Слайд 1Текущее состояние российской экономики
и ожидания для рынков недвижимости
Сергей Дьячков, DSO Consulting
www.dso-consulting.ru
Слайд 2Преамбула. Краткий обзор происходящего в экономике
Слайд 3Динамика ключевых экономических показателей России в 2014 г.,
в % к показателям
2013 г. (Росстат)
2014: «экономика страны в стагнации,
драйверов роста в ней практически не осталось»
Слайд 4Динамика ключевых экономических показателей России в 2015 г.,
в % к показателям
2014 г. (Росстат)
2015: «экономика страны в кризисе,
этот кризис – уже не циклический, а структурный»
Слайд 5Динамика ключевых экономических показателей России в 2016 г.,
в % к показателям
2015 г. (Росстат)
2016: «ключевые экономические показатели страны показывают негативную динамику,
причем есть высокий потенциал дальнейшего ухудшения состояния российской экономики»
Слайд 6
К сожалению, мы оказались правы в оценках
Слайд 7
При этом происходит бурный рост государственного участия в экономике
Источник: доклад ФАС
(2016 г.), http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/report.html?id=1685
Слайд 8Динамика ключевых экономических показателей Новосибирской области в 2011-2016 гг. (2010 =
100,0; Росстат)
В Новосибирской области экономический кризис длится четвертый год. Из ключевых
показателей области слабый рост в 2016 г. показало только промышленное производство
Слайд 9Динамика реальных располагаемых доходов населения и объемов розничного товарооборота
в Новосибирской области
в 2011-2016 гг. (2010 = 100,0; Росстат)
Реальные располагаемые доходы и стандарты потребления домохозяйств Новосибирской области вернулись к уровням 2010-2011 гг. Рост оборотов областной розницы остановился три года назад
Слайд 10 Динамика некоторых ключевых экономических показателей России и Сибири в 2017
г.,
в % к показателям 2016 г. (Росстат)
2017 год не принес облегчения. Скорее всего, кризис продлится и дальше
Россия Сибирь
Слайд 11Структурный кризис в России в сочетании с ужесточением внешнеполитических отношений не
дает российской экономике начать расти уже четвертый год подряд. К сожалению, продолжающийся кризис имеет потенциал дальнейшего усугубления в течение как минимум всего 2017 г.
Беднеющее население теряет и в следующем году будет продолжать терять стимулы к расширению потребления, то есть российские и региональные рынки в 2017 г. с большой вероятностью будут продолжать сжиматься.
Либерализация и демонополизация отечественной экономики, восстановление нормальных отношений России со странами-соседями – вот необходимые условия для начала нового устойчивого экономического роста и соответствующего роста предпринимательской активности
в нашей стране и ее регионах.
Слайд 12Что делать в этой ситуации участникам рынка?
Слайд 13Вступление. «Глупо рассчитывать на новый результат бизнеса,
если вы ведете его точно
так же, как и прежде»
Слайд 14Неполный сборник правил ответственного участника рынка (2012)
0. Ориентироваться на долгосрочные взаимовыгодные
отношения с клиентами, то есть не жадничать.
1. Каждый день четко представлять себе, в каких фазах каждого из экономических циклов находятся макроэкономика, экономика страны и экономика города.
2. Не предаваться иллюзиям относительно завтрашнего «счастья».
3. Минимизировать кредитную нагрузку, стремиться жить по средствам.
4. Использовать кратковременные улучшения конъюнктуры для пополнения сбережений – эти сбережения могут пригодиться при ухудшении конъюнктуры.
5. Понимать, что цены продаж и арендные ставки всегда имеют потенциал снижения ввиду постоянно обостряющейся конкуренции.
Слайд 15Неполный сборник правил ответственного участника рынка (2012)
6. Осуществлять преимущественно только «поддерживающие»
инвестиции; всякое расширение бизнеса в эти годы таит опасности.
Имеет смысл инвестировать только в по-настоящему инновационные производства (то есть в производства продуктов, которых еще нет на рынках) и увеличение производительности труда.
7. Самый «убойный» маркетинг – сформированное мнение клиентов о Ваших товарах и услугах.
8. Главные авторы книг и статей для чтения на эти годы: Кондратьев, Маркс, Шумпетер, Айвазов, Акаев, Митяев, Талеб, Шиллер.
9. Ни в коем случае не верить словам чиновников – менее квалифицированного класса участников экономики в России нет.
Слайд 16Неполный набор вариантов изменения бизнеса (2017)
0. Экономия на издержках, «срезание» всех
непроизводительных затрат
1. Снижение цен продаж, выход в более «дешевые» сегменты рынка
2. Дифференцирование товара, выход в смежные товарные сегменты рынка
3. Вертикализация в целях аккумуляции операционной прибыли по всей производственно-торговой цепочке
4. Слияния и поглощения в целях масштабирования деятельности
5. Выход на новые продуктовые рынки, в том числе за счет создания инновационных продуктов
Слайд 170. Дать импульс к развитию предприятия в условиях
экономического кризиса могут только
инновации
Слайд 19Change or be changed. Меняйтесь или будете сменены
«После того как первый
нефтяной кризис миновал в 1974 году, американцы вновь кинулись покупать большие автомобили…
[Но] в течение первых пяти месяцев 1979 года доля малогабаритных автомобилей на рынке возросла с 43 до почти 58 процентов, то есть на пятнадцать пунктов. В нашей отрасли сдвиг в два процента за один год считается очень большим. А сдвиг в 15 процентов – это уже катастрофа. За один только месяц – май 1979 года – продажа микроавтобусов сократилась на 42 процента. Никогда прежде в истории автобизнеса не происходило таких крупных перемен на рынке сбыта, как в ту весну 1979 года…
[В начале 1979 года] примерно 700 тысяч японских малогабаритных автомобилей находилось в портах Сан-Диего и Балтимор. Но уже в апреле эти 700 тысяч японских малолитражек исчезли, их молниеносно расхватали американцы, желавшие сразу же экономить горючее. Многие из этих машин продавали по ценам «черного» рынка, на тысячу долларов выше прейскуранта» (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)
Слайд 20Change or be changed. Меняйтесь или будете сменены
«– В условиях девальвации
рубля и роста цен эффективными инструментами являются беспроцентная рассрочка и кредитные предложения в рознице. Для покупателя важно, когда розничная сеть может предоставить ему рассрочку без первоначального взноса и переплат на несколько месяцев. Тогда покупатель заранее, до начала сезона приобретает товар, и цена остается для него фиксированной, несмотря на инфляцию и изменение курса валют. Такая система оплаты покупки актуальна, когда необходимо приобретать несколько пар обуви в сезон, а это ощутимая нагрузка на семейный бюджет…
– В современное понятие «розница» вкладывают гораздо более широкий смысл, чем раньше. Посмотрите на весь спектр тех услуг, которые предлагают салоны сотовой связи. Никого не удивляет, что в «Связном», например, можно приобрести авиабилеты. При этом восприятие обувных магазинов как у покупателей, так и у самих бизнесменов достаточно консервативно. Однако обувной магазин – это тоже ритейл, и здесь есть много возможностей для расширения услуг, просто пока не все предприниматели их используют. Да, наша основная специализация – это обувь, но сегодня потребитель от ритейла ждет еще и дополнительных сервисов, что позволяет выстроить с покупателями долгосрочные отношения» (из интервью собственника группы «Обувь России» А. Титова газете «Континент Сибирь», N 10/2014)
Слайд 211. Редевелопмент территорий, создание новых видов продуктов, дифференцирование товара
Слайд 22Конкретика: изменить свойства местоположения
Слайд 23За последние несколько лет группа «Сибакадемстрой» полностью изменила местоположение «Европейский берег»
(ранее «Береговой»), создав новый для Новосибирска вид товара и при этом рассчитавшись с обманутыми дольщиками прежнего застройщика местоположения.
При этом, разумеется, группа «Сибакадемстрой» создала весьма высокую добавленную стоимость своего продукта.
Слайд 24Конкретика: дифференцировать товар
Слайд 25http://nsk.dk.ru/news/lenta-otkryla-pervyy-supermarket-v-novosibirske-na-ocheredi-eschyo-dva-237071032
Слайд 26Конкретика: вести войну на чужой территории
Слайд 282. Интеграция: вертикализация, горизонтализация, чеболизация
Слайд 30Горизонтализация и вертикализация (?): Brusnika
Слайд 31Чеболизация: Bouygues
(Годовой отчет Bouygues за 2015 г.)
Слайд 323. Повышение производительности труда
как инструмент маркетинга
Слайд 33Динамика индексов объемов строительных работ, среднесписочной численности и производительности труда
в строительстве
Новосибирской области в 2010-2015 гг. (2010 = 100,0; Новосибирскстат)
Есть большие вопросы по динамике производительности труда
в новосибирской строительной отрасли
Слайд 34Динамика индексов объемов строительных работ, среднесписочной численности и производительности труда
в крупных
и средних строительных организациях Новосибирска в 2010-2015 гг. (2010 = 100,0; Новосибирскстат)
Хотя крупнейшие организации строительной отрасли города Новосибирска,
по-видимому, вполне успешно ее наращивают
Слайд 35Удачи Вам!
DSO Consulting
www.dso-consulting.ru