Системный анализ в экономике. Особенности социально-экономических систем (СЭС) презентация

Курс «Системный анализ в экономике» 6. Особенности социально-экономических систем. Кафедра «Системный анализ в экономике» Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент 2. Особый уровень сложности СЭС Принципиальная многоаспектность социально-экономических систем верхних уровней

Слайд 1Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем (СЭС).
Кафедра «Системный анализ

в экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

1. План

Особый уровень сложности СЭС.

Системообразующий компонент – социальный человек.

Инстинкты и их роль. Особенности поведенческих программ человека.

Речь интеллект и культура, их роль в формировании и развитии социума.

Модель «социальный человек в среде».

Модель «индивидуум в социуме».

Модель «взаимодействие социумов»


Слайд 2Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем.
Кафедра «Системный анализ в

экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

2. Особый уровень сложности СЭС

Принципиальная многоаспектность социально-экономических систем верхних уровней (ВСЭС) (экономика, политика, культура, демография, экология), не позволяющая решать основные задачи объяснения, прогнозирования и регулирования ВСЭС без их совместного рассмотрения. При этом, спусковой механизм проблем, кризиса, деградации может быть в любой подсистеме.
Неизбежная многосторонность воззрений и оценок ВСЭС с позиций разных социальных групп.
3. Многосубъектность и отсутствие целеориентированности ВСЭС.
Неразработанность адекватных моделей взаимодействия индивидуальных и коллективных субъектов социума.
Особая динамическая сложность ВСЭС, обусловленная достаточно большим количеством обратных связей разных знаков и времени регулирования.


Слайд 3Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем.
Кафедра «Системный анализ в

экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

3. Системообразующий компонент СЭС – социальный человек

1. Определения человека:
«Двуногое без перьев» (приписывается Платону из диалогов с Диогеном)
«Общественное животное» (Аристотель)
«Животное, делающее орудия» (Б. Франклин)
«Культурное существо» (А. Гелен)
«Животное, обладающее способностью к торможению инстинктивного поведения, внушению (суггестии), возражению (контрсуггестии) и убеждению (контрконтрсуггестии) посредством использования второй сигнальной системы (языка) и к понятийному мышлению» (Б.П. Поршнев, А.И. Фет и др.)


Слайд 4Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем.
Кафедра «Системный анализ в

экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

4. Инстинкты и их роль. Особенности поведенческих программ человека.

Инстинкт - совокупность врожденных (генетически обусловленных) автоматических поведенческих программ животных и человека, инициируемых сочетанием внутренних состояний и внешних стимулов.
Типы инстинктов (программ):
линейные – неизменная последовательность действий; пример – моргание, отдергивание от горячего и т.п. (основа поведения низших животных).
ветвящиеся (с условными переходами, в зависимости от того или иного сочетания внутренних условий и внешних стимулов) – пример, реагирование на опасность: затаиться , бежать или нападать (основа поведения высших животных).
открытые (пополняемые личным или коллективным опытом) – примеры, преследование добычи, сложные формы моторики (движения). (основа поведения человека).


Слайд 5Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем.
Кафедра «Системный анализ в

экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

5. Пять основных инстинктов и шесть особенностей человека как биологического вида. Особенности реализации инстинктов у человека.

Основные инстинкты
Инстинкт самосохранения – эмоция страх
Инстинкт питания – эмоция голод
Инстинкт воспроизводства (половой) – эмоция половое влечение
Инстинкт внутривидовой агрессии – эмоция ксенофобия
Инстинкт внутривидовой солидарности – эмоция сострадание
Основные особенности человека как биологического вида
Наличие второй сигнальной системы, речи, понятийного мышления, способность речью тормозить инстинктивные действия
гиперэнергетичность – человек расходует на единицу массы в 4 – 5 раз больше энергии, чем другие виды
гиперактивность – способность к активным поисковым действиям при сытости
гиперагрессивность – человек – один из двух видов, убивающих себе подобных
гиперсексуальность – способность к размножению круглый год
Неотения – повышенная длительность детства


Слайд 6Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем (СЭС).
Кафедра «Системный анализ

в экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

6. Речь, интеллект и культура, их роль в формировании и развитии социума.


Слайд 7Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем (СЭС).
Кафедра «Системный анализ

в экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

7. Модель «Социальный человек в среде».

СОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

СРЕДА

ДЕСТРУКЦИЯ


СИМБИОЗ


АДАПТАЦИЯ

ДЕЗАДАПТАЦИЯ

КУЛЬТУРА



Слайд 8Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем

Л А Н Д

Ш А Ф Т

С ОЦ И У М

К У Л Ь Т У Р А

Э К О Н О М И К А







Г О С У Д А Р С Т В О




СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Кафедра «Системный анализ в экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

8. Модель «Социум в среде»


Слайд 9Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем (СЭС).
Кафедра «Системный анализ

в экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

8. Модель «индивидуум в социуме».

1. Пятерка базовых инстинктов и их проявления во взаимодействии индивидуума и социума:
эгоизм и альтруизм,
конкуренция и сотрудничество,
власть и подчинение,
нонконформизм и конформизм.
бунтарство и сепаратизм.

2. Процесс социализации индивидуума:
раннее детство – овладение речью, семейное воспитание и социализация,
детство – семейное и общественное воспитание и общее образование,
юность – семейное и общественное воспитание, общее и профессиональное образование, молодежный нонконформизм и бунтарство, конвиксии.
зрелость – формирование семьи, трудовая деятельность, профессиональный и социальный рост,
«ветеранство» – передача традиции.





Слайд 10Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем (СЭС).
Кафедра «Системный анализ

в экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

9. Модель «взаимодействие социумов»

СОЦИУМ А

СОЦИУМ Б

войны на уничтожение

войны на порабощение и/или подчинение

войны на вытеснение

инвазии (проникновение)

обмен продуктами (товарами)

диффузия технических инноваций

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

диффузия экономических и социокультурных инноваций


Слайд 11Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем (СЭС).
Кафедра «Системный анализ

в экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

10. Модель военного конфликта Ланкастера.

 axdx=bydy,   ax2-by2=const.

X, Y – численность армий A, B,
a, b – мощность оружия армий A, B. (количество убиваемых в единицу времени солдат противника)

Гиперболы разделены прямой



Или y = x √‾(a / b)


Слайд 12Курс «Системный анализ в экономике»
6. Особенности социально-экономических систем (СЭС).
Кафедра «Системный анализ

в экономике»

Сирота Ефим Наумович, к.э.н., доцент

11. Модель «Хищник – жертва» Лотки –Вольтерры.

x, y – количество жертв, хищников,
α – коэффициент рождаемости жертв,
β – коэффициент гибели жертв от хищников,
γ – коэффициент гибели хищников,
. δ – коэффициент рождаемости сытых хищников


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика