Наименьшие по территории регионы:
Кемеровская область – 95,5 тыс. кв. км. (1,9 %);
Республика Алтай – 92,6 тыс. кв. км. (1,8 %);
Республика Хакасия – 61,9 тыс. кв. км. (1,2 %).
Наибольшие по территории регионы:
Красноярский край - 2339,7 тыс. кв. км. (45,6 %);
Иркутская область - 767,9 тыс. кв. км. (15,0 %);
Забайкальский край – 450,5 тыс. кв. км. (8,8 %).
Плотность населения СФО: 3,8 чел./кв.км.
Регионы с наибольшей плотностью населения:
Кемеровская область – 29,55 чел./кв.км. ;
Новосибирская область – 14,81 чел./кв.км.;
Алтайский край – 14,77 чел./кв.км.;
Омская область – 14,27 чел./кв.км.
Регионы с наименьшей плотностью населения:
Республика Тыва – 1,84 чел./кв.км. ;
Красноярский край – 1,24 чел./кв.км.
Регионы с наибольшим объемом ВРП:
Красноярский край – 24,3 %
(734,4 млрд. руб.);
Кемеровская область – 14,7 %
(444,4 млрд. руб.);
Иркутская область – 13,3 %
(403,0 млрд. руб.);
Новосибирская область – 12,6 % (382,2 млрд. руб.).
3. СО РАСХН (Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук)
4. СО РААСН (Сибирское региональное отделение Российской академии архитектуры и строительных наук)
6. Наукоград Кольцово (ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор»)
Внешнеторговый оборот СФО в 2008 г.: 46,7 млрд. долл. США (увеличение по сравнению с 2007 г. на 18,8 %), в том числе:
1) со странами дальнего зарубежья – 38,7 млрд. долл. (рост на 21,8 %);
2) со странами СНГ – 8 млрд. долл. (рост на 23,5 %) .
Внешнеторговый оборот по федеральным
округам РФ (млрд. долл.)
Основные партнеры СФО среди стран дальнего зарубежья в 2008 г.:
Китай – 26,3 % (12,3 млрд. долл.);
Япония – 6,2 % (2,9 млрд. долл.);
США – 6,0 % (2,8 млрд. долл.);
Швейцария – 4,3 % (2 млрд. долл.);
Турция – 4,1 % (1,9 млрд. долл.);
Франция – 3,0 % (1,4 млрд. долл.);
Германия – 2,6 % (1,2 млрд. долл.);
Финляндия – 2,4 % (1,1 млрд. долл.);
Великобритания – 2,4 % (1,1 млрд. долл.);
Корея – 2,4 % (1,1 млрд. долл.).
Основной прирост товарооборота СФО среди стран дальнего зарубежья в 2008 г.:
Турция – 121,7 %;
Япония – 79,4 %;
США – 71,2 %.
Основной прирост товарооборота СФО среди стран СНГ в 2008 г.:
Таджикистан - 82,6 %;
Киргизия – 62,6 %.
Экспорт СФО в январе-сентябре 2008 г.: 23466,2 млн. долл., в том числе:
страны дальнего зарубежья - 20319,3 млн. долл. (86,6 %);
СНГ - 3147,0 млн. долл. (13,4 %).
Основная доля экспорта РФ приходится на Центральный федеральный округ (44,7%), по этому показателю СФО занимает 5 место по РФ.
ЭКСПОРТ
Рисунок 14 – Экспорт по ФО РФ в январе-сентябре 2008 г.
(млрд. долл.)
Общий объем экспорта в 3,2 раза превысил объем импорта
Основная доля импорта РФ приходится на Центральный федеральный округ (59,9 %), по этому показателю СФО занимает 6 место по РФ.
Сальдо торгового баланса в январе-сентябре 2008 г.:
16225,9 млн. долл. (увеличение на 0,2 % по сравнению с 2007 г.)
Импорта СФО в январе-сентябре 2008г.: 7240,3 млн. долл., в том числе :
1) страны дальнего зарубежья - 5274,7 млн. долл. (72,9 %);
2) СНГ - 1965,6 млн. долл. (27,1 %).
ИМПОРТ
Импорт по ФО РФ в январе-сентябре 2008 г.
(млрд. долл.)
Наибольший прирост внешнеторгового оборота в 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдался в:
Республика Хакасия - 62 %;
Алтайский край - 56,6 %;
Кемеровская область - 49,6 %.
Сокращение внешнеторгового оборота наблюдалось в:
Республика Алтай - 59 %;
Республика Тыва - 53,5 %.
Максимальные темпы роста объемов экспорта в 2008 г. отмечаются в:
Республика Алтай – 120 %;
Республика Хакасия – 75,7 %;
Кемеровская область – 49 %.
4) продукция химического комплекса - 9,81 %:
Красноярский край – 35,7 %;
Томская – 23,7 %;
Омская – 13,8 %;
Кемеровская области – 11,4 %.
5) машины, оборудование и транспортные средства – 4,36 %:
Новосибирская область – 60,2 %;
Красноярский – 8,7 %;
Алтайский края – 8,4 %.
6) продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 0,97 %:
Новосибирская область – 31,9 %;
Омская область – 16,8 %;
Республика Бурятия - 7,4 %.
Максимальные темпы роста объемов импорта в 2008 г. отмечаются в:
Алтайский край – 96,2 %;
Томская область – 79,1 %;
Новосибирская область – 68,5 %;
Красноярский край – 68,1%.
Отрицательное сальдо внешней торговли в 2008 г. сложилось:
Республика Алтай (-11,7 млн. долл.);
Республика Тыва (-4,5 млн. долл.);
Забайкальский край (-197,3 млн. долл.);
Новосибирская область (-217,2 млн. долл.);
Омская область (-157,9 млн. долл.).
4) металлы и изделия из них – 6,24 %:
Иркутская область - 25,4 %;
Новосибирская область – 19,2 %.
5) продукция топливно-энергетического комплекса – 4,51 %:
Иркутская область – 32,4 % ;
Омская область – 16,8 %;
Красноярский край -14,0 %.
6) древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 0,88 %:
Новосибирская область – 53,7 % ;
Красноярский край – 21,5 %.
Темп прироста объема инвестиций СФО в основной капитал в 2008 г. по сравнению с 2007 г. сократился на 20,3 % (с 46,6% в 2007 г. до 26,3 % в 2008 г.)
Общий объем инвестиций СФО в основной капитал в 2008 г.: 895,2 млрд. руб. (увеличение по сравнению с 2007 г. на 5,1 %), в том числе:
1) инвестиции в основной капитал за счет собственных средств – 355,4 млрд. руб. (39,7%);
2) привлеченных средств – 539,8 млрд. руб. (60,3%).
Объем инвестиции СФО в основной капитал с 1990-2008 гг. увеличился на 895 млрд. руб.
ИНВЕСТИЦИИ СФО В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
Основная доля иностранных инвестиций приходится на:
Красноярский край – 47,9 %
(3,7 млрд. долл.);
Кемеровская область – 14,5 %
(1,1 млрд. долл.);
Томская область – 8,8 % (0,7 млрд. долл.);
Иркутская область – 8,2 % (0,6 млрд. долл.);
Омская область – 7,5 % (0,6 млрд. долл.).
Основные страны-инвесторы СФО в 2008 г.:
Кипр – 25 %;
Нидерланды – 20 %;
Люксембург – 15 %;
Великобритания - 14%.
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на:
1) прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 74,7 % (5,8 млрд. долл.);
2) прямые инвестиции - 22,9 % (1,8 млрд. долл.);
3) портфельные инвестиции - 2,4 % (0,2 млрд. долл.).
Накопленный иностранный капитал
в экономике СФО: 7,7 млрд. руб.
Создание особых экономических зон на территории Сибири :
Алтайский край - туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»;
Республика Алтай - туристско-рекреационная ОЭЗ «Алтайская долина»;
Республика Бурятия - туристско-рекреационная ОЭЗ «Байкальская гавань»;
Иркутская область - туристско-рекреационная ОЭЗ «Ворота Байкала»;
5) участие в формировании единого информационного пространства на территории Кемеровской области.
4) разработка и внедрение высоких технологий в медицине, образовании, природопользовании, обеспечении безопасности жизни;
3) разработка и внедрение технологий производства, использования и обработки новых функциональных и конструкционных материалов, вторичных энергоресурсов, отходов производства, энерго-, ресурсо- и материалосбережение;
2) развитие машиностроения и создание оборудования нового технического уровня для горнорудной промышленности;
Основные направления
специализации Технопарка:
Финансирование 2008-2010 гг.
713 млн. руб.
Федеральный бюджет
300 млн. руб.
Областной бюджет
413 млн. руб.
Основные финансовые и товарные потоки сосредоточены в треугольнике США - Европа - Дальний Восток
Рисунок 10 – Геостратегический треугольник XXI века
5 приоритетных евроазиатских направлений:
Западная Европа - Россия (Транссиб) - Корейский полуостров - Япония, с ответвлениями на Казахстан, Китай и Монголию;
Европа - Южная Азия, через Турцию и Иран;
Европа - Китай, через Иран и Центральную Азию;
Европа - Центральная Азия по маршруту ТРАСЕКА, через Черное море в Грузию, Азербайджан, через Каспий в Туркмению, Узбекистан, Казахстан;
Северная Европа - Россия (Каспийское море) - Центральная Азия - Иран (Персидский залив) – Индия.
Перевозки грузов по СФО ж/д транспортом в 2007 г.: 421,2 млн. т. (рост по сравнению с 2006 г. на 0,6 %)
«Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года»
Стратегии развития опорной ж/д сети РФ:
1) транспортно-ориентированная;
2) ресурсно-ориентированная;
3) социально-ориентированная.
выход на мировой уровень технологического и технического развития ж/д транспорта;
повышение глобальной конкурентоспособности российского ж/д транспорта.
Продолжение МТК № 2 на восток от Нижнего Новгорода через Екатеринбург до Владивостока
Преимущества:
включение Сибири и России в глобальную транспортную сеть мира;
интенсификация международного транзита;
создание физических условий для конкурентного притока капиталов в Сибирь из Японии, Китая и стран Юго-Восточной Азии.
Основные мероприятия:
проекты реконструкции Транссиба с параллельным завершением строительства Севсиба, как продолжения БАМ на запад и наращивания мощностей портовой инфраструктуры на Тихоокеанском побережье страны;
Сибирь - кладовая природных ресурсов, подлежащих индустриальному освоению с минимальной затратой средств
Отсутствие необходимости особо крупных вложений на глобализацию Транссиба и БАМ
Модернизация портов на Тихоокеанском побережье
Преимущество:
относительно низкая капиталоемкость за счет минимизации социальных и природоохранных затрат на обустройство соответствующих территорий
Строительство в дополнение к Транссибу и Севсибу широтных Трансконтинентальной магистрали (ТКМ) и Полярной магистрали (с переходом через Берингов пролив) и меридиональных соединительных линий, образующих сеть
Преимущества:
1) возможность вести освоение сибирских ресурсов в экстремальных природно-климатических условиях ограниченным контингентом рабочей силы переменного состава;
2) возможность не создавать стационарные функциональные города и поселки;
3) освоение природных ресурсов вахтенно-экспедиционным методом;
4) вариантность маршрутов.
Недостаток: высокая капиталоемкость
Рост экспорта транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок более чем в 2,8 раза
Рост пассажирооборота на 33 %
Сокращение объема вредных выбросов более чем в 3 раза
Сокращение расхода электроэнергии на тягу поездов на 14,4 %, а топлива - на 9,1 %
С учетом сроков окупаемости проектов мультипликативный эффект для всей экономики РФ - около 40 трлн. рублей
Рост ВВП в 4,5 раза и промышленного производства в 3,3 раза
Результаты реализации стратегии
Основные конкуренты Транссиба:
1) ТРАСЕКА – связь Европы с Средней Азией через Кавказ;
2) Трансазиатская железная дорога (через пограничный переход Дружба — Алашанькоу);
3) Морской маршрут из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу.
