального стимулирования.
Слайд 7Зоны Севера
Арктическая – занимает прибрежную тундру, Чукотку, побережье морей Восточно-Сибирского и
Лаптевых, полуострова Таймыр, Гыданский, Ямал, северную часть полуострова Югорского, остров Вайгач. Климат оценивается
максимальной степенью суровости в зимний период (от 5,3 до 7,8 балла). Среднегодовая суровость определяется от 3,5 до 4,6 балла. Зима со снегом длится 300-315 суток. Сезонно-мерзлые грунты сохраняются 10,5-11 месяцев и оттаивают на короткое время на небольшую глубину.
Слайд 82. Субарктическая – северо-восточная часть Мурманской области, Ненецкий автономный округ,
южная часть Ямало-Ненецкого и северная половина Ханты-Мансийского автономных округов Тюменской области, северная часть Красноярского края без Таймыра, центральная часть Республики Саха (Якутия), большая часть Магаданской области. Здесь климат оценивается как в высокой степени суровый. Средняя годовая суровость 2,5-3,5 балла, максимальная в зимний период – от 3,5 до 5,6 балла. Зима длится в этой зоне 240-280 суток. Сезонно-мерзлые грунты сохраняются 9,5-10,5 месяца.
Слайд 93. Северная суровая зона. К этой зоне относится территория северной части
Республики Карелии, западная половина Мурманской области, средняя часть Архангельской области, северная часть Республики Коми, южная часть Ханты-Мансийского автономного округа, северная половина Томской области, часть Красноярского края почти до южной границы Севера, южная Якутия, юго-запад Магаданской области и некоторые другие районы. Средняя годовая суровость климата оценивается в 2,2-2,5 балла, максимальная 3,1-4,7 балла. Зима длится 200-240 суток. Сезонно-мерзлые грунты сохраняются 8-9,5 месяца.
4. Умеренно суровая северная зона, расположенная вдоль южной границы Севера. Однако климатические условия здесь достаточно благоприятны.
Слайд 10III. Формы расселения жителей Севера и мероприятия,
способствующие заселению северных районов
Слайд 11Формы расселения жителей зависят от:
1) характера производства,
2) конкретных территорий,
3)
форм концентрированного или рассредоточенного строительства и эксплуатации предприятий,
4) транспортной освоенности района.
Слайд 12Материальные стимулы для работающих на Крайнем Севере
развернутое жилищное строительство, обеспечивающее современные
комфортные условия жизни;
качественно новые формы материального и комфортно-бытового обслуживания;
обеспечение условий ускоренной акклиматизации человека на Севере;
создание такой системы расселения, сети крупных, средних, малых городов и рабочих поселков, которая способствовала бы дальнейшему формированию постоянного контингента трудящихся;
организация образования, в том числе высшего и другого образования в лучших учебных заведениях страны;
формирование постоянного населения Севера за счет естественного прироста, созданием хороших культурно-бытовых условий для подрастающего поколения.
Слайд 13Элементы экономической концепции современного и перспективного развития и размещения производительных сил
северных районов страны.
1. Создание единой научно обоснованной транспортной системы.
2. Достижение высокой производительности труда на базе новейшей (не только модернизированной) техники и материалов, приспособленных для работы в суровых северных условиях, и создание крупных предприятий (строительство промыслов-гигантов в нефтяной и газовой промышленности, мощных электростанций и т. д.).
Слайд 143. Комплексный подход к экономическому развитию отдельных северных районов, предусматривающий: а)
научно обоснованное сочетание предприятий специализированных отраслей промышленности с предприятиями и сооружениями производственной и социальной инфраструктуры; б) специфику северного производственного комплекса, ограничивающую развитие предприятий обрабатывающей промышленности вследствие больших затрат труда; в) развитие тыловых баз снабжения машинами, материалами, баз ремонтного обслуживания, размещенных в крупных промышленных центрах и городах, в районах, близких к Северу и имеющих с ним регулярные транспортные связи.
4. Решение сложных социальных проблем Севера:
- приток высококвалифицированных кадров различных специальностей,
- создания оптимальных условий для повышения уровня жизни
Слайд 15Принципиальные положения, определяющие политику России в отношении Севера с 1990-х годов
1. Север в рыночные отношения не вписывается, так как требует дотаций на продукцию, которая становится нерентабельной
2. Дотации Северу препятствуют макроэкономической стабилизации, проведению реформ
3. Север требует чрезмерных расходов на завоз топлива, продовольствия, содержание инфраструктуры
Слайд 16Механизмы государственной поддержки на Севере
1. Гарантии, льготы, компенсации населению за проживание
в экстремальных природно-климатических условиях.
2. Финансовая поддержка завоза товаров.
3. Внедрение прогрессивных технологий с целью трудосбережения, исключения дорогостоящего содержания избыточных трудовых ресурсов.
4. Отказ от создания крупных городов, особенно в Заполярье.
5. Использование вахтового и экспедиционного методов организации работ.
Слайд 176. Бережное использование природных ресурсов, защита традиционных основ хозяйствования и образа
жизни коренных народов Севера.
7. Выделение субсидий, кредитов для выезжающих с Севера на льготных условиях для покупки жилья.
8. Четкое определение южной границы районов Крайнего Севера для концентрации на ней ресурсов.
9. Финансирование Северного морского пути, где самый мощный в мире ледокольный флот, для транзитных международных перевозок.
Слайд 18IV. Проблемы территориальной организации коренных народов Севера
На Севере 30 коренных
народов, с численностью 155 тысяч человек. С 1989 года численность сократилась на 60 %.Численность коренных народов менее 1,5 % от общей численности населения Севера.
Слайд 19Ошибки в советское время
перевод кочевого населения на оседлый образ жизни
ломка хозяйственного
и бытового уклада
преобразование индивидуальных хозяйств в совхозы
переселение в крупные населенные пункты
Слайд 20Закон РФ от 7 мая 2001 года
«О территории традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»