Слайд 1Лекция 7
Рынок несовершенной конкуренции
(Монопольная власть на рынке)
Слайд 2Монопольная власть на рынке
1. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степеней
2.
Естественная монополия: сущность и подходы к регулированию
3. Показатели монопольной власти (индекс Лернера) и рыночной концентрации (индекс концентрации, индекс Герфиндаля)
Слайд 3Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным
потребителям по разным ценам, причём издержки производства при этом одинаковы
Легальная практика ценообразования
Слайд 4Ценовая дискриминация первой степени
Производитель полностью присваивает потребительский излишек, т.к. он назначает
максимально возможную цену для каждого потребителя
Слайд 5Ценовая дискриминация второй степени
Различные цены в зависимости от количества покупаемого товара
(принцип самовыявления потребителей)
Примеры
Оптовая и розничная торговля
Дилерские скидки
Кумулятивные скидки (проездные билеты, подписка на журналы и т.п.)
Дисконтные карты
Слайд 6Ценовая дискриминация третьей степени
Сегментация рынка = разделение потребителей на группы и
установление различных цен, зависит от эластичности
Примеры
Входные билеты в музеи и кинотеатры
Тарифы на авиаперелёты бизнес- и эконом-классом
Слайд 7Естественная монополия: особенности ценообразования и регулирования
Конкуренция - не всегда эффективный способ
организации производства, иногда дешевле осуществлять выпуск в рамках одной фирмы, чем на нескольких, т.е.
TC(Q)
Слайд 8Естественная монополия: особенности ценообразования и регулирования
Ключевая особенность естественных монополий – сохранение
возрастающей отдачи от масштаба в долгосрочном периоде
Для естественных монополий характерны высокие постоянные издержки и сравнительно низкие переменные
Слайд 9Естественная монополия: особенности ценообразования и регулирования
Примеры естественных монополий
Железнодорожный транспорт
Трубопроводный транспорт
Электроэнергетика
ЖКХ
Слайд 10Естественная монополия: особенности ценообразования и регулирования
Подходы к регулированию
Прямое государственное вмешательство в
тарифную политику (Федеральная энергетическая комиссия в РФ)
Рыночные методы:
Двухкомпонентный тариф
Фиксированная норма прибыли
Торги за франшизу (право обслуживания)
Слайд 11Индекс Лернера
А. Лернер 1930-е гг.
Слайд 12Модификация индекса Лернера
L=(P-AC)/P=(P-AC)*Q/P*Q=П/TR,
Индекс Лернера приближенно равен доле прибыли в валовом доходе
Чем
сильнее власть монополиста, тем выше этот показатель
Слайд 13Показатели рыночной концентрации
Индекс концентрации – сумма рыночных долей 3 либо 4
крупнейших компаний отрасли
Индекс Герфиндаля (Герфиндаля-Хиршмана)