Преимущества Транссиба перед морскими перевозчиками:
возможность двукратного сокращения времени следования грузов;
низкий уровень политических рисков (до 90% маршрута проходит по территории РФ);
сокращение до минимума числа перевалок груза, что сокращает расходы грузовладельцев и предотвращает риск случайного повреждения грузов при перевалке.
Инвестиции ОАО «РЖД» на реконструкцию Транссиба до 2015 г. - около 50 млрд. рублей
Специализация Транссиба для пропуска специализированных контейнерных поездов и для пассажирского движения
сооружение экспортных магистральных газопроводов в Японию и другие страны Северо-Восточной Азии (Северная и Южная Корея). Ресурсная база: месторождения природного газа Центральной Якутии и Сахалинского шельфа. Потенциальные возможности экспорта природного газа — 25-30 млрд. куб. м/год.
Варианты трубопроводов для экспорта природного газа
II этап (2010-2020 гг.):
сооружение экспортного магистрального газопровода Западная Сибирь - Восточная Сибирь - страны Северо-Восточной Азии (Китай, Южная Корея). Ресурсная база: месторождения природного газа Западной и Восточной Сибири. Потенциальные возможности экспорта природного газа - 25-30 млрд. куб. м/год;
2 основных варианта дороги от Якутска к Берингову проливу:
1) северный (3830 км);
2) южный (4023 км).
Общая стоимость ТКМ вместе с тоннелем под Беринговым проливом – примерно 40 млрд. долларов США
Прогнозируемые объемы перевозок:
1. Всего на восток — 30-34 млн. т., в том числе Россия – США — 24-28 млн. т.; транзит - 6 млн. т., из него КНР-США - 4 млн. т.
2. Всего на запад — 33-36 млн. т., в том числе США - Россия— 16-18 млн. т.; транзит — 17-21 млн. т., из него США - КНР — 11-14 млн. т., США - Корея— 6-7 млн. т.
Вариант «Без Севсиба»:
1) наращивание добычи угля в Европейской части страны, что существенно повышает издержки;
2) сокращение возможностей роста всех основных базовых отраслей промышленности в Европейской части страны;
3) усугубление негативных последствий роста издержек в энергетическом комплексе.
Общий поток грузов по СМП:
2005-2008 гг. - 4-6 млн. тонн;
к 2010 г. - 10 млн. тонн;
к 2015 г. — 14-15 млн. тонн.
Полярный 3. Восточные и центральные районы Северной Америки, далее в общем направлении: г.т. 84°30'сш 1б858,4зд, Тикси, Жиганск, Вилюйск, Олекминск, Чара, СОЛОК, Чайболсан (Монголия), далее в аэропорты Китая и государств Юго-Восточной Азии.
Полярный 2. Восточные и центральные районы Северной Америки, далее в общем направлении; г.т. 89°00'сш 16858,4зд, Хатанга, Тура, Кежма, Братск, Харанжино, Раздолье, Булган (Монголия), Джингтай или Ябрай (Китай), далее в аэропорты Китая и государств Юго-Восточной Азии.
Конфигурация полярных маршрутов:
Полярный 1. Восточные и центральные районы Северной Америки, далее в общем направлении; г.т, 87°30'сш 03200вд, Диксон, Туруханск, Верхнеимбатск, Максимкин Яр, Кемерово, Новокузнецк, Актош, ГОПТО, далее в направлении на Пакистан и Индию.
Кроссполярный воздушный мост
Фактические доходы от обслуживания воздушного движения по системе КПМ в 5 раз меньше, чем при наиболее вероятном сценарии
Ожидаемые доходы и налоговые поступления от обслуживания воздушного движения по КПМ за 2000-2010 гг. (тыс. долл. США)
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть