Слайд 1
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Курс лекций
Кириллов Юрий Генрихович
доцент, к.э.н.
Кафедра ГМУ и ТД
Слайд 2
Лекция 1
Теоретические и организационно-правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Слайд 3
Содержание лекции №1
Сущность таможенно-тарифного регулирования.
2. Правовые основы таможенно-тарифного регулирования в Российской
Федерации.
3. Эволюция и современный механизм таможенно-тарифного регулирования в России.
4. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования в России в условиях ЕАЭС и ВТО.
Слайд 4
Сущность таможенно-тарифного регулирования
Таможенно- тарифное
регулирование (далее ТТР) –
система стоимостных инструментов и экономико -правовых мер, направленных на регулирование затрат и цен на ввозимую и вывозимую продукцию с учетом затрат и цен отечественных производителей, эффективности потребления отечественной и импортной продукции.
Слайд 5
ТТР основано на использовании таможенного тарифа,
таможенных пошлин и таможенных
сборов.
Таможенное регулирование (далее ТР) –
совокупность средств и методов обеспечения определенных
соотношений между количеством и качеством отечественных
и импортных товаров на внутреннем рынке.
ТР основано на использовании мер ТТР, а также запретах и
ограничениях.
Составные элементы таможенного пространства
Взаимодействие мирового и внутреннего экономического пространства
Слайд 8
Рисунок 3 - Взаимосвязь ТТР с теоретическими основами внешней торговли и
торговой политикой
Слайд 9
Таможенно-тарифные меры – это действия направленные
На уровень затрат и
цен на импортную продукцию
Защиту внутреннего Стимулирование Эффективность
рынка прогрессивных потребления
структурных изменений продукции
в экономике
Слайд 10
Методы и инструменты соблюдения таможенно-тарифных мер:
Группировка мер таможенно-тарифного регулирования
Слайд 13
2. Правовые и организационные основы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.
Таможенное регулирование
в Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным законодательством стран – членов ЕАЭС.
В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу ЕАЭС, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов ЕАЭС.
Слайд 14
Система нормативно-правового регулирования в Таможенном союзе стран членов ЕАЭС имеет следующую
структуру:
Таможенный кодекс Таможенного союза (ЕАЭС)
Договор о ЕАЭС
Решения Евразийской экономической комиссии
Федеральные законы государств – членов ЕАЭС
Решения Правительств государств- членов ЕАЭС
Нормативно-правовые акты таможенных служб государств – членов ЕАЭС
Слайд 15
Высший Евразийский экономический совет
Евразийская экономическая комиссия
Национальное правительство государств – членов ЕАЭС
Суд
ЕАЭС
Коллегия Евразийской экономической комиссии
Департаменты. Консультативный комитет по торговле
Объединенная коллегия таможенных служб
Таможенные органы государств- членов ЕАЭС
Рисунок 5 – Структура управления внешней торговлей стран- членов ЕАЭС
Слайд 16
В таможенно-тарифном регулировании в России действуют следующие Федеральные законы:
а) Федеральный закон
№311-ФЗ от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред.13.07.2015)
б) Федеральный закон № 164 –ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред.13.07.2015)
в) Федеральный закон №5003-1 от 21.05.1993 (ред. от 24.11.2014) « О таможенном тарифе»
Слайд 17
3. Эволюция и современный механизм таможенно-тарифного регулирования в России.
Этапы развития
ТТР в Российской Федерации:
Этап №1. Либерализация внешнеэкономической деятельности:
Период с 01.1992 по 07.1992 связан с отменой всех импортных барьеров и отсутствием каких-либо ограничений для импортных поставок.
Этап №2. Усиление защитной функции таможенного тарифа: Период с 1993 по 1996 годы. С 1993 года утвержден импортный таможенный тариф.
Слайд 18
Этап №3. Политика либерализации таможенного тарифа:
С 1996 года отменены экспортные пошлины.
С 1997 года взят курс на ускорение снижения ставок импортных
таможенных пошлин.
Этап №4. Кризис 1998 года:
Вынуждено снижаются в среднем на 1/3 ставки ввозных
пошлин на мясо, молоко, сливочное и растительное масло,
продукты детского питания и лекарства.
Слайд 19
Этап №5. Продолжение либерализации ТТР.
С начала 2001 года введен новый Таможенный тариф РФ,
систематизированный в соответствии с ТН ВЭД РФ.
Снижение средних ставок таможенных пошлин по основным
видам продукции машиностроения по отдельным группам от
1,5 до 1,9 раза. По ряду товаров с высокой степенью обработки
уровень ставок таможенных пошлин оказался ниже уровня
ставок, применимых к комплектующим, используемых для их
изготовления.
Слайд 20
Этап № 6. ТТР в условиях мирового
экономического кризиса с учетом вступления России в ВТО.
С 2008 года произошло повышение уровня тарифной защиты в условиях мирового экономического кризиса. Усилились протекционистские меры, что привело к повышению среднего уровня таможенного тарифа в России.
ЕТТ ТС России, Белоруссии и Казахстана введен с 2010 года.
ЕТТ ЕАЭС введен Решением ЕЭК №54 от 16.07.2012 (ред. 15.07.2015).
Слайд 21
4. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования ВЭД России в условиях ЕАЭС
и ВТО
а) Содействие диверсификации российской экономики
в сфере автомобильной промышленности;
в сфере транспортного машиностроения;
в сфере энергетической, химической и нефтехимической
промышленности;
в сфере авиационной промышленности.
Слайд 22
б) Либерализация импортного режима в рамках выполнения обязательств России перед ВТО
снижение средневзвешенного уровня тарифной защиты;
приведение к равному уровню адвалорных и специфических составляющих комбинированных ставок пошлин;
мониторинг импорта чувствительных товаров.
Слайд 23
в) Совершенствование Единой системы тарифных преференций Таможенного союза
(151 страна и 300 товарных линий)
упорядочение стран ЕСП;
регулярный пересмотр ЕСП.
Слайд 24
г) Совершенствование таможенного администрирования
упрощение таможенных процедур и внедрение электронного документооборота;
сокращение количества документов при ввозе товаров (с 10 ед. в 2012 году до 4 ед. в 2018 году) при вывозе ( с 8 ед. 2012 до 4 ед. в 2018 году);
сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедуры экспорта и импорта товаров ( с 25 дней в 2012 году до 7 дней в 2018 году).
Слайд 25
Д) Расширение зоны преференциальной торговли для государств ЕАЭС
присоединение к
Договору о свободной торговле СНГ Узбекистана;
расширение ЕАЭС за счет других членов (Армения, Киргизия, в перспективе Таджикистан, возможно Китай, Турция, Вьетнам).
Слайд 26
е) Совершенствование механизма экспортных пошлин
постепенное снижение экспортных пошлин;
полная
отмена экспортных пошлин в течение 5 лет за исключением минерального топлива, лесоматериалов необработанных, лесоматериалов обработанных из ценных пород древесины, лома черных и цветных металлов, семян масличных культур, необработанных шкур и выделанной кожи, осей железнодорожных локомотивов;
сохранение РФ автономности в регулировании экспортного тарифа.