Слайд 1СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Дубынина Анна Валерьевна,
к.э.н., доцент кафедры
«Экономика и
финансы»
Слайд 2ПЛАН ТЕМЫ
Спрос и факторы воздействующие на него. Закон и кривая спроса
Предложение
и факторы его определяющие. Закон и кривая предложения
Рыночное равновесие
Эластичность спроса и предложения
Слайд 3В главный офис обувной фирмы пришли две телеграммы из некой слаборазвитой
страны. В 1-ой сообщалось: «Никакого рынка здесь нет. Никто не носит обувь». Во 2-ой: «Рынок здесь превосходный. Никто не носит обувь».
Арнольд Голдстайн, президент консалтинговой фирмы, США
Слайд 41. СПРОС И ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА НЕГО. ЗАКОН И КРИВАЯ СПРОСА
Слайд 5
Спрос (demand) – желание покупателей приобрести какой–либо товар
Слайд 6ВИДЫ СПРОСА
Индивидуальный
Рыночный
Совокупный
Слайд 7СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ СПРОСА
Табличный
Графический
Функциональный
Слайд 8ТАБЛИЧНЫЙ СПОСОБ ЗАДАНИЯ СПРОСА (ШКАЛА СПРОСА)
Слайд 9ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЗАДАНИЯ СПРОСА
Кривая спроса показывает цены, по которым в течение
определенного времени покупатели могли бы приобрести товар
Слайд 10ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ ЗАДАНИЯ СПРОСА
QD = f (p)
Величина спроса – это функция
от цены
Слайд 11
Закон спроса - обратная зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара
Слайд 12ЗАКОН СПРОСА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЭФФЕКТАМИ
Слайд 13ЭФФЕКТ ДОХОДА
При более низкой цене покупатель может позволить себе купить больше
данного блага, не отказывая при этом в приобретении других благ
Слайд 14ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
При более низкой цене у покупателя появляется стимул приобрести дешевое
благо вместо других благ, которые стали относительно дороже
Слайд 15ЭФФЕКТ УБЫВАНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
Полезность каждой последующей единицы блага уменьшается, поэтому потребитель
приобретет дополнительную единицу блага, только при уменьшении цены
Слайд 17ХАРАКТЕРИСТИКА СПРОСА
Цена спроса – максимальная цена, которую готов заплатить потребитель
Величина спроса – количество блага, которое потребители готовы приобрести по данной цене в данный момент времени; графически – это точка, которой соответствует определенная цена
Весь спрос – это совокупность всех точек на графике (кривая спроса)
Слайд 21ЦЕНЫ НА ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ
Спрос на аналогичные товары находится в обратной зависимости
от изменения цены
Слайд 22ЦЕНЫ НА ДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ
Если цена на дополняющий товар поднимается, то спрос
на основной товар падает
Слайд 23УРОВЕНЬ ДОХОДА ПОКУПАТЕЛЕЙ
«Инфериорные товары» - это блага, которые приобретаются, как правило,
людьми с низкими доходами
«Нормальные товары» - это более ценные и полезные товары
Слайд 252. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. ЗАКОН И КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 26
Предложение (supply – англ.) – желание производителей продать свой товар
Слайд 27ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Индивидуальное
Рыночное
Совокупное
Слайд 28СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Табличный
Графический
Функциональный
Слайд 29ТАБЛИЧНЫЙ СПОСОБ ЗАДАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ШКАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
Слайд 30ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЗАДАНИЯ СПРОСА
Кривая предложения показывает цены, по которым в течение
определенного времени производители могли бы продать свой товар
Слайд 31ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ ЗАДАНИЯ СПРОСА
Qs = f (p)
Величина предложения – это функция
от цены
Слайд 32
Закон предложения - прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого блага
Слайд 33ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цена предложения – минимальная цена, по которой производитель готов
продать товар
Величина предложения – количество блага, которое производители готовы продать по данной цене в данный момент времени; графически – это точка, которой соответствует определенная цена
Все предложения – это совокупность всех точек на графике (кривая предложения)
Слайд 38«Если две линии на графике пересекаются, за этим кроется что-то важное»
Эрнест
Кук, американский экономист
Слайд 40
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
СОСТОЯНИЕ РЫНКА, ПРИ КОТОРОМ ОБЪЕМ СПРОСА РАВЕН ОБЪЕМУ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЕ
Слайд 41РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ПО Л.ВАЛЬРАСУ
Слайд 424. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 43 Эластичность (чувствительность) – степень изменения одной переменной в ответ на изменение
другой переменной
Показатель «эластичность» введен в экономическую науку А.Маршаллом
Слайд 45ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Показывает, на сколько процентов изменится спрос на
товар при изменении цены на 1 %
Е = - Изменение спроса (в %)
Изменение цены (в %)
Е = - ΔQ : ΔP (точечная эластичность)
Q1 P1
E = - Q2-Q1 : P2-P1 (дуговая эластичность)
(Q2+Q1):2 (P2+P1):2
Слайд 46ПРИМЕР: ТОЧЕЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ
Е = - ΔQ : ΔP = (-)
10 : - 2 = 2,5
Q1 P1 80 40
Цена на товар снизилась с 40 у.е. до 38 у.е.
