Слайд 2Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности,
экономическими целями которого являются обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.
Слайд 4Продукция – прямой полезный результат промышленно-хозяйственной деятельности предприятия, выраженный в виде
продукции или услуг.
Слайд 5Основными стоимостными статистическими показателями продукции являются:
1.Валовой оборот (ВО) –
стоимость всей произведенной продукции за определенный период времени во всех подразделениях производственного объекта, независимо от того, направляется ли она на реализацию или на потребление внутри данного объекта.
2.Внутризаводской оборот (ВЗО) – продукция и полуфабрикаты, произведенные и потребленные внутри данного предприятия.
Слайд 6 3.Валовая продукция (ВП) характеризует конечные результаты производственной деятельности предприятия и
не включает повторного счета стоимости одних и тех же изделий внутри предприятия.
4.Товарная продукция (объем продукции) (ТП)- показатель, характеризующий продукцию, произведенную для реализации на сторону.
где ГП – готовая продукция, т.е. полностью законченная изготовлением в отчетном периоде в рамках данного производственного объекта.
ПФ – полуфабрикаты - продукт, законченный обработкой в одном из цехов промышленного предприятия и подлежащей обработке в других цехах этого же предприятия.
РПХ – работы промышленного характера - работы, выполненные по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.
Слайд 7 5. Реализованная продукция (РП) – отгруженная и оплаченная покупателями продукция.
где ∆НЗП(н-к) – изменение незавершенного производства, продукция, незаконченная производством в пределах какого-либо цеха.
∆П – изменение остатков продукции.
6. Чистая продукция (ЧП) – стоимость продукции, вновь созданной трудом в той или иной сфере материального производства.
В отечественной практике:
где МЗ – материальные затраты.
Слайд 8По группам разнородной продукции определяются агрегатные индексы физического объема продукции:
Слайд 9Средневзвешенный индекс физического объема продукции:
Слайд 10В качестве весов может быть использована не стоимость продукции, а ее
удельный вес в общем итоге:
Тогда общий индекс физического объема продукции будет иметь вид:
Слайд 11Индекс физического объема продукции корректируют на степень изменения цен, т.е. на
индекс цен, выполняющий роль индекса - дефлятора:
Слайд 12Номенклатура – перечень наименований изделий, подлежащих изготовлению на предприятии.
Слайд 13Ассортимент – состав одноименной продукции по типам, видам, группам с учетом
их количественных соотношений.
Слайд 14Анализ выполнения плана по ассортименту.
Слайд 15Пример.
Вид продукции
Млн.руб.
план
отчет
Засчитывается
выполнение плана по ассортименту
1
2
3
4
780
500
964
1006
850
410
922
1343
780
410
922
1006
3250
3525
3118
Слайд 161) Процент выполнения плана по объему:
3525/3250*100=108,5%
2) Процент выполнения плана по ассортименту:
3118/3250*100=95,9%
(500-410)/3250*100=2,8%
(964-922)/3250*100=1,3%
2,8%+1,3%=4,1%
Недовыполнение
плана по ассортименту 4,1%.
Слайд 17Статистическое изучение ритмичности производства и реализации продукции.
Слайд 18Ритмичном называется производство и реализация продукции в точном соответствии с планируемым
за отдельные отрезки времени.
Слайд 19Существует 4 метода оценки ритмичности:
1) Рассчитывается удельный вес продукции, выпущенной
в каждую декаду в общем итоге за месяц. Пример: данный выпуск неритмичен.
Слайд 202) Графический. Пример: данный выпуск неритмичен.
3) Частота невыполнения суточного графика:
Слайд 214) Расчет коэффициента ритмичности (определяется аналогично выполнению плана по ассортименту).
Дни неде-ли
Выпуск
Выполнение плана
Вкл. в расчет Критм
отк.>0
отк<0
план
От-чет
В %
В к-тах
1
2
3
4
5
1000
1000
1000
1000
1000
960
1050
1000
1100
1200
96
105
100
110
120
0,96
1,05
1,00
1,10
1,20
960
1000
1000
1000
1000
-
0,05
0
0,1
0,2
0,04
-
0
-
-
5000
5310
106,2
1,062
4960
0,35
0,04
Критм=4960/5000=0,992 Чар=0,35+0,04=0,39
Слайд 22Оценка выполнения плана по комплектности
Пример. Суточный план выпуска изделий –
10 единиц. Необходимы комплектующие детали:
№1: по плану -2 шт.; по факту – 22 (11 готовых изделий).
№2: по плану -4 шт.; по факту – 40 (10 готовых изделий).
№3: по плану -1 шт.; по факту – 9 (9 готовых изделий).
% вып.пл.по комплектности=9/10*100=90%.
Слайд 24Брак – это изделие, не отвечающее требованиям стандарта или техническим условиям,
и которое не может быть использовано по своему прямому назначению.
Слайд 25По техническим показателям брак бывает:
А) исправный – изделия, не отвечающие
своему прямому назначению, но которые путем дополнительной обработки могут быть доведены до требований, предъявляемых к годной продукции.
Б) неисправный – изделия, исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Слайд 26Причины брака:
1. Небрежное отношение рабочего;
2. Работа на неисправном оборудовании;
3. Некачественная
настройка оборудования и применение неисправных инструментов;
4. Ошибки контролера, технолога.
Слайд 27
Показатели брака:
1. Абсолютные показатели:
1.1. Абсолютный размер брака в денежном выражении равен сумме затрат на изготовление окончательно забракованных изделий и их исправление.
1.2. Абсолютный размер потерь от брака равен разности абсолютного размера брака и суммы, удержанной с виновных лиц.
Слайд 282. Относительные показатели:
2.1.Относительный показатель брака равен отношению абсолютного
размера брака к себестоимости выпущенной продукции за данный период.
2.2. Относительный показатель потерь от брака равен отношению абсолютного размера потерь от брака к себестоимости выпущенной продукции за данный период.
Слайд 29Статистика рынка товаров и услуг
Слайд 30Обращение продукта – одна из стадий процесса расширенного производства, на которой
происходит движение продукта от производителей к потребителям посредством его пространственного перемещения и товарно-денежного обмена.
Слайд 31Оптовый оборот – сумма продаж товаров торговым организациям.
Слайд 32Розничный товарооборот – сумма продаж населению.
Слайд 33Валовой оборот – сумма продаж всех товаров
Слайд 34Чистый товарооборот – сумма продаж за пределы торговой системы.
Слайд 35Балансовый метод товарооборота выражается следующим образом:
Где Зн, Зк – запасы
или остатки на начало, конец периода;
П – поступление товаров;
Р – реализация товаров.