Слайд 1Интеграционные процессы в мировой экономике. Транснациональные корпорации. Свободные экономические зоны в
мировой экономике
Филиппины и Таиланд
Слайд 2Задание № 1
Харатеристика интеграционных блоков, в которые входят Филиппины и Таиланд
Форма
интеграции,
Дата создания интеграционного блока и дата присоединения страны к этому блоку,
Страны-участницы,
Официальный сайт интеграционного блока,
Общий ВВП интеграционного блока за 2013 г.
Цель(-и) и задачи создания интеграционного блока, в который входит страна.
Слайд 3Вступление
На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных
экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики.
Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
Главной причиной является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер. Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.
Слайд 4АСЕАН
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of SouthEast Asian Nations) — политическая, экономическая и культурная региональная
межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии.
Слайд 6
Характеристика стран БРИКС
(по состоянию на 2013 год)
Слайд 7Считается ли БРИКС
интеграционным блоком?
Группа БРИКС сейчас все еще
далека от настоящей интеграции, которая либо потребует колоссальных усилий и времени, либо вовсе может не состояться.
В торговых отношениях стран БРИКС с момента создания группы ничего не изменилось, считает заведующий сектором прогнозирования мировой экономики ИМЭМО РАН Гиви Мачавариани.. "Страны как торговали, так и торгуют. Взаимодействие идет только во внешней политике и по вопросам мировой экономике, например, на заседаниях "восьмерки".
По мнению директора Центра азиатских исследований экономического факультета МГУ Евгения Авдокушина, на пространстве БРИКС и СНГ происходит "новый тип интеграции, который в учебниках еще не прописан". При этом, по его мнению, за последние 10 лет все-таки достигнуты кое-какие успехи, хоть и довольно призрачные.
Слайд 8Latin American Integration Association –LAIA
Общий ВВП ЛАИ (2000-2013 )
Слайд 10Меркосур
Общий ВВП Меркосур
(2000-2013 )
Слайд 12Южно-Африканский
таможенный союз
Общий ВВП SACU
(2000-2013 )
Слайд 14Общий ВВП SADC
(2000-2013 )
Сообщество развития Юга Африки
Слайд 16Союз южноамериканских наций (UNASUR)
Общий ВВП UNASUR
(2000-2013 )
Слайд 18Выводы:
Главной причиной формирования региональных экономических объединений государств, таких как АСЕАН,ЛАИ,Меркосур,Южно-Африканский таможенный
союз, Сообщество развития юга России и Союз Южноамериканских наций,прежде всего является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер.
Такие объединения ставят перед собой такие задачи как ускорение экономического роста, социального и культурного развития региона; анализ эволюции интеграционного процесса, а также изучение возможностей его углубления; социальное развитие народов региона, направленное на искоренение бедности и неграмотности и многие другие. Именно их решение позволяет улучшить экономическое, политическое и социальное развитие таких стран, как Филиппины и Таиланд. Поднять на новый уровень Южно-Африканские и Южно-Американские страны.
Слайд 19Задание №2
Показатели интеграции Филиппин и Таиланда и прилегающие к ним графики
или гистограммы
(период с 2005 по 2010 г.)
Слайд 21Доля внутрирегиональной торговли, %
АСЕАН
Слайд 22Доля внутрирегиональной торговли, % (график)
Доля внутрирегиональной торговли, %
Слайд 23Индекс симметричной торговой интроверсии
АСЕАН
Слайд 24Индекс симметричной торговой интроверсии ( график)
АСЕАН
Слайд 25Интенсивность внутренней торговли региона
АСЕАН
Слайд 26Интенсивность внутренней торговли региона
АСЕАН
Слайд 27 Выводы:
Рассмотрев данные показатели и
прилегающие к ним графики можно сделать вывод, что
1) В своем стремлении к эффективному размещению капитала, росту эффективности инвестиций страны Юго-Восточной Азии прилагают значительные усилия, направленные на рост взаимодействия между различными мировыми финансовыми системами.
2)Приоритет региональных связей по сравнению с внутрирегиональными или глобальными является одним из показателей финансовой интеграции. Следует также учитывать тот факт, что между странами Юго-Восточной Азии существуют значительные различия. В то время как в некоторых странах, таких как Филиппины, значительный объем внешних финансовых обязательств является результатом официального заимствования.
3) Другим показателем финансовой интеграции можно считать классы активов - межгосударственных связей во внутренних банковских системах, па рынках акций и рынках облигаций. Этот показатель также указывает на неравномерность финансовой интеграции.
Слайд 28Задание № 3
3. Приведите примеры ТНК и (или) МНК, головные офисы
которых расположены в Филиппинах и Таиланде
Слайд 30
Филиппины, Таиланд – в Восточной и Юго-Восточной Азии
Страны внешнеориентированного приспособленческого
развития. Этот тип стран – один из самых многочисленных, он представлен на четырех континентах. К нему относятся средние по численности населения и ресурсному потенциалу страны, прошедшие длительную эволюцию от патриархальности к деформированной иностранным капиталом и мировым хозяйством капиталистической модернизации:
Слайд 31В 70-ые года НИС региона начали освоение технологий производства электронных и
электротехнических изделий.
Сейчас здесь создана развитая экспортно-промышленная база по выпуску компонентов бытовой электроники, телекоммуникационного оборудования.
Таиланд - важным центром выпуска интегральных схем.
В Таиланде только за первые пять месяцев 2000 г. экспорт продукции возрос на 24,3 %
Слайд 32Горнодобывающая промышленность
Таиланд - второй в мире производитель вольфрама.
В Таиланде добывают и
обрабатывают драгоценный камень (рубины, сапфиры).
Слайд 33Выводы:
1)Роль ТНК как важной составляющей в превращении Филиппин и Таиланда в
реальных лидеров мировой экономики, несомненно велика, если, учитывать природу их зарубежной экспансии.
2)На основе этого можно сделать вывод о том, что им не удастся быстро потеснить североамериканские, западно-европейские и японские ТНК. Тем не менее само
изучение ТНК из стран БРИКС весьма полезно,поскольку, несомненно, привносит новые знания как об инвестиционных возможностях развивающихся стран, так и о глобальных процессах трансграничного инвестирования.
Слайд 34Задание № 4
Примеры особых экономических зон в Таиланда и Филиппин
Слайд 35Таиланд. СЭЗ
В настоящее время в Таиланде не зарегистрировано полноценных свободных экономических
зон.
В то же время в стране действуют несколько видов особых экономических зон, работа на территории которых позволяет получать коммерческим операторам дополнительные привилегии при организации таможенных складов, в виде упрощения оформления грузовых документов, ряда налоговых послаблений и др.
Слайд 36Особые экономические зоны в Таиланде бывают следующих типов:
1. Общие промышленные зоны
(general industrial zone), предназначенные для проведения промышленных и вспомогательных операций;
2. Экспортно-промышленные зоны (export processing zone), предназначенные для проведения промышленных и вспомогательных операций исключительно в целях экспорта.
3. Беспошлинные зоны (duty free zones), используемые для производства и ведения коммерческой деятельности. Льготы для них практически такие же, как для экспортно-промышленных. Беспошлинные зоны контролируются Таможней Таиланда.
Слайд 37
Необходимые для выпуска экспортной продукции сырье, материалы и другие товары,
как
местного, так и иностранного происхождения, могут быть закуплены через Министерство промышленности
Таиланда, причем товары местного производства приобретаются по мировым ценам, а его производителю
компенсируются все расходы, связанные с товарными доставками в зону. В этих случаях поставщики этих
товаров пользуются всем и привилегиям и, получаемыми экспортерами, включая возврат импортной пошлины
и прямое субсидирование.
В Таиланде функционирует свыше 30 особых экономических зон разных типов.
Слайд 38Филиппины
Филиппины дают пример успешного использования зон для привлечения инвестиций и обеспечения
экономического и социального развития. Конгресс Филиппин принял немало законов об учреждении различных специальных зон, находящихся под управлением филиппинской Экономической зональной администрации.
Слайд 39Концепция создания в стране свободной зоны торговли была предложена еще в
1923 году Торговой палатой Филиппин. В 1937 году комитет, созданный президентом М. Квезоном, рекомендовал организовать свободный порт или зону внешней торговли.
Однако только в 1967 году в конгресс был внесен и в 1969 году принят законопроект о создании свободного порта в Маривелесе (остров Батаан).
Закон предусматривал создание там зоны внешней торговли, а также организацию ее администрации, в функции которой входило планирование, развитие и управление зоной.
Слайд 40Из-за бюджетных ограничений развитие зоны было приостановлено, и в полном масштабе
она начала функционировать только в ноябре 1972 года, причем правительство внесло 200 млн. песо в качестве начального капитала. Специальный указ президента предоставлял администрации зоны исключительную юрисдикцию и полицейскую власть в пределах зоны.
В конце 1979 года правительство уполномочило Администрацию выделить участки под специальные экспортные зоны, которые будут развиваться частным сектором. Предприятия, расположенные в этих зонах, имеют те же льготы, которыми пользуются в государственных зонах. Однако первые три экспортные зоны (Кавите, Лагуна и Гейтвей) были созданы только в 1991 году. В дальнейшем их стало гораздо больше.
Слайд 41
В 1999 году на Филиппинах существовало 106 специальных зон, причем 100
из низ находились под управлением администрации специальных зон (4 принадлежали государству, а 96 – частному сектору). Зоны находятся на различных стадиях развития, 39 функционировало в 1999 году. Количество предприятий в зонах устойчиво увеличивается и в 1997 году достигло 784 по сравнению с 77 в 1988 году. При этом в государственных зонах число предприятий значительно больше, чем в частных, которые начали создаваться позже.
Слайд 45Выводы:
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что несомненно главными стратегическими
задачами СЭЗ являются :
- использование возможностей привлечения инвестиций;
- привлечение частных инвесторов.
-Добиваться признания регионального, а также международного статуса СЭЗ как одного из путей привлечения инвестиций.
-Стимулировать вложения в создание инфраструктуры "Манаус" как частных, так и государственных инвесторов.
-Контролировать промышленный парк СЭЗ "Манаус". Повышать коммерческую активность по развитию сферы услуг.
Слайд 46Подводя итоги:
1)БРИКС, безусловно, расширяет возможности оказывать воздействие на международную обстановку, предлагать
мировому сообществу новые формулы глобального политического и экономического сотрудничества. Речь идет об утверждении практики коллективных действий группы восходящих держав, стремящихся выступать от имени большого числа развивающихся государств и, по-видимому, готовых принять на себя известную долю ответственности за будущее человечества. С этой точки зрения БРИКС может стать одним из главных инструментов реформирования нынешнего миропорядка и создания нового, полицентричного мироустройства. Все это – составные части той лавины фундаментальных изменений, которые зримо преобразовывают современную систему международных отношений.
2) Филиппины и Таиланд за три последних десятилетия совершили настоящий прыжок от отсталости к высокому уровню развития.