Величина спроса увеличилась с 80 ед. до 90 ед.
ΔQ = 90-80 = 10
Q1 = 80
ΔP= 38-40 = -2
Р1 = 40
Слайд 47ПРИМЕР: ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ
E = - Q2-Q1 : P2-P1
= (-) 80 : 10 = 0,75
(Q2+Q1):2 (P2+P1):2 160 15
Цена увеличилась с 10 у.е. до 20 у.е.
Величина спроса упала с 200 ед.до 120 ед.
Q2-Q1 = 120-200 = -80
(Q2+Q1):2 = (120+200):2=160
P2-P1 = 20-10 = 10
(P2+P1):2 = (20+10):2=15
Слайд 48ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Эластичный спрос (Е>1) – величина спроса
изменяется в большей степени, чем цена
Спрос единичной эластичности (Е=1) – величина спроса изменяется в той же степени, что цена
Неэластичный спрос (Е<1) – величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена
Слайд 49ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Ed < 1
Ed > 1
Неэластичный спрос
Эластичный спрос
1
Ed
= 1
Единичная эластичность
▐
P
Q
Р1
Р2
Q1
Q2
P
Q
Р1
Р2
Q1
Q2
Слайд 50
ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Слайд 51Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене
Слайд 52ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ
показывает, на сколько процентов изменится спрос на
товар при изменении доходов потребителей на 1 %
Е = Изменение спроса (в %)
Изменение дохода (в %)
Е = ΔQ : ΔI
Q1 I1
E = Q2-Q1 : I2-I1
(Q2+Q1):2 (I2+I1):2
Слайд 53ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХОДУ
Положительная эластичность (Е>0) – увеличение дохода ведет
к росту объема спроса
Отрицательная эластичность (Е<0) – увеличение дохода сопровождается сокращением объема спроса
Нулевая эластичность (Е=0) – изменение дохода не влияет на объемы спроса
Слайд 54ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Показывает на сколько процентов изменяется спрос на
товар A при изменении цены товара B на 1%.
Е = Изменение спроса А (в %)
Изменение цены В (в %)
Е = ΔQА : ΔPВ
QА1 PВ1
E = Q А 2-Q А 1 : PВ2-PВ1
(Q А 2+Q А 1):2 (PВ2+PВ1):2
Слайд 55ВИДЫ ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА
Положительная эластичность (Е>0) – А и В
– взаимозаменяемые товары
Отрицательная эластичность (Е<0) – А и В – взаимодополняемые товары
Нулевая эластичность (Е=0) – А и В – независимые товары
Слайд 56ЗНАЧЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРА
Показывает реакцию на изменение цен
товаров, конкурирующих с данным товаром
Слайд 57ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ
Показывает, на сколько процентов изменится предложение товара
при изменении цены на 1 %
Е = Изменение предложения (в %)
Изменение цены (в %)
Е = ΔQ : ΔP
Q1 P1
E = Q2-Q1 : P2-P1
(Q2+Q1):2 (P2+P1):2
Слайд 58ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ
Эластичное предложение (Е>1) – величина предложения
изменяется в большей степени, чем цена
Предложение единичной эластичности (Е=1) – величина предложения изменяется в той же степени, что и цена
Неэластичное предложение (Е<1) – величина предложения изменяется в меньшей степени, чем цена
Слайд 59
ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ
Слайд 60Факторы, влияющие на эластичность предложения по цене